Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 14:37, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется тем, что сегодня жилое помещение является ценным объектом гражданских прав. Права на жилище и сделки с ним затрагивают интересы почти всех граждан и юридических лиц.
Исходя из этого, становится актуальным принципиально новый подход к вопросу жилого помещения как объекта права пользования.
Целями настоящего исследования являются комплексный анализ правового режима пользования жилыми помещениями, а также разработка рекомендаций по совершенствованию норм действующего жилищного законодательства.
Для достижения поставленных целей автором были сформулированы следующие задачи исследования:
- определить понятие жилого помещения и выделить его виды;
- исследовать требования, предъявляемые к жилому помещению;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ……………………..5
1.1. Конституционное право на жилое помещение и его реализация …...5
1.2. Понятие жилищного фонда и его классификация …………………..12
1.3. Требования, предъявленные к жилым помещениям ………………..20
2. ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ ……………………41
2.1. Основания возникновения правомочия по пользованию жилыми помещениями ……………………………………………………………………41
2.2. Осуществление правомочия по пользованию жилым помещением……………………………………………………………………...53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….73
- заключения договора
- предоставления
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации учреждениями юстиции в Едином государственном реестре. Как уже указывалось, требование государственной регистрации сделок с жилыми помещениями составляет общее правило, из которого есть некоторые исключения.
Так, не подлежат государственной регистрации права на жилые помещения, возникающие из договора коммерческого, социального и иного найма жилого помещения (гл. 35 ГК РФ).
Кроме того, в отличие от права на земельный участок не регистрируются права на жилье, вытекающие из договора безвозмездного пользования (гл. 36 ГК РФ).
Поскольку предоставление жилья по договору социального найма для малоимущих граждан в настоящее время является единственно возможным способом удовлетворения их потребности в жилье, рассмотрим более подробно порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения из государственного или муниципального фонда социального использования по договорам социального найма предоставляются на неограниченный срок:
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ условием признания гражданина (семьи) малоимущим для целей принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, является отсутствие у гражданина (семьи) возможности приобретения жилого помещения в собственность за счет собственных и (или) заемных средств, определяется по результатам сопоставления размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи подлежащего налогообложению. В Новосибирской области данный вопрос регулируется на основании Закона Новосибирской области от 4 ноября 2005 года № 337-ОЗ «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма».
Размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или размер дохода одиноко проживающего гражданина в целях признания их малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда исчисляется за 12 месяцев, непосредственно предшествующих месяцу подачи заявления.
Расчетный период для оценки стоимости имущества семьи или стоимости имущества одиноко проживающего гражданина составляет пять лет, непосредственно предшествующих месяцу подачи заявления в целях признания их малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
К заявлению о признании граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда гражданами должны быть представлены следующие документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность;
- документы о составе семьи заявителя (свидетельства о рождении, свидетельство о браке, решение об усыновлении (удочерении), судебные решения);
- копии документов органов по регистрации имущественных прав, подтверждающих правовые основания владения заявителем и членами его семьи или одиноко проживающим гражданином и подлежащим налогообложению движимым и недвижимым имуществом на праве собственности;
- копии соответствующих документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи или доходы одиноко проживающего гражданина, которые учитываются при решении вопроса о признании их малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
- копии документов из налоговых органов, подтверждающих сведения о стоимости принадлежащего на правах собственности заявителю и членам его семьи или одиноко проживающему гражданину налогооблагаемого недвижимого имущества;
- копии документов из налоговых органов, подтверждающих сведения о категории принадлежащего заявителю и членам его семьи или одиноко проживающему гражданину на правах собственности налогооблагаемого движимого имущества, определяемой для целей исчисления налоговой ставки по транспортному налогу, и копии документов о размере уплачиваемого транспортного налога;
- копии отдельных листов или всей книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя, использующего систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) применяющего упрощенную систему налогообложения.
2. гражданам иных категорий, нуждающихся в жилом помещении определенных федеральным, краевым законодательством.
Так к гражданам отдельных категорий федеральной подведомственности относятся:
а) ветераны:
- инвалиды войны,
- участники Великой Отечественной войны,
- ветераны боевых действий, военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев,
- военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»,
- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог,
- инвалиды ВОВ и семьи погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненных к ним в установленном порядке лиц65.
б) граждане РФ – Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы66;
в) граждане РФ, удостоенные звания Героя Социалистического Труда, и Граждане РФ, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней67;
г) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов68;
д) дети-сироты:
- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
- гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях,
- независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства),
- по окончании службы в ВС РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, – если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали69.
е) реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, и члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на поселении, возвратившиеся на прежнее место жительства70;
ж) лица с тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, ВИЧ-инфицированные несовершеннолетние в возрасте до 18 лет71;
з) граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, имеющие право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем72;
и) матери, которым присвоено звание «Мать-героиня», многодетным семьям (имеющим трех и более детей) и одиноким матерям.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Исключение составляют так называемые внеочередники, то есть «отдельные категории граждан, являющиеся малоимущими и нуждающиеся в жилых помещениях, для которых федеральное законодательство предусматривает внеочередное право предоставления жилого помещения по договору социального найма»73. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения
которых признаны в
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне тяжелых хронических заболеваний.
По сравнению с ранее действовавшим Жилищным кодексом РСФСР перечень льготных категорий граждан («первая очередь» и «вне очереди») (ст. 36, 37) существенно сокращен. ЖК РФ (ст. 57) оставил только норму о внеочередном предоставлении жилых помещений, при этом, как отмечает А.Б. Борисов, «существенно сократив состав лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений»74.
Автор настоящего исследования считает, что, сократив перечень льготных категорий граждан на первоочередное получение жилых помещений, законодатель выделил основные категории граждан, которые имеют право на первостепенное получение жилых помещений и, таким образом, их жилищные вопросы будут разрешаться наискорейшим образом, что, по нашему мнению, имеет положительное значение.
Нуждаемость в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определяется в зависимости от:
- наличия жилого помещения у гражданина и членов его семьи, независимо от оснований его приобретения (на праве собственности или праве пользования);
- количества жилой площади, приходящейся на каждого члена семьи гражданина, претендующего на получение жилого помещения;
- соответствия жилого помещения установленным требованиям;
- наличия больных, страдающих тяжелой формой заболевания, при которой совместное проживание нескольких семей в одной квартире невозможно.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых
помещений по договорам
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых
помещений по договорам
Гражданин, претендующий на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма, может быть признан нуждающимся, только если площадь жилого помещения на одного члена его семьи менее учетной нормы, установленной в соответствии с положениями Закона, и соблюдены все остальные требования, предъявляемые законодательством к заявителю (например, гражданство, срок проживания на территории муниципального образования, последствия намеренного ухудшения жилищных условий и другое). При этом учитываются все жилые помещения, в отношении которых заявитель или кто-либо из членов его семьи обладает правом собственности или правом пользования.
Информация о работе Жилые помещения как объект права пользования