Формы взаимодействия органов государственной власти и СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования: выявить основные механизмы и условия формирования эффективного взаимодействия органов государственной власти и СМИ как фактора реализации информационной политики в Российской Федерации.
Решение поставленной цели обусловило задачи исследования:
- раскрыть и уточнить содержание основных теоретических понятий, необходимых для исследования взаимодействия властных структур и СМИ;
- определить место и роль средств массовой информации в политической сфере жизни общества;
- проанализировать экономические и правовые основы функционирования масс-медиа в Российской Федерации;
- выявить особенности процесса формирования и реализации государственной информационной политики в городе Серпухове и Южном подмосковье;
- определить практические возможности оптимизации взаимодействия органов государственной власти и СМИ города Серпухова в рамках реализации региональной государственной информационной политики;
- выявить особенности взаимодействия органов власти и СМИ в чрезвычайных ситуациях и разработать рекомендации по совершенствованию систем кризисной коммуникации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования взаимоотношений властных структур и массовой коммуникации
1.1 Информационно-политические отношения как объект и предмет научного анализа
1.2 Модели взаимодействия средств массовой информации и власти: история и современность
1.3 Экономические и правовые условия деятельности СМИ в современной России
Глава 2. Анализ социально-экономического развития и механизмов функционирования муниципального образования (на примере города Серпухова)
2.1 Стратегическое местоположение, ресурсы и экология муниципального образования г. Серпухова
2.2 Особенности развития средств массовой информации города Серпухова (Южного Подмосковья)
2.3 Анализ технологий взаимодействия органов местного самоуправления со СМИ и общественностью в городе Серпухове
Глава 3. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и СМИ (региональный аспект)
3.1 Роль и место российских СМИ в процессе формирования гражданского общества
3.2 Совершенствование взаимодействия региональных институтов власти и СМИ в России
3.3 Особенности совершенствования систем кризисной коммуникации органов государственной власти и СМИ
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

формирования взаимодействия сми и власти.docx

— 94.34 Кб (Скачать файл)

С управленческой точки зрения процесс  взаимодействия со СМИ может рассматриваться  как процесс управления по слабым сигналам в условиях изменчивой внешней  среды. С точки зрения управления и применительно к чрезвычайным ситуациям - прогнозирование негативных социальных последствий чрезвычайной ситуации.

 

Как мы уже отмечали, самой важной переменной в нашем случае является время. Главная  проблема заключается в том, что  неожиданные ситуации не дают времени  на то, чтобы неспешно, спокойно выяснить, что произошло, оценить масштабы происшествия и предположить, рассчитать приблизительные последствия и  понять какую информацию, в каком  объеме и в какой форме предоставить СМИ. Вместо этого, неожиданные чрезвычайные ситуации усложняют ситуацию неопределенностью  и отсутствием информации о том, что делать и как себя вести  в такой непривычной, нестандартной  ситуации. В результате пресс-службы вынуждены действовать не только в условиях дефицита времени, но и  еще в условиях недостатка информации для принятия решений, паники внутри органа власти, под напором СМИ  и возмущения, страха общественности.

 

Очевидно, что начинать принимать информационные контрмеры в этом случае необходимо гораздо раньше, задолго до начала чрезвычайной ситуации. На первый взгляд, что можно сделать, какие действия предпринять, если неизвестно, что и когда произойдет? Тем не менее, нам необходимо быть готовыми к коммуникации со СМИ даже в самые трудные и неожиданные моменты. Как же поступить?

 

Для того, чтобы быть готовым к неожиданным  чрезвычайным ситуациям, в частности, к общению с прессой, организация (в нашем случае - это орган  государственной власти) должна неким  образом предвидеть то или иное происшествие. Конечно, невозможно предсказать точное время и место неожиданной  катастрофы, например обрушения дома, аварии на химическом заводе или на танкере, перевозящем нефть, взрыва боеприпасов, захвата заложников, террористического  акта, крупного ДТП. Но возможность  такого происшествия можно обозначить на основе информации, собранной из потенциально опасных зон. Под такими потенциально опасными зонами (ПОЗ) мы будем понимать области или места  наиболее вероятного происхождения  неожиданной чрезвычайной ситуации.

