Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:07, шпаргалка
1.Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов: ее предмет, методы и задачи.
2. Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов в условиях форм землевладения, землепользования и хозяйствования на земле.
3.Основные задачи и принципы прогнозирования использования земельных ресурсов. Классификация прогнозов.
Бюджетный метод (бюджетирование). Система бюджетов позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.
Экономико-математическое моделирование заключается в установлении количественных взаимосвязей между показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляется собой описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.)
Программно-целевой метод – система методов планирования и управления программой, которая включает в себя:оценку и выбор проблем, для решения которых будут разрабатываться программы;формирование и оптимизацию программ;определение требуемых ресурсов и распределение их между элементами программ;организацию системы управления программой и обеспечения организационного воздействия;координацию и контроль работ по программам.
Расчетно-аналитический метод
Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.
Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.
6.методы моделирования
Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Изучение модели позволяет получить новое знание, новую целостную информацию об объекте.
Распространенной методикой
Трудность применения метода моделирования
в прогнозировании научно-
Под системой моделей прогнозирования научно-технического прогресса следует понимать совокупность методик и моделей, позволяющую дать согласованный и непротиворечивый прогноз научно-технического развития отрасли, основывающийся на изучении складывающихся в текущем и будущих периодах технико-экономических тенденций и закономерностей, на заданных целевых установках, на имеющихся ресурсах, выявленных потребностях народного хозяйства и их динамике.
Разработка системы моделей прогнозирования проходит три этапа.
На первом этапе разработки локальных методик прогнозирования прорабатываются отдельные модели и подсистемы моделей прогнозирования. Разработанные модели должны быть взаимно увязаны и составлять единую систему для целей прогнозирования, обеспечивающую взаимодействие отдельных моделей в соответствии с определенными требованиями. Такие требования будут зафиксированы в программе исследований по проблеме в целом.
На втором этапе разработки локальных методик прогнозирования научно-технического прогресса создается система взаимодействующих моделей прогнозирования, уточняются и согласовываются подсистемы моделей, проверяется их взаимодействие, определяется последовательность использования отдельных моделей, а также приемов оценки и методов проверки получаемых комплексных прогнозов. На этом этапе также должны быть составлены соответствующие программы для решения задач на электронных вычислительных машинах.
Третий этап создания системы моделей прогнозирования в основном связан с уточнением и развитием отдельных локальных систем и методик в ходе практического их использования для целей комплексного прогнозирования научно-технического прогресса.
При составлении детальных программ
исследований для первого и второго
этапов необходимо учитывать, что задачи
методики и круг проблем и показателей,
разрабатываемых при
7. Метод индивидуальных экспертных оценок: метод «интервью», аналитический метод, метод написания сценария. (по лекции)
Метод индивидуальных эксп., оценок предп-ет, что каждый эксперт дает свою личную оценку вероятностей событий. Они используются, как правило при решении узких практических проблем. Оценку дают эксперты не зависимо друг от друга. Он включает: Метод «Интервью» осуществляет контакт эксперта со специалистом, по схеме вопрос-ответ. Прогнозист с заранее составленной программой ставит перед экспертом вопрос относительно перспектив прогнозирования объекта. В составе прогноза участвуют корреспондент(кто задает вопрос) и респондент(кто отвечает). Аналитический метод представляет самостоятельною работу эксперта над анализом, оценкой состояния и пути развития прогнозирования объекта. Индивидуально проводит все необходимые исследования по анализу и прогнозированию объекта, может иметь доступ к необходимой инфе, справочной литературе. Все полученные материалы эксперт отправляет организатору разработки прогнозов. Метод построения сценариев осуществляют на описании возможной последовательности событий, которые связывают настоящее и будущее . Значение метода- определение ген., цели развития объекта прогнозирования. Ценность сценария выше тем, чем больше степень согласованности мнений экспертов в действенности событий.
8.Метод коллективных экспертных оценок: метод «комиссий», «метод Дельфи», метод «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод морфологического анализа и др.
Метод коллективной
генерации идей («мозговой атаки») представляет собой способ
получения прогнозных оценок в ходе совместного
обсуждения как результата коллективного
творчества людей. шесть главных правил
проведения «мозговой атаки».
1. Запрещается всякая критика предлагаемых
идей на начальных этапах.
2. Время одного выступления ограничено
(1-2 минуты).
3. Допустимы многократные выступления
одного и того же участника.
4. Приоритет выступления имеет эксперт,
развивающий мысль предыдущего высказывающего.
5. Обязательная фиксация всех высказанных
идей.
6. Оценка идей, выдвинутых на предыдущих
этапах.
Метода «мозговой
атаки» реализуется в шесть этапов:
1 этап - формирование
группы участников. Число участников
может быть различным в зависимости от
сложности объекта прогнозирования. Опыт
показывает, что наиболее продуктивны
группы в 10-15 человек.
2 этап - составление
проблемной записки. Проблемная записка
составляется рабочей группой (организаторами
опроса) и содержит два описания: описание
самого метода «мозговой атаки», его правил,
приемов; и описание проблемной ситуации,
которое содержит раскрытие причин возникновения
проблемы
3 этап – генерация
идей или непосредственно опрос экспертов.
Этот этап начинается с того, что ведущий
раскрывает содержание проблемной записки,
концентрирует внимание экспертов на
решаемых вопросах, на правилах проведения
метода. Активная роль ведущего предполагается
только в начале 3 этапа. После подъема
активности участников процесс выдвижения
идей идет спонтанно. Третий тур по времени
должен занимать от 20 минут до 1 часа в
зависимости от активности экспертов.
Целесообразно записывать все высказывания.
