Лизинговое финансирование инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 23:12, реферат

Краткое описание

Один из таких инструментов — лизинг, широко применяемый в мировой практике и весьма ограниченно — в России. С одной стороны, лизинг представляет собой новый финансовый продукт, предлагаемый субъектам финансовой деятельности, а с другой — рыночный финансовый инструмент, который стимулирует оживление экономической жизни, в том числе реального сектора экономики, предпринимательской деятельности, малого бизнеса. Однако до настоящего времени потенциал лизинга в России используется недостаточно и, несмотря на увеличивающийся интерес хозяйствующих субъектов к новому рыночному инструменту привлечения капитала, до сих пор его значение недооценивается.

Вложенные файлы: 1 файл

79_V5B.doc

— 941.50 Кб (Скачать файл)

 

Рассматривая особенности иностранного инвестировании в регионы РФ, нельзя отметить существование предприятий с зарубежными инвестициями, которые связаны технологическим стадиями производства товара или услуги с производителями, расположенными в других странах. Разделение процесса производства развивается теперь не только в межфирменном, но и в международном хозяйственном пространстве. Участники такого транснационального производственного процесса, находясь в разных странах или на разных континентах, действуют согласованного над производством конкретного товара, соблюдая единые стандарты и нормы совместного производства. Таким образом, сформировался специфический тип международного разделения труда – международное разделение производственного процесса (МРПП). В мировой научной литературе этот феномен получил название «аутсорсинг», «фрагментация производства», «промежуточная торговля», «вертикальная специализация» и т.д. В любом случае имеется в виду разделение технологических стадий производства, находящихся в двух или более странах.

Характерной для региональной структуры иностранных инвестиций в РФ является высокая концентрация иностранного капитала в столичных городах-мегаполисах и прилегающих к ним областях, в центральных районах европейской части страны. Недостаточный приток иностранного капитала характерен для северных, восточных и южных районов, которые наиболее нуждаются в инвестициях (см. табл. 3).

В 2005 году доля иностранных инвестиций, поступавших на территорию Центрального федерального округа, достигла 47, 6% их общего притока в страну. Второе место занимает Уральский округ, включающий тюменскую область, - 17,4%. На третьем месте Дальневосточный округ – 12,5%. Далее в порядке убывания следуют федеральные округи: Сибирский – 7,7%; Северно-Западный – 7,1%; Приволжский – 6%; Южный – 1,7%.

Таблица 3

Территориальная концентрация иностранных инвестиций, %

Территориальная структура

2000

2003

2004

Российская Федерация

в том числе:

Европейская часть

Центральный район

Москва

Московская область

Санкт-Петербург

Ленинградская область

Азиатская часть

100

 

82,6

41,9

36,8

13,8

10,6

2,8

17,4

100

 

72,4

52,7

46,7

4,0

2,3

0,7

27,7

100

 

65,3

44,6

43,9

4,5

2,4

0,2

34,7


 

Отмечается территориальный дисбаланс в получении иностранных инвестиций. Так, одна Москва получает больше зарубежных капиталовложений, чем вся Азиатская экономическая зона страны. В восточном регионе 80% иностранных капиталовложений поступает в несколько экспортно-ориентированных сырьевых регионов – Тюменскую область, Красноярский край, Республику Саха (Якутия).

Наряду с этим 12 российских регионов вообще не получили иностранных инвестиций. Такое положение дел свидетельствует о необходимости государственного регулирования и проведения региональной инвестиционной политики.

Основными центрами притяжения иностранных капиталов являются крупные городские агломерации – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. В других регионах отсутствие производственной и транспортной инфраструктуры сдерживает иностранных инвесторов.

Тем не менее, в современных условиях для России существуют большие возможности для эффективного вхождения в мировую экономику.

Тема 4. Мотивы и гипотезы прямых иностранных инвестиций

Первые гипотезы для объяснения прямых Иностранных инвестиций (ПИИ) возникли в результате возросшей активности дочерних обществ американских компаний на рынках Европы и Латинской Америки в 50-х и 60-х гг. XX в. С тех пор объемы прямых иностранных инвестиций существенно возросли и продолжают увеличиваться. Это потребовало выработки теоретических подходов к объяснению мотивов такого роста. Прежде всего, можно выделить стратегические, психологические и экономические мотивы. Последовательно рассмотрим сильные и слабые стороны совокупности гипотез ПИИ, представленных на рис. 1.

