Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:27, курсовая работа
Актуальность проблемы исследования. Материалы в жанре репортажа мы часто встречаем на страницах газет и журналов, а также на телевидении. Как считает, Л.Е. Кройчик, автор статьи в сборнике «Основы творческой деятельности журналиста», «репортаж – жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца» [4] Она утверждает, что в основе репортажа лежит метод наблюдения, и как следствие, обязательное присутствие журналиста на месте действия. Поэтому этот жанр никогда не потеряет своей актуальности. «Включенное наблюдение» - разновидность наблюдения, используемого в журналистской практике. Практически все репортажи журнала «Русский Репортер» написаны данным методом.
Введение…………………………………………………………………………3-6
Глава 1
Метод «включенного наблюдения» в журналистике. Философские представления о народе великих российских «властителей дум».
Понятие «Включенное наблюдение» как способ получения информации…………………………………………………………………....7-13
Особенности сбора материала. ……………………………………………..14-15
«Визит вежливости», как способ воздействия…….…………………………...15
Народническая идея П. Н. Ткачева, П.Л. Лаврова, Н.А. Бердяева, М.А. Бакунина……………………………………………………………………..16 - 23
Отголоски прошлого в современных журналистских репортажах……………………………………………………………………23-24
Вывод по теоретической части…………………………………………………25
Глава 2
Метод «включенного наблюдения» на страницах журнала РР.
Особенности репортажей на «включенное наблюдение». Кто они, герои репортажей? .....................................................................................................26-39
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………….…41- 42
«Именно эти качества, сочетаемые с любой
временной маской, должны быть гарантом
чистоты наших помыслов, а нам самим они
дают возможность не заходить слишком
далеко. Журналист, действующий прямолинейно,
какого бы ума и таланта он ни был, обрекает
себя на великие трудности, которые, увы,
не всегда преодолимы». [12, там же]
Можно ли сделать из этого вывод,
что для достижения цели — сбора материала
— «все средства хороши»? Нет, такого вывода
делать не стоит. Способность журналиста
к перевоплощению хороша, когда:
никакого отношения к сведениям не имеющим;
«Так, например, нам необходимо умерять наш апломб, какую бы роль мы ни играли, потому что мы действуем не только от своего имени, но и от имени газеты, — правда, при этом никогда не терять достоинства». [12, там же]
1.3. Визит вежливости
Термин, придуманный В. Аграновским, играет важную роль при сборе материала. Он полагает, что мы обязаны делать «визиты вежливости», посещая руководителей коллективов и прочих ответственных товарищей. Среди журналистов бытует мнение, что высокопоставленные люди всегда «защищают честь мундира», стараются «замазать или сгладить» картину и не желают выносить сор из избы. Но так это или не так вопрос особый, его нельзя коснуться мимоходом, т.к. он заслуживает весьма серьезного изучения.
Газетчики абсолютно
Да, нас могут или любить или не любить, но с нами всегда считаются. «Почему же мы, контактируя с руководящими работниками, должны заранее испытывать недоверие к ним, а не наоборот? Надо всеми силами стремиться к тому, чтобы превратить формальный визит вежливости в беседу по существу, которая даст полезную информацию, государственный взгляд на проблему, умную мысль, дельное соображение, реалистический подход. Я уж не говорю о том, что ценность такой информации сочетается с величайшим моральным облегчением, которое мы получаем, поговорив с толковым и объективно настроенным руководителем, освободившись от предвзятости, несправедливого к нему отношения». [12, там же]
Собирая материал, особенно негативного характера, нужно заранее составить список лиц, встреча с которыми обязательна. Это нужно для того, чтобы будущая статья не подвергалась формальной рекламации по поводу того, что «Ваш корреспондент всего 5 минут говорил с председателем месткома!» и т.п., советует В. Аграновский.
Я считаю, «визит вежливости», действительно, играет большую роль при написании материала, а в частности, репортажа, требующего детальной проработки. Уделять время героям нужно всем одинаково. И относится тоже, желательно, ко всем одинаково, или, хотя бы, делать вид.
