Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 23:12, реферат
Один из таких инструментов — лизинг, широко применяемый в мировой практике и весьма ограниченно — в России. С одной стороны, лизинг представляет собой новый финансовый продукт, предлагаемый субъектам финансовой деятельности, а с другой — рыночный финансовый инструмент, который стимулирует оживление экономической жизни, в том числе реального сектора экономики, предпринимательской деятельности, малого бизнеса. Однако до настоящего времени потенциал лизинга в России используется недостаточно и, несмотря на увеличивающийся интерес хозяйствующих субъектов к новому рыночному инструменту привлечения капитала, до сих пор его значение недооценивается.
Содержание
В последние годы стал актуальным вопрос привлечения иностранного капитала в экономику России. Иностранные инвестиции являются важнейшим условием стабилизации и роста экономики страны. Это обусловлено в первую очередь, тем, что собственные финансовые ресурсы фирм ограничены, а в условиях российской действительности покрыть их недостаток путем привлечения дополнительного капитала в рамках страны достаточно сложно. В настоящее время износ основных производственных фондов составляет 60%. Для обеспечения процесса простого воспроизводства основного капитала необходим ежегодный объем инвестиций в размере 100 – 170 млрд. долл. Экспорт нефти и газа, а также внутренние источники инвестиций не могут в полном объеме заменить требуемые объемы иностранных инвестиций. Активное же участие России в международном инвестиционном сотрудничестве способствует ускорению структурной перестройки отечественной экономики.
О роли иностранных инвестиций в экономику России высказываются разные мнения, порой абсолютно противоположные. Одни считают, что сокращение объемов капиталовложений, устаревание и износ основных фондов и ряд других причин делает невозможным проведение экономических реформ в стране без поступлений инвестиций из-за рубежа. Другие считают, что иностранные инвестиции угрожают экономической безопасности страны, и если прекратить процесс «бегства капитала» из России, внутренних средств для эффективного развития экономики вполне достаточно.
Однако практика показывает, что ни одна страна в мире не может эффективно развиваться без вливания капитала в ее экономику. Иностранные инвестиции – распространенный в мировой практике способ расширения источников финансирования развития национальной экономики, решения социальных проблем. Иностранные инвестиции имеют значительные преимущества в сравнении с привлечением иностранных кредитов. Они проявляются в том, что, во-первых, иностранные инвестиции предоставляются бесплатно, бессрочно. Во-вторых, результаты инвестиционной деятельности иностранных инвесторов остаются в распоряжении страны, принимающей иностранных инвесторов. В-третьих, иностранное инвестирование осуществляется, как правило, на основе передовой техники, технологии, прогрессивных методов организации хозяйственной деятельности.
Устойчивое развитие экономики любой страны сегодня невозможно без активного участия в мирохозяйственных отношениях. Наряду с международной торговлей все большее значение приобретают международные потоки инвестиционного капитала, осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами.
Об иностранных инвестициях можно говорить в тех случаях, когда иностранный капитал вкладывается в активы национальных компаний или государств.
В последние годы актуальным стал вопрос привлечения внешнего иностранного капитала в экономику России. Иностранные инвестиции являются одним из важнейших условий стабилизации и роста экономики страны. Это связано в первую очередь с тем, что собственные финансовые ресурсы фирм ограниченны, а в условиях российской действительности покрыть их недостаток путем привлечения дополнительного национального капитала (различных кредитов, займов и т.д.) достаточно сложно по ряду объективных и субъективных причин, таких, как высокая норма прибыли на вкладываемый капитал, высокий уровень налогообложения и т.д.
Значение иностранных инвестиций для российской экономики переоценить сложно. По прогнозам специалистов-аналитиков, в 2004 г. износ, а соответственно и выбытие основных производственных фондов должен составить до 25% (в 2006 г. — до 50% производственных мощностей). Для обеспечения процессов простого воспроизводства основного капитала ежегодный объем инвестиций должен составлять, по разным оценкам, от 100 до 170 млрд. дол. Экспорт нефти и газа, а также внутренние источники инвестиций не могут в полном объеме заменить требуемые размеры иностранных инвестиций. Активное же участие России в международном инвестиционном сотрудничестве способствует ускорению темпов структурной перестройки отечественной экономики.
Привлечение иностранных инвестиций в страну дает еще целый ряд преимуществ, а именно:
• страна приобретает возможность дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;
• вместе с финансовыми ресурсами в страну поступает многолетний опыт, который накапливался страной-инвестором на мировом рынке;
В соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранные инвестиции — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Иностранный инвестор — это иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, иностранный гражданин и лицо без гражданства, постоянно проживающее за рубежом, а также международные организации и иностранные государства.