Стратегические и психологические мотивы прямых иностранных инвестиций

Изучение конкретных ситуаций с транснациональными корпорациями (ТНК) показало, что мотивы для осуществления иностранных инвестиций базируются на стратегических решениях четырех основных типов:

(а) поиск новых рынков сбыта;

(б) поиск новых источников сырьевых ресурсов;

(в) поиск возможностей  для ведения производства с более высокой эффективностью;

(г) поиск новой информации.

Можно привести примеры для каждого из типов стратегических решений. Так, автомобильные фирмы из США, осуществляющие производство в Европе для местного потребления, являются примером поиска новых рынков сбыта. Фирмы, которые не удовлетворяются импортом каких-либо видов сырья, материалов и энергии, могут попытаться проникнуть на рынки стран, где они имеются, и начать их самостоятельную добычу и переработку на месте или у себя на родине. Под эту категорию подпадают особенно часто компании по добыче нефти, руд цветных металлов.

Рис. 1. Совокупность гипотез прямых иностранных инвестиций

При наличии в каких-либо странах более дешевых факторов производства иностранные компании заинтересованы в прямом использовании таких возможностей. Трудоемкое производство электроники на Тайване или в Мексике, т. е. в странах с относительно дешевой рабочей силой, весьма выгодно. Распространенным является и поиск прямого доступа к новым технологическим идеям за рубежом, а также использование опыта менеджеров других стран. Так, германские и датские фирмы купили расположенные в США производства полупроводников для своих технологий.

Указанные типы стратегических решений не являются взаимно исключающими и часто дополняют друг друга. Так, многие фирмы, которые занимаются добычей в Бразилии дешевого древесного волокна, одновременно находят здесь большие незанятые сегменты рынка для части продукции.

Исследования, проведенные И. Ахарони в отношении поведенческих аспектов принятия инвестиционных решений, показали наличие двух основных типов мотивов (АЬагош). Данное исследование проводилось в отношении американских фирм, которые рассматривали возможности осуществления прямых инвестиций в Израиле. Психологические мотивы основаны на личных убеждениях менеджеров компаний, потребностях и обязательствах отдельных групп лиц. К внешним стимулам для инвестиционных решений были отнесены:

  • опасение потери весьма перспективного рынка;
  • предложение по осуществлению инвестиционного проекта получено  от лиц или организаций,  мнение которых не  может быть проигнорировано без ущерба для репутации фирмы (наиболее часто в  качестве таких лиц выступают  национальные правительства, дистрибьюторы продукции фирмы или крупныепостоянные клиенты);
  • успешная деятельность национальных конкурентов фирмы за рубежом в исследуемой сфере;
  • сильная конкуренция иностранных фирм на своем национальном рынке.

Хотя приведенные стимулы не всегда служат непосредственной причиной для положительного решения о реализации иностранного инвестиционного проекта, они могут служить часто как катализаторы подобных решений.

Ахарони выявил ряд дополнительных мотивов для осуществления инвестиционных проектов, например, стремление использовать имеющиеся у фирмы невостребованные на внутреннем рынке факторы производства или результаты исследований и разработок, утилизация старых машин, непрямой возврат к потерянным рынкам через инвестиции в стране, которая имеет коммерческие соглашения с потерянными территориями, и др.

Основной недостаток рассматриваемой гипотезы заключается в том, что на ее основе можно объяснить лишь первоначальные ПИИ. После осуществления первоначальных инвестиций неопределенность последствий инвестиций должна снижаться, так что последующие инвестиции должны быть связаны с другими причинами.

Макроэкономические гипотезы прямых иностранных инвестиций

Несмотря на несомненную важность стратегических и психологических мотивов для любого инвестора встает вопрос о том, какие экономические выгоды он получит от осуществления международного инвестиционного проекта в сравнении с инвестициями в своей стране. Поэтому гипотезы, объясняющие мотивы прямых иностранных инвестиций экономическими и политическими различиями в стране происхождения капитала и в стране, принимающей их, имеют наибольшее значение. Совокупность таких гипотез представлена на рис. 2.

В качестве ключевых факторов прямых иностранных инвестиций в этих гипотезах берутся различия в отдаче на капитал (гипотеза рентабельности), размере рынка (гипотеза объема рынка и гипотеза объема производства), издержках факторов производства (гипотеза производственного цикла) и изменениях валютного курса (гипотеза валютного пространства). Поэтому они могут быть определены как теории, отражающие специфику страны как объекта инвестиций, или макроэкономические гипотезы ПИИ.