1.4. Народническая идея П. Н. Ткачева, П.Л. Лаврова, Н.А. Бердяева, М.А. Бакунина
Народничество - общественно-политическое движение. Принадлежность к народничеству, как к общественно-политическому движению и течению общественной мысли была и до сих пор остается проблемой. Многие из тех, кого в современной литературе причисляют к народникам, как я уже убедилась, не считались таковыми во времена расцвета народничества, и наоборот, некоторых из тех, кого называли народниками, в новейшей литературе к ним не относят.
Учитывая неоднозначность понятия «народничество», реальное содержание этого понятия выводится не из самоназваний тех или иных деятелей, кружков, группировок, а из степени общности или различия принципов его участников.
Народничество стояло, как бы особняком и представляло собой некую целостность, отличающуюся от ряда течений, таких как славянофильство, почвенничество и толстовство, т.е. дворянского либерализма с одной стороны и демократии постпросветительского, ненароднического типа – с другой. При всех различиях народники выступали как одно особое общественное движение, выражавшее интересы крестьянства в период, когда русское общество пореформенного периода, встав на путь капиталистического развития (и пройдя по этому пути лишь небольшой отрезок), попыталось в лице идеологов народных масс, в первую очередь крестьянства, либо совершенно свернуть с него, пойти по «самобытному», «общинно-артельному» пути, либо найти такие самобытные общественные формы, которые бы сгладили бы трудности и противоречия от одного общественного строя к другому.
П.Л. Лавров
Один из лидеров народнического движения П.Л. Лавров. Это ярко выраженный теоретик, причем теоретик энциклопедического типа, стремившийся не только к анализу самых разных отраслей науки, в первую очередь философии, социологии, этики и политики, но и к универсальному синтезу знания, что нашло свое выражение в задуманном им еще в 60-х гг. грандиозном плане написать историю мировой мысли в широком контексте истории человеческой культуры и цивилизации.
Главная, узловая идея Лаврова, пронизывающая все составные части его теоретической системы, - "антропологическая точка зрения". Антропоцентризм Лаврова предопределяет, в конечном счете, характер не только его конкретных общественно-политических программ, но и самых абстрактных философских построений. «Антропологическая точка зрения» Лаврова возникла не только под влиянием предшествующих философских теорий, например, с трудами Фейербаха, но и под воздействием острой социально-политической обстановки, сложившейся в России накануне и в ходе отмены крепостного права, когда проблема человека, вопрос о личности и ее правах стали предопределять ценностные установки всех прогрессивно мыслящих людей.
Лавров не разделял взглядов другого народника - Бакунина «на немедленный бунт крестьянства, также отвергал бланкистскую заговорщическую тактику Ткачева и т. д. У него сложились свои представления о стратегии и тактике народнического движения, в значительной степени обусловленные тем, что теория занимала в его деятельности гораздо большее место, чем у Бакунина и Ткачева.
У П.Л. Лаврова в основе антропологии как философской системы лежат три принципа:
У него формируются свободолюбивые и народолюбивые взгляды, критическое отношение к деспотизму, появляются идеала общества, основанные на законах, а также первые собственно народнические представления о "гнилости" Запада и особом историческом предназначении России.
В 1857 г. в издании Герцена "Голоса из России" публикуются стихотворения Лаврова "Пророчество" и "Русскому народу" с его предисловием - "Письмо к издателю", в котором он намечает исходные принципы и тактику достижения искомого общественного идеала:
К 1873 г., Лавров приступает к изданию журнала "Вперед!", где четко выражена его народническая программа. Она заключалась в следующем:
При этом Лавров был противником насилия. Он не хотел тяжелых потрясений и кровавых революций. Он предпочитал достигать свои цели мирным путем – легальными реформами. Но если уж суждено быть народному восстанию, то его нужно подготовить.
