Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 14:07, курсовая работа
В последние годы в России топ-менеджмент все большего количества предприятий приходит к пониманию необходимости генерирования и внедрения инноваций в ежедневную практическую (операционную) деятельность. Данному процессу, несомненно, способствует активная инновационная политика государства, которая, с одной стороны, стимулирует формирование необходимых институциональных структур, а с другой стороны, приводит к избирательной «инновационной» поддержке предприятий, как правило, предлагающих рынку высокотехнологичные услуги.
СОДЕРЖАНИЕ
В последние годы в России топ-менеджмент все большего количества предприятий приходит к пониманию необходимости генерирования и внедрения инноваций в ежедневную практическую (операционную) деятельность. Данному процессу, несомненно, способствует активная инновационная политика государства, которая, с одной стороны, стимулирует формирование необходимых институциональных структур, а с другой стороны, приводит к избирательной «инновационной» поддержке предприятий, как правило, предлагающих рынку высокотехнологичные услуги. По данным Федеральной службы государственной статистики, удельный вес упомянутых предприятий за 2005-2010 г. не превышает 15 % от общего количества зарегистрированных в России юридических лиц. Представители остальной, неохваченной господдержкой части отечественного бизнеса, на свой риск осуществляют поиск инновационных решений, позволяющих эффективно отвечать на вызовы внешней среды, оперируя ограниченным объемом инвестиционных ресурсов. При этом именно качество и своевременность реакции на «требования» внешней среды делает инновацию наиболее результативным инструментом для обеспечения развития бизнеса и укрепления его устойчивости.
Ограниченность внутренних и сложности в привлечении внешних инвестиционных ресурсов в процессе инновационной деятельности отечественных предприятий формирует необходимость выбора одного (нескольких) инновационных проектов из массива альтернативных. Как правило, критериями отбора выступают показатели экономической эффективности проекта (NPV, PI, DPP, частично IRR), что, в силу «локальности» их применения не свидетельствует об устойчивом развитии предприятий в целом. В этой связи проблема разработки методических подходов к оценке результативности влияния инновационных проектов на повышение качества управления развитием бизнес-структур приобретает высокую актуальность. Успешность ее решения определяет необходимость учета размера компании, типа рынка на котором она функционирует, области локализации ключевой (приоритетной) проблемы. К примеру, состав ключевой проблемы у средних компаний, действующих, на рынке монополистической конкуренции, будет отличаться от состава аналогичных проблем крупных предприятий сферы естественных монополий. Данные предприятия, предлагая ключевым потребителям уникальный неэластичный по цене товар, который является незаменимым ресурсом для предприятий-производителей и залогом обеспечения жизнедеятельности населения, с одной стороны могут устойчиво развиваться. С другой стороны, жесткая зависимость субъектов естественных монополий от поведения клиентов и невозможность диверсифицировать деятельность для равномерного распределения рисков, в периоды экономических спадов и дисбаланса доходов населения, будут существенно ухудшать финансово-экономическое положение данных предприятий. Исходя из этого, приоритетной проблемой указанного предприятия будет выступать качество системы взаимодействия с ключевыми клиентами, соответственно, что определяет актуальность внедрения управленческих инноваций.
Цель данной работы: разработать инновационный проект по продаже товаров через интерактивные киоски.
Задачи работы:
- исследовать развитие
- провести обоснование
- рассчитать экономическую
На современном этапе в
На современном этапе
Необходимость активизации инновационной деятельности в РФ обусловлена следующими факторами.
Во-первых, процессы глобализации и интеграции страны в мировое сообщество требуют поиска собственного места национальной экономики в мировом хозяйстве. Экспорт сырьевых ресурсов и продуктов их первичной переработки не может обеспечить стабильное положение на мировых рынках. Выходом в данной ситуации является развитие отраслей по выпуску высокотехнологичной продукции, имеющей некоторые преимущества перед зарубежными аналогами либо не имеющей аналогов, то есть построение экономики инновационного типа. Главной задачей инновационной экономики является не только поставка на внутренний и внешний рынок конкурентоспособной продукции, пользующейся относительно устойчивым спросом, но и постоянное поддержание данной конкурентоспособности на высоком уровне.
Во-вторых, преодоление сырьевой направленности невозможно лишь за счет привлечения на внутренний рынок иностранных инвесторов. Достигнутый в последние годы экономический рост во многом обусловлен ростом цен на основные виды экспортируемого сырья и увеличением добычи нефти, газа, руд цветных и черных металлов.
Наиболее целесообразным шагом, способным изменить отраслевую структуру экономики, является развитие крупных, средних и малых инновационных предприятий. На эффективность данной меры указывает пример таких стран, как Китай, Южная Корея, Индия и другие, которые еще 20 лет назад не считались развитыми в научно-технологическом плане. Но те изменения, которые произошли в экономике этих стран в последние десятилетия, заставляют взглянуть на них по-иному. Достаточно отметить, что многие аналитики называют Китай в качестве потенциального мирового лидера в сфере практического освоения научных разработок.
В-третьих, - это научно-технический потенциал. Именно этого ресурса не было у большинства новых индустриальных стран, когда они начинали свое индустриальное развитие несколько десятилетий назад.
