Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 01:41, дипломная работа
В работе была сформулирована цель – разработать технологию обсуждения глобальных проблем современности на уроках иностранного языка в старших классах средней школы. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– описать особенности протекания учебной деятельности учащихся старшего школьного возраста;
– выделить основные психолого-педагогические черты развития старшего школьного возраста;
– дать лингводидактическую характеристику глобальным проблемам современности;
– провести анализ действующих учебно-методических комплектов и выделить их тематическое наполнение;
– разработать учебно-методические материалы для использования в XI классах средней школы.
Введение 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности протекания учебной деятельности старшего школьника: Мотивы учения 6
1.2. Формирование мировоззрения как одной из основных психолого-педагогических черт развития учащихся старшего школьного возраста 12
1.3. Основные формы организации обучения старшеклассников 15
Глава 2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 21
2.1.Лингводидактическая характеристика глобальных проблем современности как компонент содержания обучения иностранному языку в старших классах средней школы 21
2.2. Анализ тематического содержания обучения иностранному языку в старших классах средней школы 34
2.3. Технология обсуждения глобальных проблем современности на уроке иностранного языка в старших классах средней школы 43
Заключение 52
Список литературы 56
Приложение 59
Схема 4
Вариативность упражнений в учебниках зарубежных авторов, направленных на овладение глобальными проблемами современности:
Проанализировав учебно-методические комплекты, можно прийти к заключению, что и в отечественных и в некоторых зарубежных учебниках очень мало текстов, содержащих аутентичную информацию, по глобальным проблемам современности. Кроме того, на лицо недостаток упражнений, направленных на обсуждение дополнительной информации. Более того, часто можно наблюдать отсутствие вариативности данных упражнений. Таким образом, проанализировав отечественные и зарубежные учебно-методические комплекты по английскому языку, можно сделать вывод о необходимости разработать дополнительные учебные материалы, которые позволили бы более эффективно организовывать обсуждение названных проблем, способствуя тем самым, более успешному овладению программным материалом и обеспечивая гражданское становление старшеклассников, их мировоззренческого развития и социализацию.
2.3. Технология обсуждения глобальных проблем современности на уроке иностранного языка в старших классах средней школы
С целью повышения эффективности обучения иностранного языка на завершающей ступени обучения в средней школе, а так же с целью учета психолого-педагогических особенностей детей старшего возраста и необходимости обеспечения их целостного развития, в рамках дипломной работы были разработаны учебно-методические материалы в помощь учителю для обсуждения глобальных проблем современности на уроках английского языка. Они были апробированы во время прохождения педагогической практики в 11 «Б» классе средней школы № 11 им. Пушкина.
Целью апробации являлась проверка эффективности разработанных учебно-методических материалов. Апробация проходила в три этапа.
I этап (урок 1). На первом этапе ученикам 11 «Б» класса были предложены упражнения по учебнику “Target” для 10-11 классов под редакцией Nick Kenny, Roger Johnson. Урок начинается с того, что ученикам предлагаются задания по картинке, на которой изображены люди на улице. Некоторые из них смотрят в небо, погода теплая, у одной из женщин на лице респираторная маска.
Задание № 1. Look at the photograph and discuss the following points. Give reasons for your opinion.
Where was the picture taken?
What time of year or day is it?
How are the people dressed?
What has just happened?
What have the people been doing?
What is going to happen?
What are the people going to do?
3) Extending the theme:
What is the main character doing?
Is it a good idea? Why?
How would you feel in this situation?
Задание №2. Decide which of these passages best matches this picture. Далее даются три небольших текста.
Задание №3. Read the article and underline the parts where you can find answers to the following questions:
Задание № 4. Find words which mean:
1 poisonous
2 frightening
3 a mixture
4 part of the body 8 reduced
Задание №5. For each of the following questions choose the best answer, A, B, C.
1 What does Dr. Malcolm Green think?
a) London has as much air pollution as Athens.
b) Smog masks solve the problem of air pollution.
c) People working outside should wear a mask in London.
2 Why does Liz Marriot have doubts about the masks?
a) They do not work so well for cyclists.
b) The number of cars is always rising.
c) The masks do not fit everyone perfectly.
3 What do Friends of the Earth think?
a) People cannot be forced to wear masks.
b) A new generation of cleaner vehicles is needed.
c) People must use their cars less.
