Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:27, курсовая работа
Актуальность проблемы исследования. Материалы в жанре репортажа мы часто встречаем на страницах газет и журналов, а также на телевидении. Как считает, Л.Е. Кройчик, автор статьи в сборнике «Основы творческой деятельности журналиста», «репортаж – жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца» [4] Она утверждает, что в основе репортажа лежит метод наблюдения, и как следствие, обязательное присутствие журналиста на месте действия. Поэтому этот жанр никогда не потеряет своей актуальности. «Включенное наблюдение» - разновидность наблюдения, используемого в журналистской практике. Практически все репортажи журнала «Русский Репортер» написаны данным методом.
Введение…………………………………………………………………………3-6
Глава 1
Метод «включенного наблюдения» в журналистике. Философские представления о народе великих российских «властителей дум».
Понятие «Включенное наблюдение» как способ получения информации…………………………………………………………………....7-13
Особенности сбора материала. ……………………………………………..14-15
«Визит вежливости», как способ воздействия…….…………………………...15
Народническая идея П. Н. Ткачева, П.Л. Лаврова, Н.А. Бердяева, М.А. Бакунина……………………………………………………………………..16 - 23
Отголоски прошлого в современных журналистских репортажах……………………………………………………………………23-24
Вывод по теоретической части…………………………………………………25
Глава 2
Метод «включенного наблюдения» на страницах журнала РР.
Особенности репортажей на «включенное наблюдение». Кто они, герои репортажей? .....................................................................................................26-39
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………….…41- 42
Его идеал:
– общество, организованное на началах самоуправления
– общество, основанное на
принципах свободы, равенства,
уважения к личности и
Государственность, считал он, есть – по самой своей природе – насилие над человеком, она - наложенное на него ограничение свободы, а потому государственность не будет совместима с социализмом. Отсюда бакунинская максима: «Свобода без социализма – это привилегия и несправедливость; социализм без свободы – это рабство и животное состояние». [15, там же]
П.Н. Ткачев
Ткачев более категорично в сравнении с Бакуниным и Лавровым выделял наднациональный, интернациональный характер своего социалистического идеала. « Как не может быть якутской, чувашской, "малорусской" (украинской), грузинской и т. п. геометрии, доказывал Ткачев, так не может быть якутского и т. п. социализма. Социальная, как любая другая, истина может быть только одна - строго научная, вечная, непреложная, не изменяющаяся под влиянием географических, этнографических и племенных особенностей». [16]
Ткачев русифицировал идеал социализма для России: как и другие народники, он считал, что "священный" принцип общины должен стать краеугольным камнем будущего общественного строя».
Ткачевизм существенно отличался от бакунизма с его преимущественной ориентацией на "народные инстинкты", на стремления и "насущные потребности народных масс". Ткачев меньше, нежели Бакунин, идеализировал народ. Он полагал, хотя народ и задавлен, в нем забита всякая внутренняя инициатива, но в силу самих социальных условий он является революционером и всегда готов к революции.
Н.А. Бердяев
Бердяев считал, что русское интеллигентное общество выброшено за борт жизни, и поэтому ему придется многое переоценить после пережитых за последнее время катастроф.
До этого многие традиционные философские идеи и оценки не выдержали испытания жизни. И прежде всего, чтобы какие-то идеи устоялись в обществе, Бердяев полагал, должно быть пересмотрено и переоценено традиционное интеллигентское отношение к народу и культуре. «Для русских радикально настроенных интеллигентных и полуинтеллигентных людей всегда была характерна с одной стороны вера в народ и поклонение народу, с другой стороны скептическое отношение к культуре и нелюбовь к культуре. Русские люди разных направлений верили, что народу естественно присуща мудрость, которой недостает им самим, и ждали дня освобождения народа, когда мудрость эта раскроется. Они мало верили в то, что есть мудрость в культуре и что только народ культурный, народ, поднявшийся на более высокий уровень развития, может раскрыть все заключенные в нем возможности». [17]
Русские народники и русские социал-демократы одинаково считали культурным слоем «буржуазию», а все потому, что происходила идеализация естественной народной тьмы, и это вело к преклонению перед количественной массой.
Бердяев считал, что «народ» - не есть великое целое, объемлющее все классы и все поколения, возвышающееся над всеми социальными категориями и перегородками, - «народ» этот есть простонародье, для одних преимущественно крестьяне, для других преимущественно рабочие, трудящиеся классы, противополагаемые и классам имущим, и культурному слою». [17, там же]
Многие русские люди ждали,
что «народ», освободись от
гнета, скажет новое слово о
новой жизни, обнаружит новую
правду. Но этого не происходило.
А все потому, что наш культурный
слой не осознавал своего
Бердяев опираясь на историю, делает категоричные выводы о том, что «болезненная рефлексия всегда разъедала русскую интеллигенцию, в ней никогда не чувствовалось мужественной силы, излучающей свет из внутреннего источника. В России в сущности никогда не было духовной аристократии, ощущающей призвание быть руководящей силой в народной жизни. В русском интеллигентном слое всегда было рефлектирующе-болезненное отношение к культуре, которая считалась зачатой в неправде и насилии». [17, там же] Бердяев уверен, что на сознание народа повлияло именно толстовство. Почти все русские где-то в глубине души склоняются перед толстовскими моральными оценками как недосягаемо высокими.
Из этого можно сделать вывод, что русский интеллигентный человек:
Бердяев, диктуя свои идеи, не выступает резко «против» или резко «за» влияния церкви. Он говорит, что человеку и народу предоставлена свобода «быть в церкви или отпасть от нее». Он не считает церковь каким-то насильником. Насилие, утверждает он, «может быть лишь делом государства».
