Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение инновационного состояния организации, его показатели, а также разработка основных путей улучшения инновационного состояния организации в современных условиях, а самое главное – это управление инновациями в организации на примере моей работы: сети супермаркетов "Любимый" –крупнейшей рознично сети на Дальнем Востоке, которая предлагает покупателям широкий выбор косметики, парфюмерии и необходимых товаров для дома. Объектом исследования курсовой работы является сеть супермаркетов "Любимый".
1 Управление инновациями на предприятии 6
1.1 Определение понятия инновации и виды инновации 6
1.2 Механизм управления инновациями 11
1.3 Понятие инновационного менеджмента, его основа и задачи 16
1.4 Задачи инновационного менеджмента 17
1.5 Организация инновационной деятельности на предприятии 21
1.6 Формирование инновационной стратегии предприятия 24
1.7 Методологические подходы к оценке инновационного потенциала предприятия 32
1.8 Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями 36
1.9 Планирование как функция управления инновациями 38
1.10 Сущность функции организации управления инновациями на предприятии 40
1.11 Контроль как функция завершающая управленческий цикл в инновационном менеджменте 42
2 Социально-экономическая характеристика сети супермаркетов «Любимый» 46
2.1 Общие сведения о предприятии, структура и организационная структура, виды деятельности, кадры 46
2.2 Диагностика управления инновациями в сети косметических супермаркетов «Любимый» 48
3 Рекомендации по совершенствованию и развитию управления инновацией для сети супермаркетов «Любимый» 50
Заключение 52
Список литературы 53
Министерство образования и
НОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА»
Екатеринбургский филиал
Тема :«Управление инновациями в организации»
Студент: _______________________
Научный руководитель: _____________
Оглавление
1 Управление инновациями на предприятии 6
1.1 Определение понятия инновации и виды инновации 6
1.2 Механизм управления инновациями 11
1.3 Понятие инновационного менеджмента, его основа и задачи 16
1.4 Задачи инновационного менеджмента 17
1.5 Организация инновационной деятельности на предприятии 21
1.6 Формирование инновационной стратегии предприятия 24
1.7 Методологические подходы к оценке инновационного потенциала предприятия 32
1.8 Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями 36
1.9 Планирование как функция управления инновациями 38
1.10 Сущность функции организации управления инновациями на предприятии 40
1.11 Контроль как функция завершающая управленческий цикл в инновационном менеджменте 42
2 Социально-экономическая характеристика сети супермаркетов «Любимый» 46
2.1 Общие сведения о предприятии, структура и организационная структура, виды деятельности, кадры 46
2.2 Диагностика управления инновациями в сети косметических супермаркетов «Любимый» 48
3 Рекомендации по совершенствованию и развитию управления инновацией для сети супермаркетов «Любимый» 50
Заключение 52
Список литературы 53
В современной экономической и социологической литературе укоренилось мнение, что в настоящее время в конкурентной борьбе соперничество идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям.
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Механизмы этого превращения рассматриваются в специальной отрасли социологического знания - инноватике. Инноватика - это наука о целенаправленных изменениях, нововведениях в социальной организации.
Американский социолог и экономист П. Друкер считает, что нововведение - это скорее экономическое и социальное понятие, чем техническое, так как даже в случае технико-технологических изменений изменяются ценность и потребительские качества, извлекаемые потребителем из ресурсов.
Сегодня часто слышится мнение
о том, что деловой мир проходит
через этап безудержной инфляции,
падении прибыли, общественных беспорядков
и повышенной политической нестабильности.
Поэтому актуальной характеристикой
профессионального менеджера
Одной из важнейших составляющих деятельности любой организации или предприятия является инновационная деятельность. Инновационная деятельность часто трактуется как деятельность, связанная с использованием новых (высоких) технологий, поиск рациональных решений способствующих лёгкому и прибыльному (снижающих затраты) решений тех или иных проблем. Многие организации пытаются в том или ином виде осуществлять инновационную деятельность самостоятельно или через создаваемые специально для этого дочерние структуры или инновационные центры, призванные способствовать продвижению и использованию инновационной продукции.
Организация инновационного менеджмента на предприятии представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями. Процесс управления в соответствии с принципиальной схемой начинается с формирования системы целей, и задач инновационной деятельности (или проекта) на определенный период времени.
Основной целью инновационного менеджмента является обеспечение долговременного функционирования предприятия на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукции.
Для инновационного развития любой организации необходимо знать инновационное состояние этой организации на данный момент.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность
инновационного состояния
- рассмотреть роль инноваций
и структуру инновационного
- выявить и рассмотреть
показатели инновационной
- проанализировать основные
пути улучшения инновационного
состояния организации в
Тема мотивации труда является очень актуальной на сегодняшний день. При написании курсовой работы, я пользовалась личным опытом, а также правилами установленными для работников моей организации.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение инновационного состояния организации, его показатели, а также разработка основных путей улучшения инновационного состояния организации в современных условиях, а самое главное – это управление инновациями в организации на примере моей работы: сети супермаркетов "Любимый" –крупнейшей рознично сети на Дальнем Востоке, которая предлагает покупателям широкий выбор косметики, парфюмерии и необходимых товаров для дома. Объектом исследования курсовой работы является сеть супермаркетов "Любимый".
Предметом исследования является - анализ управлений инновациями в организации.
В работе так же широко освещена теоретическая часть управлений инновациями в организации, раскрыто понятие управлений инновациями в организации и её сущность. Представлен анализ состояния сети супермаркетов "Любимый" за первое полугодие 2013 года. Исследована действующая система управлений инновациями в организации сети супермаркетов "Любимый" разработанные в курсовой работе целесообразно использовать для организации эффективной системы управлений инновациями в сети супермаркетов "Любимый".
