Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2014 в 19:59, дипломная работа
Целью нашего исследования является анализ функционирования модальных единиц в тексте романа в соответствии с постановкой и решением следующих задач:
Обобщить традиционные взгляды на сущность вводности и положения современной науки о вводных конструкциях.
Определить состав и границы осложняющих конструкций.
Исследовать функционально - семантический круг и структурные типы вводных конструкций в романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.
Выявить позицию вводных компонентов в предложении и их экспрессивно - стилистические свойства на основе материала художественного текста М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Конструкции, осложняющие структуру предложения в русском языке…………………………………………………………………………....
10
1.1. Состав и границы осложняющих конструкций…………………
10
1.2. Грамматическое положение вводных конструкций, осложняющих предложение…………………………………………...
12
1.3 Вставные конструкции, осложняющие предложения……………
16
Глава 2. Вводные конструкции в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»…………………………………………………………………….
20
2.1. Семантика вводных конструкций………………………………...
20
2.2. Структура вводных компонентов…………………………………
63
2.3. Позиция вводных компонентов в предложении…………………
70
2.4. Экспрессивно - стилистические свойства вводных конструкций
74
Глава 3. Вставные конструкции в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»…………………………………………………………………….
77
3.1. Пунктуационное оформление вставок……………………………
77
3.2. Структура вставных единиц………………………………………
85
3.3. Позиция вставной конструкции в предложении…………………
87
3.4. Функции вставок…………………………………………………...
90
Заключение…………………………………………………………………….
96
Библиография………………………………………………………………….
Таблица 9. Структурные типы вставных конструкций.
Структурные типы |
Количество |
Словосочетание |
18 |
Простое предложение |
18 |
Составн.слож.предл. |
8 |
Слово |
4 |
Самост.оформ.предл. |
2 |
словосочетание:
Сквозь цветные стекла больших окон (фантазия бесследно пропавшей ювелирши) лился необыкновенный, похожий на церковный свет.
самостоятельное простое предложение (самый распространенный тип вставок):
Степа позвонил в Московскую областную зрелищную комиссию и вопрос этот согласовал (Степа побледнел и заморгал глазами), подписал с профессором Воландом контракт на семь выступлений (Степа открыл рот), условился, что Воланд придет к нему для уточнения деталей в десять часов утра…
простое предложение, осложненное
вводными словами:
- Тут Иван Николаевич поднял свечу и вскричал:
- Братья во литературе! (Осипший
голос его окреп и стал горячей.) Слушайте меня все! Он появился!
Ловите же его немедленно, иначе он натворит
неописуемых бед!
Гроза начнется, - арестант повернулся, прищурился на солнце, - позже, к вечеру.
составное сложное предложение:
- Вот этих бы врунов, которые распространяют гадкие слухи, - в негодовании несколько громче, чем хотел бы Боба, загудела контральтовым голосом мадам Петракова, - вот их бы следовало разъяснить!
В тексте встречаются вставные придаточные части:
Вчера Степа («как сумасшедший», по выражению Римского) прибежал к финдиректору с написанным уже черновиком договора, тут же велел его переписать и выдать деньги.
Солдаты скользили и падали на размокшей глине, спеша на ровную дорогу, по которой – уже чуть видная в пелене воды – уходила в Ершалаим до нитки мокрая конница.
слово:
Всякий, входящий в Грибоедова, прежде всего знакомился невольно с извещениями разных спортивных кружков и с групповыми, а также индивидуальными фотографиями членов МАССОЛИТа, коими (фотографиями) были увешаны стены лестницы, ведущей во второй этаж.
самостоятельное оформленное предложение:
- Я извиняюсь, - уже негодуя, заговорил Никанор Иванович, - какие тут закуски! (Нужно признаться, хоть это и неприятно, что Никанор Иванович был по натуре несколько грубоват.) – На половине покойника сидеть не разрешается!
Таким образом, многие вставные конструкции функционально и синтаксически сближаются с членами предложения, придаточными частями сложного предложения, присоединительными конструкциями. И их специфика состоит лишь во вставочном характере, в нарушении синтаксической однолинейности предложения. По синтаксическому строению в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» чаще всего встречаются по преимуществу компактные вставные единицы, состоящие из словосочетаний и простых предложений, и это позволяет говорить о наличии связи между обеими частями синтаксической структуры.
