Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:34, дипломная работа
Цель дипломного исследования: выявить основные механизмы и условия формирования эффективного взаимодействия органов государственной власти и СМИ как фактора реализации информационной политики в Российской Федерации.
Решение поставленной цели обусловило задачи исследования:
- раскрыть и уточнить содержание основных теоретических понятий, необходимых для исследования взаимодействия властных структур и СМИ;
- определить место и роль средств массовой информации в политической сфере жизни общества;
- проанализировать экономические и правовые основы функционирования масс-медиа в Российской Федерации;
- выявить особенности процесса формирования и реализации государственной информационной политики в городе Серпухове и Южном подмосковье;
- определить практические возможности оптимизации взаимодействия органов государственной власти и СМИ города Серпухова в рамках реализации региональной государственной информационной политики;
- выявить особенности взаимодействия органов власти и СМИ в чрезвычайных ситуациях и разработать рекомендации по совершенствованию систем кризисной коммуникации.
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования взаимоотношений властных структур и массовой коммуникации
1.1 Информационно-политические отношения как объект и предмет научного анализа
1.2 Модели взаимодействия средств массовой информации и власти: история и современность
1.3 Экономические и правовые условия деятельности СМИ в современной России
Глава 2. Анализ социально-экономического развития и механизмов функционирования муниципального образования (на примере города Серпухова)
2.1 Стратегическое местоположение, ресурсы и экология муниципального образования г. Серпухова
2.2 Особенности развития средств массовой информации города Серпухова (Южного Подмосковья)
2.3 Анализ технологий взаимодействия органов местного самоуправления со СМИ и общественностью в городе Серпухове
Глава 3. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и СМИ (региональный аспект)
3.1 Роль и место российских СМИ в процессе формирования гражданского общества
3.2 Совершенствование взаимодействия региональных институтов власти и СМИ в России
3.3 Особенности совершенствования систем кризисной коммуникации органов государственной власти и СМИ
Заключение
Список литературы
Бурное развитие СМИ в Серпухове началось в конце 1990-х годов, когда открылось значительное количество новых печатных изданий, местное телевидение; в 2000-е годы пришло время радиостанций.
В
настоящее время структура
Газеты
В Серпухове издаются газеты, распределяемые по подписке:
1. «Ока - инфо», тираж 16000 экземпляров
2. «Серпуховские вести», тираж 9000 экземпляров
3. «Совет», тираж 6500 экземпляров
4.
«Московский комсомолец в
5. «Моя информационная газета. Южное Подмосковье», тираж 6000 экз
6.
«Народный наблюдатель
7. «Окский курьер»
8. «Совершенно бесплатно»
9. «Суть да дело»
Телевидение
Название, Номер ТВ канала
Россия - 1 53 канал
Звезда 45 канал
НТВ 55 канал
Россия - К 56 канал
Первый канал 57 канал
RU TV 62 канал
СТС 63 канал
Россия - 2 64 канал Д
ТВ 65 канал
Серпуховский филиал РТВ Подмосковье
СТС 28 канал
ТНТ - ОКНО 41 канал
ПРО - ТВ кабельное ТВ
Радиостанции
Радио Серпухова - «РТВ Подмосковье».
Дорожное радио Серпухов.
Русское радио.
Юмор FM Серпухов.
Love Radio.
Первое популярное радио.
Радио шансон Серпухов.
Радио - Европа плюс Серпухов.
Радио России / РТВ Подмосковье/ Радио Ревю.
Ретро FM Серпухов.
Авторадио Серпухов.
Милицейская волна / Радиостанция «Ока - FM»
Такое бурное развитие СМИ отразилось на структуре их функционирования: 75,2% из них имеют стаж менее 5 лет, 17,5% имеют стаж работы в интервале 5-10 лет и лишь 7,3% - стаж более 15 лет.
Всего в Подмосковном межрегиональном территориальном управлении МПТР РФ по данным в 2010 году зарегистрировано 117 печатных и 163 электронных СМИ. На самом деле эту численность нельзя назвать окончательной, поскольку некоторые СМИ зарегистрированы непосредственно в Министерстве печати РФ или в других субъектах федерации, но при этом они распространяются на территории области.
В
2007-2010 годах учредителями печатных
и электронных СМИ Подмосковья
чаще выступают администрации
В последние годы отмечена тенденция создания на территории области информационных агентств, информационных холдингов и Интернет-изданий. В Московской области в 2009 году был создан медиа-холдинг «ТРК Подмосковное время», имеющий существенный медиа-ресурс из семи телевизионных и четырех радиоканалов, располагающий аудиторией значительного числа жителей юга области. Другим характерным примером процесса укрупнения региональных СМИ Московской области может служить деятельность ГУП «Подмосковное региональное информационное агентство», в состав которого входит газета «Наше время», информационное агентство «Подмосковная линия», молодежный журнал «Надежда», агентство спортивных новостей «Подмосковная арена».
Наиболее
отчетливо на юге области проявляются
тенденции переплетения, слияния
экономической и информационно-
Как видно, на юге области частных СМИ существенно больше (250 или 71,8%), чем государственных (98 или 28,2%). При этом на муниципальном уровне преобладают государственные СМИ, а на областном - частные.
