Формы взаимодействия органов государственной власти и СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования: выявить основные механизмы и условия формирования эффективного взаимодействия органов государственной власти и СМИ как фактора реализации информационной политики в Российской Федерации.
Решение поставленной цели обусловило задачи исследования:
- раскрыть и уточнить содержание основных теоретических понятий, необходимых для исследования взаимодействия властных структур и СМИ;
- определить место и роль средств массовой информации в политической сфере жизни общества;
- проанализировать экономические и правовые основы функционирования масс-медиа в Российской Федерации;
- выявить особенности процесса формирования и реализации государственной информационной политики в городе Серпухове и Южном подмосковье;
- определить практические возможности оптимизации взаимодействия органов государственной власти и СМИ города Серпухова в рамках реализации региональной государственной информационной политики;
- выявить особенности взаимодействия органов власти и СМИ в чрезвычайных ситуациях и разработать рекомендации по совершенствованию систем кризисной коммуникации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования взаимоотношений властных структур и массовой коммуникации
1.1 Информационно-политические отношения как объект и предмет научного анализа
1.2 Модели взаимодействия средств массовой информации и власти: история и современность
1.3 Экономические и правовые условия деятельности СМИ в современной России
Глава 2. Анализ социально-экономического развития и механизмов функционирования муниципального образования (на примере города Серпухова)
2.1 Стратегическое местоположение, ресурсы и экология муниципального образования г. Серпухова
2.2 Особенности развития средств массовой информации города Серпухова (Южного Подмосковья)
2.3 Анализ технологий взаимодействия органов местного самоуправления со СМИ и общественностью в городе Серпухове
Глава 3. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и СМИ (региональный аспект)
3.1 Роль и место российских СМИ в процессе формирования гражданского общества
3.2 Совершенствование взаимодействия региональных институтов власти и СМИ в России
3.3 Особенности совершенствования систем кризисной коммуникации органов государственной власти и СМИ
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

формирования взаимодействия сми и власти.docx

— 94.34 Кб (Скачать файл)

 

Бурное  развитие СМИ в Серпухове началось в конце 1990-х годов, когда открылось  значительное количество новых печатных изданий, местное телевидение; в 2000-е  годы пришло время радиостанций.

 

В настоящее время структура рынка  СМИ Серпухова представлена следующим  образом.

 

Газеты

 

В Серпухове издаются газеты, распределяемые по подписке:

 

1. «Ока - инфо», тираж 16000 экземпляров

 

2. «Серпуховские вести», тираж 9000 экземпляров

 

3. «Совет», тираж 6500 экземпляров

 

4. «Московский комсомолец в Серпухове»

 

5. «Моя информационная газета. Южное  Подмосковье», тираж 6000 экз

 

6. «Народный наблюдатель Подмосковья»

 

7. «Окский курьер»

 

8. «Совершенно бесплатно»

 

9. «Суть да дело»

 

Телевидение

 

Название, Номер ТВ канала

 

Россия - 1 53 канал 

 

Звезда 45 канал 

 

НТВ 55 канал 

 

Россия - К 56 канал 

 

Первый  канал 57 канал 

 

RU TV 62 канал 

 

СТС 63 канал 

 

Россия - 2 64 канал Д

 

ТВ 65 канал 

 

Серпуховский  филиал РТВ Подмосковье 

 

СТС 28 канал 

 

ТНТ - ОКНО 41 канал 

 

ПРО - ТВ кабельное ТВ

 

Радиостанции

 

Радио Серпухова - «РТВ Подмосковье».

 

Дорожное  радио Серпухов.

 

Русское радио.

 

Юмор FM Серпухов.

 

Love Radio.

 

Первое  популярное радио.

 

Радио шансон Серпухов.

 

Радио - Европа плюс Серпухов.

 

Радио России / РТВ Подмосковье/ Радио Ревю.

 

Ретро FM Серпухов.

 

Авторадио Серпухов.

