Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:27, курсовая работа
Актуальность проблемы исследования. Материалы в жанре репортажа мы часто встречаем на страницах газет и журналов, а также на телевидении. Как считает, Л.Е. Кройчик, автор статьи в сборнике «Основы творческой деятельности журналиста», «репортаж – жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца» [4] Она утверждает, что в основе репортажа лежит метод наблюдения, и как следствие, обязательное присутствие журналиста на месте действия. Поэтому этот жанр никогда не потеряет своей актуальности. «Включенное наблюдение» - разновидность наблюдения, используемого в журналистской практике. Практически все репортажи журнала «Русский Репортер» написаны данным методом.
Введение…………………………………………………………………………3-6
Глава 1
Метод «включенного наблюдения» в журналистике. Философские представления о народе великих российских «властителей дум».
Понятие «Включенное наблюдение» как способ получения информации…………………………………………………………………....7-13
Особенности сбора материала. ……………………………………………..14-15
«Визит вежливости», как способ воздействия…….…………………………...15
Народническая идея П. Н. Ткачева, П.Л. Лаврова, Н.А. Бердяева, М.А. Бакунина……………………………………………………………………..16 - 23
Отголоски прошлого в современных журналистских репортажах……………………………………………………………………23-24
Вывод по теоретической части…………………………………………………25
Глава 2
Метод «включенного наблюдения» на страницах журнала РР.
Особенности репортажей на «включенное наблюдение». Кто они, герои репортажей? .....................................................................................................26-39
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………….…41- 42
Казалось бы, чем не поднять бунт или революцию? Но русский народ сегодня на это не способен. Да и зачем? Когда все образованы и научились решать проблемы мирным путем.
Однако, в людях кипит внутренний бунт и негодование по поводу несправедливости жизни и против тех, кто из нее выделяется неприемлемым для общества путем:
«… - Саша, а вы знаете группу «Война», юношей?
- Нет.
- Они на мосту в Питере член нарисовали, возможно, свой.
- Утопить в Неве.
- А знаете «Пусси», девушек?
- Нет.
- Они в Москве, в храме Христа Спасителя, залезли на амвон и играли рок.
- Утопить в Неве».
Еще один яркий пример, касающийся социальной несправедливости жизни и власти:
«… Он тягает сак уже часа два и собирается остаться под мостом на ночь, пока его не разведут. Поутру, взяв килограмм двадцать корюшки, он пойдет на одну ему известную станцию метро, где его будут ждать знакомые старушки – целый сак старушек, - и отдаст им рыбу по полторы сотни рублей за кило. А те, накинув полтинничек, сделают свою маржу, продавая ее на тарных ящиках. Саша Мама – не – горюй сам торговать не желает: унизительно, да и милиция может загрести, ведь без справок. А старушек они не трогают: блокадниц кто же тронет.
Впрочем за многие годы у каждого корюшатника сложилась своя постоянная сеть знакомцев-покупателей, так что и продавать ничего не надо: урологи, стоматологи, механики в автосервисах и пр. А, кроме того, это стильный презент по - питерски. Подари интересующей тебя даме кило корюшки – и дама твоя, клюнула».
Из репортажа автора можно выделить следующее: в городе на Неве, рыбалка – одно из самых популярных увлечений. Корюшка – самая популярная рыба, которую не так-то просто поймать. Она представляет собой ценность, которая не просто является продуктом питания, она еще и единит людей. Сам процесс ловли рыбы - отношения незнакомых рыбаков к друг к другу. Объединяет этих рыбаков не только общее дело и общие чувства, но еще и ненависть к браконьерам, которые тоннами вылавливают и вывозят рыбу.
На первый план выходит обычный герой из народа, который остро чувствует социальную несправедливость, даже в таком нехитром деле, как ловля рыбы.
Еще один репортаж, затрагивающий напрямую жизнь народа и показывающий его традиции, обычаи, нравы – репортаж Марины Ахмедовой «Бараний рок. Один день и одна ночь на горном пастбище в Дагестане». [20, стр. 44-55]
Лид начинается традиционно: чем же знаменит Дагестан и что мы должны узнать еще о нем. То есть причина, по которой автор решила написать материал. А причина такова:
«Республика Дагестан занимает первое место по поголовью мелкого рогатого скота. И овцеводы должны бы считаться людьми почтенными и небедными. Но сами они говорят, что их профессия одна из самых презренных. «Пасти баранов – позор. Все считают чабанов Дураками», - говорит сын одного из овцеводов. Возможно, горным пастухам не хватает слов, чтобы рассказать о своей профессии им, первому поколению горцев, никогда не видевших гор. Корреспондент «РР» побывала на пастбищах села Сивух и попыталась найти эти слова».
