Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:55, дипломная работа
В современной экономике все большее внимание уделяется проектному менеджменту, как наиболее эффективному методу управления ресурсами и временем в условиях их ограниченности.
Экономическое состояние любого объекта можно преобразовать в желаемое, составив и реализовав проект.
Рассматривая любую экономическую систему в комплексе - мы можем увидеть ряд отклонений желаемого состояние от действительного. Для преобразования системы в желаемое состояние необходимо сформулировать цели, задачи и мероприятия, что наиболее лучшим образом можно сделать, описав их в проекте.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Системный подход в управлении проектами
1.1. Понятие системного подхода в сфере экономики
1.2. Проектный менеджмент в России и за рубежом
1.3. Критерии выбора оптимального сценария развития
ГЛАВА 2 Текущие условия строительства гражданских судов в России, как объект дипломного исследования
2.1. Оценка состояния рыбопромыслового флота и судостроительных мощностей России
2.2. Выявление проблем и возможностей строительства рыбопромысловых судов на отечественных судостроительных заводах
2.3. Рассмотрение действующих программ Санкт-Петербурга, способных содействовать в строительстве рыбопромыслового флота.
ГЛАВА 3 Создание условий для строительства рыбопромыслового флота на территории Санкт-Петербурга, с использованием механизмов государственно-частного партнерства
3.1. «Дерево целей», необходимые меры, способствующие возрождению обновлению отечественного рыбопромыслового флота РФ
3.2. Анализ рисков и потенциалов реализации проектов строительства рыбопромысловых судов для их участников: рыбопромышленник, завод-строитель, правительство города, финансовая структура
3.3 Перечень предприятий возможных для участия в проектах строительства, ключевые решения по реализации
3аключение
Библиография
Приложение 1
Ограничения внешней среды и ресурсов можно выделить следующие:
Принятие управленческих решений во многих отношениях являются искусством нахождения эффективного компромисса. Выигрыш в одном почти всегда достигается в ущерб другому. Подобные негативные последствия необходимо учитывать, принимая решения. Проблема процесса принятия решений состоит в сопоставлении минусов с плюсами в целях получения наибольшего общего выигрыша.
Применительно к проблемам рассматриваемых отраслей можно утверждать, что принятия решения на федеральном уровне должны способствовать к принятию адаптированных решений на региональном уровне власти. Последствия данных решений должны найти отклик к размещению заказов судов рыбопромышленниками на отечественных верфях. Принимая целевую программу или подписывая постановление, необходимо помнить о системном походе в управлении и необходимости наступления верных последствий утверждения программ, в целях запуска ряда самостоятельных проектов по строительству судов в России на принятых условиях. Только на основе разработки программ с учетом особенностей сетевого эффекта можно прийти к реализации стратегических целей.
На основе изложенного в теоретической
части материала о принципах
системного подхода в управлении,
проектном менеджменте и
Объект дипломного исследования – текущие условия строительства гражданских судов. В данной главе на основе системного анализа будут охарактеризованы отрасли, рассмотрены, с критической точки зрения, осуществленные правительственные меры для строительства судов в России и выявлена оставшаяся совокупность проблем, нуждающаяся в разрешении.
Также будут рассмотрены и оценены
действующие программы Санкт-
Государственно-частное
Фактически государственные
Итогом главы является «дерево
проблем» - совокупность отдельных
обстоятельств в
2.1 Оценка
состояния рыбопромыслового
Рыбная отрасль
Рыбная отрасль в целом –
это высокоиндустриальное, капиталоемкое,
интегрированное производство с
большими производственными издержками,
направленное на обеспечение социально-
Рыбное хозяйство в экономике страны играет важную роль в качестве поставщика пищевой, кормовой и технической продукции (рыбной муки и жира, кормовой рыбы для пушного звероводства, агар-агара, различных биологически активных веществ и др.).
Рыбохозяйственный комплекс является потребителем продукции судостроения и машиностроения, услуг радиосвязи, космической, электронной и химической промышленности, сферы транспорта, обеспечивая занятость около 3 млн. человек в смежных отраслях экономики.
Рассматривая ситуацию в рыбном хозяйстве страны, можно установить, что основным условием для успешного и устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса является комплексное системное решение многих проблем не только на отраслевом, но и на государственном уровнях.
Основу рыбной промышленности России составляет рыбопромысловый флот, на его долю приходится более 70% общей стоимости основных производственных фондов всего рыбопромышленного комплекса.
