Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:52, курсовая работа
Сегодня ключевыми факторами экономического роста являются темпы и масштабы внедрения новых технологий, вовлеченность субъектов экономики в механизмы научного и технологического развития. Устойчивый экономический рост, основанный на инновационном развитии экономики — сложный динами-ческий процесс, в котором проблемы эффективного использования финансовых ресурсов, поиска источников финансирования и привлечения инвесторов тесно связаны с формированием новых знаний, технологическим освоением научных открытий, внедрением нововведений с учетом современных форм управления и организации бизнеса.
Одним из таких механизмов является венчурное (рисковое) финансиро-вание нововведений.
Введение 3
1 История возникновения и развития «рискового» бизнеса 6
2 Особенности организации и функционирования фондов венчурного капитала 15
3 Венчурное финансирование в Республике Беларусь: проблемы и пути решения 27
Заключение 34
Список использованных источников.……………………………..……………37
Приложение А 39
Приложение Б 39
Приложение В 40
Приложение Г 41
Приложение Д 42
Приложение Е 42
Уставный фонд Белорусской венчурной компании будет формироваться из средств бюджета. На одной из пресс-конференций председатель ГКНТ сказал: «Первоначально компания будет создаваться на базе Белорусского инновационного фонда. Фонды территориальных венчурных компаний будут формироваться из разных источников, в том числе – средств республиканского и местных бюджетов» [13].
В Республике Беларусь потенциальными венчурными инвесторами выступают: государственный сектор, крупные промышленные предприятия, институциональные инвесторы (инновационные, инвестиционные, пенсионные, взаимные и благотворительные фонда, страховые организации, кредитные союзы), банки, иностранные фонды прямых и венчурных инвестиций, региональные венчурные фонды международных банков, транснациональные компании, национальные и иностранные индивидуальные инвесторы (бизнес-ангелы). К сожалению, банки играют пассивную роль в финансировании инновационных проектов, т.к. важнейшей задачей деятельности банков является безопасное обеспечение денежных операций, что противоречит вложению средств в рисковые инвестиционные проекты. Остальные потенциальные источники финансирования венчурных фондов в недостаточной мере ознакомлены с принципами и культурой ведения венчурного бизнеса. Бизнес-ангелы вообще никак не упоминаются в законодательстве. Соответственно, государство еще не готово учитывать их интересы.
Возможно, привлечение банков к участию в формировании ресурсов венчурных фондов, причем, не только банков, действующих в республике в настоящий момент, но и иностранных. Например, посредством внесения соответствующих дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь можно законодательно увязать право иностранных банков открывать в Беларуси свое представительство либо филиал с представлением с их стороны определенного объема ресурсов для венчурного финансирования инновационной деятельности на ее территории. Учитывая слабость национальных институциональных инвесторов, аналогичный подход может быть применен и в отношении зарубежных страховых компаний. Принцип должен быть следующим: если иностранная страховая компания желает оказывать страховые услуги в Беларуси и открыть на ее территории свое представительство либо филиал, пусть участвует в качестве акционера в белорусских венчурных фондах и предоставит в определенном объеме, закрепленном законодательно, финансовые ресурсы для поддержки новаторской деятельности в республике. Путем решения данной проблемы должно быть предоставление упрощенных процедур регистрации, гарантирование возврата прибыли, льготное налогообложение для иностранных организаций, участвующих в совместном финансировании высокотехнологичных проектов.
В процессе формирования механизма венчурного финансирования нельзя сбрасывать со счетов и физических лиц в качестве потенциальных инвесторов. Необходимо предусмотреть специальные льготы по подоходному налогу в отношении граждан, вкладывающих свои денежные средства в белорусские венчурные фонды. Кроме того, белорусское государство со своей стороны должно выступить гарантом обязательного возврата физическим лицам части сбережений (в определенном объеме), вложенных ими в определенный фонд и утраченных вследствие его банкротства.
