Журналистский текст. Редактирование журналистского текста. Текст как объект литературного редактирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы выявить корреляционную зависимость текста и фотографии на газетной полосе во всем ее многообразии.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определение роли, места текста на газетной полосе;
- определение роли, места фотографии на газетной полосе;
- анализ статистической взаимосвязи текста и фотографии в газете.
- определение специфики технологии редакционно-издательского процесса;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Как мы уже упоминали, в основе фотоинформации лежит единичный  факт. В практике отечественной фотожурналистики выделяются три разновидности фотоинформации: некомментированная, комментированная и развернутая. Объем текстовой  информации в них, как правило, заключается в рамки сообщения об одном факте. Различие мы находим лишь в обрисовке деталей, в тех или иных подробностях события.

Каждый фоторепортаж подразделяется на хроникальный фоторепортаж, фоторепортаж-отчет, фоторепортаж с  оценочным началом.

Фотокорреспонденция не отображает напрямую развитие какого-либо события. В ней происходит осмысливание сложившегося положения дел в ходе тех или иных событий и явлений действительности, подводится результат определенных действий, дается их оценка и возможный прогноз.

От развернутой  фотоинформации этот жанр отличается тем, что фиксирует не единичный  факт, а раскрывает взаимосвязи между  несколькими фактами и событиями.

Фотоиллюстрация - дает ее зримый образ на момент осуществления  вербального коммуникативного действия.

К художественно-публицистическим жанрам в теории и практике фотожурналистики чаще всего относят фотозарисовку, фотоочерк, фотопортрет, фотоплакат, фотосериал, фотомонтаж, фотоколлаж.

Фотозарисовка - предтеча фоторепортажа. Как отмечает С. Морозов, истоки жанра обнаруживаются в истории отечественной фотографии и связаны с социальной фотографией. Такое понятие и вид съемки возник после выхода фотографов из павильона и начала съемок «под жизнь», с ее социальными контрастами.

Фотоочерк - жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к человеку. Фотоочерк состоит из трёх кадров и боле, объединенных одним сюжетом. Он не ограничивается первым планом события, а раскрывает его характер, сущность, подтекст. Для фотоочерка не важны единство места и времени, поэтому он предполагает разнообразие творческих стилей, манер и сюжетных ходов. Существуют разновидности фотоочерка как жанра: портретный, проблемный и путевой. [18,38-46]

Для жанров фоторепортажа  и фотоочерка характерен многокадровый  изобразительный ряд.

Фотомонтаж, фотоплакат и фотоколлаж - эти жанры фотожурналистики, объединяют в одном кадре несколько  сюжетов с целью достижения определенного  художественного и пропагандистского  эффекта. В фотомонтаже эти сюжеты выполнены фотоспособом, в фотоколлаже  и фотоплакате - синтетическим изобразительным способом, с помощью рисунка, компьютерной графики. Все эти жанры - синтетические, в них активно работают как визуальное изображение, так и емкий, экспрессивный вербальный текст. Чаще всего эти жанры фотожурналистики используются для комического и сатирического эффекта. Также эти жанры широко используются при создании рекламных материалов.

Таким образом, границы между жанрами весьма условны: фотозаметки бывают похожи на фоторепортаж, или фотоинформация на фотопортрет. Но главное при этом должно ощущаться: собственный стиль, отсутствие «штампов».

 

 

2.3 Фотореклама

 

С помощью газет  и журналов компании рекламируют  свой продукт. Рекламодатели логически  выстраивают свое объявление, чтобы  убедить читателя в чем-либо. Возможности газет и журналов позволяют это сделать эффективно. Эффективность рекламы повышается, если снабдить объявление наглядным изображением.

Заметим, что  фотообразы в рекламе начали использоваться в 30_х гг. ХХ века. Признанный мэтр мира фотографии Уолтер Томас считал, что фотография более эффективно, чем художественный образ, «наводит мосты» между реальностью и нашим воображением о ней. Таким образом, использование фотографии в рекламе можно рассматривать как сознательное манипулирование потенциальным покупателем посредством создания у него ассоциаций с рекламируемым товаром.

Достаточно, чтобы  в поле зрения попало ключевое изображение - и включается произвольное внимание, основанное на интересе. Также доказано, что иллюстрация, несомненно, запоминается лучше и дольше, чем текст, так как облегчает выработку условных ассоциаций.

