Управление инновационными процессами в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – разработка проекта по совершенствованию управления инновационным процессом в ГП «Калужская МТС».
Задачи исследования:
­ рассмотреть содержание, направления и принципы инновационной деятельности;
­ выявить механизм управления инновационным процессом;
­ провести анализ и оценить управление инновационным процессом в ГП «Калужская МТС»;
­ разработать направления развития инновационной деятельности ГП «Калужская МТС».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………...5
1.1.Содержание и принципы инновационной деятельности…………….…...5
1.2.Методика проектирования совершенствования управления инновационной деятельностью…………………………………………………12
1.3.Инновационная деятельность в России и за рубежом………..………... .15
Глава 2.ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ГП «Калужская МТС»…………………………… ………...26
2.1.Организационно-экономическая характеристика ГП «Калужская машинно-технологическая станция»…………………………………………….26
2.2.Анализ управления инновационными процессами в организации…..…..31
Глава.3.ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ГП «Калужская МТС»………………………………………………………………………….........40
3.1. Расработка проекта формирования инновационной деятельности в ГП «Калужская МТС»……………..……………………………………………….....40
3.2.Внедрение проекта и оценка его эффективности……………………........52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....57
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...59

Вложенные файлы: 1 файл

kursaaaaaaach_po_APKp.docx

— 239.95 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ  В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………...5

   1.1.Содержание и принципы  инновационной деятельности…………….…...5

   1.2.Методика проектирования совершенствования управления инновационной деятельностью…………………………………………………12

   1.3.Инновационная деятельность  в России и за рубежом………..………... .15

Глава 2.ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ГП «Калужская МТС»…………………………… ………...26

   2.1.Организационно-экономическая  характеристика ГП «Калужская  машинно-технологическая станция»…………………………………………….26

   2.2.Анализ управления инновационными  процессами в организации…..…..31

Глава.3.ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ГП «Калужская МТС»………………………………………………………………………….........40

   3.1.Расработка проекта формирования  инновационной деятельности в  ГП «Калужская МТС»……………..……………………………………………….....40

   3.2.Внедрение проекта и  оценка его эффективности……………………........52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....55

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....57

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...59

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры. Инновационные менеджеры должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, им нужны инженерно-экономические знания.

Инновационные менеджеры способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка нововведений, конкурирующих друг с другом.

Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры. Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские организации, конструкторские бюро и др.), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.

Новый сложный этап реформирования экономики России требует подготовки специалистов по инновационному менеджменту, владеющих методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками и способных работать на рынке нововведений.

Цель работы – разработка проекта по совершенствованию управления инновационным процессом в ГП «Калужская МТС».

Задачи исследования:

  • рассмотреть содержание, направления и принципы инновационной деятельности;
  • выявить механизм управления инновационным процессом;
  • провести анализ и оценить управление инновационным процессом в ГП «Калужская МТС»;
  • разработать направления развития инновационной деятельности ГП «Калужская МТС».

Объект исследования – ГП «Калужская МТС».

Предмет исследования – управление инновационными процессами.

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ В ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1. Содержание  и принципы инновационной деятельности

 

Научно-технический прогресс определяет все стороны функционирования предприятия. Поэтому одной из главных задач является выработка научно-технической политики, которая смогла бы обеспечить повышение эффективности производства за счет создания и выпуска продукции, отвечающей потребностям рынка. Научно-техническая политика - это комплексный процесс, включающий принципы организации производства, его технического обеспечения и проектирования новой продукции.

Инновации (нововведения) представляют собой количественные и качественные изменения технической базы производства и механизма управления предприятием, направленные на производство новой или улучшенной продукции, на внедрение и использование новых видов оборудования, новых форм организации производства, сбыта и новых методов управления. Это не только технический, но и экономический и социальный термин. Новые знания не равнозначны инновации, они предшествуют ей, и только будучи примененными на практике они превращаются в инновации. Предприятие, внедряющее инновацию, всегда рискует. В случае успешного внедрения инновации оно получает вознаграждение за риск в виде возросшей прибыли. По мере процесса распространения инновации прибыли предприятия, первым внедрившего её, начинают сокращаться. [7, с. 204]

Конкурентная экономическая среда играет решающую роль в активизации инновационных процессов в рамках частных предприятий. Этим преодолевается тенденция к застою, характерная для крупных компаний. Конкуренция заставляет их идти на риск инноваций, чтобы удержать свои позиции. В случае недостаточного внимания к инновационной деятельности предприятие может лишиться своих рынков и понести финансовые потери.

Инновационный менеджмент - процесс управления инновациями для удовлетворения перспективных потребностей рынка, охватывающий проектную, технологическую, материальную, организационную и кадровую подготовку производства, внедрение нововведений, анализ полученных результатов и внесение корректив в эти виды деятельности. [12, с. 93]

Сущность инновационного менеджмента заключается: в составлении инновационных программ и проведении единой инновационной политики; контроле за разработкой и внедрением новой продукции; финансовом, материальном и интеллектуальном обеспечении инновационных программ; создании специальных подразделений, занимающихся инновационной деятельностью.

Главная цель инновационного менеджмента - разработка и производство новых видов продукции, что требует решения целого ряда задач, связанных с организацией взаимодействия различных служб предприятия для сбалансирования всех сторон обновляемого производства, поиск нетрадиционных решений в области технологии, организации, управления и подготовка соответствующих специалистов.

Под инновационным процессом понимается последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества. Поэтому необходима целостная система управления инновациями.