Однако,
со временем, положение и конфигурация
областных СМИ может
За
10 лет разовый тираж областных
газет вырос в 3 раза, городских
и районных в 2 раза. При этом одновременно
увеличивается и тираж
В печатном пространстве юга
области явно доминируют
Если
принять во внимание достаточно широко
представленный в регионе пласт
национальных диаспор: традиционно-этнических,
а также украинской, белорусской,
татарской и других, то станет очевидно,
что явно не достает молодежных и
национальных изданий. Все это - отчетливое
отражение политизации
Таким образом, можно сделать
вывод, что бурный рост числа
печатных изданий направлен,
Отметим,
что все основные издания, информационные
агентства и теле-радио
Если
оценивать обстановку в целом
СМИ Серпухова, то в настоящее
время она представляет собой
мозаику с переплетением
Как показала практика, самостоятельно СМИ не могут выжить, поскольку рекламный рынок в городе пока не развит по причине ограниченного объема местных товаров и услуг. Ареал распространения СМИ, как правило, ограничен территорией города или района. Поэтому о финансовой самостоятельности большинства СМИ говорить сегодня преждевременно, вследствие чего в экономическом положении СМИ решающую роль, по-прежнему, играют два фактора:
1)
умение договориться с
2)
обеспечить себе финансовую
Есть основания полагать, что без активного влияния со стороны областной исполнительной власти информационное пространство города будет деформироваться в сторону расширения политической составляющей за счет сокращения социально-бытовой, культурной, воспитательной, научно-просветительской и т.д. Задача региональной власти - гармонизировать структуру и содержательную составляющую регионального медиа-пространства на основе грамотной информационной политики.
Можно
предположить, что предоставление финансовой
поддержки только государственным
СМИ не дает гарантии того, что эти
СМИ будут популярны и
По итогам проведенного анализа можно сделать вывод, что информационная политика, которая проводится в Серпухове и южном Подмосковье имеет целый ряд просчетов:
1)
отставание в разработке и
принятии местного
регулирующего информационную сферу;
2)«закрытость» органов власти;
3)
отсутствие четко
4)
стремление установить
Информационную
политику Серпухова можно
Информационная политика государственных органов власти должна строиться на следующих принципах: во-первых, полная открытость органов власти для средств массовой информации; во-вторых, отсутствие диктата во взаимодействии со СМИ. Они должны быть свободны в выборе и распространении информации, производимой самими органами власти. Взаимодействие органов власти и СМИ должно проходить на основе взаимного уважения равных партнеров, что позволит оптимизировать информационные отношения между органами государственной власти, СМИ и обществом.
2.3
Анализ технологий
Все муниципальные образования в своей деятельности руководствуются законами и постановлениями, причем законы и постановления нижестоящих инстанций не должны противоречить законам и постановлениям вышестоящих инстанций. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Уставом Московской области порядок и формы взаимодействия органов местного самоуправления Московской области и населения устанавливаются Законом Московской области от 2 ноября 1999 г. № 76/99-ОЗ. Все муниципальные образования Московской области в соответствии с этим законом и своими уставами организуют свою работу по взаимодействию со СМИ.
В
муниципальном образовании
Комитет
непосредственно подчиняется
Практически вся технология взаимодействия органов местного самоуправления с общественностью и СМИ в городе Серпухове реализуется через Общий отдел.
Линейно-функциональная
структура управления позволяет
эффективно организовать работу в отделе,
так как количество сотрудников
не превышает десяти человек. Специалисты
первой категории и главные
Технология взаимодействия органов местного самоуправления с общественностью в городе Серпухове осуществляется на двух уровнях [5]:
-
на уровне массовой
-
на уровне целевой коммуникации
- взаимодействие с
Общий
отдел является структурным подразделением
Администрации города, поэтому эффективность
его работы зависит не только от
его внутренней организации, но и
от качества работы Администрации города
в целом. На уровне массовой коммуникации
непосредственное взаимодействие с
общественностью осуществляется главным
образом через СМИ, но и непосредственное
взаимодействие со СМИ проходит также
через Общий отдел, или иные структурные
подразделения Администрации
Технология
взаимоотношений муниципальной
власти со СМИ и общественностью
проходит путем взаимодействия со структурными
подразделениями Администрации
города, которые в свою очередь
работают на основании исполнения служебных
записок, которые являются регламентирующими
и отчетными внутренними
Проанализировав все этапы технологии взаимодействия органов местного самоуправления со СМИ на уровне целевой коммуникации можно сделать вывод, что практически все процессы этого взаимодействия, в обычном его варианте, осуществляются только внутри органов власти и никаким образом не зависят от внешних факторов. Это означает, что скорость и качество обработки обращения зависит от внутренних процессов Администрации города, таких как: время доставки документов, время их обработки на каждом уровне, и время выполнения поручения по обращению.
Что
касается пересылки документов на каждом
уровне управления, то этот процесс
является строго регламентированным и
производится посредством внутренней
корреспонденции ежедневно в 12 часов
дня. Организованная таким образом
доставка документов снижает оперативность
рассмотрения обращений граждан. В
частности любое обращение
Все отчетные документы об обращениях граждан хранятся как в электронном виде, так и на бумажных носителях, причем нет общего формата данных или общей системы управления этим процессом, поэтому многие документы хранятся в стандартных офисных форматах (Word и Excel), что также затрудняет процесс доставки и обработки документов.
Проведем качественную оценку применения информационных технологий в непосредственном информационном взаимодействии органов местного самоуправления с общественностью и СМИ на разных уровнях коммуникации.
Ранее
были установлены две формы
Информация о работе Формы взаимодействия органов государственной власти и СМИ