Формы взаимодействия органов государственной власти и СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования: выявить основные механизмы и условия формирования эффективного взаимодействия органов государственной власти и СМИ как фактора реализации информационной политики в Российской Федерации.
Решение поставленной цели обусловило задачи исследования:
- раскрыть и уточнить содержание основных теоретических понятий, необходимых для исследования взаимодействия властных структур и СМИ;
- определить место и роль средств массовой информации в политической сфере жизни общества;
- проанализировать экономические и правовые основы функционирования масс-медиа в Российской Федерации;
- выявить особенности процесса формирования и реализации государственной информационной политики в городе Серпухове и Южном подмосковье;
- определить практические возможности оптимизации взаимодействия органов государственной власти и СМИ города Серпухова в рамках реализации региональной государственной информационной политики;
- выявить особенности взаимодействия органов власти и СМИ в чрезвычайных ситуациях и разработать рекомендации по совершенствованию систем кризисной коммуникации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования взаимоотношений властных структур и массовой коммуникации
1.1 Информационно-политические отношения как объект и предмет научного анализа
1.2 Модели взаимодействия средств массовой информации и власти: история и современность
1.3 Экономические и правовые условия деятельности СМИ в современной России
Глава 2. Анализ социально-экономического развития и механизмов функционирования муниципального образования (на примере города Серпухова)
2.1 Стратегическое местоположение, ресурсы и экология муниципального образования г. Серпухова
2.2 Особенности развития средств массовой информации города Серпухова (Южного Подмосковья)
2.3 Анализ технологий взаимодействия органов местного самоуправления со СМИ и общественностью в городе Серпухове
Глава 3. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и СМИ (региональный аспект)
3.1 Роль и место российских СМИ в процессе формирования гражданского общества
3.2 Совершенствование взаимодействия региональных институтов власти и СМИ в России
3.3 Особенности совершенствования систем кризисной коммуникации органов государственной власти и СМИ
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

формирования взаимодействия сми и власти.docx

— 94.34 Кб (Скачать файл)

http://www.bestreferat.ru/referat-207129.html

 

 

Дипломная работа: Формы взаимодействия органов  государственной власти и СМИ  Название: Формы взаимодействия органов  государственной власти и СМИ

 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования взаимоотношений властных структур и массовой коммуникации

1.1 Информационно-политические отношения  как объект и предмет научного  анализа

1.2 Модели взаимодействия средств  массовой информации и власти: история и современность

1.3 Экономические и правовые условия  деятельности СМИ в современной  России

Глава 2. Анализ социально-экономического развития и механизмов функционирования муниципального образования (на примере города Серпухова)        

2.1 Стратегическое местоположение, ресурсы  и экология муниципального образования  г. Серпухова

2.2 Особенности развития средств  массовой информации города Серпухова  (Южного Подмосковья)

2.3 Анализ технологий взаимодействия  органов местного самоуправления  со СМИ и общественностью в  городе Серпухове

Глава 3. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и СМИ (региональный аспект)

3.1 Роль и место российских СМИ  в процессе формирования гражданского  общества

3.2 Совершенствование взаимодействия  региональных институтов власти  и СМИ в России

3.3 Особенности совершенствования  систем кризисной коммуникации  органов государственной власти  и СМИ   

Заключение

Список  литературы

Введение

 

Актуальность  темы исследования. В информационном обществе, к которому идет в своем  развитии Россия, значение средств  массовой информации многократно возрастает. Масс-медиа становится одним из наиболее значимых властных ресурсов, характер взаимодействия СМИ и органов  власти оказывает значительное влияние  на проведение долгосрочных государственных  преобразований. В то же время, в  науке до сих пор отсутствует  однозначная позиция относительно места и роли средств массовой информации в современном обществе, нет ясного понимания в вопросе  необходимой и достаточной степени  участия государства в медиа-сфере. Существование значительного количества мнений по данным проблемам свидетельствует  об их сложности и неоднозначности.

 

Взаимодействие  СМИ и власти носит достаточно противоречивый и конфликтный характер ввиду различной направленности деятельности этих институтов и наличия  у них особых интересов. Противоречия и конфликты между СМИ и  властью - это вполне естественное состояние  динамичной, развивающейся социальной системы. Проблема, однако, заключается  в том, что не выработаны действенные  механизмы преодоления и разрешения этих конфликтов, а это в конечном итоге дестабилизирует общество, мешает созданию единого информационного  пространства.