И, как обычно, большое место занимает повествование описательного характера со всеми деталями. Детальное описание – залог успеха репортажа.
Вот, например:
«…Хочбар, девятнадцатилетний сын Алимирзы, выгоняет овец — тысячу двести голов. Они разбиваются на кучки и медленно ползут по склону вверх, подгоняемые палкой и хриплыми окриками. Через двадцать минут солнце уже взошло, а отара уходит так далеко, что отсюда, снизу, бараны кажутся белыми кочками. Но блеяние и окрики долетают отчетливо: в горах уши сильнее глаз.
Алимирза смотрит на небо. Оно чистое. Можно было не посылать Хочбара с овцами. В ясную погоду эти три пологие горы как три ладони. И можно сидеть у входа в шалаш, попыхивать сигаретой и смотреть на овец, которых горы держат в ладонях. Из двух сыновей Алимирза выбрал Хочбара — ему он передаст свою палку. Пусть работает».
Что касается национального вопроса, то автор указывает особенность этого народа, тесно связанную с религией:
«…На трех горных ладонях тихо, овцы заняты травой. Слышно даже, как тлеет табак в сигарете Алимирзы. Чабаны полжизни проводят в молчании. Меньше слов — меньше поводов для обид. Но те обиды, которые есть, чабаны помнят долго. К примеру, соседнее село — Терекли. Название села Алимирза произносит, как и положено, на аварском, с клацающим звуком в конце «кли» — и, кажется, в его рту что-то ломается. Так вот… Все знают, откуда взялись эти тереклийцы.
Несколько веков назад какие-то парни оскорбили сивухскую девушку. Как именно — история умалчивает, но для обид в горах несколько веков не срок. Парней выслали из села, и они основали Терекли. Земель под пастбища у них, разумеется, не было. И бедствовали бы потомки нарушителей адатов до скончания веков, если бы в 44-м Сталин не выслал чеченцев в Казахстан, а на их место не передвинул бы всех жителей Сивуха.
Когда сивухцы совершили свое скорбное переселение в Чечню, тереклийцы заняли их пастбища. В 56-м, после смерти Сталина, из Чечни потянулись сгорбленные процессии стариков, желавших умереть на родной земле. Молодые сивухцы забросали администрацию района просьбами вернуть им землю. Администрация половину вернула, а половину нет: семьи тереклийцев разрослись, а сивухцев после депортации стало меньше. Алимирза, может, и развел бы больше баранов, но пастбищ в Дагестане не хватает».
Что называется, кровь за кровь, брат за брата. Дагестанцы никогда не позволят обижать своих людей, а тем более девушек. Они буду ненавидеть тех, кто оскорбил, но не открыто, а внутри себя.
Как и любых других дагестанцев, людей этого села волнует социальная несправедливость. Это такой внутренний бунт, но сами они ничего менять не собираются. Эта республика не считает допустимым кровопролитие и революцию. Люди хотят поменять устоявшиеся законы власти, не более, и просят в этом им помочь журналистов:
«…— О чем вы мечтаете? — спрашиваю я Алимирзу.
Кажется, он только и ждал этого вопроса. Мгновенная смена настроений на его лице пугает.
— Мечтаю, чтобы НТВ сюда приехало и показало, что тут происходит! — с акцентом выпаливает он.
Я кручу головой по сторонам, стараясь зацепить глазами происходящее. Тут ничего не происходит. И я представляю застывшую картинку, транслируемую НТВ.
— А что здесь происходит-то?
— Как что?! Беспредел! — взрывается Алимирза. — Почему таким людям, как я, государство не помогает?! В этом году я привел баранов на купку против клеща на хасавюртовскую ветстанцию — они с меня рубль за каждую голову попросили. А я не заплатил! Я сказал: «Если я не прав, посадите меня! А платить не буду…» Теперь, честно говоря, даже не знаю, как осенью оттуда баранов гнать. Сказали, не пропустят…
Алимирза умолкает, пережевывая обиду давностью в несколько месяцев. Каждый год в октябре отары уходят из Сивуха зимовать под Хасавюрт. В конце мая они возвращаются. Перегон длится шесть дней. Тогда из Сивуха на машинах выезжают многочисленные родные и двоюродные братья чабанов, окружают отару и сопровождают ее. С каждым годом перегоны становятся сложнее: увеличивается поток встречных машин, разрастаются жилые кварталы».