 

По  мере поступления конкретной информации должны конкретизироваться и ответные меры пресс-службы, конечной целью которых  станет устранение опасности на информационном уровне. Заблаговременное наращивание  запаса гибкости позволит пресс-службе установить опасность возникновения  общественного резонанса на ранней стадии и сделать это организовано. Такой подход можно было бы назвать  «постепенным усилением ответных мер» и «реагированием на слабые сигналы».

 

Для этого необходимо разработать систему  критериев, по которым мы сможем отнести  ту или иную ситуацию, то или иное событие к чрезвычайному. Необходим  еще один фильтр.

 

Как отмечалось выше, самой важной для  нас будет являться ситуация, способная  вызвать общественный резонанс. Можно  составить таблицу критериев  и по больной шкале оценивать  резонансность того или иного  события, присваивая определенный балл на основании экспертной оценки. Такую  оценку дает группа экспертов, в число  которых входят специалисты, обладающие соответствующими знаниями и опытом.

 

Затем, когда известно, откуда может исходить потенциальная опасность, специально назначенные сотрудники пресс-служб  внимательно наблюдают за состоянием дел в ПОЗ, улавливая и обрабатывая  слабые сигналы об опасности.

 

Подобная  технология должна, прежде всего, учитывать  уровень осведомленности о явлении  или событии и установить степень  точности расчетов. На низких уровнях  осведомленности следует пользоваться экспертными оценками (например, методом  «Дельфи»). На более высоких уровнях  возможно использование методов  количественного прогнозирования  и моделирования.

 

Другими параметрами являются:

 

-   наличие опасности;

 

-   оставшееся время, меняющееся  от большой до малой степени  вероятности;

 

-   диапазон воздействия на имидж  ввиду события в той или  иной ПОЗ.

 

Цифрами обозначена доля снижения (увеличения) рейтинга.

 

Расчетные показатели времени и величины воздействия  на имидж при снижении уровня осведомленности  растут. Так, воздействие на потенциально опасную зону (ПОЗ-2) в пределах от 6 до 7 лет может быть в большей  или в меньшей степени опасно, однако ясно, что воздействие на имидж будет ощутимым. Ясно также, что такое спонтанное явление  следует постоянно держать в  поле зрения.

 

Над перечнем ответных мер также необходимо поработать. Их следует увеличить, введя  категорию слабой реакции. Реакция  пресс-служб выделена в две группы: реакция, изменяющая характер и интенсивность  взаимоотношений пресс-службы со СМИ, и реакция, изменяющая внутренний потенциал  пресс-службы. Для каждой группы существует три вида стратегии, где каждая последующая  эффективней предыдущей: одна направлена на увеличение осведомленности и  понимания, другая - на увеличение гибкости пресс-служб и третья непосредственно  направлена на отражение опасности.

 

Расширяя  осведомленность, орган государственной  власти должен целенаправленно заняться информационным анализом ПОЗ, т.е. осуществлять постоянный контроль над состоянием ПОЗ, прогнозированием социально-политических событий, природных явлений, катастроф  и аварий, а также анализом вероятных  проблем.

 

Орган власти, способный выявить и реагировать  на слабые сигналы опасности, исходящие  из ПОЗ может многое сделать задолго  до того, как чрезвычайная ситуация, способная вызвать общественный резонанс, произойдет. Все меры, связанные  с осведомленностью о состоянии  внешней среды, внутриорганизационной  гибкости, и значительная часть мер, связанных с гибкостью во внешней  среде, могут быть предприняты еще  до того, как опасность становится явной. Так, например, теракта на Дубровке, можно было ожидать сразу после  того, как были организованы первые московские теракты. Итак, мы выяснили, что механизм взаимодействия со СМИ  в чрезвычайной ситуации эффективен только при условии, что органы власти будут постоянно и успешно

 

Теперь  обратимся к сложившейся российской практике взаимодействия органов государственной  власти и СМИ в чрезвычайных ситуациях.

