Глобальные проблемы современности и их обсуждение на уроках иностранного языка (в старших классах средней школы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 01:41, дипломная работа

Краткое описание

В работе была сформулирована цель – разработать технологию обсуждения глобальных проблем современности на уроках иностранного языка в старших классах средней школы. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– описать особенности протекания учебной деятельности учащихся старшего школьного возраста;
– выделить основные психолого-педагогические черты развития старшего школьного возраста;
– дать лингводидактическую характеристику глобальным проблемам современности;
– провести анализ действующих учебно-методических комплектов и выделить их тематическое наполнение;
– разработать учебно-методические материалы для использования в XI классах средней школы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности протекания учебной деятельности старшего школьника: Мотивы учения 6
1.2. Формирование мировоззрения как одной из основных психолого-педагогических черт развития учащихся старшего школьного возраста 12
1.3. Основные формы организации обучения старшеклассников 15
Глава 2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 21
2.1.Лингводидактическая характеристика глобальных проблем современности как компонент содержания обучения иностранному языку в старших классах средней школы 21
2.2. Анализ тематического содержания обучения иностранному языку в старших классах средней школы 34
2.3. Технология обсуждения глобальных проблем современности на уроке иностранного языка в старших классах средней школы 43
Заключение 52
Список литературы 56
Приложение 59

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Сидорец о глобальных проблемах.doc

— 754.00 Кб (Скачать файл)

Сказанное выше позволяет утверждать, что задачи апробации учебно-методических материалов были выполнены, а цель дипломной работы – достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенного исследования по теме «Глобальные проблемы современности» можно сформулировать следующие выводы.

1. В старшем школьном возрасте происходит расширение горизонтов познания реального мира, других людей, самого себя, развитие самосознания, происходит самоопределение личности старшеклассника. Это период становления подростка как гражданина, период социального самоопределения, формирования собственного мировоззрения, духовных качеств. В этот период старший подросток вырабатывает собственное отношение ко всему, что видит, а так же в его умственной деятельности сочетаются активность анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность. Именно в этом возрасте происходит улучшение коммуникативности, повышение самоконтроля, большая дифференцированность эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний.

2. Старшего подростка отличает умение логически упорядочивать и систематизировать, самостоятельно находить способы обобщенной ориентировки в материале, умение теоретически обобщать. Ученикам интересно и важно понимание сущности и смысла производимых действий, синтез части и целого, частного и общего. У старшеклассников повышается уровень интеллектуального подхода при восприятии; память, воображение и другие психические процессы все больше приобретают черты произвольности. Для старшеклассников характерен индивидуальный стиль запоминания информации и происходит развитие обобщенности всех процессов, и возрастает интерес к глобальным и вечным проблемам человечества.

3. Период с 15 до 17 лет характеризуется  формированием активной жизненной  позиции, формированием мировоззрения. Степень сформированности нравственных  потребностей, привычек и моральных  чувств могут служить критериями нравственной воспитанности старшего школьника. Формирование научности мировоззрения, глубины убежденности зависит от активности самого подростка, его самостоятельности в приобретении знаний и уровня его интеллектуального развития. Отношение к миру у детей в этом возрасте имеет большей частью ярко выраженную личностную окраску. Явления действительности интересуют старшего подростка не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве элемента социальной общности (класса, слоя, социогруппы) и выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

4. Эффективность обучения старшеклассников иностранному языку, так же как и остальным предметам, зависит от тех форм, которые организуют обучение. Изучение психологической и социологической литературы показывает, что для эффективного обучения иностранному языку и всестороннего развития, учащихся необходимо включать в групповые формы деятельности или организуя работу в «малых группах».

5. Немаловажным для достижения целей обучения иностранному языку является его тематическое наполнение. Как показывает анализ некоторых действующих учебно-методических комплектов для старших классов, проблемы, которые интересуют старших подростков, такие как: проблемы экологии, проблемы войны и мира, проблемы голода; находят недостаточное воплощение на страницах современных учебно-методических комплектов. Как в отечественных, так и зарубежных комплектах нет отдельной темы, раздела, посвященного глобальным проблемам, упражнения в этих комплектах однотипные и повторяются из раздела в раздел. Так же налицо недостаток или отсутствие аутентичных текстов.

6. В то же время нельзя недооценивать важность нерешенных пока проблем, стоящих перед человечеством. Понятие о глобальных проблемах включает проблемы, которые касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев; приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации; требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов. К проблемам, имеющим жизненно важное значение, относятся: проблемы войны и мира, экологические и демографические проблемы, энергетические, сырьевые и продовольственные проблемы, проблемы загрязнения мирового океана и проблема мирного освоения космоса.

7. С целью повышения эффективности обучения иностранному языку на завершающей ступени обучения в средней школе, а так же с целью учета психолого-педагогических особенностей детей старшего возраста и необходимости обеспечения их целостного развития, в рамках дипломной работы были разработаны учебно-методические материалы в помощь учителю для обсуждения глобальных проблем современности на уроках английского языка.