Выдержка из Федеральной Целевой
Программы «Развитие
Рыбопромысловый флот России состоит из более 2,5 тыс. судов различного назначения, причем возраст более половины из них превышает 20 лет, а около 60 процентов судов эксплуатируются сверх нормативного срока службы. Суда построены в 70-е и частично в 80-е годы прошлого века. Их износ составляет около 80%.
Отечественная промышленность практически
не принимает участия в создании
больших и средних
Основная часть востребованной на рынке гражданской морской техники выполнена по зарубежным проектам. Практически все сложное судовое комплектующее оборудование импортируется сейчас из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Стоимость ежегодно добываемых в море рыбы и морепродуктов колеблется от 35 до 40 млрд. долларов. Эта цифра будет снижаться, если обновлению флота не уделять внимание.
Судостроительная отрасль РФ
Судостроительная
Российское судостроение сегодня это 170 предприятий ряда подотраслей по следующим специальностям:
Предприятия и организации отрасли расположены во всех административных округах Российской Федерации: Северо-запад, Центр и Поволжье, Юг, Урал и Сибирь, Дальний Восток.
В настоящее время отрасль может строить суда и корабли всех типов с максимальным водоизмещением до 100 тыс. т. Среди предприятий отрасли такие промышленные гиганты, как ФГУП "ПО "Севмашпредприятие", ОАО "Балтийский завод", ФГУП "Адмиралтейские верфи" и ОАО "Северная верфь".
Численность работающих в отрасли стабилизировалась и составляет сейчас около 220 тыс. человек.
Основу научно-технического потенциала
судостроительной промышленности составляют
56 научно-исследовательских и
Статус Государственных
Общая численность научных работников в судостроительной промышленности - около 30 000 человек.
«Стратегия развития
«В региональном разрезе
в настоящее время особенно
выделяется судостроение, расположенное
на территории Северо-
В 2007 году Указом Президента РФ 21 марта 2007 г. № 394 “Об открытом акционерном обществе "Объединенная судостроительная корпорация" создана структура, 100% акциями которой находятся в федеральной собственности. Также указом утверждены 3 дочерних структуры ОСК, находящиеся в ключевых регионах судостроения Западный центр Судостроения (Санкт-Петербург), Северный центр судостроения и судоремонта (Северодвинск, Архангельская обл.), Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (Владивосток).
В созданный холдинг вошли крупнейших верфи, конструкторские бюро, акции которых находятся в государственной собственности. После, ОСК активно скупало предприятия, такие как Балтийский завод, Северная верфь, Выборгский судостроительный завод.
На сегодняшний день в холдинг входят более 50 крупных промышленных предприятий. На базе ОСК консолидировано около 70% отечественного судостроительного комплекса. В зависимости от масштабов и значимости заказа для экономики страны государство готово рассматривать возможности софинансирования контрактов и кредитных ставок. Рассматриваются варианты создания особых экономических зон с льготным налогообложением для повышение конкурентоспособности российских верфей с зарубежными. Идет активное освоение открывающихся экономических ниш в гражданском судостроении. Однако касательно рыбопромыслового флота, руководство ОСК не ставит его строительство одной из своих задач, отмечая внутренние проблемы отрасли, отсутствия возможности рыбаков в долгосрочном планировании, из-за несовершенства законодательства касательно распределения квот-прав на вылов.
2.2. Выявление
проблем и возможностей
Исходя из описания отраслей в предыдущем подразделе, мы видим, что отрасли находятся в упадническом состоянии. Нет современного добывающего рыбопромыслового флота, а судостроительные мощности недозагружены. Систематизируем эти проблемы, выявим ключевые из них и проранжируем второстепенные по значимости. В данном подразделе построим дерево проблем, показывающее их взаимозависимость.
Также целесообразно каждую проблему сравнить с её решением в Европейских странах и Западе, где гражданское судостроение развивается.
С переходом на рыночную экономику, ключевым для государства отраслям требовался ряд мер, способствующих поддержанию их развития, такие протекционистские меры принимаются для поддержания конкурентоспособности отрасли на мировом рынке.
Такими отраслями, безусловно, являются рыболовная и судостроительная. За период рыночной экономики в России, построено несоизмеримо малое количество рыболовецких судов. Флот практически не обновлялся и не модернизировался. Большинство траулеров исчерпали свой ресурс и используются сверх нормативного срока.
Можно говорить о комплексе причин, которые к этому привели.