Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:07, шпаргалка
1.Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов: ее предмет, методы и задачи.
2. Прогнозирование  и планирование использования  земельных ресурсов в условиях  форм землевладения, землепользования  и хозяйствования на земле.
3.Основные задачи и принципы прогнозирования использования земельных ресурсов. Классификация прогнозов.
Бюджетный метод (бюджетирование). Система бюджетов позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.
Экономико-математическое моделирование заключается в установлении количественных взаимосвязей между показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляется собой описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.)
Программно-целевой метод – система методов планирования и управления программой, которая включает в себя:оценку и выбор проблем, для решения которых будут разрабатываться программы;формирование и оптимизацию программ;определение требуемых ресурсов и распределение их между элементами программ;организацию системы управления программой и обеспечения организационного воздействия;координацию и контроль работ по программам.
Расчетно-аналитический метод 
Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.
Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.
6.методы моделирования
Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Изучение модели позволяет получить новое знание, новую целостную информацию об объекте.
Распространенной методикой 
Трудность применения метода моделирования 
в прогнозировании научно-
Под системой моделей прогнозирования научно-технического прогресса следует понимать совокупность методик и моделей, позволяющую дать согласованный и непротиворечивый прогноз научно-технического развития отрасли, основывающийся на изучении складывающихся в текущем и будущих периодах технико-экономических тенденций и закономерностей, на заданных целевых установках, на имеющихся ресурсах, выявленных потребностях народного хозяйства и их динамике.
Разработка системы моделей прогнозирования проходит три этапа.
На первом этапе разработки локальных методик прогнозирования прорабатываются отдельные модели и подсистемы моделей прогнозирования. Разработанные модели должны быть взаимно увязаны и составлять единую систему для целей прогнозирования, обеспечивающую взаимодействие отдельных моделей в соответствии с определенными требованиями. Такие требования будут зафиксированы в программе исследований по проблеме в целом.
На втором этапе разработки локальных методик прогнозирования научно-технического прогресса создается система взаимодействующих моделей прогнозирования, уточняются и согласовываются подсистемы моделей, проверяется их взаимодействие, определяется последовательность использования отдельных моделей, а также приемов оценки и методов проверки получаемых комплексных прогнозов. На этом этапе также должны быть составлены соответствующие программы для решения задач на электронных вычислительных машинах.
Третий этап создания системы моделей прогнозирования в основном связан с уточнением и развитием отдельных локальных систем и методик в ходе практического их использования для целей комплексного прогнозирования научно-технического прогресса.
При составлении детальных программ 
исследований для первого и второго 
этапов необходимо учитывать, что задачи 
методики и круг проблем и показателей, 
разрабатываемых при 
7. Метод индивидуальных экспертных оценок: метод «интервью», аналитический метод, метод написания сценария. (по лекции)
Метод индивидуальных эксп., оценок предп-ет, что каждый эксперт дает свою личную оценку вероятностей событий. Они используются, как правило при решении узких практических проблем. Оценку дают эксперты не зависимо друг от друга. Он включает: Метод «Интервью» осуществляет контакт эксперта со специалистом, по схеме вопрос-ответ. Прогнозист с заранее составленной программой ставит перед экспертом вопрос относительно перспектив прогнозирования объекта. В составе прогноза участвуют корреспондент(кто задает вопрос) и респондент(кто отвечает). Аналитический метод представляет самостоятельною работу эксперта над анализом, оценкой состояния и пути развития прогнозирования объекта. Индивидуально проводит все необходимые исследования по анализу и прогнозированию объекта, может иметь доступ к необходимой инфе, справочной литературе. Все полученные материалы эксперт отправляет организатору разработки прогнозов. Метод построения сценариев осуществляют на описании возможной последовательности событий, которые связывают настоящее и будущее . Значение метода- определение ген., цели развития объекта прогнозирования. Ценность сценария выше тем, чем больше степень согласованности мнений экспертов в действенности событий.