 

Положение дел таково, что нередко органы власти и СМИ не готовы к взаимодействию в чрезвычайных ситуациях, несмотря на особую важность такого рода социально-управленческой деятельности.

 

На  наш взгляд, для налаживания эффективного управления информационной сферой в  чрезвычайной ситуации необходимо в  первую очередь работать с должностными лицами органов власти, особенно силовых  структур. Ведь пока они не осознают такой надобности, у подотчетных  им пресс-служб не будет ни средств, ни возможностей для осуществления  качественного взаимодействия со СМИ  в чрезвычайных ситуациях. Можно  сказать, что это один из самых  действенных и важных способов совершенствования  систем кризисной коммуникации в  современной России. Ведь просто объяснив чиновнику, как нужно взаимодействовать  со СМИ и дав ему в руки все  необходимые технологии и инструменты  для реализации подобного механизма, мы не добьёмся нужного нам результата.

 

Кроме того, необходимо закрепить в законодательстве о СМИ и предотвращении чрезвычайных ситуаций общий порядок взаимодействия представителей органов власти и  СМИ в чрезвычайных ситуациях.

 

Ещё один момент, который нельзя оставить без внимания, - это трактовка  чиновниками понятия чрезвычайной ситуации с учетом их неожиданности, резонансности и возможных социальных последствиях. Законодатель под чрезвычайными  ситуациями понимает из ряда вон выходящие  ситуации, несущие угрозу населению  и его имуществу. Таким образом, чрезвычайными эти ситуации будут  являться, в основном для граждан. Для государства же, как уже  говорилось, чрезвычайной является та ситуация, которая угрожает жизнеспособности и легитимности существующей власти, а не нарушению безопасности отдельно взятого индивида. В нашем случае любое происшествие, вызывающее общественный резонанс и понижающее рейтинг власти, является для государства чрезвычайным, даже если нет угрозы жизни и имуществу  индивида.

 

Таким образом, комплексное принятие вышеуказанных  мер и на уровне руководящих лиц, и на законодательном уровне, и  на уровне исполнения представляет собой  основу для совершенствования государственного управления информационной сферой в  чрезвычайной ситуации.

 

Заключение 

 

Эффективное взаимодействие органов власти и  средств массовой информации является одним из основных условий успешной реализации государственной информационной политики, как ключевого фактора  оптимизации государственного управления при трансформации современной  России в открытое информационное общество.

 

Главной целью исследования является рассмотрение наиболее заметных проблем во взаимоотношениях органов власти со средствами массовой информации и предложение путей  их преодоления. Избранное направление  исследования затрагивает множество  аспектов общественного развития, без  изучения которых невозможно раскрыть наиболее полно весь круг проблем, связанных  с деятельностью средств массовой информации в современных условиях. Опираясь на результаты проведенного исследования, можно сформулировать следующие основные выводы:

 

Средства  массовой информации являются самостоятельным  социальным институтом, что дает возможность  идентифицировать их с политической группой, обладающей особыми ресурсами, структурой, функциями, стратегией и  технологиями достижения политических целей. Задачей масс-медиа в политической сфере является создание и внедрение  в общественное сознание «ненавязчивых» политических проблем и виртуальных  образов политических лидеров. Эта  деятельность приводит к тому, что  публичная политика становится разновидностью шоу-бизнеса - на первый план выдвигается  имидж политического лидера, созданный  с помощью масс-медиа, благодаря  чему, политик стремиться попасть  в медиа-повестку дня.

 

В процессе исторического развития отношения  между властью и СМИ в России носили в основном авторитарный либо патерналистский характер. Сегодняшняя  подконтрольность основных федеральных  каналов действующей власти свидетельствует  о продолжении этой тенденции. Вместе с тем в субъектах РФ в настоящее  время наблюдается процесс движения средств массовой информации от авторитарной модели к коммерческой.

