Использование системного подхода в управлении проектами для разрешения отраслевых экономических проблем на примере рыбопромысловой и су

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:55, дипломная работа

Краткое описание

В современной экономике все большее внимание уделяется проектному менеджменту, как наиболее эффективному методу управления ресурсами и временем в условиях их ограниченности.
Экономическое состояние любого объекта можно преобразовать в желаемое, составив и реализовав проект.
Рассматривая любую экономическую систему в комплексе - мы можем увидеть ряд отклонений желаемого состояние от действительного. Для преобразования системы в желаемое состояние необходимо сформулировать цели, задачи и мероприятия, что наиболее лучшим образом можно сделать, описав их в проекте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Системный подход в управлении проектами
1.1. Понятие системного подхода в сфере экономики
1.2. Проектный менеджмент в России и за рубежом
1.3. Критерии выбора оптимального сценария развития
ГЛАВА 2 Текущие условия строительства гражданских судов в России, как объект дипломного исследования
2.1. Оценка состояния рыбопромыслового флота и судостроительных мощностей России
2.2. Выявление проблем и возможностей строительства рыбопромысловых судов на отечественных судостроительных заводах
2.3. Рассмотрение действующих программ Санкт-Петербурга, способных содействовать в строительстве рыбопромыслового флота.
ГЛАВА 3 Создание условий для строительства рыбопромыслового флота на территории Санкт-Петербурга, с использованием механизмов государственно-частного партнерства
3.1. «Дерево целей», необходимые меры, способствующие возрождению обновлению отечественного рыбопромыслового флота РФ
3.2. Анализ рисков и потенциалов реализации проектов строительства рыбопромысловых судов для их участников: рыбопромышленник, завод-строитель, правительство города, финансовая структура
3.3 Перечень предприятий возможных для участия в проектах строительства, ключевые решения по реализации
3аключение
Библиография
Приложение 1

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Работа БоженкоА.docx

— 296.04 Кб (Скачать файл)

 

Компании нуждаются в судах  различного типа и тоннажа, многие еще сами не выбрали, что им требуется.

Однако некоторые были вписаны в ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2014 годах» (Приложение 7).

Пункт 7. Строительство одного современного крупнотоннажного промыслового судна, для ОАО "Архангельский траловый флот", Архангельская область.

Цель постройки - увеличение объема добычи рыбы до 15 тыс. тонн в год. Требуемое привлечение инвестиций в размере 2250 млн рублей.      

 Лизинговой компанией наиболее вероятно может стать одна из компаний при государственных банках (Россельзозбанк, ВЭБ, Сбербанк, Газпромбанк), которые соответствуют требуему уровню привлечения инвестиций.

Агентство по привлечению судостроительных заказов, создаваемое в Петербурге для организации реализации схемы ГЧП с городом может быть аналогом PYMAR (Испания) или GIEK (Норвегия). Указанные европейские компании как раз содействуют в привлечении кредитов под правительственные гарантии судовладельцам.

Функциями агентства должны стать:

  • Выявление текущих потребностей в рыбопромысловом флоте страны
  • Помощь в подборе оптимального судна под освоение квоты по соотношению цена/качество для рыбаков
  • Выявление производственного потенциала заводов Санкт-Петербурга для реализации конкретных заказов
  • Работа по согласованию интересов Заказчика для строительства серии судов
  • Выбор оптимальной финансовой схемы строительства
  • Подбор инвестора на реализацию конкретного проекта
  • Расчет уровня риска строительства конкретного заказа для всех субъектов
  • Рекомендации Правительству города для поддержки конкретного Заказчика

Обеспечение государственными гарантиями городом может быть осуществлено на основе подписания соглашения о государственно-частном партнерстве между городом и агентством. Конкретные проекты, рекомендуемые агентством, должны рассматриваться городом на предмет выделения государственных гарантий заказчику на основе Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2004 N 1385 «О предоставлении государственных гарантий Санкт-Петербурга».

Перечень документов необходимых  для получения госгарантии указан в Распоряжении от 28 февраля 2005 года N 23-р «О Порядке предоставления государственных гарантий Санкт-Петербурга при реализации 
инвестиционных проектов».

 

В случае положительных результатов  рассмотрения, с Претендентом (рыбопромышленником) заключается Договор на предоставление госгарантий на реализацию инвестиционного  проекта (строительство судна).

Основные решения необходимые  к принятию для реализации строительства гражданских рыбопромысловых судов на Петербургских верфях будут следующие:

  • Создание Особой Экономической зоны промышленно-производственного типа на территории ключевых Петербургских Судостроительных Заводах
  • Создание Агентства по привлечению судостроительных заказов для привлечения заказчиков на Петербургские верфи
  • Подписание соглашения Государственно-частного партнерства между Санкт-Петербургом и Агентством, о строительстве гражданских рыбопромысловых судов на территории Санкт-Петербурга
  • Подписание Договора о выделении государственных гарантий на строительство конкретного судна
  • Начало строительства

 

Заключение

Чем более  высокий уровень проблемной ситуации, тем большее значение принимает значение системного подхода в их разрешении. Необходим глубокий анализ комплексности проблемы, оценки взаимосвязей элементов системы, предвидение последствий от реализации перед принятием решений.