3.3. Позиция вставной конструкции в предложении
Вставные конструкции отличаются
меньшей свободой расположения, чем вводные.
Вставки в силу своего назначения в речи
– передавать
дополнительные сведения - могут располагаться
лишь в середине предложения или в конце. Для вставок исключена
позиция абсолютного начала во включающем
их предложении.
Таблица 10. Позиция вставной конструкции в предложении.
Позиция |
Количество |
Интерпозиция |
48 |
Постпозиция |
3 |
Вставная конструкция исходно
не предусматривается, поэтому начальную позицию она занимать
не может, то есть вставки являются знаком
спонтанной устной речи, которая не предусматривает
условно-предварительного момента организации.
Вставные конструкции, соотносящиеся
с включающим высказыванием в целом, очень
часты в данном романе М.А.Булгакова (встречаются
в 48 предложениях). Такие вставочные единицы
находятся в интерпозитивном положении:
Машина заехала за Желдыбиным и, первым
долгом, вместе со следствием, отвезла
его (около
полуночи это было) на квартиру убитого,
где было произведено опечатание его бумаг,
а затем уж все поехали в морг.
Представители следствия и опытные психиатры установили, что члены преступной шайки или, может быть, один из них (преимущественно подозрение в этом падало на Коровьева) являлись невиданной силы гипнотизерами, могущими показывать себя не в том месте, где они на самом деле находились, а на позициях мнимых, смещенных.
Он начал рвать за ручку выходную дверь, в страхе не соображая, куда она откроется – наружу или внутрь, - наконец совладал с нею и вылетел на солнце во двор.
Немногочисленна группа вставных конструкций, занимающих постпозитивное положение в предложении (3 высказывания):
Правда, он был выбрит впервые, считая с той осенней ночи (в клинике бородку ему подстригали машинкой).
На обеденном столе что-то стукнуло (это Никанор Иванович уронил ложку на клеенку).
Таблица 11. Соотношение вставных конструкций с членами предложения:
Члены предложения |
Количество |
сказуемое |
12 |
доп-ние,обстоят-во |
10 |
подлежащее |
5 |
Вставные конструкции, которые соотносятся с каким-либо членом предложения и его группой чаще всего располагаются постпозитивно по отношению к этому компоненту.
Вставка в романе может соотноситься со сказуемым (12 вставных конструкций):
Он поднялся с кресла (тоже сделал и финдиректор) и отступил от стола на шаг, сжимая в руках портфель.
На обеденном столе что-то стукнуло (это Никанор Иванович уронил ложку на клеенку).
Вставные конструкции, соотносимые со сказуемым, являются самыми распространенными в романе. Они необходимы автору, чтобы показать ответную реакцию собеседника на какое-либо действие (жесты, мимика, движения героя во время беседы и т.п.).
с второстепенными
членами: дополнением, обстоятельством
(10 высказываний):
Комиссия объявила Никанору Ивановичу,
что рукописи покойного ею будут взяты
для разборки, что жилплощадь покойного,
то есть три комнаты (бывшие
ювелиршины кабинет, гостиная и столовая),
переходят в распоряжение жилтоварищества,
а вещи покойного подлежат хранению на
указанной площади, впредь до объявления
наследников.
Через час пришел ответ (к вечеру пятницы), что Римский обнаружен в номере четыреста двенадцатом гостиницы «Астория», в четвертом этаже, рядом с номером, где остановился заведующий репертуаром одного из московских театров, гастролировавших в то время в Ленинграде, в том самом номере, где, как известно, серо-голубая мебель с золотом и прекрасное ванное отделение.
Вставные компоненты, актуализирующие подлежащее немногочисленны (всего 5 примеров). Они, как правило, находятся в интерпозиции:
Комиссия объявила Никанору Ивановичу, что рукописи покойного ею будут взяты для разборки, что жилплощадь покойного, то есть три комнаты (бывшие ювелиршины кабинет, гостиная и столовая), переходят в распоряжение жилтоварищества, а вещи покойного подлежат хранению на указанной площади, впредь до объявления наследников.
