Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:34, дипломная работа
Цель дипломного исследования: выявить основные механизмы и условия формирования эффективного взаимодействия органов государственной власти и СМИ как фактора реализации информационной политики в Российской Федерации.
Решение поставленной цели обусловило задачи исследования:
- раскрыть и уточнить содержание основных теоретических понятий, необходимых для исследования взаимодействия властных структур и СМИ;
- определить место и роль средств массовой информации в политической сфере жизни общества;
- проанализировать экономические и правовые основы функционирования масс-медиа в Российской Федерации;
- выявить особенности процесса формирования и реализации государственной информационной политики в городе Серпухове и Южном подмосковье;
- определить практические возможности оптимизации взаимодействия органов государственной власти и СМИ города Серпухова в рамках реализации региональной государственной информационной политики;
- выявить особенности взаимодействия органов власти и СМИ в чрезвычайных ситуациях и разработать рекомендации по совершенствованию систем кризисной коммуникации.
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования взаимоотношений властных структур и массовой коммуникации
1.1 Информационно-политические отношения как объект и предмет научного анализа
1.2 Модели взаимодействия средств массовой информации и власти: история и современность
1.3 Экономические и правовые условия деятельности СМИ в современной России
Глава 2. Анализ социально-экономического развития и механизмов функционирования муниципального образования (на примере города Серпухова)
2.1 Стратегическое местоположение, ресурсы и экология муниципального образования г. Серпухова
2.2 Особенности развития средств массовой информации города Серпухова (Южного Подмосковья)
2.3 Анализ технологий взаимодействия органов местного самоуправления со СМИ и общественностью в городе Серпухове
Глава 3. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и СМИ (региональный аспект)
3.1 Роль и место российских СМИ в процессе формирования гражданского общества
3.2 Совершенствование взаимодействия региональных институтов власти и СМИ в России
3.3 Особенности совершенствования систем кризисной коммуникации органов государственной власти и СМИ
Заключение
Список литературы
6)
в нормах о государственной
регистрации СМИ следует
Аудиовизуальные СМИ в России подлежат обязательной процедуре лицензирования. Слово «лицензия» происходит от латинского слова «licere» - «разрешать». Согласно закону РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю [2]. Необходимость лицензирования в сфере телерадиовещания оправдывается следующими обстоятельствами.
Во-первых,
она связана с необходимостью
регулирования распределения
Во-вторых,
массовость и влиятельность
В
нашей стране процедура лицензирования
телерадиовещания находится под
строгим контролем государства:
процесс лицензирования осуществляет
Федеральная конкурсная комиссия при
Федеральной службе по надзору в
сфере связи и массовых коммуникаций,
то есть, по сути, процессом выдачи лицензий
распоряжается правительство. Необходимо
отметить, что первоначально в
Законе о СМИ в 1991 году предполагалось,
что процедуру лицензирования будет
осуществлять некая общественная организация.
Однако такой орган не был создан,
а из закона вскоре были изъяты любые
упоминания о нем. Причину этого
исследователи видят в слабости
общественных структур в России. Медийное
общество разрозненно: ни Союз журналистов,
ни другие профессиональные организации
не имеют реального влияния на
среду, а являются скорее клубами
по интересам. Это приводит к тому,
что государство, пользуясь бессилием
общественных организаций, все контрольные
функции забирает в свои руки. С
этой проблемой связаны и другие.
Рынок с 1991 года сильно изменился: появились
спутниковые и кабельные
2.
Инициатива возникновения
Как установлено в работе, в России существуют определенные проблемы со свободой слова.
Основная
проблема - ограничения доступа
В
результате проведенного автором экспертного
опроса в городе Серпухове было установлено,
что 85,2% респондентов-журналистов
Среди
наиболее частых источников отказа опрошенные
назвали прокуратуру (70%), государственные
предприятия и учреждения (50%), суды
(40%), областную и городскую
Немало нарушений связано с процедурой аккредитации журналистов при органах власти. Этот термин происходит от латинского слова «acredere», что значит «оказывать доверие».
Под
аккредитацией обычно понимают создание
благоприятных условий для
Прокуратура
Государственные предприятия и учреждения
Суды
Милиция
Областная и городская администрации
Негосударственные предприятия и учреждения
Порядок
аккредитации журналистов при
Данные экспертного опроса, свидетельствуют о неготовности чиновников что-либо менять. Подавляющее большинство представителей этой категории полагают, что существующие на сегодняшний день правила аккредитации полностью или частично отвечают законным правам и нормам журналистов и, следовательно, не нуждаются в изменении.
Следует признать целесообразным разработку типовых правил аккредитации журналистов при органах государственной власти и местного самоуправления или их пресс-службах. В типовых правилах будет предусмотрен минимальный набор дополнительных прав, которые получают аккредитируемые журналисты, основания отказа в аккредитации, обязанности аккредитируемого журналиста.
