Журналистский текст. Редактирование журналистского текста. Текст как объект литературного редактирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы выявить корреляционную зависимость текста и фотографии на газетной полосе во всем ее многообразии.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определение роли, места текста на газетной полосе;
- определение роли, места фотографии на газетной полосе;
- анализ статистической взаимосвязи текста и фотографии в газете.
- определение специфики технологии редакционно-издательского процесса;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Исходя из вышеизложенной информации, можно выделить следующие виды статистической взаимосвязи:

1) содержательное единство фотографии и текста;

2) доминирующая роль текста;

3) доминирующая роль фотографии;

4) нейтральные отношения текста и фотографии (когда ни текст, ни фотография не дополняют др. др.);

5) взаимное «разрушение» текста и фотографии;

 

 

3.2 Техника оформления газетной полосы

 

Содержание  и форма печатного издания  представляют собой неразрывное  целое. Если содержание играет главную роль, то форма производит впечатление еще до чтения газетных материалов.

Оформление  издания призвано:

- способствовать наиболее полному выявлению содержания напечатанных материалов;

- облегчить  их восприятие;

- руководить  вниманием читателя (помочь быстро разобраться в содержании номера, найти самое важное и актуальное для него как члена общества, какой-либо социальной группы).

При оформлении издания необходимо придерживаться следующих принципов:

- Подчиненность  содержанию. Все элементы формы, приемы оформления должны быть направлены на выявление актуальности, особенностей публикаций, их значимости (идея, тема, проблема, жанр и т.д.).

- Единство стиля  (динамичный «молодежный», «деловой»  стиль, «ретро»). Все элементы, детали  оформления должны гармонично сочетаться друг с другом. Узнаваемый стиль держится на деталях; в эффективном дизайне не бывает мелочей.

- Контрастность  (контраст большого и малого, широкого  и узкого, длинного и короткого,  черного и белого, черного и  серого, прямого и наклонного, прямоугольного и ступенчатого, прямоугольного и овального и др.) помогает не только привлечению внимания, но и его удержанию.

- Принцип пропорциональности  проявляется, например, в том,  что размер элементов дизайна  («бруски» текста, заголовочного комплекса, иллюстраций, подложек, текстовые и титульные шрифты, пробельные и разделительные средства и др.)

- Направленность - принцип, предполагающий последовательное  восприятие дизайна. Эффективное  оформление «ведет» читателя  по газетным полосам, страницам.

- Экономность  и сдержанность означают сознательное  ограничение дизайнера в подборе  тех или иных средств оформления. Дизайн должен быть изящным,  но при этом простым, удобным  и понятным.

- Экспериментальность  - принцип, предполагающий постоянную  нацеленность дизайнера на творчество, поиск нового: импровизационные решения дизайнера в рамках утвержденной научно разработанной композиционно-графической модели; ее совершенствование; отработка в специальных выпусках оригинальных приемов, освежающих, но не разрушающих модель, действующую в течение определенного, достаточно продолжительного, времени.

- Системность  - без системного подхода дизайнер  не сможет реализовать, например, такие из выделенных нами принципов,  как «единство стиля», «целостность»…  Системность суть любой проектной деятельности, в том числе и дизайна. [27,17-25]

Следование  перечисленным выше принципам дизайна  повышает удобочитаемость газеты, позволяет  улучшить её внешний вид. Как было упомянуто выше, без четко определенной содержательной части просто нельзя приступать к работе над формой издания.

Упорядочить содержание призвана тематическая модель издания. Тематическая модель - это система подачи содержательной части периодического издания, которая определяет его количественную (объем и число материалов), пространственную (размещение материалов в целом по номеру и по конкретным полосам), качественную (жанровую) и временную (периодичность) составляющие текстового и иллюстративного массивов.

Основой тематической модели является рубрикатор (полный список используемых рубрик и система их подачи).

Поскольку модель подразумевает относительное постоянство расположения рубрик, то представляется целесообразным раз и навсегда закрепить за определенными полосами определенные рубрики.

Не обязательно  те или иные рубрики присутствуют в каждом номере. Но периодичность  их подачи должна строго соблюдаться.

Словом, тематическая модель является своего рода расписанием  работы редакции; на первый взгляд сугубо формальным документом. На самом деле она является продуктом творческим, и творческое начало как раз должно присутствовать в процессе ее создания.