Ничего страшного в рыжеватом маленького роста человеке не было, разве что вот глаз с бельмом, но ведь это бывает и без всякого колдовства, разве что одежда не совсем обыкновенная – какая-то ряса или плащ, - опять-таки, если строго вдуматься, и это попадается.
Таким образом, вставные структуры в анализируемом произведении Булгакова «Мастер и Маргарита» в большинстве случаев соотносятся с высказыванием в целом и занимают интерпозитивное положение (48 высказываний). Они используются в романе с целью актуализации информации, которая заложена во включающей конструкции. Вставные конструкции, которые соотносятся с каким-либо членом предложения и его группой чаще всего располагаются постпозитивно по отношению к этому компоненту (27 предложений), из них 12 соотносятся со сказуемым, увеличивая информативную насыщенность сообщения; 10 с второстепенными членами предложения, придавая отдельным членам высказывания большую смысловую и эмоциональную нагрузку; 5 с подлежащим, с целью наделить объект добавочной характеристикой, возникающей непосредственно в момент речи. При этом члены предложения, распространенные вставками, приобретают большую выразительность, становятся эмоционально насыщенными и яркими.
3.4. Функции вставок
Характерной особенностью прозы 20 века является активное использование вставных конструкций. При этом не только формально увеличивается их количество в структуре художественного текста, но и значительно разнообразнее становятся их функции. Одним из авторов, в прозе которого вставки играют важную роль, является М.А.Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита».
Таблица 12. Функции вставных конструкций.
Функции: |
Количество |
пояснительно-определительная |
16 |
дополнительно-описательная |
15 |
попутные заметки |
12 |
оценочная |
4 |
времени и пространства |
4 |
В романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 16 предложений с вставными конструкциями, выражающими пояснительно – определительную связь:
- Я извиняюсь, - уже негодуя, заговорил Никанор Иванович, - какие тут закуски! (Нужно признаться, хоть это и неприятно, что Никанор Иванович был по натуре несколько грубоват.) – На половине покойника сидеть не разрешается!
Я так увлекся чтением статей о себе, что не заметил, как она (дверь я забыл закрыть) предстала предо мною с мокрым зонтиком в руках и с мокрыми же газетами.
Тут все увидели, что это – никакое не приведение, а Иван Николаевич Бездомный – известнейший поэт.
Вставки, выражающие пояснительно – определительную связь акцентируют внимание на сопровождающих действиях или жестах, внутренним состоянием героя, а также указывают на источник информации.
Вставочные конструкции, выражающие дополнительно-описательные отношения, которые содержат описание предметов или характеристику лиц, указывая на их внешний облик, насчитывают в романе 15 высказываний:
Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.
Беллетрист Бескудников – тихий, прилично одетый человек с внимательными и в то же время неуловимыми глазами – вынул часы.
Он проходит мимо нефтелавки, поворачивает там, где висит покосившийся старый газовый фонарь, и подкрадывается к решетке, за которой он видит пышный, но еще не одетый сад, а в нем – окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном, и темный с другого – готический особняк.
Вставки, выражающие дополнительно-описательные отношения, используются М.А.Булгаковым для актуализации деталей портрета персонажа, помогают последовательно представить оценочную информацию о герое и показать картину того места, где происходит действие. При этом автор стремится заинтересовать читателя и в явной или скрытой форме выразить к ней свое отношение.
Немало вставных конструкций в романе, передающих попутные замечания автора, возникающие в ходе построения высказывания (12 предложений). Употребление такого вида дополнения связано с разного рода ассоциациями, необходимостью в момент написания сделать оговорки, поправки:
Комиссия объявила Никанору Ивановичу, что рукописи покойного ею будут взяты для разборки, что жилплощадь покойного, то есть три комнаты (бывшие ювелиршины кабинет, гостиная и столовая), переходят в распоряжение жилтоварищества, а вещи покойного подлежат хранению на указанной площади, впредь до объявления наследников.
На обеденном столе что-то стукнуло (это Никанор Иванович уронил ложку на клеенку).
Правда, он был выбрит впервые, считая с той осенней ночи (в клинике бородку ему подстригали машинкой).
Вставки, передающие попутные замечания автора, содержат размышления, предположения писателя, положительную или отрицательную авторскую оценку действия какого-либо персонажа или действительности.