В данной работе мы рассмотрели комплекс проблем, сложившийся в рыбопромысловой и судостроительных отраслях России, на предмет строительства отечественного рыбопромыслового флота.

Основным  выводом является понимание, что  Россия в состоянии самостоятельно возрождать свой рыбопромысловой флот, на базе нынешних заводов. На сегодняшний момент отрасли живы и находятся на пороге больших перемен.

Во всем мире судостроение существенно поддерживает государство рядом мер, основные из которых:

  • Меры по снижению налогов и таможенных сборов,
  • Субсидирование Заказчиков при строительстве,
  • Предоставление Целевых дешевых и длинных кредитов.
  • Минимально необходимые сборы при регистрации судов под свой флаг

Принятый  недавно федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства» (от 07.11.2011 г. №305-ФЗ), является ключевой протекционистской мерой Правительства РФ и существенно выравнивает условия строительства в России по отношению к иностранным предложениям.

В частности  закон подразумевает создание ОЭЗ  в России обнуляющие основные налоги для судостроителей: налог на прибыль, на имущество, на землю, также обнуляет таможенные сборы на ввозимое судовое оборудование.

Помимо  этого Российский флаг становится удобным  для вновь построенных судов, теперь судовладельцы существенно  снижают сборы при регистрации  судна в Международном Реестре  судов.

Однако  проблемы остались, мы построили «дерево  проблем», которое наглядно иллюстрирует причины отсутствия размещения заказов.

Ключевыми значимыми проблемами остается невозможность  привлечения финансирования на приемлемых условиях. Ставка в 14%, даже несмотря на субсидировании 2/3 ставки рефинансирования по распоряжению правительства №124Р от 04.02.2009, не может быть приемлемой для рыбохозяйственных организаций.

Отсутствие  ликвидных залоговых активов  у рыбаков в принципе не дает им возможности кредитоваться самостоятельно на реализацию крупных инвестиционных проектов, таких как строительство  судна.

Предложенное  решение – это подключение  регионального Правительства, для  воплощения рыбопромысловых флота  на отечественных верфях.

Центром судостроительной промышленности России является Петербург, Правительство города и должно способствовать загрузке мощностей своих заводов.

Помимо  этого в Петербурге на наиболее высоком  уровне развиты механизмы Государственно-Частного Партнерства по сравнению с другими  городами России, что делает возможным  дать толчок судостроительной промышленности, привлечь инвестиции и кадры, используя  эти механизмы.

Фактически  город, предоставляя государственные гарантии рыбопромышленнику, открывает дорогу своим заводам.

В работе оценены различные способы финансирования проектов строительства рыборомысловых судов, такие как инвестиционный кредит, лизинг, факторинг.

Помимо  этого, рассчитаны инвестиционные риски и инвестиционные возможности для каждого участника проекта. Исходя из проведенного анализа, делается вывод о положительном эффекте участия в проектах: города, рыбака, финансовой структуры, судостроителя.

Взяв  инициативу на себя, город существенно  облегчит задачи Федерального Правительства, предложенные схемы могут быть использованы в других городах.  

Предложенные  меры позволят гармонизировать интересы отдельно взятых рыбопромысловых компаний с целями Федерального Правительства  страны по созданию конкурентоспособного отечественного рыбопромыслового флота  на рыночных условиях.

 

Библиография

Законодательная база. Нормативно-Правовые акты

  1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009 - 2014 ГОДАХ"
  2. Постановление Правительства №505 от 05.07.2010 об утверждении ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009 - 2014 ГОДАХ"
  3. Распоряжение №124Р от 04.02.2009 «О бюджетных ассигнованиях, предусмотренных на реализацию мер по поддержке отраслей экономики Российской Федерации в 2009 году и направленных на предоставление субсидий рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям»
  4. Федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009 – 2016годы.
  5. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы (с изменениями на 1 марта 2011 года)
  6. Постановление Правительства №505 от 05.07.2010 об утверждении ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы
  7. СТРАТЕГИЯ развития судостроительной промышленности на период до 2020 года
  8. Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года
  9. Проект Стратегии развития рыболовного судостроения в Российской Федерации на период 2010-2020 годы
  10. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ» 166-ФЗ
  11. Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства"
  12. Концепция развития кластера судостроения в Санкт-Петербурге
  13. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2011 N 1674 "О Плане мероприятий по созданию судостроительного комплекса на о. Котлин в Санкт-Петербурге"
  14. Закона Санкт-Петербурга от 19.11.2008 N 742-136 "О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга".
  15. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2009 № 440 «О порядке признания инвестиционного проекта стратегическим инвестиционным проектом Санкт-Петербурга, инвестора стратегическим инвестором Санкт-Петербурга и порядке признания организации стратегическим партнером Санкт-Петербурга»
  1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 N 346 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге»