Таким
образом, в ходе анализа было выявлено,
что в г. Серпухове взаимодействие
институтов власти и СМИ носит
асимметричный, неравномерный характер.
Органы власти устанавливают правила,
усложняющие процесс создания и
функционирования местных СМИ. К
ним относятся, например, регистрация
печатных СМИ, носящая разрешительный
характер, и аккредитация масс-медиа
при местных органах власти, которая
зачастую создает журналистам препоны
для получения необходимой
3.3
Особенности совершенствования
систем кризисной коммуникации
органов государственной
В настоящее время в развитии коммуникационных общественных процессов информация становится главным ресурсом социального управления. Соответственно и в государственном управлении информационная сфера приобретает особое значение. Органы власти вынуждены своевременно и в должном объеме информировать широкие массы общественности о своей деятельности. Освещением деятельности органов государственной власти занимаются СМИ - институт на профессиональной основе, предоставляющий общественности социально значимую информацию. Поэтому речь идет уже не просто о проблемах коммуникации между чиновниками и журналистами. Встает вопрос эффективной организации взаимодействия между институтами власти и СМИ.
Под
взаимодействием органов
Подобная
совокупность взаимных действий является
процессом, поскольку имеет фазовый
характер и ограничена временными и
содержательными рамками
Процесс взаимодействия наряду с внешними условиями определяется также возникающими в этот период институциональными интересами и противоречиями органов государственной власти и СМИ.
При
взаимодействии в условиях чрезвычайной
ситуации положение значительно
осложняется. Общественность требует
от власти немедленно объяснить, что
произошло, и какие меры к предотвращению
уже приняты. Это связано с
природой чрезвычайной ситуации, как
кризисного социального явления. В
общем виде чрезвычайная ситуация -
это обстановка, сложившаяся на определенной
территории в результате аварии, опасного
природного явления, катастрофы, стихийного
или иного бедствия, которые могут
повлечь или повлекли за собой
человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей или окружающей природной
среде, значительные материальные потери
и нарушение условий
Из
этих определений вытекает, что общественное
внимание полностью приковано к
чрезвычайной ситуации, если она является
резонансной: такая ситуация занимает
на некоторое время практически
все информационное пространство, становится
актуальной, социально значимой. Основными
факторами резонансности
В такой ситуации имеет место дефицит временных и информационных ресурсов для принятия управленческого решения; пристальное общественное внимание к ситуации; завышенные ожидания общественности того, что органы власти немедленно примут адекватные меры по устранению чрезвычайной ситуации.
Таким
образом, для органов госвласти
особенно актуально наличие партнерских
взаимоотношений со СМИ в период
неожиданной резонансной
Существует
несколько моделей
Общая модель содержит четыре элемента: чрезвычайную ситуацию, СМИ, общественность, а также органы государственной власти, в состав которых входят пресс-центр и комиссии по расследованию случившегося.
По
способу предоставления доступа
СМИ к информации взаимодействие
можно классифицировать как открытое
и закрытое. Позиция органов власти
по отношению к масс-медиа
Выбор органами власти той или иной модели зависит от целей, которых они хотят добиться: взять процесс предоставления общественности информации под контроль, или же, например, максимально отгородиться от случившегося. На основе данных моделей выделяется четыре наиболее распространенных типа поведения органов власти в области общественного освещения чрезвычайной ситуации:
Ситуация под контролем. Государство активно участвует в формировании повестки дня, контролируя информационные потоки.
Никаких секретов. Государство активно участвует в формировании повестки дня, предоставляя СМИ и общественности открытый доступ к информации.
Безразличие.
Органы власти не беспокоятся по поводу
произошедшего и проявляют
Осадное положение. Государство никак не комментирует события, пытается их скрыть, блокирует, насколько это возможно, все информационные потоки.
Выбор властью типа поведения по отношению к общественности и модели взаимодействия со СМИ напрямую зависит от степени осознания ее представителями, необходимости построения партнерских отношений с общественностью и СМИ. Это выражается в гражданской, демократической, нравственной позиции представителей власти.
На
наш взгляд вопрос совершенствования
взаимодействия органов государственной
власти и СМИ в чрезвычайных ситуациях
может быть разбит на две составляющие:
технологическую и
Технологическая
составляющая подразумевает необходимость
повышения управленческой эффективности
непосредственно процесса взаимодействия
при помощи адаптации, тестирования
и последующего применения ряда технологий,
а также разработки и использования
методик социального
С содержательной точки зрения, существует ряд проблем принципиального характера, в силу которых процесс рассматриваемого нами взаимодействия до сих пор осуществляется недостаточно эффективно. Это - общественно-политическая ситуация в стране, тенденции развития российского общества, направления развития информационного пространства, а также иные внутригосударственные трудности и проблемы, в основном институционального характера (непонимание друг друга, отсутствие сотрудничества, нежелание менять сложившиеся десятилетиями положение дел т.д.).
Информация о работе Формы взаимодействия органов государственной власти и СМИ