Лекции по "Землеустроительному проектированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 21:52, курс лекций

Краткое описание

Рациональное использование всех земельных ресурсов, регулирование земельных отношений представляет собой весьма сложную проблему. Ее решение требует максимального вовлечения земель в народнохозяйственный оборот; повышения интенсивности использования продуктивных угодий и культуры земледелия; активной борьбы с эрозией почв, а также с другими отрицательными воздействиями на землю, ее порчей и загрязнением. Конституцией РК, принятой на референдуме 30 августа 1995г., признана правомерной наряду с основной государственной, также частная собственность на землю на условиях, основаниях и в пределах, установленных законом.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции зем пр ЗУ.docx

— 155.62 Кб (Скачать файл)

- передать их в качестве взноса  в уставный фонд хозяйственных товариществ или в качестве пая в производственные кооперативы, образуемые на землях реорганизуемых организаций;

- получить земельный участок в  соответствии с земельной долей  для организации крестьянского  (фермерского) хозяйства или иной предпринимательской деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством;

- подарить или продать право  на земельную долю.

Каждому из обладателей земельной доли предстоит  распорядиться своим правом и по своему выбору и желанию определиться с формой хозяйствования на земле.

Одним из направлений земельной реформы  является обеспечение граждан и юридических лиц соответствующими документами о праве на землю: на земельные участки, переданные в частную собственность или предоставленные в постоянное землепользование. Также выдаются акты на право собственности или на право постоянного пользования; на предоставленные во временное землепользование выдаются договоры аренды или договоры о временном безвозмездном землепользовании.

Выдача  документов о праве на земельный  участок производится в республике повсеместно территориальными органами по управлению земельными ресурсами.

В этих документах среди других сведений указывается кадастровый номер земельного участка (код), что является условием и основанием для последующей государственной регистрации прав собственности и других прав на земельный участок как на недвижимость.

По  действующему законодательству в Казахстане учет земельных участков, являющийся составным элементом земельного кадастра, осуществляется органами по управлению земельными ресурсами, а государственная регистрация прав на недвижимость, в том числе и на землю - органами юстиции.

В республике сформирована единая система  присвоения кадастровых номеров  земельных участков для целей  регистрации, по всей территории определены границы и коды учетных кварталов.

Ведутся работы по созданию единой автоматизированной системы земельного кадастра и мониторинга  земельных отношений.

Одним из результатов земельной реформы  является складывающийся в стране рынок земли. Практически повсеместно осуществляются операции по купле-продаже земельных участков и права землепользования. Наиболее интенсивно этот процесс идет в городах и других населенных пунктах, менее - в аграрном секторе.

Со  времени введения в республике института  купли-продажи земли и права землепользования постепенно увеличивается количество оформленных и зарегистрированных договоров на весьма значительные суммы. В ряде городов проведены земельные аукционы.

Созданы условия для развития системы  ипотечного кредитования под залог земли и права землепользования, для этого имеются необходимая правовая база и банковские структуры, способные проводить такие операции. Отдельные банки приступили к проведению операций.

Анализируя  развитие земельных отношений и  ход осуществления нового этапа земельной реформы, можно отметить их высокие темпы. Создана целостная система законодательных основ для новых земельных отношений, которая способна обеспечить вхождение в цивилизованный рынок. Она в значительной степени интегрирована в мировую законодательную систему в области земельных отношений.

В ближайшей перспективе совершенствование  земельных отношений и углубление земельной реформы в стране будет  направлено на дальнейшее развитие рынка  земли, ипотечного кредитования под залог земли и права землепользования, развитие арендных отношений, обеспечение рационального использования и охраны земель - главного достояния народа Казахстана.

Контрольные вопросы:

  1. Сущность земельной реформы в РК, ее основные задачи.
  2. Назовите основные рыночные сделки по земле.
  3. Расскажите об этапах развития земельных отношений.
  4. Объясните содержание персонификацииусловных земельных долей.
  5. Назовите какие положенияконкретизированынормативных актах для становления и развития земельных отношений, для продвижения земельной реформы.