Несмотря на
все сложности организации
Международная
научно-практическая конференция «2-й
Белорусский инновационный
В оргкомитет по проведению 2-ого Белорусского инновационного форума в 2010 оду поступило около 400 заявок на участие в международной научно-практической конференции. Это практически вдвое больше, чем в 2009 году. Примечательно, но по сравнению с предыдущим годом, значительно расширилась и география участников конференции – это Литва, Латвия, Россия, Италия, Швеция, Германия, Австрия, Швейцария, Украина, Казахстан и Иран.
Работа конференции проходила по 8 секциям:
В рамках форума впервые прошла Белорусская венчурная ярмарка, на которой состоялась презентация инвестиционных проектов в сфере новых и высоких технологий. В настоящее время каждая область и город Минск представили более 400 предложений. Кроме того, в рамках форума состоялась презентация проектов молодых ученых НАН Беларуси и достижений предприятий иранского технопарка «Парадиз» в области нано- и биотехнологий [5].
В рамках 3-го Белорусского инновационного форума, прошедшего в Минске 12-14 октября 2011 года, была проведена оценка состояние Национальной Инновационной системы, а также перспектив развития инновационной деятельности в Республике Беларусь и странах СНГ.
4-й Белорусский инновационный форум прошел в Минске 15-16 ноября 2012 года. Белорусский инвестиционный форум стал самым масштабным мероприятием подобного рода в Беларуси. Он позволил 600 участникам из более чем 40 стран получить полную и достоверную информацию о значительном инвестиционном потенциале Беларуси, в том числе о возможностях, открывшихся в связи с формированием Единого экономического пространства.
На пленарном заседании состоялось выступление Премьер-министра Михаила Мясниковича, Министра экономики Николая Снопкова, заместителя Генерального секретаря ЮНКТАД Петко Драганова, Председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко и др.
В рамках Форума была организована презентация 23 перспективных инвестиционных проектов Беларуси, на общую сумму инвестирования более 1 миллиарда долларов. В дни Форума в Минске было подписано 12 протоколов об инвестиционных намерениях в различных сферах экономики: энергетике, пищевой промышленности, фармацевтики и др.
Чуть больше года назад в Минске прошел первый Стартап-Уикенд (Minsk Startup Weekend). Это был полуторадневный марафон по рассмотрению и оценке новых бизнес идей и проектов. Авторы идей искали инвесторов, способных поддержать их начинания в сфере новых технологий. Интерес к мероприятию оказался очень велик – как со стороны авторов бизнес-проектов, так и со стороны экспертов и инвесторов [24].
Организаторы Minsk Startup Weekend использовали американскую методику презентации проектов, известную как «ЭлеваторПитч». То есть, «стартапщик» дожжен представить себе, что он неожиданно оказался в одной кабине лифта с инвестором. И всего за две минуты («пока движется лифт») должен донести до инвестора суть своей идеи, заинтересовать его.
Всего на первом Minsk Startup Weekend было представлено более 15 бизнес-проектов. Не все были связаны с IT-сферой, но все были однозначно сырые с точки зрения маркетинга и финансов. Заключения специалистов показывают, что в белорусском венчурном бизнесе еще отсутствует методика взаимоотношений предпринимателей и инвесторов. Данный факт лишний раз подчеркивает необходимость создания комплекса мероприятий для повышения квалификации в сфере инновационного менеджмента, венчурного финансирования и управленческой этики. Для решения этой проблемы необходимо организовать разнообразные коучинг-программы, программы стажировок на иностранных венчурных и инновационных предприятиях и сотрудничества с государственными органами стран, добившихся выдающегося успеха в сфере венчурного капитала.
15 ноября 2012 года 15 стартапов, отобранных из сотен заявок на участие, представили презентации своих бизнес-проектов потенциальным инвесторам стран СНГ и Европы на Startup Day в Минске. День стартапов проходил в Беларуси в рамках VII Белорусского инвестиционного форума впервые. Организовали это мероприятие ГУ «Национальное агентство по инвестициям и приватизации» и Центр поддержки предпринимательства ООО «Стартап технологии».