Графическая модель - воплощение тематической модели издания  графическими, шрифтовыми и изобразительными средствами. Основой графического моделирования  является:

а) конструкция  номера в целом и всех его полос  по отдельности;

б) шрифтовая  политика;

в) подача видеоряда;

г) использование  изобразительных средств второго  плана (как-то - подложек, рамок, линеек и др.).

Наряду с  терминами «тематическая модель»  и «графическая модель» в теории журналистики часто употребляется  понятие «композиционно-графическая модель».

Композиционно-графическая  модель (КГМ) состоит, как правило, из четырех основных частей, первой из которых является сетевой график. В нем закреплена жанрово-тематическая структура издания, разработанная  на основании анализа предварительного материала. Сетевой график включает в себя расписание основных тематических разделов и рубрик по номерам (дням недели, неделям - для еженедельника) и полосам, их ориентировочный объем в наборных строках основного формата. Тщательно продуманная, возможно, измененная после выхода первых номеров структура издания является основой построения следующих частей композиционно-графической модели - размерных стереотипов, стандартных операций набора, макетов-стандартов. Все они имеют непосредственное отношение к внешней форме издания и не могут быть разработаны без некоего опосредующего звена между содержанием и оформлением. Структура фактически является моделью содержания, конкретизированным перспективным планом работы редакции. [27,7]

Размерные стереотипы фиксируют формат и объем издания, основной и дополнительный форматы набора, количество колонок и пробелы между ними.

Стандартные операции набора в определенной степени перекликаются  с моделью подвальной ступени. Они  закрепляют основной и дополнительный шрифты и кегли набора текст и заголовков, состав и принципы оформления постоянно встречающихся в номерах комплексов (заголовочный, титульный, служебный, иллюстративный и т.п.). Особое значение эта часть КГМ приобрела с введением компьютерного набора и верстки изданий. Новая технология значительно облегчила работу верстальщика, все стандартные операции закрепляются в стилевых файлах, которые остается только присвоить определенному фрагменту или целому тексту, заголовку. В титульном служебном комплексах необходимо менять дату выпуска, время подписания в печать.

Наконец, последняя  часть КГМ - макеты-стандарты, представляющие собой принципиальные схемы верстки  полос издания. Они как бы подводят итог предшествующим этапам построения модели.

Способствуя упорядочению «лица» газеты, КГМ в то же время оставляет не мало простора и для импровизационных творческих поисков оформителей (компоновка отдельного материала, разверстка элементов заголовочного комплекса, фотографий и фотоблоков и др.) К тому же она может изменяться по пути уточнения и совершенствования. То есть и сама модель представляет собой систему - некую организацию элементов содержания и формы, характеризующихся повторяемостью и устойчивостью. [27,47]

В последние  годы разработка редакциями КГМ приобретает  особое значение в связи с коммерциализацией изданий и возрастающей конкуренцией на рынке прессы. Введение в редакционной практике методов системного проектирования позволяет более эффективно организовывать процесс создания и последующего выпуска изданий. Поиск «лица» издания позволяет усилить бренд, так как газета или журнал в таком случае приобретает, если использовать типично рекламный термин, «фирменный стиль», выделяющий издание на фоне конкурентов.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Внимательное изучение вопросов связанных с определением места и роли текста в современных печатных изданиях, а конкретнее в газетах, показывает, что редакторы должны учитывать не только смысловое единство публикаций собранных на газетной полосе но и их графическое, композиционное единство, что благоприятствует более эффективному воздействию на читателя, позволяет привлечь его внимание не только к изначально интересующим его материалам, но и затянуть, увлечь его к прочтению всего номера газеты. Большое значение в решении этой задачи имеют элементы графического оформления, среди которых следует выделить шрифт, как образующий дух, настроение газеты элемент, и в то же время элемент организующий.

Современная тенденция  в сторону визуализации информационного  потока не могла не отразиться на печатных страницах современных газет. Однажды вступившая на газетную полосу фотография, как элемент украшения «облегчения» газетной полосы, перегруженной текстом, со временем оттесняет текст, уравниваясь с ним в правах, а подчас и доминирует над ним, оставляя тексту роль комментария.

Таким образом, информационная эффективность зависит как от непосредственно текста, так и от изображения, представленного на страницах газеты. Взаимодействуя друг с другом, текст и фотография, обеспечивают целостность и связность, коммуникативный эффект печатного издания.