8.Метод коллективных экспертных оценок: метод «комиссий», «метод Дельфи», метод «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод морфологического анализа и др.
Метод коллективной 
генерации идей («мозговой атаки») представляет собой способ 
получения прогнозных оценок в ходе совместного 
обсуждения как результата коллективного 
творчества людей. шесть главных правил 
проведения «мозговой атаки». 
1. Запрещается всякая критика предлагаемых 
идей на начальных этапах.  
2. Время одного выступления ограничено 
(1-2 минуты). 
3. Допустимы многократные выступления 
одного и того же участника.  
4. Приоритет выступления имеет эксперт, 
развивающий мысль предыдущего высказывающего. 
5. Обязательная фиксация всех высказанных 
идей.  
6. Оценка идей, выдвинутых на предыдущих 
этапах. 
Метода «мозговой 
атаки» реализуется в шесть этапов:  
1 этап - формирование 
группы участников. Число участников 
может быть различным в зависимости от 
сложности объекта прогнозирования. Опыт 
показывает, что наиболее продуктивны 
группы в 10-15 человек.  
2 этап - составление 
проблемной записки. Проблемная записка 
составляется рабочей группой (организаторами 
опроса) и содержит два описания: описание 
самого метода «мозговой атаки», его правил, 
приемов;  и описание проблемной ситуации, 
которое содержит раскрытие причин возникновения 
проблемы 
3 этап – генерация 
идей или непосредственно опрос экспертов. 
Этот этап начинается с того, что ведущий 
раскрывает содержание проблемной записки, 
концентрирует внимание экспертов на 
решаемых вопросах, на правилах проведения 
метода. Активная роль ведущего предполагается 
только в начале 3 этапа. После подъема 
активности участников процесс выдвижения 
идей идет спонтанно. Третий тур по времени 
должен занимать от 20 минут до 1 часа в 
зависимости от активности экспертов. 
Целесообразно записывать все высказывания. 
4 этап - систематизация 
идей, высказанных на третьем этапе. 
Последовательность: а) составляется номенклатурный 
перечень всех высказанных идей; б) определяются 
дублирующие и дополняющие идеи, которые 
объединяются и формулируются в виде одной 
комплексной идеи; в) составляется перечень 
идей по группам. В каждой группе идеи 
располагаются от более общих к частным. 
Это делается рабочей группой (организатором 
опроса). 
5 этап - деструирование 
(разрушение, критика) систематизированных 
идей. На этом этапе состав экспертов меняется, 
рекомендуется оставить небольшое число 
лиц (5-8 человек), наиболее высококвалифицированных 
в рассматриваемой области. Экспертам 
сообщаются результаты четвертого этапа 
и предлагается высказаться с критическими 
замечаниями по вопросу практической 
реализации высказанных идей. Наиболее 
ценными на данном этапе являются контридеи, 
высказанные вслед за проведенной критикой. 
Рекомендации по продолжительности пятого 
тура - не более 1,5 часов. Данный этап продолжается, 
пока каждая из систематизированных групп 
идей не подвергнется критике. 
6 этап – оценка критических 
замечаний и составление списка практически 
приемлемых идей. Рабочая группа отбирает 
те идеи, которые не подверглись критике 
на пятом этапе, или наиболее интересные 
контридеи, которые и закладываются в 
основу разработки прогноза. 
Достоинствами этого 
метода являются возможность получения 
результата за короткий промежуток времени 
и возможность вовлечения в творческий 
процесс одновременно большого количества 
экспертов
Метод Дельфи - один из наиболее распространенных 
интуитивных методов прогнозирования. 
Он был разработан в 1963 г. американской 
корпорацией «Рэнд» и использован впервые 
для построения прогноза числа изобретений 
в различных отраслях науки к 2010 г. В России 
он начал применятся с 70-х годов. Метод 
Дельфи позволяет обобщить мнения экспертов 
и сформулировать единое групповое мнение. 