В ходе проводимых реформ удалось сохранить научно-технический потенциал, достаточный для решения актуальных проблем социально-экономического развития страны. Однако неразвитость инновационной деятельности не позволяет в полной мере получать отдачу от отечественных научных достижений. В результате большинство перспективных научных разработок оказываются нереализованными, что влечет за собой другую проблему - отсутствие дополнительных источников финансирования научно-исследовательской деятельности. Из-за этого труд научных работников должным образом не оплачивается, происходит отток кадров, бесполезное рассеивание научно-технического потенциала страны. В этом аспекте развитие инновационных процессов должно не только сохранить научный потенциал, но и способствовать его дальнейшему развитию.
В перспективе ориентиром становится инновационный тип развития, в основе которого лежит непрерывный и целенаправленный процесс поиска, подготовки и реализации нововведений, позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства и степень реализации потребностей общества.
Инновацию как экономическую категорию необходимо рассматривать с трёх позиций. Во-первых, инновация - это конечный результат интеллектуальной деятельности, выраженный в практическом применении новейших достижений науки, техники и творчества с целью повышения эффективности какого-либо процесса независимо от области его применения.
Во-вторых, инновация - это особый вид товара, который реализуется на рынке посредством внедрения новшеств в различные сферы деятельности. Таким образом, на инновацию распространяются законы функционирования рыночной среды: существует спрос, предложение, применимы категории эффективности, конкуренции и прочие атрибуты рынка. Инновация способна сочетать в себе все свойства товара - потребительскую и меновую стоимость, цену, качество и т.д. Однако следует отметить, что инновация становится товаром лишь при определенных условиях: при наличии значительных преимуществ по сравнению с существующими товарами, при обосновании реальной возможности коммерциализации идеи, при наличии возможных областей применения.
В-третьих, инновация - это социальное явление, которое в значительной степени определяет отношения того или иного общества к новшеству, к изменению сложившихся устоев, к переходу от одной стадии развития к другой. Инновация является частью культуры, поэтому стремление к нововведениям необходимо воспитывать, а не только стимулировать с позиции экономического роста. Примером этого является стремительный рост экономики ряда азиатских стран (Японии, Южной Кореи, Сингапура и др.), где нововведение сложилось как составной элемент национальной культуры, где наблюдается постепенный отход от развития производства за счет дешевизны рабочей силы в сторону развития высокотехнологичных отраслей. Приоритеты в этих государствах - образование, квалифицированный труд и передовые технологии. Противоположная картина наблюдается в Африке и ряде стран Латинской Америки, где преобладает склонность к традиционному хозяйствованию за счет расширения производства, главным образом, добывающих отраслей и сельского хозяйства.
Под инновационной деятельностью понимается вид профессиональной деятельности, направленный на практическое освоение результатов интеллектуального труда, реализуемых в форме внедренных в различные области жизнедеятельности нововведений, а также все связанные с этими процессами дополнительные трудовые затраты. Инновационная деятельность является совокупностью усилий, прилагаемых для осуществления инновационного процесса. В свою очередь, инновационный процесс представляет собой логически связанную цепь последовательных переходов от одного события к другому (от идеи возможного нововведения до его практической реализации), конечным результатом чего является инновация1.
Инновационная инфраструктура - это система взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций различной направленности и различных организационно-правовых форм, а также порядок их взаимодействия, которые обеспечивают реализацию этапов инновационного процесса, начиная с технологического освоения законченной научной разработки. Инновационная инфраструктура является одним из основных элементов национальной инновационной системы. Последняя включает в себя совокупность правовых, финансовых, социально-экономических и информационных институтов, характерных для данного государства и оказывающих влияние на условия протекания инновационных процессов.
Конечной целью формирования инновационной инфраструктуры является создание системы хозяйствующих субъектов, способной обеспечить эффективное осуществление инновационной деятельности в интересах всего общества. Задачами формирования и развития инновационной инфраструктуры являются: преодоление спада производства путем структурной перестройки экономики и изменения номенклатуры выпускаемой продукции, увеличение конкурентоспособности отечественной продукции и привлекательности национальной экономики, сохранение и развитие научно-технического потенциала. Функции у субъектов инновационной инфраструктуры различны, они зависят от направления деятельности, свойств конкретной инновации, стадии инновационного процесса, целей государственной инновационной политики.
Анализ зарубежного опыта формирования и развития инновационной инфраструктуры не позволил автору выделить общую модель, которая бы гарантировала успешное развитие инновационной деятельности. На взгляд автора, при формировании национальной модели инновационной инфраструктуры может быть эффективно применена смешанная модель научных парков, сочетающая в себе черты традиционных американской и японской моделей и получившая широкое распространение в странах континентальной Европы и новых индустриальных странах.
Следует подчеркнуть, что при формировании отечественной инновационной инфраструктуры необходим не только эффективный синтез зарубежного опыта, но и учет особенностей факторов, влияющих на инновационное развитие - экономических, ресурсных, социальных, культурных2.
Важнейшим элементом
формируемой в инновационной инфраструктуре
должно стать производственно-
- национальные технопарки;
- региональные инновационные центры;
- территории высоких технологий.
Целью создания национальных технопарков является вовлечение отечественного научно-технического потенциала по приоритетным отраслям современной науки в экономические процессы и привлечение дополнительных
средств в дальнейшее развитие этих отраслей путем коммерческой реализации научных разработок.
Целью создания региональных
инновационных центров
В подавляющем большинстве
Традиционно, под инновацией подразумевается внедрение принципиально нового инженерного решения, очередного наукоемкого продукта, новой технологии. С чего напрашивается (и озвучивается) вывод о том, что активная научная, изобретательская и новаторская деятельности составляют базу (если не ключевое условие), инновационного развития.