Как показал анализ выполнения заданий по учебнику, учащиеся столкнулись с рядом трудностей. Во-первых, задания начинаются с описания достаточно непонятной и неинтересной картинки. От того, что ученики не поняли картинку, они боялись или стеснялись что-либо говорить, боялись сделать ошибку и быть раскритикованными учителем и одноклассниками. Так же ребята не смогли хорошо и правильно ответить на предлагаемые вопросы по этой картинке. Во-вторых, детям не хватает языковых и/или речевых средств. Очень часто ученики не понимали речевую задачу. В основном задания построены так, что отвечает один ученик, а другие – молчат. Парные виды работы использовались лишь в задании №1, а групповые виды работы вообще отсутствуют. Предлагаемые задания для самостоятельной работы - выбрать правильный ответ, подчеркнуть нужные слова в тексте и т.д. Нет никакой мотивации и, как следствие, нет заинтересованности в выполнении того или иного задания. Все вопросы, которые задаются в упражнениях, однотипные, в основном с Who и What. Вопросы построены таким образом, что ответ на них может быть однозначный, не требующий дополнительно мыслительной деятельности. Отсутствуют задания, где ученики смогли бы выразить, доказать свою точку зрения, или показать свои знания по проблеме, позволяющие каким-либо образом проявить себя. В ходе урока чувствовалась нехватка информации, вследствие чего в конце урока учащиеся не смогли подвести итоги и сделать выводы по теме. Упражнения на познавательную активность так же отсутствуют, и ученики после урока не заинтересованы самостоятельно искать какую-либо информацию по пройденной теме.
Таким образом, на первом этапе была сформулирована цель экспериментальной части работы: разработать упражнения на интерпретацию глобальных проблем современности, которые способствовали бы повышению эффективности обучения английскому языку в старших классах средней школы. В ходе педагогической практики были разработаны упражнения, которые способствовали решению поставленной задачи, (примеры упражнений смотри в приложении).
II этап (2-4 уроки). На данном этапе была проведена апробация разработанных упражнений. Первый урок был посвящен теме “Terrorism”.
Урок начинается с того, что учитель вводит учеников в тему с помощью вопросов: Have you heard anything about terrorism? What do you think it is? Is it dangerous for people? Why? Таким образом, класс легко и быстро понимает, о чем пойдет речь на уроке. Учащиеся проявляют интерес, так как их спрашивают собственное мнение по тому или иному вопросу, по теме. Затем переходят непосредственно к упражнениям.
Задание №1. Учащиеся в небольших группах по 3-4 человека описывают картинку, на которой изображены башни-близнецы World Trad Centre, разрушенные во время теракта. Описывая картинку, необходимо так же ответить на ряд наводящих вопросов: What does this picture depict? Where did it happen? Why do you think so? Do you agree with the phrase “one man’s terrorist is another man’s freedom fighter?” Who might say it? Why?
Задание №2. В задании предлагается прочитать четыре мнения людей о том, что такое терроризм и чего хотят террористы. При этом перед прочтением ученикам даются на изучение наиболее распространенные устойчивые выражения согласия, несогласия и выражения своего мнения: I think that, I believe, on the one hand, on the other hand, I fully agree with, as far as I can see, I suppose so, I shouldn’t say so, I disagree with you, I don’t think so, generally speaking, it’s out of the question, I doubt. Затем, используя выражения, обсуждают в парах, кто такие террористы, при этом выражают свое мнение.
С целью закрепления лексики школьникам предложили выполнить Задание № 3. В этом задании нужно соединить новые слова из текстов из предыдущего упражнения, с их значениями. Ученики должны самостоятельно выполнить, при этом значения незнакомых слов им необходимо понять из контекста.
Задание №4. Ученикам предлагается изучить новые идиомы, связанные с темой войны. Нужно прочитать выражения, понять их значения и правильно расставить эти идиомы в предложения.
Второй урок был посвящен теме “ Ecology”. Задание №1. В начале урока учащихся просят подумать над тем, какие экологические проблемы существуют в нашей стране, и составить список возможных проблем самостоятельно. Затем учащиеся в парах сравнивают и обсуждают списки.
Задание №2. Учитель показывает картинку нового изобретения, которое снижает уровень загрязнения воздуха и просит учеников в парах ответить на вопросы: What do you think it is? Where can it be used? How? Can it be dangerous for people? После этого в Задании № 3. каждый ученик из пары рассказывает не свое мнение, а мнение своего партнера.
Задание №4. Предлагается прочитать более подробный текст о новом изобретении “Sluda” и подумать над тем, какова польза, если она есть, такого изобретения с аргументацией своего мнения, какие еще новые изобретения они знают.
Задание №5. В задании приведены несколько вариантов решения проблемы загрязнения воздуха в своем городе или в таких крупных городах, как Лондон и Лос-Анджелес. Варианты предложенных решений проблем были следующими: increase tax on petrol, close the city centre to traffic, create special roads for bicycles, build bigger car parks, use electric cars. Учащиеся в группах по четыре человека обсуждают все преимущества и недостатки этих предложенных вариантов.
Задание №6. Каждый ученик должен придумать и нарисовать постер, посвященный любой из экологических проблем. Так же необходимо выбрать проблему, найти и прочитать информацию по этой теме, придумать название их постера, нарисовать наглядную и понятную картинку (рисунок), и написать слоган или дать полезный совет. На уроке ребенок должен сделать небольшую презентацию на выбранную проблему.
Третий урок посвятили теме «Голод и нищета».
Задание №1. В начале урока проходит изучение таблицы, в которой отражены причины, по которым люди голодают (согласно опросу людей на улице). Так же дети должны ответить на предварительные вопросы: What is poverty? Who do we call poor? Изучив таблицу, учащиеся анализируют полученные данные и делают выводы о причинах бедности людей, согласно этой таблице.
