Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 20:45, реферат
Вопрос 1. Понятие и социально экономическая и экологическая роль земли. Земля (земельный участок) как объект земельных отношений. Разрешенное пользование земельным участком
Земельными признаются отношения, которые возникают между органами государственной власти и органами местного самоуправления, между юридическими лицами и гражданами по поводу владения, пользования, распоряжения и управления земельным фондом и охраны земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Объектом земельных правоотношений является земля, которая выступает в различных качествах и выполняет множество ролей.
Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.
Положение о государственном Контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр утверждено постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293.
Государственный геологический контроль осуществляется:
1. Федеральной службой
по надзору в сфере
2. Федеральной службой
по экологическому, технологическому
и атомному надзору, являющейся
органом государственного
3. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет государственный геологический контроль по следующим вопросам:
а) соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органа государственного горного надзора);
б) выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование участками недр;
в) наличие технических (технологических) проектов, планов и схем развития горных работ, соответствие текущего состояния работ по геологическому изучению и рациональному использованию поставленных на государственный баланс запасов полезных ископаемых показателям, установленным в проектной документации;
г) достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;
д) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности организациями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в фонды геологической информации в пределах своей компетенции;
е) достоверность данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых;
ж) сохранность разведочных горных выработок и скважин, геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
з) соблюдение установленного порядка экспорта минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
и) выполнение установленных в соответствующих разрешениях условий создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации (в пределах своей компетенции).
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет во взаимодействии с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственный геологический контроль по следующим вопросам:
а) достоверность и обоснованность представляемых недропользователями материалов для постановки на государственный баланс и списания с государственного баланса запасов полезных ископаемых;
б) предотвращение самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
в) ликвидация в установленном порядке разведочных горных выработок и скважин, не подлежащих использованию.
Горный надзор
Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения, а также по охране недр.
Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, возлагается на органы государственного горного надзора. Органы государственного горного надзора осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственного геологического контроля, природоохранными и иными контрольными органами, профессиональными союзами.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
осуществляет контроль и надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами.
за горно-спасательными работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений военизированных горно-спасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях;
осуществляет лицензирование деятельности:
по эксплуатации пожароопасных производственных объектов в части, касающейся деятельности по эксплуатации объектов, на которых ведутся подземные и открытые горные работы по добыче и переработке полезных ископаемых, склонных к самовозгоранию, а также работы на других горных объектах, технология которых предусматривает ведение пожароопасных работ, в том числе не связанных с добычей полезных ископаемых;
по эксплуатации нефтегазодобывающих производств;
по переработке нефти, газа и продуктов их переработки;
по хранению нефти, газа и продуктов их переработки;
по транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;
выдает разрешения:
на застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах горного отвода;
проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности (правильность выема ПИ из недр);
согласовывает условия лицензий, технические проекты на пользование недрами, на разработку месторождений полезных ископаемых, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и первичной переработке.
Вопрос 35: Платежи за пользование недрами.
Система платежей при пользовании недрами. Согласно ст. 39 Закона «О недрах» при пользовании недрами вносятся следующие платежи:
разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
регулярные платежи за пользование недрами;
плата за геологическую информацию о недрах;
сбор за участие в конкурсе (аукционе);
сбор за выдачу лицензий.
Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Другие налоги и сборы. (Налоговая ставка в зависимости от количества добытого)
1. Основным налогом в данной сфере является налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), правовой режим которого устанавливается главой 26 НК РФ.
Плательщики НДПИ (пользователи недр) подлежат постановке на учет по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. При этом местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой расположен участок недр.
2. Объектами НДПИ в соответствии со ст. 336 НК являются:
- полезные ископаемые, добытые
из недр на территории РФ
на участке недр, предоставленном
налогоплательщику в
- полезные ископаемые, извлеченные
из отходов (потерь) добывающего
производства, если такое извлечение
подлежит отдельному
- полезные ископаемые, добытые
из недр за пределами
3. Не признаются объектом налогообложения:
- общераспространенные полезные
ископаемые и подземные воды,
не числящиеся на
- добытые (собранные) минералогические,
палеонтологические и другие
геологические коллекционные
- полезные ископаемые, добытые
из недр при образовании, использовании,
реконструкции и ремонте особо
охраняемых геологических
- полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
- дренажные подземные
воды, не учитываемые на
Видами добытого полезного ископаемого являются: антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы; торф; углеводородное сырье: нефть, газ горючий природный, товарные руды: черных металлов (железо, марганец, хром); цветных металлов (алюминий, медь, никель, кобальт, свинец, цинк, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, магний, другие цветные металлы, не предусмотренные в других группировках); природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных, россыпных и техногенных месторождений, включая необработанные, отсортированные и классифицированные камни (природные алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);
Пользователи недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, являются плательщиками платежей при пользовании недрами. При заключении соглашений предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр. Пользователь недр, являющийся стороной такого соглашения, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей. Взимание налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции.
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (ст. 40 Закона «О недрах»).
Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10% величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации. Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами. Не допускается предусматривать в лицензии размер разовых платежей за пользование недрами ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также каждого из этих платежей ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя. Разовые платежи вносятся в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Плата за геологическую информацию о недрах. За пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, согласно ст. 41 Закона «О недрах», взимается плата. Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания определяются Правительством РФ. Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции. Плата за геологическую информацию зачисляется в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации.
Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и сбор за выдачу лицензий. Указанный платеж вносится участниками конкурсов (аукционов) и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов (ст. 42 Закона «О недрах»). Сумма сбора зачисляется на счета федерального органа управления государственным фондом недр либо его территориальных органов и используется для покрытия расходов этих органов, а также органов государственной власти субъектов Федерации, регулирующих процесс пользования недрами, на проведение конкурсов (аукционов).