Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:22, курсовая работа
Цель курсовой работы выявить корреляционную зависимость текста и фотографии на газетной полосе во всем ее многообразии.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определение роли, места текста на газетной полосе;
- определение роли, места фотографии на газетной полосе;
- анализ статистической взаимосвязи текста и фотографии в газете.
- определение специфики технологии редакционно-издательского процесса;
При макетировании нужно следить, чтобы два открытых заголовка, стоящих рядом материалов, не сливались и не читались, как один. В такой ситуации какой-то из них можно оставить открытым, а другой сделать полуоткрытым, разделив заголовки колонкой текста. [23]
М.Ф. Мэллет также отмечает такие приемы оформления заголовков как:
- заголовок, начинающийся с левой кромки текста. Основная концепция функционального дизайна гласит, что читающий глаз не утомляется, если имеется постоянная ось ориентации. Поэтому заголовок целесообразно начинать вровень с левой кромкой текста.
- нисходящий заголовок. В таком заголовке первое слово и имена собственные печатаются прописными буквами, а все остальное - строчными буквами. Это целесообразно делать потому, что читатель сразу узнает слово по его силуэту, и то, которое выделено, моментально привлечет его внимание. [26,102]
На подачу материалов влияет количество и ширина колонок, на которые для удобочитаемости делится текст. [10,132] Ширина колонки устанавливается в зависимости от шрифта текста. Идеальная ширина текстовой колонки - это 12-14 пик. Пика - типографская единица измерения, эквивалентная 12 английским пунктам (pt) или 4,218 мм. Дж. Феличи отмечает, что они не должны быть уже, чем 8 пик, иначе глаза читателя будут бегать вперед и назад слишком быстро и устанут. Помимо этого, в узких колонках появляется чересчур много переносов и пробелов. Это особенно заметно, если текст выравнивается по ширине. Тогда в строках, содержащих длинные слова, автоматически возникают ничем не оправданные расстояния между словами, а строки, содержащие короткие слова, наоборот, получают слишком узкие пробелы, из-за чего текст кажется скученным. Колонки, также, не должны быть шире 22 пик (около 93 мм), иначе строки будут довольно длинными, что вызовет необходимость большой амплитуды движения глаз при чтении. Кроме того, читатель может терять конец строки и возвращаться на неверную строку. [31, 345]
Определение параметров колонок влияет на дизайн газеты, облегчая или затрудняя восприятие читателями ее публикаций. Слишком узкие и слишком широкие колонки мешают чтению текстов. Поэтому дизайнеру приходится определять оптимальные для каждой полосы номера количество и ширину текстовых колонок и добиваться постоянства этих характеристик. [10, 143]
Важную роль в детерминации текста играют пробелы. Белое пространство - один из самых выразительных приемов в оформлении. [28, 89] Пробелы делают страницу более привлекательной и легко читаемой, поскольку создают условия отдыха для глаз и предоставляют контраст между текстом и незаполненным пространством. [31, 255] Во всех периодических изданиях встречаются такие виды пробелов, как межбуквенные и междусловные, междустрочные, межколонные.