 

Функционирование  сложившейся медиа-системы, состоящей  из подконтрольного государству  федерального уровня, движущегося к  рынку регионального уровня и  лишенного средств к существованию  местного уровня, приводит к параллельной трансляции по массовым каналам сообщений  об эффективной работе федеральной  власти и регулярных упущениях, произволе  со стороны нижестоящих уровней. Такая медиа повестка способствует укреплению позиций федерального центра и ослаблению региональных и местных  властей. Последние видят единственным выходом из создавшейся ситуации взятие под контроль СМИ, функционирующие  на подведомственной территории.

 

Анализ  экономических основ функционирования отечественных СМИ показывает, что  около 90% газетной периодики в России существуют за счет спонсоров и инвесторов. Переход СМИ в частный сектор и журналистская деятельность в  рыночных условиях не явились гарантией  самостоятельности и независимости  масс-медиа. Во многом это связано  с тем, что законодательство о  СМИ не получило должного развития по целому ряду важнейших вопросов: государственное регулирование  общих условий хозяйственной  деятельности СМИ, антимонопольное  регулирование в медиа-сфере, отношения  «владелец - учредитель - редакция »; статус издателя, вещателя и собственника и др. Концепция государственной  информационной политики, также указывающая на необходимость совершенствования законодательства, носит декларативный характер.

 

Решая проблему государственного участия  в сфере СМИ, необходимо свести это  участие к минимальному и достаточному уровню. Достаточному, во-первых, для  информирования населения о деятельности власти. Минимально достаточным уровнем  для этого является, по нашему мнению, система из одного федерального государственного телеканала, одной радиостанции, информационного  агентства и печатного периодического издания. Во-вторых, достаточность государственного участия в медиа-сфере должна определяться степенью финансовой поддержки, необходимой тем СМИ, которые  не могут существовать за счет собственных  доходов, при этом являясь социально  значимыми источниками информации для населения. В этой связи государству  следует ослабить контроль над медиа-сферой федерального уровня, где сложились  рыночные отношения, имеются значительные рекламные бюджеты, высок уровень  конкуренции. В то же время, необходимо всерьез заняться государственной  поддержкой региональной и местной  прессы, испытывающей объективные трудности  в самостоятельном бизнес-функционировании в виду неразвитости местного медиа-рынка, дефицита потенциальных рекламодателей и низкой платежеспособности населения.

 

В результате анализа взаимодействия прессы и власти в городе Серпухове  Московской области, следует отметить, что специфика этого взаимодействия обусловлена конфликтной ситуацией, сложившейся в региональной власти, а также движением региональной медиа-системы к коммерческой модели функционирования. Доля частных периодических  изданий составляет около 80%, однако большинство редакций существуют на средства спонсоров. Сильны позиции  скандальной, «желтой» прессы, превратившей публикацию заказных статей в отлаженный бизнес. Предприниматели, идущие во власть, становятся основным источником дохода печатных СМИ, потерявших бюджетное  финансирование. Еще одним следствием перехода к нерегулируемым рыночным отношениям в медиа-сфере стало  увеличение в регионе количества бесплатно распространяемых рекламных  изданий. Не имея отношения к журналистике, но, функционируя в рамках Федерального закона «О средствах массовой информации», данные издания значительно сокращают  доходы «серьезной» информационной прессы. Исследование взаимодействия печатных СМИ и региональной власти в Московской области подтверждает гипотезу, согласно которой переход  региональной и местной печати к  коммерческому функционированию в  условиях неразвитости законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность СМИ, и несформированности на местах рекламного рынка приводит к доминированию  в регионах стратегии существования  прессы за счет спонсорского финансирования. Подобная стратегия налагает обязательства  отрабатывать полученные средства, выполняя информационные заказы.

Информация о работе Формы взаимодействия органов государственной власти и СМИ