Инновации в социальной сфере и демография

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:02, контрольная работа

Краткое описание

Отличительной чертой современной рыночной экономики является её социальная направленность. С одной стороны, развитие экономики позволяет осуществлять более многообразные и дорогостоящие социальные программы, а с другой – решение социальных проблем служит важным фактором устойчивого экономического роста.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновации в соц.сфере и демография.docx

— 45.50 Кб (Скачать файл)

     Рис.1 Кривая Лоренца 

     Как видно, на первые три группы семей, составляющих 60% от общего их числа в России, приходилось  лишь 32,5% всей суммы доходов в  стане. Тогда как наиболее обеспеченная группа семей (пятая) присвоила из неё 44,7%. Лишь четвертая группа семей  получает доходы (22%) приблизительно пропорционально  их доле в общей численности семей  в стране. Наиболее обездоленная группа семей (первая) получает лишь 6,5% всей совокупности доходов домашних хозяйств.

     Для оценки неравномерности распределения  доходов между группами населения  используется индекс концентрации доходов (коэффициент Джини). Он стремится  к нулю по мере выравнивания уровня доходов среди населения и  к единице в случае нарастания поляризации общества по уровню доходов.

     Наряду  с коэффициентом Джини для  характеристики дифференциации доходов  населения используется коэффициент  фондов или дециальный коэффициент дифференциации доходов. Он показывает, насколько велик разрыв в доходах наиболее далеко отстоящих друг от друга групп населения, имеющих одинаковую долю в общей численности: 10% населения с самыми низкими доходами и 10% с самыми высокими.

     В ООН исчисляется показатель –  индекс человеческого развития. Этот показатель дает обобщающую характеристику качества жизни населения. При этом учитываются величина ожидаемой продолжительности жизни, достигнутый уровень образования и доходы населения. Величина этого индекса определяется как средняя арифметическая индексов уровня образования, доходов (ВВП) и продолжительности жизни населения. Чем ближе значение данного показателя к 1, тем выше развитие человеческого потенциала (возможностей) в данной стране.

     Заканчивая  первую главу можно сделать вывод  о сложности проблемы благосостояния. Благосостояние трудно оценить, но в  упрощенном варианте благосостояние напрямую зависит от доходов. Существует множество  различных классификаций доходов, основное же среди всех понятий дохода, это понятие личного дохода. В  зависимости от величины личного  дохода индивид может быть отнесен  к тому или иному слою населения. Расслоение общества это естественное состояние общественной жизни, которое  вызвано, в том числе, и объективными причинами неравенства в доходах. Среди таких причин есть зависящие  как от самого человека и условий  его жизни, так и от сложившихся  в обществе традиций. Измерение доходов  и благосостояния производится на основе различных показателей, к числу  которых относятся ВВП на душу населения, потребительская корзина  и, рассчитываемый на её основе, прожиточный  минимум.

доход благосостояние население социальная политика 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Перспективы развития социальной политики  в Российской Федерации 

     В 2005 году в Росси вступили в силу законы, направленные на реформирование в сфере государственной социальной политики и оптимизацию механизмов ее реализации. Во многом в связи  с этим, а также учитывая чувствительность общества к социальным реформам, и, основываясь на многочисленных просьбах и рекомендациях регионов, при  Председателе Совета Федерации РФ был  создан Координационный совет по социальной стратегии. Он призван стать  площадкой для коллективного  обсуждения и поиска согласованных  решений с целью предотвращения деструктивных социальных последствий  осуществляемых реформ. Члены Координационного совета единодушны в том, что накапливающиеся социальные проблемы и отсутствие социальной перспективы долгосрочного развития, подрывают конкурентоспособность нашей страны на международных рынках и несут угрозу экономической безопасности России, так как в условиях глобализирующегося мира и ускоренного обновления технических средств во всех сферах все меньшую роль играют чисто материальные и даже ресурсные факторы устойчивого развития и экономического роста, а все большую - человеческий потенциал.