«Помимо целей привлекать инвестиции в страну и устанавливать контакты с инвесторами у Белорусского инвестиционного форума есть и сверхзадача: демонстрировать иностранному бизнесу, что его очень рады видеть в Беларуси, что у нас в стране реализуется государственно-частное партнерство, поддерживается деловая инициатива. Startup Day был включен в программу инвестиционного форума именно поэтому», - объясняет идею проведения Дня стартапов в рамках форума директор ГУ «Национальное агентство по инвестициям и приватизации» Дмитрий Клевжиц.
День стартапов – событие, к которому 15 конкурсантов-стартаперов полтора месяца готовились вместе с командой экспертов и инвесторов, которые помогали молодым предпринимателям проанализировать идею, составить грамотный бизнес-план и презентацию, отрепетировать выступление, чтобы в итоге получить инвестиции от заинтересованных инвесторов разных стран.
Однако неопытность страны в сфере инновационного бизнеса не в силах отрицать тот факт, что Беларусь обладает здоровым климатом для внедрения механизмов венчурного предпринимательства.
Организация ООН по торговле и инвестициям (ЮНКТАД) представила обзор инвестиционной политики в Беларуси на Белорусском инвестиционном форуме в ноябре 2010 года во Франкфурте-на-Майне. А. Брук, представитель ООН / ПРООН в Беларуси, считает, что в обзоре дана очень позитивная и конструктивная оценка инвестиционного климата в Беларуси. При этом он напомнил, что в совместном исследовании Всемирного банка и Международной финансовой корпорации "Ведение бизнеса-2009" Беларусь вновь вошла в первую десятку стран-реформаторов условий для ведения бизнеса. Инвестиционный климат в Беларуси стал более благоприятным, значительно усовершенствовалось законодательство в этой сфере.
В целях продолжения работы по созданию инновационной экономики была разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы (далее — Государственная программа). Ее формирование предусматривает принятие в установленном порядке Концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы (далее — Концепция). Разработанная с учетом Проекта перечня и структуры приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011–2015 годы (одобрен Постановлением Общего собрания Национальной академии наук Беларуси от 9 октября 2009 г. № 7). Концепция обеспечит единый согласованный подход к разработке Государственной программы органов государственного управления Республики Беларусь и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомов, Минского горисполкома, государственного учреждения «Администрация Парка высоких технологий», учреждений и организаций народнохозяйственного комплекса, образовательных учреждений, а также иных заинтересованных физических и юридических лиц.
Подводя итоги рассмотрению возможностей Беларуси к созданию функционирующего механизма венчурного предпринимательства, будет правильным отметить главные приоритеты в реструктуризации предпринимательства Беларуси. Главными задачами государства по привлечению внимания к венчурному финансированию являются:
Реализация государственной инновационной политики в целом невозможна без формирования необходимой правовой базы, определяющей порядок функционирования венчурного. Государственная финансовая поддержка венчурной деятельности является также обязательным условием для запуска и развития устойчивой венчурной индустрии в условиях сегодняшнего недостаточного развития научно-технологической и инновационной сфер в Беларуси.
Анализируя мировую практику, можно говорить о том, что результатом успешной организационно-правовой и экономической реализации проекта по формированию венчурных инвестиций в стране будет:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глобальный финансовый кризис большинство государственных деятелей и ученых рассматривают как трамплин для будущего экономического роста на основе инновационных технологий. Саммит «Большой двадцатки» 11-12 ноября 2010 года отметил, что «глобальный кризис приведет к глобальному инновационному обновлению. В свою очередь инновационные технологии создадут реальную возможность для резкого ускорения в развитии мировой экономики.
Стимулирование
инновационных процессов
Информация о работе Венчурное финансирование: особенности в современных условиях