С.И. Галкин пишет, что разрядка (прием, сочетающий межбуквенный и междусловный пробел) относится к типичным средствам выделения. [5, 134] В компьютерной верстке появились новые приемы: кернинг (корректировка расстояния между отдельными символами) и трекинг (автоматическое изменение величины межсимвольного интервала). [32, 103]
Межстрочный интервал должен быть пропорционален размеру шрифта, длине строки и, что наиболее важно, используемой гарнитуре шрифта. [29] Недостаток пробелов, окружающих заголовки и подзаголовки, усложняет их прочтение и, таким образом, они перестают выполнять функцию привлечения внимания читателя. Рекомендуется включать больше "воздуха" между подзаголовками статьи, строкой с указанием имени автора и вводным предложением. [11]
В.В. Тулупов пишет, что избранный стандартный пробел должен оставаться неизменным в пределах газетного номера. Стандартным пробелом должны отделяться: заголовок от начала статьи, заголовок от фотографии, подпись к ней от самого снимка, фотографии друг от друга и так далее - то есть все элементы, относящиеся друг к другу. Расстояние, отделяющее не связанные между собой элементы, рекомендуется сделать в два раза больше. Четко выдержанные пробелы в газете - это свидетельство культуры оформления. [30, 227]
Выделить текст помогают декоративные элементы. К ним относятся линейки, украшения, заставки и т.п. Они служат для выделения какой-либо содержательной части текста, отделения ее от других. Наиболее широко в периодических изданиях используются линейки. [12] Они различаются по рисунку: тонкая, двойная, рантовая, ассюре, пунктирная, шатированная, фигурная. Главное назначение - разделять весь представленный материал на блоки, удобные для читательского восприятия. Вторая роль линеек (а также пробелов и украшений) - связующая. Разъединяя, они в то же время что-то и объединяют. Линейки - это еще и активное декоративное средство. При этом вертикальные линейки в основном легкие - не более 2 пунктов, горизонтальные могут быть и жирными - от 4 до 12 пунктов. [8,231] Использование линеек (в качестве отбивок, при зарамливании) основано на свойствах зрения выделять и подчеркивать контуры. Поскольку основную часть полосы занимает текстовый шрифт, линейки, как и всевозможные "пятна" (иллюстрации, украшения), и заголовочные шрифты являются сильным средством выделения, несущим определенную информационную нагрузку. [19,112]
С.И. Галкин отмечает, что отсутствие линеек и украшений может ухудшить ориентацию читателя в издании, размыть границы между материалами, ослабить некоторые акценты. [5,198] В то же время чрезмерное использование этих элементов может создать эффект пестроты.
Таким образом, в детерминации текста важную роль играют макет полосы и верстка. От формы и расположения материала зависит обратят читатели свое внимание на него или нет. Важным средством привлечения внимания являются заголовки. Выделить материал помогают пробелы и линейки.
1.3 Шрифт как основное выразительное средство
Рассмотрим такое средство выразительности как шрифты, выявим их основные характеристики. Рассмотрим требования, которые к ним предъявляют и рекомендации по их использованию.
С.И. Галкин дает такое определение шрифту - это графическая форма букв и знаков какого-либо алфавита (кириллического, латинского и пр.). [5,25] В.В. Тулупов пишет, что шрифт это комплект строчных и прописных литер (букв), цифр, знаков препинания, спецзнаков, символов, необходимых для воспроизведения какого-либо алфавита; независимо от техники его исполнения он представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма. [28,83]
Шрифт обладает следующими характеристиками:
1) Размерные характеристики:
a) Кегль - это расстояние от самой верхней точки самой высокой буквы до самой нижней точки самого длинного подстрочного выносного элемента. [5, 65]
b) Интерлиньяж - пробел между нижней и верхней линиями шрифта смежных строк. [28, 91]
2) Характеристики начертания: наклон, плотность, насыщенность.
3) Характеристики рисунка: наличие или отсутствие засечек, соотношение основных и соединительных штрихов. [19, 129]
В зависимости от этих характеристик шрифты делят на несколько групп. Ниже приводится классификация шрифтов, представленная В.В. Тулуповым.
По рисунку: рубленые, с засечками, курсивные, строчные буквы курсивного шрифта во многих случаях приближаются к построению рукописных букв.