Проведенное изучение соотношения фотографии и текста на страницах газеты позволило выявить следующие виды корреляционной зависимости:

1) содержательное  единство фотографии и текста;

2) доминирующая  роль текста;

3) доминирующая  роль фотографии;

4) нейтральные  отношения текста и фотографии (когда ни текст, ни фотография  не дополняют др. др.);

5) взаимное «разрушение»  текста и фотографии;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

1. Аверин А. Шрифт в дизайне / А. Аверин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rupr.ru/art/dizain_v_reklame-shrift_v_dizaine. php

2. Аверин А. Шрифт и текст. / А. Аверин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prodtp.ru/index. php? act=recipes&CODE=03&id=20

3. Ворошилов В. Журналистика. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А. , 2000. - 360 с.

4. Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. Общее и особенное в художественно-техническом конструировании периодических изданий. - М. Изд-во МГУ, 1984.- 197 с.

5. Галкин С.И. Техника и технология СМИ: художественное конструирование газеты и журнала: Учебное пособие/ С.И. Галкин. - М.: Аспект-Пресс, 2007. - 215 с.

6. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. – 138 с.

7. Головко С.Б. Свойства и приемы композиции/ С. Головко // Журналист. - 2001. - №11. - С.89

8. Головко С.Б. Дизайн деловых периодических изданий: Учебное пособие / С.Б. Головко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 423 с.

9. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие / А.А. Грабельников - М.: РИП-холдинг, 2004. - 274 с.

10. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра: Учебное пособие для вузов/ С.М. Гуревич. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 195 с.

11. 12 ошибок пресс-дизайна. /PR в России. - 2006. - №6. - С.25-28

12. Дубина Н. Основы оформления газеты / Н. Дубина [Электронный ресурс] // Еженедельник Директор-Инфо. - Режим доступа: http://www.directorinfo.ru/article. aspx? id=15300&iid=727

13. Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917): Учебно-методический комплект. - М.: Наука, 2000. - 464 с.

14. Ефимов М.В. и др. Технические средства переработки текста и иллюстраций. -М.: «Мир книги», 1994.

15. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации -М., 1996.

16. Картер М. Современный газетный дизайн / М. Картер. - М.: Российско-Американский Информационный Пресс-Центр, 2000. - 198 с.

17. Леонтьев А.А. Понятие текста в современной лингвистике и психологии//Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенностей его восприятия. Киев, 1979.

18. Мжельская Е.Л. Редакторская подготовка фотоизданий. – М.: Аспект Пресс, 2005.- 112с.

19. Нестеренко О.А. Краткая энциклопедия дизайна / О.А. Нестеренко. - СПб.: БХВ-Петербург 2001. - 316 с.

20. Ныркова Л.М. Как делается газета: Практическое пособие - М.: ТОО

«Гендальф», 1998. - 68 с.

21. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917. - 90-е гг.): Учебное пособие /Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Издательство Московского университета, 1999. - 304 с.

22. Российская федерация. Отраслевые стандарты. ОСТ 29.125-95 Газеты. Общие технические требования.

23. Скоробогатько В. Графическое конструирование успеха/ В. Скоробогатько // Журналист. - 2005. - №12. - С.78

24 Сметанина С.И. Редактирование текстов массовой коммуникации.- Спб., 2003 – 154 с.

25. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979

26. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы / автор-составитель Малькольм Ф. Мэллет. - М.: Права человека, 2000. - 152 с.

27. Табашников И. Газета и дизайн. - Тюмень, 1994.

28. Тулупов В.В. Дизайн периодических изданий. / В.В. Тулупов. - СПб: Михайлова В.А., 2008. - 315 с.

29. Тулупов В.В. Не торопитесь выбрасывать строкомер, или Почему все газеты на одно лицо/ В.В. Тулупов // Журналист. - 2003. - №8. - С.82

30. Тулупов В.В., Колосов А.А., Цуканова М.И., Сапунов В.И., Бобряшов А.А. Техника и технология СМИ. / под ред.В. В. Тулупова. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - 318 с.

31. Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн / Феличи Дж. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004. - 496 с.

32. Фрост К. Дизайн газет и журналов / Фрост К. - Издательство: Университетская книга, 2008. - 232 с.

33. Чернышев, В.А. Большой толковый словарь / В.А. Чернышев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-slovar.ru /search/? words=%E4%E8%E7%E0%E9%ED

Информация о работе Журналистский текст. Редактирование журналистского текста. Текст как объект литературного редактирования