Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:34, дипломная работа
Цель дипломного исследования: выявить основные механизмы и условия формирования эффективного взаимодействия органов государственной власти и СМИ как фактора реализации информационной политики в Российской Федерации.
Решение поставленной цели обусловило задачи исследования:
- раскрыть и уточнить содержание основных теоретических понятий, необходимых для исследования взаимодействия властных структур и СМИ;
- определить место и роль средств массовой информации в политической сфере жизни общества;
- проанализировать экономические и правовые основы функционирования масс-медиа в Российской Федерации;
- выявить особенности процесса формирования и реализации государственной информационной политики в городе Серпухове и Южном подмосковье;
- определить практические возможности оптимизации взаимодействия органов государственной власти и СМИ города Серпухова в рамках реализации региональной государственной информационной политики;
- выявить особенности взаимодействия органов власти и СМИ в чрезвычайных ситуациях и разработать рекомендации по совершенствованию систем кризисной коммуникации.
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования взаимоотношений властных структур и массовой коммуникации
1.1 Информационно-политические отношения как объект и предмет научного анализа
1.2 Модели взаимодействия средств массовой информации и власти: история и современность
1.3 Экономические и правовые условия деятельности СМИ в современной России
Глава 2. Анализ социально-экономического развития и механизмов функционирования муниципального образования (на примере города Серпухова)
2.1 Стратегическое местоположение, ресурсы и экология муниципального образования г. Серпухова
2.2 Особенности развития средств массовой информации города Серпухова (Южного Подмосковья)
2.3 Анализ технологий взаимодействия органов местного самоуправления со СМИ и общественностью в городе Серпухове
Глава 3. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и СМИ (региональный аспект)
3.1 Роль и место российских СМИ в процессе формирования гражданского общества
3.2 Совершенствование взаимодействия региональных институтов власти и СМИ в России
3.3 Особенности совершенствования систем кризисной коммуникации органов государственной власти и СМИ
Заключение
Список литературы
Если следовать этой закономерности, то вряд ли можно признать правомерной идею необходимого и достаточного дистанцирования СМИ от власти. И в то же время умалчивать о другой функции - об обслуживании СМИ гражданского общества, народовластия (которое - часть, базис политической системы) и не фиксировать, обходить стороной очевидный факт (тенденцию) отчуждения масс-медиа от интересов гражданского общества. Следовательно, задача СМИ - и обслуживать коммуникацию политической системы, и управлять ею. Эти две функции неразрывны.
Итак,
более правильным в плане научного
подхода к информационно-
В
литературе различают понятия: «информация»,
«политическая информация», а также
«массовая информация» и «
Информация, которая выбирается людьми «из потока разнообразных сведений для подготовки и принятия, необходимых им решений в сфере государственной власти или исполнения функций, а также совершения сопутствующих действий, называется политической информацией. В этом смысле информация выступает, как и предпосылка действий любого политического субъекта, и одновременно как важнейший ресурс, позволяющий эффективно взаимодействовать в политической сфере ради достижения тех или иных целей».
Отсюда
следует, что, во-первых, политическая
информация (как важнейший компонент
коммуникации) необходима для подготовки
и принятия необходимых управленческих
решений в сфере
Во-вторых, информация есть «предпосылка» и «важнейший ресурс» действий любого политического субъекта и эффективного взаимодействия в политической сфере ради достижения тех или иных своих (т.е. субъектов политической сферы) целей.
Таким образом, правомерно сделать следующие выводы:
1.
В условиях построения
2.
Каждый вид общественных
3.
Синтез информационной и
Сознательное
использование объективных
1.2 Модели взаимодействия средств массовой информации и власти: история и современность
Изучая взаимодействие СМИ и властных структур очень важно четко понимать цели этого процесса. Как уже отмечалось, цель власти в медиа-сфере заключается в обосновании легетимности и актуализации собственных целей через получение общественной поддержки. Для достижения этой цели власть нуждается в инструменте опосредованного и формирующего общения (воздействия) на большие массы людей; таким инструментом и служат средства массовой информации.
СМИ, включаясь во взаимодействие с властными структурами, преследуют цель удовлетворения информационных потребностей, как отдельной личности, так и общества в целом, публичного выражения общественных интересов; с другой стороны, деятельность СМИ направлена на получение дохода от реализации своей аудитории (рекламодателям или спонсорам, в том числе и органам власти). Таким образом, мы можем утверждать, что взаимодействие СМИ и власти носит достаточно противоречивый характер в силу различной направленности их деятельности и наличия у них особых интересов.
В
современной науке существуют различные
классификации моделей
Либертианская
модель предполагает, что распространение
информации доступно для граждан
без предварительного разрешения или
лицензии, а критика власти не является
наказуемой. Кроме того, данная модель
подразумевает независимость
Модель
социальной ответственности. В соответствии
с данной моделью средства массовой
информации в своей деятельности
должны выполнять определенные обязательства
перед обществом. Это, прежде всего,
означает, что публикуемые материалы
должны соответствовать
Модель
демократического участия. Данная модель
предполагает, что граждане должны
иметь право на использование
СМИ в собственных интересах.
При этом ни сами средства массовой
информации, ни содержание их материалов
не могут быть подчинены центральному
политическому или
Советская
модель. Деятельность средств массовой
информации в соответствии с данной
моделью осуществляется на основе принципа
партийности в идеологической деятельности.
Масс-медиа находятся в
Авторитарная модель. Главный принцип данной модели: деятельность СМИ не должна приводить к подрыву существующей власти. В средствах массовой информации не может быть критики доминирующих политических и моральных ценностей. Данными принципами оправдывается наличие цензуры. Критика властей, входящая в противоречие с господствующей политической линией и моральными установками, может квалифицироваться как уголовное преступление. Журналисты и другие профессионалы не являются независимыми внутри организаций массовой информации.
Модель развивающихся стран. В
рамках данной модели СМИ
Исследование
моделей взаимодействия власти и
масс-медиа в России не может быть
ограничено лишь анализом смены медиа-моделей
в ходе исторического развития государства
в целом. Не менее важным представляется
изучение моделей, функционирующих
сегодня в регионах РФ. Огромная
территория страны, различные экономические
и политические условия субъектов
РФ приводят к тому, что место
и роль СМИ в различных регионах
не одинаковы. Исследователи создают
различные классификации
В
основе классификации региональных
медиа-моделей лежит семь параметров:
информационная открытость власти (открытая,
средняя, закрытая); уровень свободы
производства информации; уровень свободы
распространенности информации, медийная
насыщенность региона; развитие регионального
рекламного медиа-рынка; уровень медиа-конфликтности
региона; характер конфликтов (правовой,
внеправовой); уровень и характер
сомоорганизации медиа-
Из
первых трех параметров складывается
типологическая характеристика информационной
политики власти. Четвертый и пятый
характеризуют потенциал и
1.
Авторитарный вариант
2.
Патерналистский вариант
3.
Модернизированный вариант
4.
Модель, переходная к рыночной. Её
основной признак - разделение
медиа-пространства на равные
или сопоставимые по масштабу
части: государственную и
5.
Рыночная модель. Основные характеристики
данной модели: высокая медиа-насыщенность,
богатый рекламный бюджет СМИ,
при этом независимые от
Информация о работе Формы взаимодействия органов государственной власти и СМИ