     В стране давно незрела необходимость  изменить отношение к человеку, к  цене и качеству человеческой жизни. Каждый человек, будь то мужчина или  женщина, ребенок или старик, здоровый или инвалид – это и высшая ценность, и подлинная цель развития, и главный ресурс государства. Важно, чтобы это понимание не только проникло в сознание политиков и  государственных служащих, органов  власти всех уровней, но и стало основой  политической жизни, базовым принципом  становлении институтов гражданского общества и нормой во взаимоотношениях обычных людей во всех сферах жизнедеятельности.

     Экономический рост нужен не ради темпов и структурных  сдвигов самих по себе, тем более  не для удовлетворения чьих-либо политических амбиций. Рост нужен для улучшения  жизни граждан нашей страны. Объективные  показатели уровня и качества жизни  населения должны стать главными критериями оценки эффективности экономической  политики государства. В то же время  высокий уровень благосостояния и справедливая оплата труда, возможность  получить образование и медицинское  обслуживание, реализовать творческий потенциал абсолютно необходимые  условия экономического роста.

     Вопреки, лукавым – «в пользу богатых» - рассуждениям о необходимости стимулирования экономического роста путем снижения социальных расходов и отказа государством от многих его социальных обязательств обеспечение социальной справедливости отнюдь не препятствует росту экономики. Наоборот, он немыслим без социальных гарантий, достойной оплаты труда  и справедливого распределения  доходов, без социального партнерства. Наращивание социальных расходов тождественно инвестированию в развитие главной  производительной силы современного экономического развития – человека. Поэтому стоит  стремиться не только к росту производства, но и к опережающему повышению  уровня и качества жизни. Важнейшим  интегральным показателем здесь  является продолжительность жизни, которая при правильной социально  – экономической политике может  быть увеличена к 2014 году не менее чем на семь лет. Очевидно, что следование этой цели влечет за собой изменение приоритетов государственной политики. Необходимо преодоление массовой бедности (на основе сокращения безработицы и повышения оплаты труда), кардинальное увеличение финансирования здравоохранения и образования, реальная забота о детях, стариках и инвалидах.

     Кардинальное  увеличение социальных расходов, повышение  оплаты труда и пособий, расходов на науку, здравоохранение и образование  послужит мощным стимулом развития экономики, роста занятости и производительности труда. Для этого требуется не отменять, как поступают нынешние власти, а исполнять законодательно установленные нормативы госбюджетных расходов на основные социальные нужды; необходимо превратить социальную составляющую в исходный пункт проектирования федерального бюджета.

     В политике социального государства  на обозримую перспективу должны быть установлены следующие целевые  ориентиры.

     1.Увеличение  средней продолжительности жизни  до уровня развитых стран –  не менее чем на 10 лет к 2017 году.

     2.Приближение  к названому году среднедушевых  доходов населения к уровню  развитых стран, что тождественно  утроению первых, возможному на  основе экономического роста  с опережающим повышением оплаты  труда, доля которой в структуре  распределения национального дохода  должна составлять не менее  70% вместо нынешних 40%. Выход России  на уровень Европейского союза  по «индексу развития человеческого  потенциала».

     3.Преодоление  вынужденной безработицы, прежде  всего среди молодежи, возможное  в результате опережающего роста  производства товаров и услуг  с высокой долей добавленной  стоимости, кредитно – налогового стимулирования создания новых рабочих мест, развитие высшего и среднего профессионального образования, развертывание системы повышения квалификации, переквалификации и устройства безработных, организации общественных работ.

     4.Радикльно  сокращение бедности, требующее:  соблюдение законодательно утвержденных  минимальных социальных стандартов  потребления базовых продуктов  питания, жилищных условий и  энэрогоснабжения, бесплатной медицинской помощи; обеспечение нуждающихся за счет федерального бюджета по ежегодно устанавливаемым нормам, а также принятия программы чрезвычайных мер в «зонах социального бедствия», включая бесплатное нормированное распределение продуктов питания и предметов первой необходимости среди детей, стариков, инвалидов, других нуждающихся групп населения.

