Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 11:09, курсовая работа
Актуальность темы исследования заключается в том, что Российская система регистрации прав на недвижимое имущество довольно молода: она насчитывает чуть более десяти лет. Однако даже с такого - пусть и незначительного - временного расстояния тот рывок в сфере упорядочения способов фиксации прав на недвижимые вещи, который был сделан с момента принятия в 1994 г. части первой ГК РФ, впечатляет. За полтора десятка лет в России была создана как полноценная регистрационная система в сфере оборота недвижимости, так и система кадастрового учета недвижимого имущества, построена система органов по регистрации прав на недвижимое имущество, заложен фундамент для создания профессионального сообщества кадастровых инженеров, которые должны будут заменить техников БТИ и ФГУП «Ростехинвентаризация», выполняющих сегодня функции по подготовке технических описаний объектов недвижимости.
Введение….…………………………………………………………………………..4
1. Теоретические аспекты регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним
1.1. История развития института регистрации прав на недвижимое имущество…………………………………………………………………………....7
1.2. Современная трактовка регистрации права на недвижимое имущество.…18
2. Процесс и условия государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в РФ
2.1. Порядок осуществления государственной регистрации на недвижимое имущество…………………………………………………………………………..28
2.2.Совершенствование гражданского законодательства РФ в сфере регистрации прав на недвижимое имущество…………………………………....41
Заключение…………………………………………………………………….........46
Список использованных источников ………………
В соответствии с указанной Концепцией были разработаны и опубликованы изменения в ГК РФ, в том числе касающиеся государственной регистрации прав на имущество. Указанные изменения были введены Федеральным законом N 302-ФЗ от 30.12.2012 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[9]. Изменения вступили в силу с 1 марта 2013 г.
В ГК появилась новая статья,
посвященная государственной
Понятие государственной
регистрации прав на имущество содержалось
и в старом ГК, однако ранее речь
шла исключительно о
Согласно ГК в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество), подлежат государственной регистрации.
Законодатель не указал,
какой именно орган должен осуществлять
государственную регистрацию
Что касается морских, воздушных
судов, судов внутреннего водного
транспорта, космических объектов,
то в функции Росреестра не входит
государственная регистрация
Право собственности и иные вещные права на зарегистрированное в Российском международном реестре судов судно (за исключением этих прав на судно, зафрахтованное по бербоут-чартеру), ограничения (обременения) этих прав (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение, подлежат регистрации в Российском международном реестре судов.
В качестве принципов государственной
регистрации прав на имущество законодатель
указал на законность оснований регистрации,
публичность государственной
Публичность государственной
регистрации означает, что орган,
осуществляющий государственную регистрацию
прав на имущество, обязан предоставить
информацию о произведенной регистрации
и зарегистрированных правах любому
лицу. Однако это правило не распространяется
на секретные объекты недвижимости
(исключение составляют сведения, доступ
к которым ограничен
Помимо прав на имущество
государственной регистрации
Общим для всех указанных
выше ограничений (обременений) является
так называемое "право следования",
суть которого состоит в том, что
при переходе прав на объект права
собственности автоматически
Ограничения (обременения) также объединяет то, что они носят вещно-правовой характер. А значит тот, к кому переходит недвижимость по сделке, получает ее вместе с соответствующими ограничениями (обременениями), даже если на этот счет ничего не говорится в сделке, на основе которой этот переход происходит [13].
В свою очередь, по мнению В.А.
Микрюкова, ограничения и обременения
нужно рассматривать как
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Примером последнего может служить п. 4 ст. 1152 ГК РФ, согласно которому принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, если такое право подлежит государственной регистрации.
Важными являются положения п. 3 ст. 8.1 ГК, согласно которым в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена. Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.
Аргументируется введение нотариального
удостоверения сделок с недвижимостью
тем, что именно государственная
регистрация права в сочетании
с нотариальным удостоверением сделки
оптимальным образом защищает интересы
продавцов и покупателей
В связи с этим и предлагается
строить систему регистрации
прав при непосредственном участии
нотариусов, которые привлекаются как
к оформлению сделки, так и к
передаче документов в регистрирующий
орган. Предполагается, что, будучи профессионалами
в этой сфере, они обеспечат оказание
клиенту комплекса услуг, в том
числе передадут документы
Следует отметить, что государственная регистрация и нотариальное удостоверение имеют различную правовую природу и выполняют разные функции. Так, первая среди прочих выполняет функцию обеспечения информационной открытости и достоверности. Очевидно, законодатель пришел к выводу, что указанные принципы будут соблюдены путем регистрации только прав, но не сделок.
В связи с предполагаемым введением обязательной нотариальной формы сделок необходимо принять меры, направленные на повышение уровня доверия общества к нотариусам, на повышение их профессионализма и культуры, а также на серьезное усиление их ответственности. Отдельно следует остановиться на проблеме экономически оправданных тарифов на услуги нотариуса, которые не должны быть чрезмерными.
Таким образом, указанная статья предусматривает совмещение двух систем обеспечения оборота недвижимости: государственная регистрация права и регистрация сделок нотариусами. Такое совмещение, несомненно, увеличит издержки, связанные с оборотом недвижимости, затруднит и усложнит его.
Следует отметить, что ситуация
с обязательностью
По существу, законодатель
ввел обязательную нотариальную форму
сделок в отношении прав, которые
подлежат государственной регистрации.
Однако нельзя не обратить внимания на
то, что обязательное нотариальное
удостоверение должно осуществляться
только в случаях прямо
Поскольку удостоверение сделок с недвижимостью предполагается передать нотариусам (по крайней мере в перспективе), то неизбежно встал вопрос об отмене государственной регистрации самих сделок с недвижимостью. Что и было сделано.
Речь, в частности, идет о
п. 8 ст. 2 переходных положений Закона
N 302-ФЗ, согласно которому правила о
государственной регистрации
Таким образом, после 1 марта 2013 г. перестали регистрироваться такие сделки, как договор продажи жилых помещений, договор продажи предприятия, договор дарения недвижимого имущества, договор ренты недвижимого имущества, договор аренды недвижимого имущества, договор аренды здания или сооружения, договор аренды предприятия.
Это, несомненно, правильное
решение, поскольку вопрос об отмене
государственной регистрации
Важными являются положения
о том, кто имеет право требовать
государственной регистрации
В функции органа, осуществляющего
государственную регистрацию
В п. 9 ст. 8.1 ГК говорится об
ответственности органа, осуществляющего
государственную регистрацию
Информация о работе Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним