Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 01:41, дипломная работа
В работе была сформулирована цель – разработать технологию обсуждения глобальных проблем современности на уроках иностранного языка в старших классах средней школы. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– описать особенности протекания учебной деятельности учащихся старшего школьного возраста;
– выделить основные психолого-педагогические черты развития старшего школьного возраста;
– дать лингводидактическую характеристику глобальным проблемам современности;
– провести анализ действующих учебно-методических комплектов и выделить их тематическое наполнение;
– разработать учебно-методические материалы для использования в XI классах средней школы.
Введение 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности протекания учебной деятельности старшего школьника: Мотивы учения 6
1.2. Формирование мировоззрения как одной из основных психолого-педагогических черт развития учащихся старшего школьного возраста 12
1.3. Основные формы организации обучения старшеклассников 15
Глава 2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 21
2.1.Лингводидактическая характеристика глобальных проблем современности как компонент содержания обучения иностранному языку в старших классах средней школы 21
2.2. Анализ тематического содержания обучения иностранному языку в старших классах средней школы 34
2.3. Технология обсуждения глобальных проблем современности на уроке иностранного языка в старших классах средней школы 43
Заключение 52
Список литературы 56
Приложение 59
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Факультет романо-германской филологии
Кафедра английской филологии
Глобальные проблемы современности и их обсуждение на уроках иностранного языка (в старших классах средней школы)
Дипломная работа
031201 (022600) Теория и методика
Допущено к защите в ГАК---------------------------
Зав. кафедрой ------------------------------
Студент ------------------------------
Руководитель ------------------------------
Рецензент ------------------------------
Воронеж 2007
Введение
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ
СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности протекания
1.2. Формирование мировоззрения как одной из основных психолого-педагогических черт развития учащихся старшего школьного возраста 12
1.3. Основные формы организации обучения старшеклассников 15
Глава 2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ
ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
2.1.Лингводидактическая характеристика
глобальных проблем современности как
компонент содержания обучения иностранному
языку в старших классах средней школы
2.2. Анализ тематического содержания
обучения иностранному языку в старших
классах средней школы
2.3. Технология обсуждения глобальных проблем современности на уроке иностранного языка в старших классах средней школы 43
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
За последние годы изменился статус школы: из государственного учреждения школа стала общественно-государственной, отражающей интересы, как государства, так и общества и отдельной личности. Возможности и потребности личности школьника, желания и интересы родителей стали во многом определять образовательную политику в стране: появилось много типов школ, новых курсов обучения, и, соответственно, появился выбор образовательных путей (Сафонова 1997, 3).
Иностранный язык стал осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей учащихся, их общеобразовательного потенциала. Стало ясным значение практического владения иностранным языком для общеречевого развития школьников, для развития культуры общения.
Как известно, эффективность обучения иностранным языкам зависит от многих факторов – как субъективных, так и объективных. В частности, она зависит от количества времени, посвященного занятиям, качества учебников и учебных пособий, наличия современных средств обучения, способностей самих учащихся и др. Не секрет, что, попадая в реальную языковую среду, ребенок в процессе общения, усваивает лексические и грамматические структуры изучаемого языка намного быстрее и с меньшими усилиями, чем на обычном уроке в школе, где учитель часто не способен по объективным причинам в полном объеме обеспечить принцип коммуникативности.
Однако, как свидетельствует реальная практика обучения иностранному языку в школе, в погоне за “более прочным усвоением грамматики” и “расширением лексического запаса” из тематического содержания обсуждаемых на уроках иностранного языка проблем исключаются вопросы, на которые учащиеся старших классов хотят получить ответы. К числу данных проблем относятся, несомненно, глобальные проблемы современности.
В то же время, старший школьный возраст характеризуется стремлением к расширению горизонтов познания реального мира, других людей, самого себя, найти свое место в жизни и обществе. В данном возрасте происходит самоопределение личности старшеклассника и его профессиональное самоопределение. В этот период старший подросток вырабатывает собственное отношение ко всему, что видит, так же старшеклассник склонен к рассуждениям и особой эмоциональности, впечатлительности. Старшеклассникам импонирует такая организация общения на занятиях, когда происходит выбор между различными точками зрения, сопоставление альтернативных подходов, отстаивание своей точки зрения, дискуссия. Помимо этого достаточно важным для учащихся старших классов является идейно-научная содержательность учебного материала, понимание учащимися практической ценности, значимости получаемых знаний, осознание их полезности для практической деятельности, эмоциональный характер изложения нового материала учителем и усвоения его учащимися. Этот возраст также характеризуется тем, что у школьника формируются умения оперировать предположениями, гипотезами и критически их оценивать, прослеживается самостоятельность в учебной деятельности. Старшим подросткам интересно обсуждение близкой им проблемы, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод. Следует так же особо отметить, что в этом возрасте идет развитие обобщенности всех процессов, интерес к глобальным и вечным проблемам человечества.
Все сказанное выше свидетельствует об актуальности данной проблематики, и именно поэтому в работе была сформулирована цель – разработать технологию обсуждения глобальных проблем современности на уроках иностранного языка в старших классах средней школы. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– описать особенности протекания учебной деятельности учащихся старшего школьного возраста;
– выделить основные психолого-педагогические черты развития старшего школьного возраста;
– дать лингводидактическую характеристику глобальным проблемам современности;
– провести анализ действующих учебно-методических комплектов и выделить их тематическое наполнение;
– разработать учебно-методические материалы для использования в XI классах средней школы.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку старшеклассников средних школ. Предметом исследования является технология обсуждения глобальных проблем современности на уроках иностранного языка в старших классах средней школы. Цель и задачи дипломной работы определили ее структуру. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Во введении обосновывается актуальность данного исследования, формулируются цели и задачи. В первой главе описываются особенности протекания учебной деятельности старшего школьника, выделяются основные формы организации обучения старшеклассников, а так же описывается мировоззрение, как одна из основных психолого-педагогических черт развития учащихся данного возраста. Во второй главе дается лингводидактическая характеристика глобальных проблем современности как компонент содержания обучения иностранному языку в старших классах средней школы, анализируется тематическое содержание обучения иностранному языку в старших классах, и описывается разработанная технология обсуждения глобальных проблем современности на уроке иностранного языка в старших классах средней школы. Заключение суммирует выводы, приложение содержит учебно-методические материалы для обсуждения на уроках иностранного языка в старших классах средней школы.
Глава 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности протекания учебной деятельности старшего школьника: Мотивы учения
Старший школьный возраст, так называемая ранняя юность, охватывает развитие детей с 15 до 17 лет, что соответствует возрастной категории учеников 10-11 классов общеобразовательной школы. Старший школьный возраст – период становления человека как гражданина, в этот период происходит социальное самоопределение человека, его активное включение в общественную жизнь, а также формирование духовных качеств.
Особенностью каждого старшего подростка состоит в том, что они стремятся расширить горизонты познания реального мира, других людей, самого себя, найти свое место в жизни и обществе. Центральным психологическим процессом старшеклассников является развитие самосознания. На основе его формирования происходит самоопределение личности старшеклассника, и его профессиональное самоопределение. В этот период старший подросток вырабатывает собственное отношение ко всему, что видит; а так же в его умственной деятельности сочетаются активность анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность. Именно в этом возрасте происходит улучшение коммуникативности, повышение самоконтроля, большая дифференцированность эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний (Щербакова 2002, 26; Dobson 1992, 71).
Как неоднократно подчеркивалось в методической и педагогической литературе, старшие подростки с их возросшей умственной пытливостью не принимают информационно обедненные формы работы (сюда относится многократное повторение уже известного, чисто формальные преобразования содержания). Им импонирует такая организация общения на занятиях, когда происходит выбор между различными точками зрения, сопоставление альтернативных подходов, отстаивание своей точки зрения, дискуссия. Как пишет И.С. Кон, единственный способ вызвать глубокий эмоциональный и нравственный отклик подростка – поставить его перед близкой ему проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод. В таких условиях самовыражения личности и возникает реальная речевая задача, а так же коммуникативная мотивация, обеспечивающая инициативное участие человека в общении (Кон 1982, 48; Harmer 1998, 4).
Мотив – устойчивая внутренняя психологическая причина поведения или поступка человека. Учение – целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике. Положительное отношение к учению, его высокая общественная мотивация – совершенно необходимые условия полноценного усвоения учебного материала. Наиболее существенную роль играют следующие факторы: идейно-научная содержательность учебного материала, понимание учащимися практической ценности, значимости получаемых знаний, осознание их полезности для практической деятельности, эмоциональный характер изложения нового материала учителем и усвоения его учащимися. Учение должно и обязано давать учащимся радость и удовлетворение от самого сознания, что они узнают новое, интересное, полезное. Радость познания рождает саму потребность в знаниях (Кон 1980, 140).
В плане воздействия создание мотивов обозначается как мотивирование. Мотивирование – процесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей организации. Другими словами, мотивировать – значит создать влечение или потребность, побуждающие ученика действовать с определенной целью. Потребность выступает как внутренний, а цель – как внешний аспект мотивации. Под мотивами в этом случае обычно понимают активные движущие силы, определяющие поведение человека. Мотивировать обучающихся – значит затронуть их важные интересы, создать им условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого ученик должен: быть знаком с успехами (успех – это реализация цели), (необходимо вместе с тем формулировать цели, в достижении которых он лично заинтересован); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде; ощущать свою значимость (Шевандрин 1995, 155; Немов 1994, 42).
Согласно классификации П.Б. Гурвича источники создания мотивации:
1. Целевая мотивация. Данная мотивация основана на ясном осознании как конечной цели изучения ИЯ, так и цели выполнения каждого задания. Это непосредственно связано с речевой ценностью урока.
2. Мотивация успеха. Любой человек,
а особенно старший подросток,
болезненно переживает «неуспех
3.Странноведческая мотивация. Сравнительный
анализ и сопоставление
4. Эстетическая мотивация. Изучение ИЯ должно быть в удовольствие. Чтобы это было так, следует уделять внимание качеству используемых наглядных пособий, картин, слайдов, видео, аудио кассет и т.д.
5. Инструментальная мотивация. Исходя
из особенностей работы мозга,
темперамента, видов памяти и
других аспектов