Оценка будущего развития получается 
в форме ответов на вопросы, задаваемые 
участникам по несколько раз. Этот метод 
имеет три особенности: а) анонимность 
экспертов, т.е. участники не знакомы, а 
если знакомы, то не знают, что они участники; 
б) многотуровая процедура опроса экспертов 
посредством их анкетирования; в) использование 
результатов предыдущего тура. Этапы (туры) метода 
Дельфи. 
1) определяется коллектив экспертов, 
им рассылается первый вариант вопросов 
в специально составленных анкетах;
2) после сбора и получения 
анкет выделяются те варианты, 
за которые высказалось 
3) все участники получают результаты второго 
тура, и их просят подумать над вопросом 
и, если сочтут нужным, поменять свое мнение 
( выдается анкета другого вида); 
4) организаторы собирают анкеты и обрабатывают 
их. Экспертам вновь выдаются анкеты с 
тем же вопросом по форме 3-го тура. Задача 
организаторов - добиться сужения диапазона 
высказываний экспертов, чтобы четко выделить 
одно, за которое проголосует большинство. 
Количество туров может быть 5-6, если оценки 
экспертов не меняются, то опрос прекращается. 
Данный метод имеет 
следующие недостатки: невозможно 
учесть влияние, оказываемое организаторами 
на экспертов при составлении анкет; велики 
затраты времени и средств. Метод экспертных 
комиссий основан на открытой дискуссии 
по обсуждаемой проблеме для выработки 
единого мнения экспертов. Дискуссия происходит 
за круглым столом, рекомендуемое число 
участников 15-20 человек. Для получения 
оценки данным методом создается рабочая 
группа, которая осуществляет назначение 
экспертов, проведение опроса, обработку 
материалов, анализ результатов коллективной 
экспертной оценки. Достоинство метода экспертных 
комиссий заключается в возможности роста 
информированности экспертов, так как 
при обсуждении они обмениваются точками 
зрения, что благоприятно влияет на точность 
прогноза. К недостаткам 
можно отнести следующие факторы: 1) группа 
экспертов в своих суждениях руководствуется 
логикой компромисса; 2) отсутствие анонимности 
и т.д 
9. Формализованные методы прогнозирования.
Формализованные методы прогнозирования базируются на математической теории, которая обеспечивает повышение достоверности и точности прогнозов, значительно сокращает сроки их выполнения, позволяет облегчить деятельность по обработке информации и оценке результатов. Формализованные методы позволяют получать количественные показатели. При разработке таких прогнозов предполагают, что в будущем система будет развиваться по тем же закономерностям, которые были у неё в прошлом и есть в настоящем. Недостатком формализованных методов является ограниченная глубина упреждения, находящаяся в пределах эволюционного цикла развития системы, за пределами которого на надёжность прогнозов падает
В состав формализованных 
методов прогнозирования 
В широком смысле слова экстраполяция – это метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления, на другую его часть. В узком смысле – это нахождение на ряду данных функций других ее значений, находящиеся вне этого ряда. Экстраполяция заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем тенденций экономического развития и перенесении их на будущее. В прогнозировании экстраполяция применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функций за пределами области ее определения с использованием информации о поведении данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения. Для повышения точности экстраполяции используют различные приемы. Например, экстраполируемая часть общей кривой развития (тренд) корректируется с учетом реального опыта функционирования отрасли – аналога исследований или объекта, опережающих в своем развитии прогнозируемый объект.Тренд – это изменение, определяющее общее направление развития, основную тенденцию временных рядов. Следует различать формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта. При прогнозной – фактическое увязывается с гипотезами о динамике исследуемого объекта. Основу экстраполяционных методов прогнозирования составляет изучение временных рядов, представляющих собой упорядоченные во времени наборы измерений тех или иных характеристик исследуемого объекта прогнозирования.
Содержание методов 
Информация о работе Шпаргалка по "Планированию и прогнозированию"