     5.Оказание  полноценной поддержки семьи,  материнства и детства на основе  доведения размера пособия по  уходу за ребенком до прожиточного  минимума, восстановления и развития  сети детских образовательных,  творческих и спортивных организаций,  защиты семейных ценностей и  прекращения пропаганды насилия  и разврата в средствах массовой  информации, устранения дискриминации  женщин.

     6.Восстановление  на законодательном уровне обязательств  государства в социальной сфере  и соблюдение социальных гарантий, включая ранее действовавшие  нормы законов «Об образовании», «О науке и государственной  научно-технической политике», «Основы  законодательства Российской Федерации  о культуре», «О ветеранах», «О  социальной защите инвалидов  в Российской Федерации» и  др., предусматривающие конкретные  нормативы финансирования нуждающихся  групп населения м направлений  социальной политики.

     7.Восстановление  сбережений населения, по вине  государства обесценившихся в  Сбербанке России, посредством включения  обязательств государства, предусмотренным  федеральным законом «О восстановлении  и защите сбережений граждан  Российской Федерации», в состав  внутреннего долга и реализации  программы мер по его обслуживанию  на основе предоставления населению  товаров и услуг отечественного  производства в зачет долга.

     8. Ослабление дифференциации общества  по уровню благосостояния, предполагающее, в частности, освобождение от  налогообложения индивидуальных  доходов ниже двукратной величины  прожиточного минимума на члена  семьи и восстановление прогрессивной  шкалы налогообложения доходов граждан, превышающих эту величину более чем в пять раз.

     9. Улучшение жилищных условий россиян связанное с: восстановлением права граждан на отапливаемое и электрифицированное жилье, сохранением прав на фактически занимаемое жилье без уплаты налога на имущество с приватизированных квартир и арендной платы за использование государственных квартир, предоставленных до 1992года; развертыванием системы льготного ипотечного кредитования жилищного строительства, включающей предоставление кредита на срок не менее 10 лет с нулевой процентной ставкой; восстановление программ массового жилищного строительства для нуждающихся семей с бесплатным предоставлением квартир в бессрочную аренду; отменой законодательных норм, предусматривающих принудительное выселение людей из квартир за неуплату коммунальных платежей; введением автоматической системы предоставления адресных дотаций на оплату коммунальных услуг исходя из того, что затраты на эти цели не должны превышать 10–ти % совокупного дохода членов семьи.

     10. Предоставление гражданам гарантированного  доступа к глобальным информационным  ресурсам и телекоммуникационным  средствам, предполагающее опережающее  развитие современной информационной  инфраструктуры, поддержание тарифов  на услуги связи для населения  на уровне себестоимости при  сохранении за потребителем права  выбирать формы их оплаты, предоставление  льгот в информационной сфере  организациям образования, здравоохранения  и культуры.

     Реализация  всех этих ориентиров требует поддержание  ежегодного прироста ВВП на уровне не менее 10% на основе повышения конкурентоспособности  производства товаров и услуг, стимулирования инновационной активности и технологического прогресса, формирования благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.

     Подводя итог, следует отметить такие важнейшие  направления развития, как повышение  количества, а главное качества человеческого  потенциала. Кроме того, немаловажное значение в будущем будет иметь  во многом связанное с вышесказанным повышение уровня благосостояния, преодоление безработицы, увеличение продолжительности жизни. Также необходимо отметить важность направления, связанного с улучшением жилищных условий, которые, как показал анализ, ухудшаются с каждым годом. С развитием человеческого потенциала также тесно связано направление поддержки материнства и детства. Это связано с тем, что воспитанием «завтрашних» кадров, необходимо заниматься уже сегодня.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Инновации в социальной сфере и демография