Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:02, контрольная работа
Отличительной чертой современной рыночной экономики является её социальная направленность. С одной стороны, развитие экономики позволяет осуществлять более многообразные и дорогостоящие социальные программы, а с другой – решение социальных проблем служит важным фактором устойчивого экономического роста.
Рис.1
Кривая Лоренца
Как видно, на первые три группы семей, составляющих 60% от общего их числа в России, приходилось лишь 32,5% всей суммы доходов в стане. Тогда как наиболее обеспеченная группа семей (пятая) присвоила из неё 44,7%. Лишь четвертая группа семей получает доходы (22%) приблизительно пропорционально их доле в общей численности семей в стране. Наиболее обездоленная группа семей (первая) получает лишь 6,5% всей совокупности доходов домашних хозяйств.
Для оценки неравномерности распределения доходов между группами населения используется индекс концентрации доходов (коэффициент Джини). Он стремится к нулю по мере выравнивания уровня доходов среди населения и к единице в случае нарастания поляризации общества по уровню доходов.
Наряду с коэффициентом Джини для характеристики дифференциации доходов населения используется коэффициент фондов или дециальный коэффициент дифференциации доходов. Он показывает, насколько велик разрыв в доходах наиболее далеко отстоящих друг от друга групп населения, имеющих одинаковую долю в общей численности: 10% населения с самыми низкими доходами и 10% с самыми высокими.
В ООН исчисляется показатель – индекс человеческого развития. Этот показатель дает обобщающую характеристику качества жизни населения. При этом учитываются величина ожидаемой продолжительности жизни, достигнутый уровень образования и доходы населения. Величина этого индекса определяется как средняя арифметическая индексов уровня образования, доходов (ВВП) и продолжительности жизни населения. Чем ближе значение данного показателя к 1, тем выше развитие человеческого потенциала (возможностей) в данной стране.
Заканчивая
первую главу можно сделать вывод
о сложности проблемы благосостояния.
Благосостояние трудно оценить, но в
упрощенном варианте благосостояние напрямую
зависит от доходов. Существует множество
различных классификаций
доход
благосостояние население социальная
политика
3.
Перспективы развития
социальной политики
в Российской Федерации
В
2005 году в Росси вступили в силу
законы, направленные на реформирование
в сфере государственной
В стране давно незрела необходимость изменить отношение к человеку, к цене и качеству человеческой жизни. Каждый человек, будь то мужчина или женщина, ребенок или старик, здоровый или инвалид – это и высшая ценность, и подлинная цель развития, и главный ресурс государства. Важно, чтобы это понимание не только проникло в сознание политиков и государственных служащих, органов власти всех уровней, но и стало основой политической жизни, базовым принципом становлении институтов гражданского общества и нормой во взаимоотношениях обычных людей во всех сферах жизнедеятельности.
Экономический
рост нужен не ради темпов и структурных
сдвигов самих по себе, тем более
не для удовлетворения чьих-либо политических
амбиций. Рост нужен для улучшения
жизни граждан нашей страны. Объективные
показатели уровня и качества жизни
населения должны стать главными
критериями оценки эффективности экономической
политики государства. В то же время
высокий уровень благосостояния
и справедливая оплата труда, возможность
получить образование и медицинское
обслуживание, реализовать творческий
потенциал абсолютно
Вопреки, лукавым – «в пользу богатых» - рассуждениям о необходимости стимулирования экономического роста путем снижения социальных расходов и отказа государством от многих его социальных обязательств обеспечение социальной справедливости отнюдь не препятствует росту экономики. Наоборот, он немыслим без социальных гарантий, достойной оплаты труда и справедливого распределения доходов, без социального партнерства. Наращивание социальных расходов тождественно инвестированию в развитие главной производительной силы современного экономического развития – человека. Поэтому стоит стремиться не только к росту производства, но и к опережающему повышению уровня и качества жизни. Важнейшим интегральным показателем здесь является продолжительность жизни, которая при правильной социально – экономической политике может быть увеличена к 2014 году не менее чем на семь лет. Очевидно, что следование этой цели влечет за собой изменение приоритетов государственной политики. Необходимо преодоление массовой бедности (на основе сокращения безработицы и повышения оплаты труда), кардинальное увеличение финансирования здравоохранения и образования, реальная забота о детях, стариках и инвалидах.
Кардинальное увеличение социальных расходов, повышение оплаты труда и пособий, расходов на науку, здравоохранение и образование послужит мощным стимулом развития экономики, роста занятости и производительности труда. Для этого требуется не отменять, как поступают нынешние власти, а исполнять законодательно установленные нормативы госбюджетных расходов на основные социальные нужды; необходимо превратить социальную составляющую в исходный пункт проектирования федерального бюджета.
В политике социального государства на обозримую перспективу должны быть установлены следующие целевые ориентиры.
1.Увеличение
средней продолжительности
2.Приближение
к названому году
3.Преодоление
вынужденной безработицы,
4.Радикльно
сокращение бедности, требующее:
соблюдение законодательно
5.Оказание
полноценной поддержки семьи,
материнства и детства на
6.Восстановление
на законодательном уровне
7.Восстановление
сбережений населения, по вине
государства обесценившихся в
Сбербанке России, посредством включения
обязательств государства,
8.
Ослабление дифференциации
9. Улучшение жилищных условий россиян связанное с: восстановлением права граждан на отапливаемое и электрифицированное жилье, сохранением прав на фактически занимаемое жилье без уплаты налога на имущество с приватизированных квартир и арендной платы за использование государственных квартир, предоставленных до 1992года; развертыванием системы льготного ипотечного кредитования жилищного строительства, включающей предоставление кредита на срок не менее 10 лет с нулевой процентной ставкой; восстановление программ массового жилищного строительства для нуждающихся семей с бесплатным предоставлением квартир в бессрочную аренду; отменой законодательных норм, предусматривающих принудительное выселение людей из квартир за неуплату коммунальных платежей; введением автоматической системы предоставления адресных дотаций на оплату коммунальных услуг исходя из того, что затраты на эти цели не должны превышать 10–ти % совокупного дохода членов семьи.
10.
Предоставление гражданам
Реализация
всех этих ориентиров требует поддержание
ежегодного прироста ВВП на уровне
не менее 10% на основе повышения
Подводя
итог, следует отметить такие важнейшие
направления развития, как повышение
количества, а главное качества человеческого
потенциала. Кроме того, немаловажное
значение в будущем будет иметь
во многом связанное с вышесказанным повышение
уровня благосостояния, преодоление безработицы,
увеличение продолжительности жизни.
Также необходимо отметить важность направления,
связанного с улучшением жилищных условий,
которые, как показал анализ, ухудшаются
с каждым годом. С развитием человеческого
потенциала также тесно связано направление
поддержки материнства и детства. Это
связано с тем, что воспитанием «завтрашних»
кадров, необходимо заниматься уже сегодня.
Информация о работе Инновации в социальной сфере и демография