 

Милицейская волна / Радиостанция «Ока - FM»

 

Такое бурное развитие СМИ отразилось на структуре их функционирования: 75,2% из них имеют стаж менее 5 лет, 17,5% имеют стаж работы в интервале 5-10 лет и лишь 7,3% - стаж более 15 лет.

 

Всего в Подмосковном межрегиональном  территориальном управлении МПТР РФ по данным в 2010 году зарегистрировано 117 печатных и 163 электронных СМИ. На самом деле эту численность нельзя назвать окончательной, поскольку  некоторые СМИ зарегистрированы непосредственно в Министерстве печати РФ или в других субъектах  федерации, но при этом они распространяются на территории области.

 

В 2007-2010 годах учредителями печатных и электронных СМИ Подмосковья  чаще выступают администрации муниципальных  органов власти. Практически во всех районах и крупных населенных пунктах созданы собственные  телекомпании и газеты. Этот процесс  также отражает тенденцию укрепления информационно-политической власти на данном уровне.

 

В последние годы отмечена тенденция  создания на территории области информационных агентств, информационных холдингов  и Интернет-изданий. В Московской области в 2009 году был создан медиа-холдинг  «ТРК Подмосковное время», имеющий  существенный медиа-ресурс из семи телевизионных  и четырех радиоканалов, располагающий  аудиторией значительного числа  жителей юга области. Другим характерным  примером процесса укрупнения региональных СМИ Московской области может  служить деятельность ГУП «Подмосковное  региональное информационное агентство», в состав которого входит газета «Наше  время», информационное агентство «Подмосковная  линия», молодежный журнал «Надежда», агентство спортивных новостей «Подмосковная  арена».

 

Наиболее  отчетливо на юге области проявляются  тенденции переплетения, слияния  экономической и информационно-политической власти. На юге Подмосковья в сентябре 2010 года насчитывалось 348 СМИ.

 

Как видно, на юге области частных  СМИ существенно больше (250 или 71,8%), чем государственных (98 или 28,2%). При  этом на муниципальном уровне преобладают  государственные СМИ, а на областном - частные.

 

Однако, со временем, положение и конфигурация областных СМИ может измениться. Набирающая экономическую силу отраслевая и ведомственная элита нуждается  в эффективных средствах реализации и укрепления своей власти, распространения  ее на политическую сферу. Таким образом, обладание гибким механизмом политического  управления становится для нее актуальной необходимостью. С этой точки зрения ничто не может сравниться с электронными СМИ.

 

За 10 лет разовый тираж областных  газет вырос в 3 раза, городских  и районных в 2 раза. При этом одновременно увеличивается и тираж областных  газет - на 2,2 млн. экземпляров. Таким  образом, на юге Подмосковья региональное печатное пространство, как и в  целом по России, расширяется. Растут, соответственно, и возможности информационно-политического  управления субъектов областного и  городского уровней.

  В печатном пространстве юга  области явно доминируют общественно-политические  издания. 

 

Если  принять во внимание достаточно широко представленный в регионе пласт  национальных диаспор: традиционно-этнических, а также украинской, белорусской, татарской и других, то станет очевидно, что явно не достает молодежных и  национальных изданий. Все это - отчетливое отражение политизации информационного  пространства юга Подмосковья.

  Таким образом, можно сделать  вывод, что бурный рост числа  печатных изданий направлен, главным  образом, на усиление информационно-политической  составляющей управленческой деятельности. Все это приводит к тому, что  информационное пространство Серпухова,  как и южного Подмосковья не в полной мере соответствует социальной этнонациональной структуре и возросшему уровню информационных потребностей местного населения.

 

Отметим, что все основные издания, информационные агентства и теле-радио компании имеют персональные сайты в Интернете, что позволяет им в режиме on-line информировать своих читателей, слушателей и зрителей о текущих  событиях, публиковать собственные  версии и комментарии с точки  зрения своей информационной политики.