<…> После организации «Народной воли» Социалистический идеал будущего он мыслил теперь не как развитие самобытного общинного строя, а как общество солидарных личностей, в котором гармонизированы индивидуальные и социальные интересы, как универсальный кооперативный строй. На представления Лаврова о социальном идеале будущего немалое влияние оказали также идеи Маркса. <…> «Учение Лаврова о критически мыслящей личности противостоит религиозным представлениям о том, что мысли и чувства человека определяются действием провидения, идеалистически-метафизическим идеям личности как органа абсолютного духа, а также материалистическим теориям, ставившим развитие человека в полную зависимость от окружающей среды и объективных обстоятельств. Просвещенная, цивилизованная, критически мыслящая личность с ее научным знанием и нравственным убеждением о справедливости выступала в глазах Лаврова источником истории, и ее главной движущей силой». [13]
Много внимания уделял П. Лавров и решению проблемы взаимодействия личности и общества. На первом плане, разумеется, личность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповторимостью. По мнение Лаврова, главными действующими личностями в обществе и определяющими развитие его культуры и формы общественного устройства, являются критически мыслящие личности, с более или менее яркими индивидуальностями. Таковыми являются представители передовой интеллигенции. При этом, он полагал, целью общества - является предоставление каждой личности условий для ее всестороннего развития, где большая часть уделялась всегда творчеству. Отсюда требование предоставления личности большей свободы и самостоятельности по отношению к обществу. Николай Бердяев подчеркивал, «Социологическая теория борьбы за индивидуальность» проходит красной нитью через их творчество».
Исходя из своих мировоззренческих установок, он решал проблему взаимодействия “героев и толпы”. Эта проблема решалась им больше в социально-психологическом плане. Так Михайловский, еще один народник, который разделял точку зрения Лаврова, называл героем человека, «увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное дело. Толпа же — это масса людей, способная увлекаться примером, благородным, или низким, или же нравственно безразличным. Толпа легко поддается внушениям, теряет независимость в восприятии происходящих событий и в собственных суждениях. Она легко подчиняется своим вождям, слепо верит им, теряет способность критически относиться к их словам и делам».
Как видно, высказанные больше чем
сто лет назад, эти рассуждения Михайловского
не потеряли своей актуальности и в настоящее
время. Благодаря качественным репортажам
журнала «Русский Репортер» можно увидеть
четкую позицию: кто является героем толпы
и что представляет собой толпа.
М.А. Бакунин
М.А. Бакунин проявлял
повышенный интерес к
В 60-е гг. народничество Бакунина базируется, в частности, на его убеждении в том, что воплощение идеи социализма зависит от национально-географических особенностей того или иного региона или страны.
Три главные черты, применимые именно к России, которые, по его мнению, лежат в основе "русского народного идеала":
1) вся земля принадлежит народу;
2) право пользования землею
принадлежит не отдельным
3) автономия, общинное
Наряду с этим он выделил три главные черты, которые мешают достичь этого «русского народного идеала»:
1) патриархальность;
2) поглощение лица миром
3) вера в царя;
Менее важна, по Бакунину,
четвертая черта: официально-
« Хотя церковь представляет для народа, по словам Бакунина, род небесного кабака, религиозный вопрос не должен стоять на первом месте в пропаганде среди народа. Поскольку поглощение миром лица и обожествление царя - это естественный результат патриархальности, постольку она есть то зло, против которого нужно бороться». [14]
«Бакунин считал русского мужика склонным к бунту, то есть к восстанию против «властей придержащих». В русском крестьянине он видел «прирожденного социалиста». Однако мужика, как полагал Михаил Александрович, нужно «бунтовать», поскольку реализовать свою бунтарскую натуру ему мешает патриархальность общинной жизни, поглощенность отдельного лица миром и традиционная вера в царя-батюшку (антииндивидуализм и царизм в настроениях русского крестьянства мыслились им как следствие патриархальности сельского быта)». [15] При этом Бакунин считал необходимым привлекать к делу «бунта» вольных, незакрепощенных людей из народных низов, «на все готовых» и ни к чему не привязанных люмпенов: бродяг, богомольцев, воров и разбойников.
Бакунин отличался от многих народников тем, что он был далек от идеализации русской деревни и в свой анархический период стоял на интернационалистических позициях. Ему принадлежат слова: «У нас нет отечества. Наше отечество – всемирная революция». Его ключевая идея - антиэтатизм, то есть неприятие государства, государственного контроля над обществом. При этом он не отрицал определенной положительной роли государства в прошлом, но он стоял на своем, «государство – не вечно, оно – лишь временная форма, которая должна исчезнуть по мере взросления человека». [15, там же]