Задание №2. Ученикам дается текст для самостоятельного прочтения из статьи “International Hunger Facts”. Затем выполнение упражнения на правильное понимание текста: True or False statements.
Задание № 3. Дается следующее задание: представьте, что вы добровольцы, которые хотят помочь бедным странам с помощью следующих действий: building good roads, ensuring political stability, sending food parcels, clothing, etc., sending gifts of money, offering loans to be repaid, setting up small businesses. В парах ученики должны решить, какие из предложенных вариантов решения проблемы будут наиболее эффективными, а так же предложить свои.
Задание №4. В этом задании предлагается сопоставить идиомы с их значениями и придумать свои собственные примеры с этими идиомами.
Таким образом, На втором этапе учащиеся добывали сами информацию, систематизировали полученные данные, учились работать с таблицами, анализировали тексты, работали самостоятельно, в парах и командами, рисовали постеры и были добровольцами в помощи голодающим. Так же ученики высказывали свое мнение, учились выслушивать чужое мнение, обсуждали проблемы в парах и в группах, находили возможные варианты решения различных проблем, выступали от лица группы или пары, учились высказывать мнение своего партнера, выявляли достоинства и недостатки, находили информацию в дополнительных источниках (книги, интернет) и т. д. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений учащихся в рамках обсуждаемой темы старшеклассники обучались стратегии и тактике группового общения, т.е. коммуникативным шагам, которые научили их высказываться логично, связно и продуктивно. Большое значение при этом имело целенаправленное обучение коммуникативным штампам. В начале ребята учились выражать свое мнение. В данном случае использовались клише типа: I think that, I believe, on the one hand, on the other hand, I fully agree with, as far as I can see, I suppose so, I shouldn’t say so, I disagree with you, I don’t think so, generally speaking, it’s out of the question, I doubt, in my opinion, in fact, the trouble is, on the whole. Это было важным, поскольку такого рода коммуникативные связки нужны при проведении дискуссии в группах. Использование таких клише поощрялось (например, оценивались положительно только те ответы, которые включали эти фразы). Таким образом, на втором этапе, учащиеся добывали информацию из различных источников, работали над ней, анализировали идеи, консультировались друг с другом, выполняли коммуникативные задания типа "выясни, расспроси, расскажи, обоснуй свою точку зрения". На этом этапе экспериментальной работы совершенствовались навыки иноязычного общения и заложились основы будущих самостоятельных высказываний учеников. На этом этапе ребята познакомились с тем многообразием глобальных проблем, которые являются актуальными на сегодняшний день. Это поможет им в последствии выработать свой собственный взгляд на мир, иметь представление о проблемах современности, а так же это поможет более аргументировано отстаивать их позицию по той или иной проблеме.
Ш этап. (5 урок) это был заключительный этап работы по теме «Глобальные проблемы современности». Заключительный этап был проведен в форме «Круглого стола», где все могли показать свои знания, выразить свое мнение, услышать другие точки зрения и подвести итоги по теме. Каждый ученик получил разные роли (см. приложение). На некоторых карточках были написаны глобальны проблемы, о которых они должны будут рассказать, другим достались роли жертв теракта, голода и т. д. Так же были представители правительства и простые граждане, ведущий и гость программы – представитель всемирно известной организации GREANPEACE. Перед классом стояла следующая задача: обсудить глобальные проблемы своей родной страны, выявить положительные и отрицательные стороны, выслушать непосредственных жертв каких-либо глобальных проблем, выслушать доклад правительства о принимающихся мерах улучшения ситуации в стране и мире в целом, и сделать вывод. Таким образом, на этом этапе были интегрированы все полученные ранее знания, умения, навыки. Это способствовало закреплению языковых и речевых умений учащихся в рамках обсуждаемой темы. Старшеклассники с удовольствием принимали участие в беседе. Они очень тщательно приготовили свои роли. Интерес к данной теме выражался не только в их хорошей подготовке к программе «Круглый стол», но и в том, как артистично и с удовольствием ученики играли свои роли, доказывая свою точку зрения.
Если проанализировать все предложенные упражнения, то можно заключить, что они включают упражнения:
– на интерпретацию визуального материала (картинки, фотографии, диаграммы);
– на комментирование цитат и высказываний;
– на чтение и интерпретацию текстовых фрагментов;
– на комментирование статистической информации;
– на представление обобщенной информации в виде постера;
– на обсуждение практических действий решения проблем;
– на участие в беседе за круглым столом.
Подводя итоги опытной проверки, можно сказать, что в целом отмечается, что глобальные проблемы вызывают интерес у старшеклассников. Они с желанием включаются в обсуждение предложенных вопросов. В процессе обсуждения языковые средства высказываний о глобальных проблемах современности были востребованы, что, несомненно, свидетельствует о реальном расширении их лексического запаса, приращение умений и навыков. Все это в конечном итоге способствовало обеспечению качества обучения иностранному языку, повышению мотивации, как к изучению иностранного языка, так и к расширению кругозора учащихся по актуальным проблемам современного мира.