 

Если  оценивать обстановку в целом  СМИ Серпухова, то в настоящее  время она представляет собой  мозаику с переплетением государственных, муниципальных, ведомственных и  частных СМИ. Можно констатировать, что в деятельности СМИ пока не наблюдается откровенной оппозиционности  государственным властным структурам, поскольку это, во-первых, не востребовано обществом и, во-вторых, пока не входит в число целей региональной и  местной элиты.

 

Как показала практика, самостоятельно СМИ  не могут выжить, поскольку рекламный  рынок в городе пока не развит по причине ограниченного объема местных  товаров и услуг. Ареал распространения  СМИ, как правило, ограничен территорией  города или района. Поэтому о финансовой самостоятельности большинства  СМИ говорить сегодня преждевременно, вследствие чего в экономическом  положении СМИ решающую роль, по-прежнему, играют два фактора:

 

1) умение договориться с органами  государственной власти и выйти  на заключение с ними договора  о сотрудничестве (то есть получить  доступ к бюджетному финансированию);

 

2) обеспечить себе финансовую базу  за счет представителей бизнеса.

 

Есть  основания полагать, что без активного  влияния со стороны областной  исполнительной власти информационное пространство города будет деформироваться  в сторону расширения политической составляющей за счет сокращения социально-бытовой, культурной, воспитательной, научно-просветительской и т.д. Задача региональной власти - гармонизировать структуру и  содержательную составляющую регионального  медиа-пространства на основе грамотной  информационной политики.

 

Можно предположить, что предоставление финансовой поддержки только государственным  СМИ не дает гарантии того, что эти  СМИ будут популярны и влиятельны.

 

По  итогам проведенного анализа можно  сделать вывод, что информационная политика, которая проводится в Серпухове  и южном Подмосковье имеет  целый ряд просчетов:

 

1) отставание в разработке и  принятии местного законодательства,

 

регулирующего информационную сферу;

 

2)«закрытость»  органов власти;

 

3) отсутствие четко разработанных  критериев финансовой поддержки  СМИ;

 

4) стремление установить контроль  над деятельностью СМИ.

 

Информационную  политику Серпухова можно охарактеризовать лишь как реакцию власти на сиюминутные  изменения информационной среды. Но информационная политика должна содержать  стратегически цели, тактику действий. Главной целью проведения информационной политики должно быть наиболее полное информирование населения о деятельности органов власти, создание условий  свободы деятельности СМИ.

 

Информационная  политика государственных органов  власти должна строиться на следующих  принципах: во-первых, полная открытость органов власти для средств массовой информации; во-вторых, отсутствие диктата  во взаимодействии со СМИ. Они должны быть свободны в выборе и распространении  информации, производимой самими органами власти. Взаимодействие органов власти и СМИ должно проходить на основе взаимного уважения равных партнеров, что позволит оптимизировать информационные отношения между органами государственной  власти, СМИ и обществом.

2.3 Анализ технологий взаимодействия  органов местного самоуправления  со СМИ и общественностью в  городе Серпухове

 

Все муниципальные образования в  своей деятельности руководствуются  законами и постановлениями, причем законы и постановления нижестоящих  инстанций не должны противоречить  законам и постановлениям вышестоящих  инстанций. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Уставом  Московской области порядок и  формы взаимодействия органов местного самоуправления Московской области  и населения устанавливаются  Законом Московской области от 2 ноября 1999 г. № 76/99-ОЗ. Все муниципальные  образования Московской области  в соответствии с этим законом  и своими уставами организуют свою работу по взаимодействию со СМИ.

 

В муниципальном образовании город  Серпухов вопросами по взаимодействию со СМИ и общественностью занимается Комитет по работе с обращениями  граждан и связями с общественностью (далее «Комитет»).

 

Комитет непосредственно подчиняется управляющему делами, и состоит из двух структурных  подразделений: Общего и Протокольно-наградного отделов.

