Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:22, курсовая работа
Цель курсовой работы выявить корреляционную зависимость текста и фотографии на газетной полосе во всем ее многообразии.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определение роли, места текста на газетной полосе;
- определение роли, места фотографии на газетной полосе;
- анализ статистической взаимосвязи текста и фотографии в газете.
- определение специфики технологии редакционно-издательского процесса;
Введение
Сотни лет печатные СМИ – газеты и журналы – были главными источниками информации.
С развитием информационных технологий печатные СМИ стали в общий и разнообразный ряд других источников информации – цветное телевидение с множеством каналов, радио, Интернет, – и, как показывает современная тенденция развития СМИ, отодвигаются всё дальше на задний план, оттесняемые более яркими, понятными в силу своей «визуализированности» телевиденьем и Интернетом. Это является следствием формирования в аудитории, так называемого «клипового мышления». Современный человек хуже воспринимает вербальный метод подачи информации, предпочитая словам картинки. Поэтому для того чтобы пресса смогла выжить в жесткой конкурентной борьбе за аудиторию, она должна не только информировать, но и делать это в яркой, доступной читателю форме.
В связи с этим редакторы начинают осознавать необходимость хорошего дизайна, хотя до сих пор не существует единого мнения по вопросу, что же это такое. Марио Гарсия, один из наиболее известных в мире дизайнеров газет, в третьем издании своей книги «Современный дизайн газет» пишет, что высокое качество в газетном оформлении – это аккуратное и умышленное соединение текста с визуальными элементами: шрифтом, фотографией, цветными иллюстрациями, информационной графикой и «белыми пятнами». Именно поэтому в наше время очень актуальным становится понятие корреляционной зависимости фотографии и текста.
Корреляция – это взаимная связь явлений, находящихся в известной зависимости друг от друга. От удачного соотношения фотографии и текста зависит читабельность газеты, эффективная передача информации, и в конечном итоге ее привлекательность на рынке. Привлекательная и удобочитаемая газета нравится читателям, а значит, тем больше она интересна и рекламодателям. Кроме того, качественный газетный дизайн, требующий соответствия всех её разделов определенному уровню, повышает тем самым качество рекламных материалов. Рекламодатели вынуждены тратиться на более яркие, привлекательные формы подачи своей продукции, чтобы выделяться среди конкурентов, тем самым стимулируют газету финансово, что в свою очередь дает ей базу для дальнейшего развития.
Цель курсовой работы выявить корреляционную зависимость текста и фотографии на газетной полосе во всем ее многообразии.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определение роли, места текста на газетной полосе;
- определение роли, места фотографии на газетной полосе;
- анализ статистической
взаимосвязи текста и
- определение специфики технологии редакционно-издательского процесса;
При этом объектами исследования являются текст и фотография на страницах газет, а предметом – их корреляционная зависимость.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ литературы, касающейся роли фотографии и текста в печатных СМИ; изучение опыта практикующих дизайнеров и редакторов, а также анализ газетных изданий в целях поиска наиболее оптимальных, эффективных вариантов использовании фотографий и текста на страницах газет.
По теме корреляция «текст - фотография» на страницах газетных полос не обнаружено ни одного исследования. Хотя это не говорит об отсутствии исследований по данной проблеме, все же дает основания предполагать о малой степени ее изученности, что придает теме больше актуальности.
Структура курсовой работы включает в себя: введение, три главы, заключение и список использованной литературы. В первой главе работы рассмотрен текст как объект литературного редактирования, его детерминация. Второй раздел посвящен рассмотрению роли и месту фотографии на страницах газет. И третий заключительный раздел включает анализ корреляционной зависимости текста и фотографии на страницах газеты и дополнительную подглаву по технике оформления газеты.
Курсовая работа написана на 42 страницах. В заключении сформулированы выводы по работе. Список использованной литературы включает в себя учебную, методическую и периодическую литературу. А так же Интернет-ресурсы.
Текст - это законченное речевое произведение, сообщение, основными свойствами которого являются информативность, целостность, связность, литературная обработанность, закреплённость на каком-либо материальном носителе информации.[6,17]
Многочисленные формулировки понятия текст, отличаясь деталями, едины в выделении сущностных признаков текста, позволяющих ему выполнять коммуникативную функцию. К таким признакам относятся: целостность, связанность, включенная в него тем или иным способом информация о говорящем и адресате, о ситуации общения, обработанность речетворческого материала в соответствии с законами и нормами естественного языка.
Эффективность работы с журналистским произведением во многом зависит от понимания редактором природы такого сложного феномена, каким является текст, от понимания механизмов его создания и проблем, возникающих на сложном пути порождения речевого высказывания: от возникновения замысла к созданию его мыслительной модели и воплощению этой модели в конкретную речевую форму.
Готовя материал
к публикации, редактор оценивает, прежде
всего, его лингвистическую
Целостность создается наличием в тексте авторского замысла и предполагает структурно-смысловую организацию сообщения.