 

Лекция №4.ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В СВЯЗИ С ДАЛЬНЕЙШИМ РАЗВИТИЕМ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ

 

Установление  новых земельных отношений, образование  нового земельного строя на основе современного действующего земельного и гражданского законодательства осуществляется посредством землеустройства. Оно служит рычагом в руках государства по осуществлению земельного законодательства, направленного на реализацию и дальнейшее развитие земельной реформы, постоянное регулирование земельно-правовых отношений, создание многообразия форм хозяйствования на земле - основы многоукладной экономики, на организацию рационального использования и охраны всех земельных ресурсов республики - важнейшего источника общественного богатства.

В стране создана система землеустроительной службы, научных и проектно-изыскательских организаций и учреждений, призванных посредством составления научно-обоснованных программ, прогнозных схем, проектов различных видов обеспечить опосредование на планах и в натуре прав хозяйствующих субъектов на собственность или пользование каждым земельным участком и наметить методы, способы и приемы их эффективного использования. Более того, организуя территорию собственников земли и землепользователей, посредством землеустройства уточняется размещение и использование средств производства, неразрывно связанных с землей (дорог, построек, водохозяйственных и иных сооружений, насаждений).

Землеустройство обеспечивает:

  1. разработку республиканских, областных и региональных схем землеустройства и программ использования, улучшения и охрану земельных ресурсов;
  2. составление проектов образования новых и упорядочение существующих землепользований, отвод и установление границ земельных участков на местности, изготовление документов на право пользования землей;

3) определение и установление на  местности черты населенных пунктов, составление проектов их земельно-хозяйственного устройства;

4) установление на местности границ  административно-территориальных образований,  территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными  режимами;

5) разработку проектов землеустройства,  рекультивации нарушенных и освоение  новых земель, а также других  проектов, связанных с использованием  и охраной земель;

6) проведение инвентаризации земель, выявление неиспользуемых, нерационально  используемых или используемых  не по целевому назначению  земель;

7) проведение топографо-геодезических,  картографических, почвенных, геоботанических  и других обследовательских и  изыскательских работ;

8) ведение земельного кадастра  и мониторинга земель;

9) составление кадастровых и тематических  карт и атласов состояния и  использования земельных ресурсов;

10) проведение земельно-оценочных работ.  

 

Современное содержание и виды землеустройства

На современном  этапе развития народного хозяйства  содержание землеустройства все  в большей степени приобретает  комплексный характер, которое должно включать в себя решение некоторых вопросов.

Землеустройство рассматривается как хозяйственное  мероприятие, и с этой точки зрения его содержание базируется на организации  использования земли. И в этом смысле землеустроительные действия по организации использования земли  в реальной действительности существуют с момента занятия человека земледелием  и скотоводством. На начальном этапе  этого процесса такие действия носили стихийный характер. С введением  различных форм земельной собственности  происходит упорядочение организации  использования земли на основе оформления границ землевладений и землепользований с выдачей им правоустанавливающих документов. Постепенно мероприятия  по организации использования земли  стали составной частью землеустройства.

Теоретические основы землеустройства после свержения  царского режима (октябрь 1917 г.) были сформулированы в работах П.Н. Першина, Н.И. Прокуронова, С.А. Удачина и других ученых-землеустроителей. В связи с ликвидацией частной собственности на землю землеустройство стало государственным мероприятием. На начальном этапе этого периода землеустройство имело чисто техническое содержание (передел земли, разграничение земель между землепользователями и т.д.) с определенной социальной направленностью (удовлетворение крестьян земельными наделами). В дальнейшем, с ликвидацией единоличного крестьянского хозяйства и созданием на их базе крупного колхозно-совхозного землепользования, землеустройство приобрело экономические черты (возникла потребность в экономическом обосновании проектных предложений по использованию земли).