Воздействие рекламного объявления определяется изображением, заголовком, текстом, причем именно в  этом порядке. Сначала читатель обращает внимание на «картинку», поэтому она  должна быть умело подобрана. Если человек заинтересуется заголовком, он обязательно прочтет и текст объявления. Сам текст должен быть лаконичен и информативен. Но даже действительно удачно выполненное объявление заметят, как показывают опросы, не более 50% аудитории. Приблизительно 30% респондентов вспоминают смысл заголовка; около 25% название рекламируемого товара и только менее 10% знакомятся с содержанием рекламного текста. . [32,42]

Рекламной фотографией  можно считать любой снимок, который  используется в рекламе. Но каждая компания предъявляет свои требования к использованию фотоизображения. По мнению экспертов, наибольшей силой обладают изображения (лучше фотография) женщин. Некоторые авторы объясняют это тем, что красивая женщина сама по себе привлекает внимание мужчин, а женщина-зритель обращает внимание на иллюстрацию, так как хочет сравнить себя с изображенной. На второе место в иерархии привлекающих внимание персонажей автор ставит животных (особенно домашних), на третье - мужчин. Вся эта иерархия весьма условна. Для многих мужчин на первом месте главенствует машина.

Уровень художественности, оригинальности, легкости и запоминаемости фотографии потребителем определяется индивидуально для каждого конкретного  проекта.

Заметим, что  процент фоторекламы в газетах всё же ниже, чем в журналах, так как реклама в журналах существенно отличается от рекламы в газетах.

Одним из самых  важных преимуществ рекламы в  журналах является её высокая избирательная  способность. Каждое издание имеет  свою четко определенную аудиторию. Реклама в журналах активно воздействует на сознательную и бессознательную части психики читателя. Журнал обеспечивает более высокое качество полиграфического исполнения, а значит, и более сильное эмоциональное воздействие на аудиторию. Большую и бесспорную роль играет цветовая гамма, что позволяет размещать яркие, запоминающиеся, эффектные рекламные модули. В отличие от газет, в журналах можно поместить фотографию рекламируемого товара или какой-либо объект, который привлечет внимание читателя, заставит его остановить взгляд на картинке, и дает возможность разглядеть товар во всех его красках. Такая реклама хорошо запоминается, и впоследствии будет ассоциироваться с рекламируемым товаром. К тому же в журналах имеются тематические разделы, что облегчает читателю находить нужные темы. Журналы идеально подходят для длинных рекламных текстов и крупных иллюстраций, и поэтому большинство аудитории читает рекламу в журналах с таким же интересом, как и обычные статьи и заметки. Реклама в журналах обычно выдержана в дружеском, доверительном тоне и содержит большое количество информации. Фотографии в журнальной рекламе используются гораздо чаще, чем рисунки.

С рекламой в  газетах дело обстоит немного  иначе. Реклама в газете живет  всего один - два дня, т. к. многие читатели газеты читают один раз и очень быстро выбрасывают их. Качество печати газет не самое высокое, из-за чего теряется и качество фотографий, и качество текста. Некоторые особенности рекламируемого продукта из-за плохого качества печати, вообще могут частично или полностью исчезнуть. В большинстве случаев это печать в одну или две краски. В отличие от журнальной рекламы, рекламное объявление в газетах может затеряться среди других подобных объявлений. И чтобы оно не затерялось, рекламируя, например, экскурсии по городу или посещение музеев, в рекламных объявлениях впечатываются фотозаставки с видами нужных объектов. Естественно, качество снимков требуется весьма высокое. Но, несмотря на все недостатки газетной рекламы, газеты до сих пор остаются хорошим средством для рекламы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Корреляция «текст и фотография» на страницах газеты

3.1 Анализ взаимосвязи текста и фотографии в газете.

 

Корреляция — это статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми). При изучении корреляций стараются установить, существует ли какая-то связь между двумя показателями в одной выборке либо между двумя различными выборками и если эта связь существует, то сопровождается ли увеличение одного показателя или уменьшением другого. [34,100]

Изучив подробно технологии редактирования текста и фотографий на страницах газеты, выявим их коэффициент  корреляции.

Текст и иллюстрации  могут представлять собой содержательное единство, вместе раскрывать тему, усиливать друг друга. Если их соседство органично, возникает своеобразный симбиоз от журналистики, когда снимки и текст, взаимообогащая, дополняя друг друга, воспринимаются как единое целое. Так исторические снимки, подобранные по принципу монтажа, могут обладать мощным эмоциональным и комментирующим воздействием, как, впрочем, и умело поданные подборки современной хроники, а также профессионально выполненные фотомонтажи, коллажи. (см.Приложение 1.)