 

Практически вся технология взаимодействия органов  местного самоуправления с общественностью  и СМИ в городе Серпухове реализуется  через Общий отдел.

 

Линейно-функциональная структура управления позволяет  эффективно организовать работу в отделе, так как количество сотрудников  не превышает десяти человек. Специалисты  первой категории и главные специалисты  осуществляют прием заявок от населения  и направляют их на рассмотрение компетентным лицам согласно их полномочиям, после  чего формируют и отсылают ответы гражданам по их обращениям. В обязанности  инспектора входит контроль над правильностью  и своевременностью исполнения поручений, а также контроль исполнения служебного регламента в работе Общего отдела по взаимодействию с общественностью  города.

 

Технология  взаимодействия органов местного самоуправления с общественностью в городе Серпухове  осуществляется на двух уровнях [5]:

 

- на уровне массовой коммуникации  посредством СМИ (местное телевидение,  пресса, радио и рекламные агентства)  в форме информирования широких  масс общественности;

 

- на уровне целевой коммуникации - взаимодействие с общественностью  осуществляется через Общий отдел  Комитета и имеет двусторонний  характер.

 

Общий отдел является структурным подразделением Администрации города, поэтому эффективность  его работы зависит не только от его внутренней организации, но и  от качества работы Администрации города в целом. На уровне массовой коммуникации непосредственное взаимодействие с  общественностью осуществляется главным  образом через СМИ, но и непосредственное взаимодействие со СМИ проходит также  через Общий отдел, или иные структурные  подразделения Администрации города. В связи с этим, технологию взаимодействия органов местного самоуправления со СМИ рассмотрим на основе анализа работы Общего отдела и Администрации города Серпухова в целом.

 

Технология  взаимоотношений муниципальной  власти со СМИ и общественностью  проходит путем взаимодействия со структурными подразделениями Администрации  города, которые в свою очередь  работают на основании исполнения служебных  записок, которые являются регламентирующими  и отчетными внутренними документами. Вся работа муниципального образования  города Серпухова осуществляется через  документооборот. Служебные записки  составляются заявителем, утверждаются ответственными лицами и исполняются  ответственным компетентным лицом. Поручение является разновидностью служебной записки и составляется соответствующим руководителем (начальником).

 

Проанализировав все этапы технологии взаимодействия органов местного самоуправления со СМИ на уровне целевой коммуникации можно сделать вывод, что практически  все процессы этого взаимодействия, в обычном его варианте, осуществляются только внутри органов власти и никаким  образом не зависят от внешних  факторов. Это означает, что скорость и качество обработки обращения  зависит от внутренних процессов  Администрации города, таких как: время доставки документов, время  их обработки на каждом уровне, и  время выполнения поручения по обращению.

 

Что касается пересылки документов на каждом уровне управления, то этот процесс  является строго регламентированным и  производится посредством внутренней корреспонденции ежедневно в 12 часов  дня. Организованная таким образом  доставка документов снижает оперативность  рассмотрения обращений граждан. В  частности любое обращение рассматривается  как минимум три дня, так как  проходит не менее трех инстанций  местной власти, пересылка между  которыми осуществляется 1 раз в  день. В Администрации города Серпухова  весь документооборот происходит на бумажных носителях посредством  внутренней корреспонденции, что также  увеличивает время обработки  информации во властных структурах.

 

Все отчетные документы об обращениях граждан  хранятся как в электронном виде, так и на бумажных носителях, причем нет общего формата данных или  общей системы управления этим процессом, поэтому многие документы хранятся в стандартных офисных форматах (Word и Excel), что также затрудняет процесс  доставки и обработки документов.

 

Проведем  качественную оценку применения информационных технологий в непосредственном информационном взаимодействии органов местного самоуправления с общественностью и СМИ на разных уровнях коммуникации.

 

Ранее были установлены две формы коммуникации в информационных отношениях местной  власти и населения: целевая коммуникация и массовая коммуникация.

Информация о работе Формы взаимодействия органов государственной власти и СМИ