Земельная реформа  после 1991г. оказала существенное влияние  на содержание землеустройства, которое  вновь приобрело черты технической  и социальной направленности. Хозяйственные  мероприятия по землеустройству  приобрели техническое содержание в связи с необходимостью передела земли, а социальные черты — земельные  участки переданы в собственность, владение, пользование и аренду гражданам  РК и их объединениям.

Правовой  характер землеустройства, комплекс мероприятий, направленных на создание условий, установление определенного порядка и правового  режима по использованию земли на конкретной ограниченной территории. На основе материалов землеустройства  землевладельцам и землепользователям оформляются и выдаются документы  на право собственности, владения и  пользования землей.

Требования  по созданию экологического равновесия на окружающих агроландшафтах наполняют современное землеустройство экологическим содержанием, т.е. разработкой мероприятий по охране земель и окружающей природной среды на конкретномагроландшафте.

Современное землеустройство все в большей  степени наполняется разработкой  и использованием новых компьютерных технологий по организации использования  земельных территорий, что обеспечивает этому мероприятию высокую информативность.

В этой связи  понятие землеустройства, как хозяйственного мероприятия, можно сформулировать следующим образом:

Землеустройство — это система государственных  социально-экономических, правовых, экологических  и технико-технологических мероприятий, направленных на организацию рационального  и эффективного использования земельных  ресурсов с учетом многообразия форм собственности и хозяйствования на земле.

Землеустройство, как система государственных  мероприятий подразделяется на определенные виды, к которым можно отнести:

-в связи с введением различных форм земельной собственности возникает потребность в проведении землеустроительных работ по разграничению (или размежеванию) таких земель с установлением границ на местности и оформлением землеустроительных документов.

-в каждой из форм земельной собственности возникает потребность в распределении и перераспределении земель по отраслям народного хозяйства и категориям земель. В этом случае землеустройство приобретает вид отраслевого землеустройства.

-наличие внутри каждой отрасли или категории различных хозяйствующих субъектов, землевладений и землепользований граждан обусловливает образование новых, совершенствование существующих хозяйств, а также отвод земель для нужд предприятий несельскохозяйственного назначения. Эти действия осуществляются на основе проведения межхозяйственной организации территории. Землеустройство в этом случае приобретает вид межхозяйственного мероприятия.

-состав и соотношение земельных угодий каждого сельскохозяйственного предприятия, осуществление мероприятий по улучшению использования земель обусловливают проведение внутрихозяйственной организации территории землевладений или землепользований, или внутрихозяйственного землеустройства.

-мероприятия по улучшению угодий и улучшению организации их использования осуществляются на основе рабочих и технорабочих проектов, и поэтому землеустройство в этом случае выступает в виде рабочего землеустроительного проектирования, участкового землеустройства.

Контрольные вопросы:

  1. Задачи землеустройства в связи с проводимой земельной реформой.

 

Лекция №5.ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД РК, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

 

Все земли  Республики Казахстан составляют единый государственный земельный фонд страны. Республика располагает земельным фондом, составляющим 272,49 млн. га. Из этой громадной территории сельскохозяйственные угодья по данным на 1.01.98 г., составляют 222,57 млн га (81,67%). Такой высокий удельный вес сельскохозяйственных угодий можно расценивать как положительный фактор вовлечения земель в активный народнохозяйственный и, в первую очередь, сельскохозяйственный оборот.

Однако имеется  немало показателей, понижающих положительное значение этого фактора. К ним относятся: низкий удельный вес продуктивных угодий, прежде всего - пашни - около 26,6 млн. га (18,0% от площади сельскохозяйственных угодий), в т.ч. орошаемой около 2 млн. га (около 7% от площади пашни); многолетние плодово-ягодные насаждения всего лишь 0,14 млн. га (01%), имеется и залежь на площади около 6 млн. га (2,67%); сенокосы расположены на площади 5,05 млн. га (2,27%), а пастбища, в большей части крайне низкой продуктивности, занимают 184,75 млн. га (82,95%).

Информация о работе Лекции по "Землеустроительному проектированию"