По плотности очка (по относительной ширине, или расстоянию между основными штрихами): нормальные (свыше 60 % до 85 %), узкие (свыше 45% до 60 %), сверхузкие (не более 45 %), широкие (свыше 85 % до 105 %), сверхширокие (не менее 115%). [30, 129]
Кроме рисунка и начертания шрифты отличаются друг от друга по размеру (кеглю). С 6 до 13 пунктов - текстовые шрифты, с 14-16 начинаются титульные. Их высшая градация может достигать двух (96 п.), трех (144 п.) и более квадратов. На этом уровне они переходят в разряд афишно-плакатных (акци- индивидуальность графем каждой буквы;
- соразмерность толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета (сверхжирные и сверхсветлые начертания снижают удобочитаемость);
- оптимальность межбуквенных пробелов (чрезмерная разреженность букв в строке, как и неоправданная близость, мешают восприятию слов);
- пропорциональность отношения ширины буквы к ее высоте (читаемость снижается в буквах сверхузких и сверхшироких);
- контрастность основных
и дополнительных штрихов (в
длинных текстах сильный
- размер шрифта, определяемый форматом издания, а также расстоянием между объектом - носителем шрифта и зрителем;
- характер засечек и контурных элементов шрифта, степень наклона (не более 75-80° к линии строки). [28, 81]
дентных). [12]
Гарнитура шрифта - это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, т.е. совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков и решением их элементов. [19, 130]
Шрифт - основное средство формирования стиля газеты. Он может указывать на соотнесенность содержания текста, его темы с определенной эпохой, поскольку те или иные гарнитуры создавались и активно использовались конкретными художниками и верстальщиками в конкретный исторический отрезок времени. От того, насколько шрифт подходит к содержанию текста во многом зависит восприятие текста читателем.
Но кроме требований эстетического характера к шрифтам часто предъявляются требования гигиенического характера. Особенно это относится к текстовым шрифтам.
Удобочитаемость (или читабельность) - одно из главных требований, предъявляемых к шрифту, общая оценка его пригодности. Специалисты определили условия удобочитаемости текста:
М. Картер пишет, что для
обеспечения хорошей
Дж. Феличи дает такие рекомендации:
- газетный шрифт в кеглях 6,8,9 не должен быть узким (4: 5 или 5: 6 такова пропорция очка, а не 1: 2, что характерно для узких шрифтов);
- оптимальный кегль текстового шрифта - 8 или 9 пунктов;
- засечки повышают удобочитаемость, делают букву как бы рельефной, ее очертания выделяются на бумаге. [31, 323]
Также в ГОСТ 29.125-95 указано, что в номере газеты объем текста, набранного рублеными шрифтами, не должен быть более 50%. А гарнитуры наклонного начертания допускается использовать для набора текста объемом не более 1000 знаков на полосе. [22]
А.С. Аверин советует использовать в заголовках прописные и строчные буквы. Как показывают исследования, человек читает и воспринимает слова, напечатанные только заглавными буквами, намного дольше, чем слова, состоящие из больших и строчных букв. [1]
Дизайнеру предлагается на выбор несколько способов шрифтового выделения:
- повышение
(понижение) кегля без
- изменение написания на курсивное;
- изменение начертания на полужирное;
- смена гарнитуры (иногда вместе с начертанием);
- разрядка. [2]
Таким образом, можно сказать, что шрифт является основным средством выразительности печатных СМИ. Существует множество шрифтов, которые различаются по размеру, начертанию, рисунку. К шрифтам предъявляются требования как эстетического, так и гигиенического характера.
2. Фотография. Редактирование фотографии.
2.1 Эволюция фотографии в печатных СМИ
Язык фотографии - это средство фиксации того, что хочет сообщить, показать человек. [18,17]
Все в мире меняется,
так и отношение к
В 50-е годы начался профессиональный спор среди журналистов: нужна или нет иллюстрация или изобразительный материал? В 70-е годы в литературно-художественных журналах стали широко применять рисунки и фотографии и эти изобразительные материалы можно рассматривать как иллюстрации. То же самое стали делать и в производственных, технических ежемесячных журналах.
В общественно-политических журналах типа «Огонька» соотношение было другое, здесь уже до 70% фотографии (и рисунков) становились самостоятельными материалами. Если считать не иллюстрации, а публикации, в составе которых есть изобразительные элементы (скажем, фоторепортаж - это единица измерения, хотя в нем шесть фотографий), то и тогда окажется, что половина снимков и рисунков иллюстрирует текст, остальное - самостоятельные произведения (фотозаметка, фоторепортаж, фотоочерк), в то время как текст поясняет и комментирует эти изобразительные материалы, несущие основное содержание.
В еженедельниках газетного типа соотношение самостоятельных изобразительных материалов и иллюстрации было таким: первых - от 37 («За рубежом») и до 43% («Неделя»), вторых - соответственно 63 и 57%. В «Литературной газете» соотношение было примерно 50:50. [14,17]