 

 

 


 



 

 



 

 

Рис. 2. Гипотезы ПИИ, отражающие специфику страны как объекта инвестиций

Особое положение в рамках этих теорий занимает гипотеза рентабельности, так как различные уровни рентабельности отражают в конечном счете влияние всех других страновых факторов. Эта гипотеза выводится из классического предположения о том, что одной из основных целей предприятия является максимизация прибыли. Предприятие в соответствии с этим будет расширять свою инвестиционную деятельность до тех пор, пока ожидаемая доходность дополнительной инвестиции не сравняется с предельными издержками инвестиционного проекта. Гипотеза рентабельности использует для объяснения прямых иностранных инвестиций, с одной стороны, гипотезу процентных ставок, с другой стороны — гипотезу прибыльности.

Гипотеза процентных ставок выводится из основных положений теории о пропорциях факторов производства. В соответствии с ней различия в процентных ставках между двумя или несколькими странами в случае сходной структуры спроса возникают из-за различия в обеспеченности этих стран капиталом. Высокая процентная ставка является тогда индикатором высокой предельной производительности фактора «капитал», а прямые инвестиции текут из стран, относительно богатых капиталом, в страны сравнительно бедные в этом отношении до тех пор, пока разница в процентных ставках не подравняется в силу выравнивания обеспеченности капиталом

В рамках гипотезы прибыльности гипотеза рентабельности проецируется на уровень предприятия. В качестве определяющего фактора прямых иностранных инвестиций здесь рассматривается уровень процента отдачи на капитал, который относится к конкретным проектам, и оказывается выше, чем прибыльность аналогичных национальных инвестиций.

Гипотезы объема рынка и производства постулируют связь между прямыми иностранными инвестициями и масштабами производства в странах их размещения. При этом гипотеза объема производства исходит из наличия связи между уровнем или ростом объема производства или оборота иностранных дочерних компаний и размером прямых инвестиций их материнских компаний. Гипотеза объема рынка подчеркивает связь между размером рынка страны, измеряемым в ВНП либо ВВП, и прямыми иностранными инвестициями в целом.

Гипотеза производственного цикла (ГПЦ) предложена Верноном, который рассматривает в своей первоначальной версии прямые иностранные инвестиции как одну из двух возможных стратегий использования возможностей международных рынков. Технологические инновации идентифицируются как основные детерминанты структуры мировой торговли и размещения производства в различных частях света. Страны с наибольшим объемом рынка и доходом на душу населения выполняют, роль технологических лидеров в развитии новых продуктов и способов производства. Верной ссылается на две причины. Во-первых, из-за более высокого уровня дохода на душу населения изменяются предпочтения потребителей в пользу более качественных товаров и, во-вторых, из-за ограниченности фактора «рабочая сила» возникают стимулы к технологическим инновациям.

Эта теория подчеркивает, что выход на международный рынок позволяет удлинить жизненный цикл существования продукта, а, следовательно, улучшить конкурентные позиции ТНК за счет расширения рыночных сегментов.

Цикл продукта на международном рынке построен по аналогии с циклом любого продукта на внутреннем рынке, но имеет свою специфику и большее количество стадий существования (см. рис. 3).

Рис. 3. Жизненный цикл продукта на международных товарных рынках

  1. — момент возникновения спроса на продукт на национальном рынке;
  2. — период развития и утверждения фирм, производящих данный продукт на внутреннем рынке;
  3. — появление спроса на продукт на международном рынке при осознании его ценности (вариант: в других странах по каким-либо причинам продукт не был принят; тогда он заканчивает свое существование на национальном рынке при снижении спроса, что отмечено пунктирной линией);
  4. — расширение экспорта продукта на международный рынок;
  5. — момент, когда в других странах ввиду появившегося спроса на продукт, поставляемый из-за рубежа, его пытаются также начать производить (вариант: попытки  копирования оказались неудачными, например, из-за технологических, технических причин, отсутствия подготовленной рабочей силы, что приводит к свертыванию распространения продукта при насыщении спроса за счет импорта);
  6. — попытки копирования оказались удачными, что не устраивает господствовавших до этого периода иностранных фирм, осуществлявших поставки; в связи с этим данные фирмы пытаются создать сеть своих филиалов, дочерних компаний или, в крайнем случае, совместных предприятий; оба процесса приводят в конечном итоге к росту производства и сбыта продукта;
  7. — при насыщении спроса на рынках стран, куда первые производители продукта проникли, особенно обостряется конкуренция между национальными и иностранными фирмами;
  8. — если дальнейший рост спроса невозможен, то начинается вытеснение продукта другими (пунктирная линия), т. е. рассматриваемый продукт заканчивает свой жизненный цикл; однако существует возможность проникновения на рынки стран, где продукт еще не производился или спрос на него ненасыщен.

Информация о работе Лизинговое финансирование инвестиций