В аналитических изданиях главным образом текст доминирует над фотографией. Доминирование текста над фотографией отличает элитарные издания. Текст в данном случае несет основную смысловую нагрузку, а изображение служит адекватным ему дополнением. (см.Приложение 2.)

Нередко фотография выступает в качестве доминанты (зрительно-смыслового центра) полосы или даже всего номера – «фотопубликация» как бы замыкает на себе остальные материалы и является исходной точкой знакомства с содержанием номера. Фото может быть самостоятельно первоклассным пропагандистским материалом, даже иллюстрируя текст. Оно наглядно может иллюстрировать события текущей жизни, выделяя явления дня, запечатлевать свое время как в общих чертах, так и в мелочах, деталях. Контрастируя с серым полем текста, снимок освежает графику и композицию газеты – тем самым привлекает внимание читателя ко всей полосе, текстовым сообщениям, расположенным вокруг и рядом с фотографией. Очень важны информационные снимки (пресс-фотография) – в этом случае текст («текстовка») лишь дополняет или поясняет фотоизображение. Фотография в силу своей наглядности, документальности (любой, даже очень слабый в профессиональном смысле снимок документален и, значит, правдив) обладает наибольшей силой убеждения и внушения. Изобразительный ряд всегда активно воздействует на восприятие, воспринимается как нечто цельное легче и быстрее, чем вербальный текст. Поэтому может получиться, что иллюстрации, особенно если они выполнены талантливым фотографом, «затмят» текст и будут существовать уже сами по себе, первично, и только через них пойдет восприятие информации, так как они не просто сопровождают текст, а образно, наглядно истолковывают его. Во избежание этого редактор должен уметь грамотно сбалансировать смысловое содержание фотографии и текста. (см. Приложение 3.)

Появились специальные  приемы: наложение фотографии на текст, подпись на снимке и др. Компоновкой  самых заурядных снимков, расположенных  в определенном порядке (монтажный  метод), можно добиться эмоционального сюжетного эффекта, как и при  умелой верстке различных, но близких по теме фотографий и текста.

Но нередко довольно слабая по содержанию публикация сопровождается серией снимков. И если даже качество фотографий высокое, эффект их воздействия  снижается – они выполняют, по сути дела, лишь роль украшения. (см. Приложение 4.)

Большеформатные молодежные газеты помещают в среднем 10 фотографий в номере. Здесь их чаще, чем в  других типах газет, подают в блоках; поскольку такая подача более  всего соответствует жанру репортажа, он и превалирует на страницах этих газет. Но всегда, ли фоторепортаж – «гвоздь номера», а не просто графический акцент на полосе?

Фотография, наряду с  такими художественными формами, как  шрифт, рисунки, различные линейки, украшения, составляет “строительный  материал” графической композиции. Ее содержание влияет на такие оценки полосы: «спокойная», «беспокойная», «праздничная» «будничная», «траурная». Иногда злоупотребление графическим материалом в сочетании с попыткой абсурдного совмещения на одной газетной странице информации не сочетаемой по содержанию приводит к эффекту «винегрета», при таком неудачном соседстве теряется информативность каждой публикации по отдельности. (см. Приложение 5.)

Изобразительная журналистика, располагающая собственной системой жанров, также включает служебные подвиды (например, фотозарисовку). Они способны переводить факты на язык визуальной коммуникации, могут быть использованы в качестве «зрительного пятна», облегчая восприятие текстового сообщения по принципу контраста. Очень важным моментом является сочетание снимка и текста. По сути дела, «формирование жанра произведения фотожурналистики происходит лишь на последнем этапе, когда фотографическое изображение дополняется комментирующим текстом. Восприятие фотографии оптимизируется, если «угадан» ее жанр. Жанровое разнообразие издания также способствует оптимальности процесса коммуникации. Журналистской публикации вредит такое положение, когда фотография лишь дублирует изложенное в тексте. «Разрушение» текста снимком, снимка текстом – опасность, преодолеть которую обязан редактор иллюстраций. Основная задача текста заключается в том, чтобы обеспечить читателю или зрителю оптимальные условия для понимания и интерпретации.

Большая спаянность, слияние текста и фотографии обнаруживается в рекламных блоках газеты, в которых между вербальным и невербальным (в нашем случае - фотография) компонентами устанавливаются подчиненные отношения, при которых вербальный текст полностью зависит от изобразительного ряда и само изображение выступает в качестве необходимого элемента текста. (см. Приложение 6.)

Информация о работе Журналистский текст. Редактирование журналистского текста. Текст как объект литературного редактирования