  Инновационный процесс заключается в преобразовании научного знания в нововведение. Он может быть представлен в виде последовательной цепи этапов, в ходе которых новации вызревают от фундаментальных идей до конкретных новых продуктов, технологий, затем распространяются в практике и приносят экономический или социальный результат. Инновационный процесс может быть представлен с различных позиций, но в нем принято выделять следующие основные этапы, которые видны на рисунке 1:

 

 

Рис. 1. Основные этапы инновационного процесса.

    Кратко охарактеризуем основные из выделенных этапов.

Фундаментальные исследования (ФИ) направлены на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Их цель - раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития объектов.

     Прикладные исследования (ПИ) нацелены на исследование путей практического применения ранее открытых явлений и процессов. Научно-исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов.

      Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР - завершающая стадия научных исследований, своеобразный переход от лабораторных и экспериментальных условий к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т. е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми ресурсами в целостную систему (технологические работы).  

 Таким образом, целью ОКР является создание образцов новых изделий, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этой стадии окончательно проверяются результаты теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новых изделий. Итогом является освоение промышленного производства новых изделий, которое включает научное и производственное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной) продукции, а также техническая и технологическая подготовка производства.

     На стадии освоения (ОС) выполняют опытные, экспериментальные работы на базе полученных научных результатов. Их цель – изготовление и отработка опытных образцов новых продуктов и технологических процессов.

После стадии освоения начинается процесс промышленного производства (ПП). В производстве знания материализуются, а исследования находят свое логическое завершение. На стадии ПП осуществляются два этапа: собственно производство новой продукции и ее реализация потребителям.

      Таким образом, инновационная деятельность состоит из ряда мероприятий, объединенных в одну логическую цепь. Каждое звено этой цепи (каждая стадия инновационного цикла) подчинено своей логике развития, имеет свои закономерности и особенности. Соединяясь воедино, научные изыскания, опытно-конструкторские и технологические разработки, инвестиционно-финансовые, маркетинговые мероприятия, производственные мощности и организационные структуры подчинены одной главной цели – созданию новшества.  

   Основу инновационного процесса составляет инновационная деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, внедряемый на рынок или в производство. Она предполагает осуществление целого комплекса научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, направленных на создание и внедрение новшества.

Как видно из схемы, сфера сбыта также является элементом инновационной деятельности и принимает непосредственное участие в определении направлений инновационной политики и требований к качеству новой продукции. Если инновация ориентирована лишь на сферу производства, а не на сбыт, то такая инновация крайне рискованна для предприятия. Поэтому инновационный менеджмент можно рассматривать как часть маркетинговой деятельности. Научно-технические подразделения предприятия взаимодействуют со службами маркетинга по преобразованию импульсов, исходящих от потребителей, в конкретную новую продукцию.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Система взаимосвязей между элементами инновационной деятельности

 

Определяя пути развития предприятия, следует выяснить необходимость проведения НИОКР собственными силами, либо привлечь сторонние организации или приобрести лицензию. Хотя инновационная деятельность не дает отдачу в ближайшей перспективе, необходимо иметь в виду и предполагаемую чистую прибыль в более отдаленной перспективе. Наличие альтернативных вариантов в инновационной деятельности предопределяет неопределенность результата. При этом, чем радикальнее нововведение, тем больше степень неопределенности, а внедряемая на предприятии новая технология оказывает большее влияние на его деятельность, чем новый продукт.

Инновации можно классифицировать следующим образом:

  • технологические инновации, направленные на создание и освоение в производстве новой продукции, технологии, модернизацию оборудования, реконструкцию зданий, реализацию мероприятий по охране окружающей среды;
  • производственные инновации, ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности;
  • экономические инновации, связанные с изменением методов планирования производственной деятельности;
  • торговые инновации, направленные на целевые изменения сбытовой деятельности;
  • социальные инновации, связанные с улучшением условий труда, социального обеспечения коллектива;
  • инновации в области управления, направленные на улучшение организационной структуры, методов принятия решений.

Для успешного осуществления инноваций необходимы адаптация к требованиям рынка, технологическое превосходство товара, стремление к выпуску новых товаров, использование оценочных процедур, благоприятная конкурентная среда, соответствующие организационные структуры. Негативное воздействие на инновации оказывают поверхностный анализ рынка, нехватка финансовых и материальных ресурсов, производственные и коммерческие проблемы.

Инновационную деятельность характеризуют принципы, которые отличают её от традиционной производственной деятельности:

  • малый процент успешных инноваций, при этом удачные инновации компенсируют затраты как на себя, так и на неудачные идеи;
  • необходимость отдельного бюджета для избежания ухудшения финансовых показателей подразделений, занимающихся традиционной производственной деятельностью;
  • использование критериев оценки инновационной деятельности, отличных от традиционных. Например, критерий “годовой прирост прибыли“ неприемлем, поскольку инновационная продукция в ближайшей перспективе (3-4 года) может не давать никакой прибыли, после чего прибыль резко возрастает;
  • систематическая и плановая ликвидация всего устаревшего, что позволяет высвободить ресурсы для работы над новым;
  • отсутствие обратной связи от результатов к затратам ресурсов и инвестициям в течение продолжительного времени;
  • правильный выбор момента прекращения работы, чтобы избежать затрат средств на инновацию, не дающую конкретных промежуточных результатов. [9, с. 118]

Информация о работе Управление инновационными процессами в организации