Шпаргалка по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 17:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Земельное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по земельному праву.docx

— 112.90 Кб (Скачать файл)

 

– осуществлять мероприятия  по охране земель, соблюдать порядок  пользования лесами, водными и  другими природными объектами;

 

– своевременно приступать к использованию участков в случаях, если сроки освоения участков предусмотрены  договорами;

 

– своевременно производить  платежи за землю;

 

– соблюдать при использовании  участков требования градостроительных  регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных  и иных правил, нормативов;

 

– не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение  плодородия почв на землях соответствующих  категорий;

 

– выполнять иные требования, предусмотренные законами.

 

Граждане и юридические  лица осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, если иное не установлено законом.

38. ЗАЩИТА ПРАВ НА ЗЕМЛЮ 

 

В качестве способов защиты прав на земельные участки предусмотрены, в частности, следующие.

 

Признание права на земельный  участок. Признание права на земельный  участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим  основанием, при наличии которого органы государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить  государственную регистрацию права  на землю или сделки с землей.

 

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права  на земельный участок. Нарушенное право  на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной  власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение  права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

 

Пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или  создающих угрозу его нарушения. Действия, нарушающие права на землю  граждан и юридических лиц  или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

 

– признания недействительными  в судебном порядке не соответствующих  законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

 

– приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной  власти или актов органов местного самоуправления;

 

– приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого  строительства, разработки месторождений  полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ; – восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его  нарушения.

 

Ненормативный акт исполнительного  органа государственной власти, органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, нормативный  акт, не соответствующий закону или  иным нормативным правовым актам  и нарушающий права и охраняемые законом интересы лица, может быть признан судом недействительным.

 

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю  и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного  органа государственной власти, подлежат возмещению исполнительным органом  государственной власти, издавшим такой  акт. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев  и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в порядке, предусмотренном гражданским  законодательством, в том числе  упущенная выгода. На основании решения  суда лицо, виновное в нарушении  прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев  и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных  участков в прежних границах).

39. ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ  ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  НУЖД 

 

Основания изъятия, в том  числе путем выкупа, земельных  участков для государственных или  муниципальных нужд. Такое изъятие  осуществляется в исключительных случаях, связанных: 1)с выполнением международных  обязательств РФ;

 

2) размещением следующих  объектов государственного или  муниципального значения при  отсутствии других вариантов  возможного размещения этих объектов:

 

– федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения;

 

– использования атомной  энергии;

 

– обороны и безопасности;

 

– федерального транспорта, путей сообщения, информатики и  связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и  связи регионального значения;

 

– обеспечивающих космическую  деятельность;

 

– обеспечивающих статус и  защиту Государственной границы  РФ;

 

– линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;

 

– электро-, газо-, тепло– и  водоснабжения муниципального значения;

 

– автомобильных дорог  общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными  пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений местного значения в границах населенных пунктов и  вне границ населенных пунктов;

 

3) иными обстоятельствами  в установленных федеральными  законами случаях, а применительно  к изъятию, в том числе путем  выкупа, земельных участков из  земель, находящихся в собственности  субъектов РФ или муниципальной  собственности, в случаях, установленных  законами субъектов РФ.

 

Условия и порядок изъятия  земельных участков. Принудительное отчуждение земельного участка для  государственных или муниципальных  нужд может быть проведено только при условии предварительного и  равноценного возмещения стоимости  земельного участка на основании  решения суда. Земельный участок  может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных  нужд путем выкупа.

 

Решение об изъятии земельного участка для государственных  или муниципальных нужд принимается  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления.

 

Собственник земельного участка  должен быть не позднее чем за год  до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен  об этом органом, принявшим решение  об изъятии. Выкуп земельного участка  до истечения года со дня получения  собственником такого уведомления  допускается только с согласия собственника.

 

Решение уполномоченного  органа об изъятии земельного участка  подлежит государственной регистрации  в органе, осуществляющем регистрацию  прав на земельный участок. Собственник  участка должен быть извещен о  произведенной регистрации с  указанием ее даты.

 

Собственник земельного участка  с момента государственной регистрации  решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка  может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. При этом собственник несет риск затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

40. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ  В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ  ЗЕМЕЛЬ 

 

Земельным кодексом РФ предусматриваются  основные сферы управления в области  использования и охраны земель.

 

К полномочиям РФ в сфере  управления в области использования  и охраны земель относится государственное  управление в области осуществления  мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства  и ведения государственного земельного кадастра. РФ осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). К полномочиям по управлению в  области использования и охраны земель следует также отнести:

 

1) установление основ федеральной  политики в области регулирования  земельных отношений;

 

2) установление ограничений  прав собственников земельных  участков, землепользователей, землевладельцев,  арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности  земельных участков;

 

4) установление порядка  резервирования земель, изъятия  земельных участков, в том числе  путем выкупа, для государственных  и муниципальных нужд;

 

5) разработка и реализация  федеральных программ использования  и охраны земель.

 

Государственный мониторинг земель представляет собой систему  наблюдений за состоянием земель. Объектами  государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

 

Землеустройство включает в  себя мероприятия по изучению состояния  земель, планированию и организации  рационального использования земель и их охраны, образованию новых  и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное  землеустройство), организации рационального  использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления  сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных  народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

 

Государственный земельный  кадастр представляет собой систематизированный  свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в  РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого  имущества. В Государственный земельный  кадастр включается информация о  субъектах прав на земельные участки.

 

К полномочиям субъектов  РФ в сфере управления в области  использования и охраны земель относится  разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов  РФ. Субъекты РФ осуществляют управление участками, находящимися в собственности  субъектов РФ.

 

К полномочиям органов  местного самоуправления в области  земельных отношений относятся: установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки  территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных  образований, разработка и реализация местных программ использования  и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования  и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

41. ОРГАНЫ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ  В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ  ЗЕМЕЛЬ 

 

Система и порядок функционирования органов управления в области  земельных отношений определены в разных главах ЗК РФ. К органам  общей компетенции относятся  органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

 

ЗК РФ разграничиваются полномочия между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

 

К полномочиям РФ в области  земельных отношений относятся:

 

1) установление основ федеральной  политики в области регулирования  земельных отношений;

 

2) установление ограничений  прав собственников земельных  участков, землепользователей, землевладельцев,  арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности  земельных участков;

 

3) государственное управление  в области осуществления мониторинга  земель, государственного земельного  контроля, землеустройства и ведения  государственного земельного кадастра;

 

4) установление порядка  изъятия земельных участков, в  том числе путем выкупа, для  государственных и муниципальных  нужд;

 

5) изъятие для нужд РФ  земельных участков, в том числе  путем выкупа;

 

6) разработка и реализация  федеральных программ использования  и охраны земель.

 

К полномочиям субъектов  РФ относятся изъятие, в том числе  путем выкупа, земель для нужд субъектов  РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов  РФ.

 

К полномочиям органов  местного самоуправления в области  земельных отношений относятся  изъятие, в том числе путем  выкупа, земельных участков для муниципальных  нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских  и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования  и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования  и охраны земель.

 

РФ, субъекты РФ, органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.

 

Компетенция судов – разрешение земельных споров и применение мер  административной, уголовной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности.

 

Компетенция Федерального Собрания (Государственной Думы, Совета Федерации) установлена в Конституции РФ. Основная форма участия законодательных  органов в регулировании земельных  отношений – принятие законов.

Информация о работе Шпаргалка по "Земельному праву"