Еще один больной вопрос, тесно связанный с политикой России – армия. Дагестанцы активно чувствуют эту проблему и всячески стараются помочь своей стране, своему народу, но опять-таки сталкиваются с социальной несправедливостью:
«— Ты служил в армии? — спрашиваю Хочбара.
— С удовольствием служил бы! Не берут! — кричит он и машет рубашкой на овец. Горы возвращают его крик без частицы «не»: «Берут!» — Сама знаешь, что дагестанцы в армии творят. Отец через военкомат просил, чтоб меня взяли, а они денег просят: тридцать — сорок тысяч рублей.
— А зачем тебе в армию?
— А кто родину будет защищать? Мать мою, сестру. Я — за Дагестан.
— А если нападут только на Россию, а Дагестан не тронут?
— А я же не отделяю Дагестан от России. Просто у меня все родные в Дагестане. А так, если России нет, Дагестана тоже нет.
— Ты в городе бываешь?
— Иногда.
— Рассказываешь там, что ты чабан?
— Я что, дурак?! Чтобы надо мной все смеялись!
Говорят, Дагестану — республике, которая занимает первое место в стране по овцеводству, — не хватает чабанов. Из тех, что есть, большая часть — старики. Впрочем, говорят, что крупные дагестанские хозяйства приписывают себе значительно больше голов, чем имеют, чтобы получить от правительства больше дотаций. А всерьез тут баранов никто не считает. Даже перед сном. Даже если бессонница».
Находясь в таком трудном положении, когда заниматься овцеводством не выгодно (дешевое мясо, нет прибыли от шерсти и т.д). Герой репортажа поднимает экономическую проблему и проблему безработицы:
«…— А баранов невыгодно держать, — подхватывает Вашалав, разводя в стороны большие руки. Они у него такие неуклюжие, что, кажется, их сначала оторвали, а потом снова приделали к телу.
— А шерсть? — спрашиваю я.
— С шерсти мы ничего не получаем, — подхватывает Алимирза. — Килограмм шерсти стоит пятнадцать рублей, баран дает два килограмма в год, стригальщику надо заплатить тридцать рублей.
— А мясо?
— Только на мясе и можно немного заработать. У нас в Питер и Москву берут молодняк по сто пятьдесят рублей за килограмм.
По местной статистике, расходы на выращивание одного барана — примерно тысяча семьсот рублей в год. Чистая прибыль с барана — примерно тысяча рублей. Даже если чабаны прибедняются, все равно их профессия на грани рентабельности.
— Зачем же вы занимаетесь баранами, если это невыгодно?
— А что делать? — пожимает плечами Алимирза. — Без работы сидеть?
— Я раньше на рынке торговал, — говорит Вашалав. — Огурцы сдавал оптовикам, они их в розницу по той же цене продавали, но по триста грамм недокладывали. Это самый большой грех — обманывать на весах. Поэтому я чабаном и стал: на рынке нет справедливости».
В этом отрывке отчетливо
видна еще одна национальная
особенность: Дагестанцы
Все чабаны, немного философы. Каждый видит смысл жизни в своем:
«…— А разве плохо, когда много еды?
— Плохо. Люди работать перестают. Для земли это вредно.
К вечеру спускаюсь вниз, Вашалав с овцами остается наверху. Иду, опираясь на посох, чтобы не сорваться с горы.
— Эй, Вашалав, — говорю я на прощание. — А что тебе приносит радость? Почему тебе хочется жить?
— Завтра! — кричит он.
— Что — завтра?!
— Мне хочется жить, потому что завтра будет завтра!»
В этом репортаже хорошо показано стремление к Бакунинскому идеалу:
– общество, организованное на началах самоуправления
– общество, основанное на
принципах свободы, равенства,
уважения к личности и
Этого почти нет, но к этому стремятся все жители этой республики.
Хорошо видны концепции
Автор включен в наблюдение, он
активно взаимодействует с
Но в данном случае, журналист так и остался журналистом. Он не надевал актерскую маску, не наносил «визитов вежливости», так его герои просты в общении и корреспонденту самому хотелось с ними общаться. Он не входил в какую-то роль, просто пытался понять героев репортажа психологически.
Благодаря «методу включенного наблюдения» и «смене профессии», но не смене метода, журналисты очень подробно рассказали читателям о трудностях жизни просто человека из народа, о сложных ситуациях, в которых, не побывав на месте рабочего человека, нельзя объективно судить. В этих репортажах возникает эффект «присутствия». У читателя появляется ощущение, будто он сам стал жителем Восточного Казахстана или Дагестана, или стал профессиональным рыбаком.
Заключение
У меня было несколько гипотез, которые в большинстве своем подтвердились.