  1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 347 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» (с изменениями на 25 октября 2010 года).
  2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2005 № 837 «Об утверждении Перечня стратегических инвестиционных проектов Санкт-Петербурга и Перечня стратегических инвесторов Санкт-Петербурга» (с изменениями на 1 марта 2011 года).
  3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.02.2006 № 61 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и государственных организаций Санкт-Петербурга по вопросам принятия исполнения обязательств инвесторами» (с изменениями на 31 марта 2010 года).
  4. Положение о Комитете по инвестициям и стратегическим проектам, утвержденное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 89 (в редакции от 16.09.2010 № 1234)
  5. ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА N 742-136 от 3.12.2008 «О СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ, СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНВЕСТОРАХ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПАРТНЕРАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

 

Специальная научная литература

  1. Ансофф И. Стратегическое управление.- М.: Экономика, 1989.
  2. Бабошкина П.А. Диссертация на тему: «Оценка рисков хозяйствующими субъектами рыбной отрасли», Астрахань, 2002
  3. Демарко Т. Deadline. Роман об управлении проектами, Издательство: Вершина, 2008
  4. Драган З. Милошевич - Набор инструментов для управления проектами М.: АйТи, ДМК пресс, 2008
  5. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке/Пер. с англ.: Уч. пос. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.
  6. Ильин В.В. - Проектный офис – Центр управления проектами. Системный подход к управлению компанией. Издательство "Питер"
  7. Истомин Е.П., Соколов А.Г. Теория организации. Системный подход Издательство: "Андреевский Издательский дом" (2009)
  8. Карлик А.Е. Рогова Е.М. Тихонова М.В. Ткаченко Е.А. Инвестиционный менеджмент, изд. Вернера Регена, Санкт-Петербург, 2008
  9. Мазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г.  - Управление проектами. Учебное пособие СПб, Издательство: Омега-Л, 2006
  10. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Официальное издание. М., 2000.
  11. Никаноров С. П. Системный анализ и системный подход. В сб.: Системные  исследования-71. — М.: Наука, 1972.
  12. Рогова Е.М. Ткаченко Е.А. Управление реальными инвестициями, , изд. Вернера Регена, Санкт-Петербург, 2007
  13. Скотаренко О.В. Диссертация на тему: «Формирование механизма устойчивого развития предприятий рыбной промышленности на основе анализа их чувствительности», Мурманск, 2009
  14. Титова Г.Д. Диссертация на тему:
 

«Экономическое обеспечение устойчивого  развития промышленного рыболовства  на основе рентных подходов», Мурманск, 2008


  1. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  2. Эшби У.Р. Введение в кибернетику М., Либроком, 2009

 

 

 

Отраслевые журналы, СМИ

  1. http://www.fishnews.ru Информационный портал, о рыбной отрасли Fishnews
  2. http://cedipt.spb.ru Официальный сайт Комитета Экономического Развития и торговли Санкт-Петербурга
  3. http://cisp-spb.ru/ Официальный сайт Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга
  4. http://fish.gov.ru/ Официальный сайт Федерального Агентства по Рыболовству
  5. http://www.korabel.ru/ Крупнейший портал о судостроении
  6. http://www.sstc.spb.ru/ Официальный сайт центра технологии и судостроения
  7. http://www.pppinrussia.ru Государственно-частное партнерство в России
  8. www.oaoosk.ru Сайт крупнейшей судостроительной корпорации в России
  9. http://www.rs-head.spb.ru Российский Морской Регистр Судоходства

 

Ссылки:

  1. http://cedipt.spb.ru/upload/files/industry/sudostroenie.pdf Концепция «Развитие кластера судостроения в Санкт-Петербурге»
  2. Деловая программа Международного форума  «Морская Индустрия России» http://www.mir-forum.ru/upload/files/d/delpro1605.pdf
  3. http://www.mir-forum.ru/ Сайт выставки Морская Индустрия России
  4. http://finsudprom.com Сайт компании ЗАО «Финсудпром». Проектное финансирование судов.

 

 

Приложения

Приложение I

 

Проект соглашения о взаимном сотрудничестве между Санкт-Петербургом и ОАО  «ОСК» по созданию кластера судостроения в Санкт-Петербурге

 

Проект соглашения подготовлен  Фондом «ЦСР Северо-Запад». Ниже представлен  итоговый вариант для подписания.

 

СОГЛАШЕНИЕ о взаимном сотрудничестве между Санкт-Петербургом и открытым акционерным обществом «Объединенная судостроительная корпорация» по созданию кластера судостроения в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург                           «     »______________2011 года

Санкт-Петербург в лице Губернатора  Санкт-Петербурга Полтавченко Георгия  Сергеевича, действующего на основании  Устава Санкт-Петербурга,  с одной  стороны, и  открытое акционерное  общество «Объединенная судостроительная корпорация» (далее – ОАО «ОСК») в лице Президента Троценко Романа Викторовича, действующего                       на основании Устава ОАО «ОСК», с другой стороны,  совместно именуемые Сторонами, заключили настоящее

Информация о работе Использование системного подхода в управлении проектами для разрешения отраслевых экономических проблем на примере рыбопромысловой и су