4 этап - систематизация
идей, высказанных на третьем этапе.
Последовательность: а) составляется номенклатурный
перечень всех высказанных идей; б) определяются
дублирующие и дополняющие идеи, которые
объединяются и формулируются в виде одной
комплексной идеи; в) составляется перечень
идей по группам. В каждой группе идеи
располагаются от более общих к частным.
Это делается рабочей группой (организатором
опроса).
5 этап - деструирование
(разрушение, критика) систематизированных
идей. На этом этапе состав экспертов меняется,
рекомендуется оставить небольшое число
лиц (5-8 человек), наиболее высококвалифицированных
в рассматриваемой области. Экспертам
сообщаются результаты четвертого этапа
и предлагается высказаться с критическими
замечаниями по вопросу практической
реализации высказанных идей. Наиболее
ценными на данном этапе являются контридеи,
высказанные вслед за проведенной критикой.
Рекомендации по продолжительности пятого
тура - не более 1,5 часов. Данный этап продолжается,
пока каждая из систематизированных групп
идей не подвергнется критике.
6 этап – оценка критических
замечаний и составление списка практически
приемлемых идей. Рабочая группа отбирает
те идеи, которые не подверглись критике
на пятом этапе, или наиболее интересные
контридеи, которые и закладываются в
основу разработки прогноза.
Достоинствами этого
метода являются возможность получения
результата за короткий промежуток времени
и возможность вовлечения в творческий
процесс одновременно большого количества
экспертов
Метод Дельфи - один из наиболее распространенных
интуитивных методов прогнозирования.
Он был разработан в 1963 г. американской
корпорацией «Рэнд» и использован впервые
для построения прогноза числа изобретений
в различных отраслях науки к 2010 г. В России
он начал применятся с 70-х годов. Метод
Дельфи позволяет обобщить мнения экспертов
и сформулировать единое групповое мнение.
Оценка будущего развития получается
в форме ответов на вопросы, задаваемые
участникам по несколько раз. Этот метод
имеет три особенности: а) анонимность
экспертов, т.е. участники не знакомы, а
если знакомы, то не знают, что они участники;
б) многотуровая процедура опроса экспертов
посредством их анкетирования; в) использование
результатов предыдущего тура. Этапы (туры) метода
Дельфи.
1) определяется коллектив экспертов,
им рассылается первый вариант вопросов
в специально составленных анкетах;
2) после сбора и получения
анкет выделяются те варианты,
за которые высказалось
3) все участники получают результаты второго
тура, и их просят подумать над вопросом
и, если сочтут нужным, поменять свое мнение
( выдается анкета другого вида);
4) организаторы собирают анкеты и обрабатывают
их. Экспертам вновь выдаются анкеты с
тем же вопросом по форме 3-го тура. Задача
организаторов - добиться сужения диапазона
высказываний экспертов, чтобы четко выделить
одно, за которое проголосует большинство.
Количество туров может быть 5-6, если оценки
экспертов не меняются, то опрос прекращается.
Данный метод имеет
следующие недостатки: невозможно
учесть влияние, оказываемое организаторами
на экспертов при составлении анкет; велики
затраты времени и средств. Метод экспертных
комиссий основан на открытой дискуссии
по обсуждаемой проблеме для выработки
единого мнения экспертов. Дискуссия происходит
за круглым столом, рекомендуемое число
участников 15-20 человек. Для получения
оценки данным методом создается рабочая
группа, которая осуществляет назначение
экспертов, проведение опроса, обработку
материалов, анализ результатов коллективной
экспертной оценки. Достоинство метода экспертных
комиссий заключается в возможности роста
информированности экспертов, так как
при обсуждении они обмениваются точками
зрения, что благоприятно влияет на точность
прогноза. К недостаткам
можно отнести следующие факторы: 1) группа
экспертов в своих суждениях руководствуется
логикой компромисса; 2) отсутствие анонимности
и т.д
9. Формализованные методы прогнозирования.
Формализованные методы прогнозирования базируются на математической теории, которая обеспечивает повышение достоверности и точности прогнозов, значительно сокращает сроки их выполнения, позволяет облегчить деятельность по обработке информации и оценке результатов. Формализованные методы позволяют получать количественные показатели. При разработке таких прогнозов предполагают, что в будущем система будет развиваться по тем же закономерностям, которые были у неё в прошлом и есть в настоящем. Недостатком формализованных методов является ограниченная глубина упреждения, находящаяся в пределах эволюционного цикла развития системы, за пределами которого на надёжность прогнозов падает
В состав формализованных
методов прогнозирования
В широком смысле слова экстраполяция – это метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления, на другую его часть. В узком смысле – это нахождение на ряду данных функций других ее значений, находящиеся вне этого ряда. Экстраполяция заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем тенденций экономического развития и перенесении их на будущее. В прогнозировании экстраполяция применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функций за пределами области ее определения с использованием информации о поведении данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения. Для повышения точности экстраполяции используют различные приемы. Например, экстраполируемая часть общей кривой развития (тренд) корректируется с учетом реального опыта функционирования отрасли – аналога исследований или объекта, опережающих в своем развитии прогнозируемый объект.Тренд – это изменение, определяющее общее направление развития, основную тенденцию временных рядов. Следует различать формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта. При прогнозной – фактическое увязывается с гипотезами о динамике исследуемого объекта. Основу экстраполяционных методов прогнозирования составляет изучение временных рядов, представляющих собой упорядоченные во времени наборы измерений тех или иных характеристик исследуемого объекта прогнозирования.
Содержание методов
Информация о работе Шпаргалка по "Планированию и прогнозированию"