Революция разделила сферы церковной свободы и государственного насилия. Русская революция обнаружила ту старую истину, которая для многих была недостаточно ясна, - церкви изменила и от нее отпала не только русская интеллигенция, как принято было думать и говорить, но и русский народ изменил церкви и отпал от нее. Необходимо задуматься над странным русским противоречием: русский народ объявили самым религиозным, единственным религиозным народом в мире, а церковь русская была в унижении, в немощи, в параличе».
«…Русский человек считает все дозволенным, если нет Бога, нет бессмертия», - это раскрыл Достоевский. Отсюда и упадок русских людей в глазах других народов. Бердяев считает, что теперь в «народ», как носителя истинной веры, больше верить нельзя.
Отсюда есть 2 выхода:
Бердяев полагает, что истинный интеллигент - это тот, кто возрождает в народе веру в Бог. А церковное народничество - есть ложь и соблазн.
В современных газетных и
журнальных репортажах, можно отчетливо
увидеть те черты
Сейчас у нас в стране такая политическая власть, как демократия. Демократизация России была гибельна для интеллигенции как специфического духовно-нравственного и общественного образования. Повышение «народного благосостояния» повлекли за собой формирование общества, ценности и идеалы которого определяются уже не интеллигенцией, а человеком массы. Культурным образованием занимается человек массы, он задает тон всему обществу. С одной стороны, он близок к своему народу, с другой – далек от него, т.к. мало разбирается в «свете общества» или культурных ценностях других стран. И нельзя сказать однозначно, хорошо это или плохо.
Если говорить о XXI веке, то сейчас в народе присутствует открытая форма нигилизма. Вся жизнь цивилизованных людей полна лжи. Люди, ненавидящие друг друга, встречаясь на улице, изображают на своих лицах блаженные улыбки; нигилист же улыбался лишь тем, кого он рад был встретить. Все формы внешней вежливости, которые являются одним лицемерием, претили ему.
Наше общество набирает
обороты в образовании. У
Существенное отличие от нигилистов, это то, что сегодня - брак без любви и брачное сожитие без дружбы - норма. А нигилист это отрицал. Также, в человеке нет искренности. У нигилистов же любовь проявлялась ко всем мелким деталям повседневной жизни. Он отказывался от условных форм светской болтовни и выражал свое мнение резко и прямо, даже с некоторой аффектацией внешней грубоватости. Про сегодняшнее время это не скажешь.
Герои репортажей полагают, что народ – одно лицемерие, т.к. одни живут богато, а другие находятся на грани бедствия. С той же откровенностью они заявляют крупному чиновнику, что тот не только не заботится о благе подчиненных, а попросту вор.
Сегодня народ настолько ленив, что о революции не может быть и речи. А большинство народников утверждало, что именно революция – путь к справедливости. Главной движущей силой в XXI веке является организованная «толпа», которая открыто выступает против негодования. При этом главным орудием является слово.
Можно согласиться с Ткачевым, сейчас нет разделения на этнос и географию народа. Все едины и все зависимы от мировых проблем. Нет ненависти, зависти. Все находятся в едином положении. Существенное отличие в том, что она претерпевает свои особенности.
Если говорит о культуре и церкви, то идеи Бердяева живы. Церковь – сугубо личное дело. Верить или нет – выбор у каждого свой.
Исходя из теории, репортаж на «включенное наблюдение» - сложная система, которая может включать в себя многие и многие нюансы.
Г.В. Лазутина, определяет наблюдение, как «традиционный метод сбора информации. Его основа – восприятие предметно-чувственной конкретности мира в процессе аудиовизуальных контактов». Метод наблюдения был заимствован из социологии и получил свое широкое распространение в журналистике. Журналистское наблюдение всегда имеет целенаправленный и четко заданный характер.
В репортажах на включенное наблюдение большую роль играет роль наблюдателя. Для этого важны не только опыт, навыки, интеллектуальная подкованность журналиста, но еще и ряд психофизических факторов, и актерский талант.
В процессе наблюдения объект познания предстает перед журналистом как совокупность источников информации, образующих три относительно самостоятельные зоны: поведение отдельных людей; поведение групп людей, их взаимодействие; предметно-вещественная среда, на фоне которой разворачиваются события. Внимание журналиста распределяется между этими тремя зонами, превращая тот или иной источник информации в предмет наблюдения по мере появления очередной познавательной задачи.
Помимо того, что журналист при наблюдении должен видеть и слышать, так он еще должен и запоминать.
Великий русский теоретик и практик в области журналистики, Валерий Аграновский советует при написании репортажей или любого другого аналитического материала использовать придуманное им понятие - «визит вежливости», а также «метод маски», но не как метод смена профессии.
Большое влияние на характер
репортажа оказывает и его
герой (и). Анализируя идеологию
народничества великих русских
философов, я попыталась
Глава 2
Метод «включенного наблюдения» на страницах журнала РР.
Особенности репортажей на «включенное наблюдение». Кто они, герои репортажей?
Преобладающим методом
Так, в репортаже Ольги
Андреевой «Русские мы. Как «РР»
нашел смысл жизни в русской
деревне посреди казахской
«Человеческий труд – основа любой экономики. Есть народы работящие, есть народы ленивые – таков стереотип. <…> Корреспондент «РР» нашла на просторах бывшего СССР очаг русской трудовой этики и попыталась понять, что заставляет работать помимо денег».