Связность проявляется в содержательной зависимости последующего предложения от предыдущего. «Реципиент текста использует признаки связности как сигналы объединения соответствующих предложений в семантическое целое». [17, 8-9]
Необходимость отражения в тексте определенных черт акта коммуникации объясняется тем, что текст «является превращенной формой общения, речевые действия, зафиксированные в тексте, создают видимую форму отношений, существующих между элементами коммуникативного акта» [25,42]
Обнаруженные в тексте «шумы» - отступления от правил организации текста – препятствуют передаче адекватного действительности смысла и искажают «картину мира» т.е. снижают эффективность процесса коммуникации. Задача редактора – снять эти помехи и восстановить «чистоту» информационного сигнала. [24,7]
Журналист – создатель текста стремится сегодня к самовыражению, к демонстрации особенности своего менталитета. В этой ситуации редактор должен «разглядеть» спектр возможных текстовых интерпретаций, корректность использования «культуры» и оценить, во-первых, их приемлемость, для документального в своей основе журналистского произведения, во-вторых, общий речевой фон, который формируется в тексте. Не выправленное в процессе редактирования отступление от требований, предъявляемых к текстам СМИ, от системы норм языка может привести к информативным, коммуникативным и эстетическим потерям.
Профессионализм редактора при подходе к тексту проявляется и в понимании объективной сложности процессов порождения и восприятия речевого высказывания. Эта сложность связана, прежде всего со сложностью самого языка. [24,9]
Значения причин, по которым в тексте могут возникнуть дефекты, - важная составляющая профессионализма редактора. При оценке изложения редактор следит за соблюдением в тексте основных требований, предъявляемых к речевой действительности в сфере массовых коммуникаций. Это требование соответствия высказывания нормам культуры речи. Отступление от него приводит к речевым, стилистическим и коммуникативным ошибкам. Следующее требование - это логичности изложения. Отступление от него приводит к логическим ошибкам. [24,12]
Еще одно требование- требование точности изложения. Нарушение точности изложения приводит к неточному, приблизительному пониманию фразы.
Важным требованием,
связанным с достоверной
И наконец, важное для текстов СМИ требование – требование информативной новизны, поддерживающее в тексте оперативность, лаконичность изложения. В соответствии с ним пространные комментарии, банальные рассуждения и повторы в медиа-тексте должны быть сокращены. Нарушение этого требования приводит к бессодержательности. [24,13]
Текст, в котором соблюдены все требования, предъявляемые к речевой деятельности в сфере массовой коммуникации, способен в грамотной с точки зрения культуры речи – части общенациональной культуры – форме воспроизводить точную, доступную для понимания широкого читателя картину мира, т.е. способен эффективно осуществлять основные функции. [24,14]
Прежде чем говорить об элементах дизайна, необходимо дать определение этого понятия. Графический дизайн - это создание визуально-информативной продукции, несущей также и эмоциональную нагрузку. Основной целью графического дизайна является привлечение внимания аудитории к конкретной информации с помощью изображения. [33]
От формы, расположения текста и элементов, которые его окружают, зависит обратят ли читатели на него свое внимание. Рассмотрим элементы детерминации текста, выявим их функции и особенности.
Главную роль играет макет. Макет, по определению В.В. Тулупова, это графический план полосы, предназначенный для ее верстки. [30,133] Цель макетирования - расположить текстовые и иллюстрационные материалы на полосах так, чтобы газета имела привлекательный внешний вид и читатели легко находили интересующие их публикации.
В макетировании газетной полосы используются различные приемы. [9, 205] В числе наиболее употребляемых С.И. Галкин называет:
- планово-композиционный прием (размещение материалов в той последовательности, которая обозначена в плане каждой полосы);
- традиционный прием (постановка в "чердаке" и "подвале" наиболее крупных материалов, которые по диагонали уравновешивают полосу);
- гвоздевой
прием (постановка самой важной
Эти приемы касаются расположения материала на полосе. Также существуют различные способы конфигурации материалов. Газетная практика выработала многочисленные виды верстки полосы, которые характеризуются различной конфигурацией материалов:
- прямая (материалы
имеют четырехугольную форму,
все колонки одинаковы по
- ломаная (преобладание
публикаций ступенчатой формы,
колонки разновелики по высоте)
- смешанная (сочетание прямой и ломаной верстки);
По расположению текстов по вертикали и горизонтали относительно центра полосы различаются:
- вертикальная верстка (материалы на полосах вытянуты сверху вниз);
- горизонтальная верстка (публикации "растянуты" в ширину);
- смешанная
(состоит из двух предыдущих).
Вертикальная верстка более
М.Ф. Малькольм отмечает, что чем шире напечатанный материал по отношению к его высоте, тем меньшим выглядит его объем. Так как читатель всегда предпочитает короткие материалы длинным, то горизонтальное расположение выглядит для него привлекательнее. [26,140] Но В.В. Тулупов считает, что в самой природе чтения заложена как горизонтальность, так и вертикальность. Потому гармоничное сочетание горизонталей и вертикалей способствует гармонии композиционной (в графике и в газете в целом). [30,226]
С.М. Гуревич пишет, что по отношению к оси симметрии полосы различают симметричную и асимметричную верстку. К первой иногда обращаются в процессе подготовки праздничных номеров или целевых полос, стремясь привлечь внимание читателей необычностью их дизайна. Подавляющее большинство газетных полос строится на основе асимметричной верстки. [10,157]
Простейшим средством детерминации текста являются заголовки. Они привлекают внимание читателя если не своим содержанием, то формой. [7] А.А. Грабельников выделяет такие виды верстки заголовков:
- открытая - заглавие ставится над всеми колонками текста;
- полуоткрытая - заглавие ставят над текстом и сдвигают вправо или влево, чтобы с одной стороны оно было закрыто текстом;
- закрытая - заголовок стоит над материалом в центре, но как бы утопленный в текст, с двух сторон закрытый колонками;
- глухая - заголовок
верстается внутри текста, этот
применяется к крупным по
- полуглухая - текст окружает заголовок с трех сторон. [9, 205]