В Российской Федерации иностранные инвестиции могут осуществляться путем:
• долевого участия в предприятиях, организациях совместно с юридическими лицами и гражданами страны;
Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным признакам. Наиболее подробная классификация представлена в табл. 1.
Таблица 1
Классификация иностранных инвестиций
Классификационный признак |
Вид иностранных инвестиций |
В зависимости от активов, в которые осуществляется вложение капитала |
Реальные инвестиции — это вложения в какой-либо долгосрочный проект, связанный с приобретением существующих или новых производственных объектов реальных активов за границей, прямо и непосредственно участвующих в производственном процессе. Финансовые инвестиции — это обретение иностранных ценных бумаг или денежных активов, т.е. это вложения в финансовое имущество, приобретение долговых прав и прав на участие в делах других фирм. Нематериальные инвестиции — это покупка концессий, торговых марок, патентов, лицензий и других нематериальных прав |
Формы собственности на инвестиционные ресурсы |
Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи Частные (негосударственные) инвестиции — это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами. |
В зависимости от характера использования |
Предпринимательские инвестиции представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента |
В зависимости от объекта вложения инвестиций |
Прямые иностранные инвестиции представляют собой вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства Портфельные инвестиции — это вложения иностранных инвесторов, связанные главным образом с вложением в ценные бумаги с целью получить или увеличить доходы в форме процентов, дивидендов или разницы биржевых котировок. К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги Прочие инвестиции представляют собой вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств, кредиты международных финансовых организаций, прочие кредиты и т.п. |
Деление иностранных инвестиций на прямые, портфельные и прочие является наиболее распространенным в экономической литературе, поэтому данную классификацию следует рассмотреть подробнее.
Что касается прямых иностранных инвестиций, то отличительной чертой этого вида инвестиций является их производственное назначение, долгосрочность и способность обеспечить инвестору управленческий контроль над предприятием.
Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» к прямым инвестициям относит:
Осуществление прямых иностранных инвестиций возможно различными способами, главными из которых являются:
При портфельном инвестировании необязательно создание новых мощностей и контроль за их использованием, инвестор в данном случае полагается в управлении реальными активами на других. Как правило, он просто покупает существующие ценные бумаги, приобретая права на будущий доход. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.
Основные способы портфельного инвестирования включают:
Прямые иностранные инвестиции регулируются на национальном и международном уровнях. Основной формой регулирования ПИИ на международном уровне выступают международные инвестиционные соглашения (МИС). В них согласуются и закрепляются меры по регулированию ПИИ между соответствующими странами. Такие соглашения могут иметь двусторонний и многосторонний характер. При этом они бывают региональными и межрегиональными.
Участниками МИС выступают национальные правительства и иногда — межправительственные экономические организации, например Всемирная торговая организация (ВТО), Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), Международная организация труда (МОТ) и др.
Наибольшее практическое значение имеют двусторонние инвестиционные соглашения. Первые ВIТs были заключены в 1950-х гг., но с тех пор содержание таких соглашений принципиально не изменилось.
Основными элементами ВIТs выступают: (а) декларация сторон о принципах их взаимоотношений в инвестиционной сфере; (б) общее определение ПИИ; (в) формы двустороннего сотрудничества; (г) этапы осуществления положений соглашения; (д) механизмы защиты инвестиций. Ключевое значение в соглашениях принадлежит механизмам защиты инвестиций, к которым относят условия перевода средств, гарантии против некоммерческих рисков, порядок разрешения возможных разногласий.
Однако, как правило, условия допуска ПИИ в экономику определяются национальными законодательствами. Более того, положения, обеспечивающие юридическую защиту и гарантии иностранных инвесторов распространяются только на инвестиции, которые были осуществлены в соответствии с национальным законодательством или были одобрены компетентными органами принимающей страны. В ВIТs редко уточняются меры по стимулированию ПИИ, а также государственному вмешательству. Хотя ВIТs нацелены главным образом на стимулирование ПИИ, в них иногда затрагиваются и портфельные инвестиции.
Процесс заключения ВIТs в последние десятилетия резко интенсифицировался. К концу 2000 г. количество этих соглашений составило почти 2000, причем 2/3 из них были заключены в 1990-е гг. Первоначально ВIТs заключались преимущественно между развитыми странами. Однако по мере улучшения в них инвестиционного климата, устранения барьеров на пути движения капиталов актуальность такого рода соглашений уменьшилась. В то же время резко усилился процесс заключения ВIТs, в которых стали принимать участие развивающиеся страны. С одной стороны, они заключают эти соглашения друг с другом, с другой — с развитыми странами. Для последних важны определенные гарантии, поскольку именно в развивающихся странах инвестиционный климат менее благоприятный. В то же время и сами развивающиеся страны стали смягчать политику в отношении ПИИ. Некоторые из этих стран превращаются в экспортеров капитала в наименее развитые страны.