 

Вот почему мы нуждаемся в обосновании  и создании условий эффективного функционирования СМИ в общественно-политической сфере, оптимального взаимодействия их с органами власти.

 

Особенно  актуальна эта проблема для регионов: огромная территория страны, различные  экономические и политические условия  субъектов РФ приводят к тому, что  место и роль средств массовой информации в различных регионах неодинаковы, требуют индивидуального  анализа и учитывающих региональную специфику подходов в регулировании  медиа-сферы.

 

Основная  задача проведенного исследования заключается  в разрешении противоречия между  необходимостью создания условий для  эффективного функционирования СМИ  в общественно-политической сфере, оптимального взаимодействия масс-медиа  с органами власти с целью обеспечения  дальнейшего развития Российской Федерации  и отсутствием концептуальных разработок, позволяющих теоретически обосновать и сформировать эти условия на практике.

 

Цель  дипломного исследования: выявить основные механизмы и условия формирования эффективного взаимодействия органов  государственной власти и СМИ  как фактора реализации информационной политики в Российской Федерации.

 

Решение поставленной цели обусловило задачи исследования:

 

- раскрыть и уточнить содержание  основных теоретических понятий,  необходимых для исследования  взаимодействия властных структур  и СМИ;

 

- определить место и роль средств  массовой информации в политической  сфере жизни общества;

 

- проанализировать экономические  и правовые основы функционирования  масс-медиа в Российской Федерации;

 

- выявить особенности процесса  формирования и реализации государственной  информационной политики в городе  Серпухове и Южном подмосковье;

 

- определить практические возможности  оптимизации взаимодействия органов  государственной власти и СМИ  города Серпухова в рамках  реализации региональной государственной  информационной политики;

 

- выявить особенности взаимодействия  органов власти и СМИ в чрезвычайных  ситуациях и разработать рекомендации  по совершенствованию систем  кризисной коммуникации.

 

Объектом  исследования является взаимодействие органов местной власти и СМИ  в процессе реализации государственной  информационной политики.

 

Предмет исследования - механизмы и формы (модели) взаимодействия органов государственной  власти и СМИ как фактор реализации информационной политики в муниципальном  образовании.

 

Информационную  базу исследования составили: официальные  сведения о состоянии средств  массовой информации и массовой коммуникации; материалы текущего документооборота законодательной и исполнительной власти Московской области и города Серпухова; результаты общероссийских и региональных социологических  исследований в области средств  массовой информации, соответствующие  материалы российской и региональной печати.

 

Методологической  основой исследования является системный  подход в исследовании проблем политического  управления, социологические принципы изучения системы власти, СМИ и  общественного сознания. Особое место  в исследовании занимают положения  общей теории информации и социальной информациологии, теории современного гражданского и информационного  общества, теории управления, а также  теории и практики журналистики.

 

В ходе исследования применялись следующие  методы: общенаучные - сравнительный  и логический; социологические - контент-анализ, интервью, наблюдение.

 

Научная новизна результатов исследования.

 

1. На основе анализа особенностей  развития СМИ в городе Серпухове  выявлены тенденции:

 

Дальнейшей  монополизации СМИ: под эгидой государственных  и муниципальных органов власти; под контролем крупных предприятий  и их владельцев.

 

Нарастающего  усиления контроля органов местной  власти над деятельностью негосударственных  СМИ с помощью финансовых, административных и технологических форм влияния.

 

Нарастающего  расхождения направленности и содержания СМИ с насущными интересами граждан.

 

2. Выявлено отставание в развитии  местного законодательства, относящегося  к информационной сфере.

 

Практическая  значимость исследования.

 

Результаты  исследования могут быть использованы руководителями соответствующих органов  региональной власти при разработке концепции региональной государственной  информационной политики.

 

Практические  рекомендации могут быть применены  в деятельности государственных  и муниципальных служащих, занимающихся регулированием информационных процессов, для обучения, подготовки и переподготовки специалистов управления в сфере  СМИ, для совершенствования деятельности СМИ в целом.

 

Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов  и предложений, списка литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы исследования взаимоотношений властных структур и массовой коммуникации

1.1 Информационно-политические отношения  как объект и предмет научного  анализа

 

Оптимизация механизма взаимодействия государственной  власти и массовой коммуникации является ключевой в деятельности по повышению  эффективности государственного управления. Обусловлено это, прежде всего, тем, что среди многих характеристик  современного общества преобладающими являются те, в которых внимание акцентируется на его информационной природе. Действительно, современное  общество становится все более и  более информационным.