При написании курсовой работы, я пользовалась личным опытом и наблюдениями, политикой предприятия изложенной в нормативных документах предприятия, так же я использовала в большей степени литературу указанную в конце работы.
В научной и учебной литературе приводятся различные определения понятия инновация, или нововведение:
- превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях;
- результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительских стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков;
- результат творческой деятельности, направленный на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений и т. д., удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения;
- новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, обеспечивающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники.
В начале XXI в. все сильнее стала ощущаться потребность в более глубоком понимании сущности, закономерностей и специфики инновационных процессов. Но уже в начале прошлого века Й. Шумпетер сформулировал закономерности технологической эволюции и роль инноваций на различных этапах цикла развития науки и технологий, подробно проанализировал подходы к классификации нововведений, выделив пять их разновидностей:
- новое, т. е. еще неизвестное в сфере потребления благо либо новое качество известного блага;
- новый, более эффективный метод производства известной продукции;
- открытие новых закономерностей сбыта известной продукции;
- открытие новых источников сырья или производства полуфабрикатов;
- реорганизация производства, ведущая к подрыву какой-то установившейся в нем монополии.
Й. Шумпетер отождествлял нововведения с осуществлением новых комбинаций, тоесть любое новшество является уникальной выборкой ресурсов из уже имеющихся - знаний (концептуальные положения, теории, методики и т. д.), материальных, финансовых и других ресурсов.
Причем результаты нововведения служат в свою очередь компонентами при формировании решений для будущих задач. Й. Шумпетер стремился к тому, чтобы термин ≪новшество≫ употреблялся в совершенно определенном смысле: им должно было обозначаться решение предпринимателя о проведении в жизнь (впервые) новой идеи, касающейся технологии или какого-либо другого вопроса, относящегося к управлению предприятием (заготовка материалов, сбыт и т. д.).
Идея, предложение, проект, результат исследования, изобретение и т. п. хоть и выступают в качестве нового продукта, в чистом виде не являются нововведением, или инновацией. И только воплотившись в изделия, услуги, технологии, которые восприняты потребителями, они становятся инновациями, или нововведениями.
Выделяются три составляющих нововведения:
- потребность, подлежащая удовлетворению, т. е. функция или набор
функций, которые нужно выполнить;
- концепция объекта или совокупности объектов, способная удовлетворить
потребность, т. е. новая идея;
- компоненты, представляющие совокупность имеющихся знаний, материалов и доступных технологий, позволяющих довести концепцию до рабочего состояния.
В зависимости от характера концепции, на которой основано нововведение,различают:
- инновации с технологической доминантой, изменяющие физические свойства товара на уровне производства, применения нового компонента или нового материала, создания принципиально новых продуктов, новых изделий, нового физического состояния или новых комплексных систем.
Они возникают в результате применения точных наук в производственной практике и рождаются в научных организациях и подразделениях.
Инновации с технологической доминантой
Инновация |
Пример |
Изменение физических свойств продукта на уровне производства Применение нового компонента Применение нового материала Создание принципиально новых продуктов Создание новых изделий Создание нового физического состояния Создание новых комплексных систем |
Создание сплавов и припоев на основе олова Стальной корд в покрышках Пенополиуретан Композиционные материалы
Цифровой телевизор Растворимый кофе
Скоростной поезд |
- нововведения с коммерческой или маркетинговой доминантой, касающиеся в основном вариантов управления сбытом и коммуникациями как составляющих процесса коммерческой реализации товара или услуги
Инновации с коммерческой или маркетинговой доминантой
Инновация |
Пример |
Новое средство платежа Новая комбинация эстетических и функциональных свойств
Новая презентация товара Новая форма торговли
Новый вид рекламы Новое применение известного товара Новый способ продаж |
Кредитная карточка Оригинальная зажигалка, совмещенная с открывалкой для пивных бутылок Карманное издание книги (покет) Cash & Carry (например, склад-магазин Monarch) Плакаты на автобусных остановках Шампунь ≪2 в 1≫, ≪3 в 1≫ Телемаркетинг, интернет-магазин |
Коммерческие нововведения возникают в результате применения наук о человеке и являются организационными. Они больше нуждаются в творческом воображении, изобретательности и ноу-хау, чем в финансовых ресурсах.
Граница между этими формами инноваций размыта, и технологические нововведения часто приводят к нововведениям коммерческим. Например, прогресс в обработке информации позволил разработать систему штрих-кода, способствующую сокращению времени обслуживания клиентов и уменьшению числа краж в супермаркетах. Но возможна и обратная последовательность: некоторые организационные новшества способствуют внедрению технологических нововведений. Так, распространение идеи самообслуживания повлекло за собой создание торговых автоматов.
Считается, что в каждом бизнесе есть три вида инноваций:
- в продуктах или услугах;
- рынках, поведении и ценностях покупателей (социальные инновации);
- различных изменениях деятельности организации, необходимых для создания продукции и доведения ее до рынка (менеджерская инновация).
Понятие «инновация» тесно связано с понятиями «изменения» и «развитие». Непрерывное создание новшеств образует в своей совокупности бесконечный поток потенциальных изменений. Реальные изменения обеспечивает только часть из всех созданных новшеств. Изменения определяются объемом и направлением, длительностью и скоростью. Понятие «развитие» обычно связывают с позитивными изменениями, с прогрессом. Однако известный философ Б. Рассел считает, что «изменение» - это одно, а прогресс - это другое. «Изменение» - понятие научное, а «прогресс» - этическое. Изменение бесспорно, в то время как прогресс является предметом спора.