 

Взаимодействие - это связь. Информационное взаимодействие между властью государственной, информационной (СМИ), народовластием или властью гражданского общества образуется и проявляется в связях информационно-политического характера.

 

Чтобы понять сущностные и специфические  черты информационно-политического  управления применительно к взаимодействию власти и СМИ, обратимся к определению  этого понятия, которое формулирует  ряд исследователей этой проблемы.

 

Выделение информационно-политического управления в качестве самостоятельного направления  в науке обязывает обратиться к принятому, традиционному определению  категории «власть».

 

«Власть - это способность и возможность  оказывать определяющее воздействие  на деятельность и поведение людей  с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия и др. Власть - это и политическое господство, система государственных органов». Заметим, что в этом традиционном, классическом определении «власти» из числа «определяющих средств  воздействия» выпало информационное воздействие.

 

В нетрадиционном определении, учитывающем  специфику постиндустриального  информационного общества к числу  важнейших и непременных «объектов  воздействия» кроме деятельности и  поведения относятся - массовое сознание и социальная психика. А к числу  субъектов относят политиков  и так называемую «четвертую власть». На наш взгляд, в информационном постиндустриальном обществе правомерно заменить понятие «четвертой власти»  на новое - «информационной власти»  как более правомерный термин.

 

Кроме названных, различают, как известно, экономическую и политическую власть.

 

Экономическую власть осуществляют исполнительные органы государства, частные, ассоциированные, корпоративные структуры, владеющие  и использующие в своих интересах  и целях капитал. Они занимаются главным образом экономической  деятельностью и стараются не вмешиваться напрямую в политику государственной власти, но стремятся  с ней взаимодействовать в  своих экономических интересах. Средством такого взаимодействия выступает  информация, информационные отношения.

 

Политическую  власть осуществляет главным образом  государственная власть в лице Президента, Федерального Собрания, судебных органов. Они вырабатывают законы, нормы, правила  поведения и в политике, и в  экономике, регулируют отношения со всеми субъектами гражданского общества и государства.

 

Оба этих вида власти органически переплетены: одна детерминирует другую и наоборот, но не теряют своей специфики. Для  обеспечения единства, взаимодействия и взаимовлияния экономической  и политической власти, экономического и политического управления государством и обществом объективно выдвигается  в число приоритетных средств  информационный менеджмент, информационно-политическое управление медийным рынком [15]. Информационная политика становится в один ряд с  властью политической и экономической. В условиях построения информационного  общества это закономерный процесс. Зависимость системы масс-медиа  от политического режима есть одна из сторон объективной их связи. Но движение власти и СМИ должно быть встречным. Может и должна быть оппозиционность  по отношению к власти, но самая  конструктивная позиция - установление диалога СМИ с властью и  власти со СМИ, т.е. необходимо создавать  отношения социального партнерства  в интересах общества, развивать  диалоговые информационные технологии взамен тоталитарных и манипуляционных.

 

В условиях рынка СМИ приобретают  не только «новую экономическую функцию», но и должны развивать новую политическую функцию - выражать и защищать политические интересы России, её гражданского общества и государства.

 

Поэтому, не следует смешивать реализацию политической функции масс-медиа  с их «политизированностью» или  «политизацией» как понятиями, отражающими  лишь в негативном плане отношения  СМИ с властью.

 

Управлять политической коммуникацией - значит управлять  и самой политической системой. А  ядром политической системы служит власть. И главным образом - государственная  власть. Поэтому информационно-политическое управление - функция государственной  власти, а, значит, и функция СМИ.

 

Суть  взаимодействия власти и СМИ мы рассматриваем  в контексте теории Ю. Хабермаса  о коммуникативной природе социальных отношений, а также концепции  Н.Лумана о коммуникативной природе  власти, ибо все «социальные системы  образуются вообще исключительно благодаря 

 

Мы  разделяем точку зрения, указывающую  на объективную закономерность или  объективную функцию масс-медиа. Она заключается в том, что  СМИ «в той степени должны удовлетворять, защищать интересы государства, власти, в какой степени государство, власть защищают интересы гражданского общества, каждой личности» [9,20,36].

Информация о работе Формы взаимодействия органов государственной власти и СМИ