8. В ходе работы были разработаны  следующие упражнения:

– на интерпретацию визуального материала (картинки, фотографии, диаграммы);

– на комментирование цитат и высказываний;

– на чтение и интерпретацию текстовых фрагментов;

– на комментирование статистической информации;

– на представление обобщенной информации в виде постера;

– на обсуждение практических действий решения проблем;

– на участие в беседе за круглым столом.

Работа на уроках английского языка с помощью разработанных упражнений показала, что глобальные проблемы вызывают интерес у старшеклассников. Они с желанием включаются в обсуждение предложенных вопросов. В процессе обсуждения языковые средства высказываний о глобальных проблемах современности были востребованы, что, несомненно, свидетельствует о реальном расширении их лексического запаса, приращение умений и навыков.

9. В ходе апробации, в XI классе средней школы № 11 им. Пушкина, разработанные упражнения доказали свою эффективность. Обсуждение глобальных проблем современности на уроках английского языка способствовало обеспечению качества обучения иностранному языку, повышению мотивации, как к изучению иностранного языка, так и к расширению кругозора учащихся по актуальным проблемам современного мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бассин В.Ф. О силе «Я» и психологической защите: Вопросы философии / В.Ф. Бассин. – М., 1969. – 215с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Наука,1968. – 334с.
  3. Бюллер Ш. Психология малой группы / Ш. Бюллер. – Н., 1974. – С.14-15.
  4. Гаврилов В.А. Малые социальные группы в обществе / В.А. Гаврилов. - М., 1968. – 142с.
  5. Герасимова В.С. Возрастная психология. Личность от молодости до старости / В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. – М., 2001. – 233с.
  6. Десев Л. Психология малых групп / Л. Десев. – М.: Прогресс, 1979. – 208с.
  7. Ермолаева М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. – М., 2000. – 314с.
  8. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991 – 159с.
  9. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие / М. Кле. – М., 1991. – 133с.
  10. Клементов С.А. Глобальные проблемы мирового сообщества / С.А. Клементов. – М., 2002. – 537с.
  11. Колесов Д.В Учителю о психологии и физиологии старшего школьника / Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков. – М., 1993. – 143с.
  12. Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1982. – 207с.
  13. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя / И.С Кон.– М.: Просвещение, 1980. - 192с.
  14. Кричевский P. Л. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты / Р.Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. - М., 1991. – 115с.
  15. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1996. – 336с.
  16. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. – М.,1972. – 178с.
  17. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М., 1997. – 214с.
  18. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: Кн.1. Общие вопросы психологи / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 342с.
  19. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории / Л.И. Новикова. – М.: Знание, 1988. – С. 84-85.
  20. Пассов Е.И. Содержание обучения иностранным языкам: Учебное пособие / Е.И. Пассов, Е.С. Кузнецова. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
  21. Прихожан А.И. Проблемы подросткового кризиса: Психологическая наука и образование / А.И. Прихожан. – М., 1997. – 348с.
  22. Сафонова В.В. Книга для учителя к учебнику английского языка для X-XI классов школ с углубленным изучением английского языка / В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение,1997. – 112с.
  23. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. Пособ. для педагогических вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 239с.
  24. Стояновский А.М. Ситуативная позиция как основа создания ситуации речевого общения / А.М Стояновский, Е.И Пассов. – М., 1990. – С.19-23.
  25. Тяськин А.М. Угловые вопросы разрешения продовольственной проблемы: Плановое хозяйство / А.М. Тяськин. – М., 1997. – 133с.
  26. Шахова И. П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте / И.П. Шахова, 1986. – 215с.
  27. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. Пособие / Н.И. Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 544с.
  28. Школенко В.Н. Глобальные проблемы современного общества / В.Н. Школенко. – М., 2003. – С. 12-37.
  29. Щербакова М.В. Психолого-педагогические основы обучения школьников иноязычному общению / М.В. Щербакова // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в школе и вузе: Курс лекций для студентов факультетов иностранных языков Ч.2. – Воронеж: ВГУ, 2002. – С. 26-27.
  30. Dobson J.M. Effective Techniques for English Conversation Groups. – USIA, 1992.
  31. Harmer J. How to Teach English: An introduction to the practice of English language teaching. – Harlow: Longman, 1998.
  32. Merton R. Theoretical Sociology. – L., 1967.
  33. Sheils J. Communication in the Modern Language Classroom. – Strasbourg: Council of Europe Press, 1993.

Список проанализированной литературы

    1. Кузовлев В.П. Английский язык: Учеб. для X-XI кл. общеобразоват. учреждений / В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова. – М.: Просвещение, 2001. – 336с.
    2. Сафонова В.В Английский язык: Учеб. Для X-XI кл. шк. с углубл. изуч. англ. яз. / В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, Е.В. Кавнвтская, Л.Г. Кузьмина. – М.: Прсвещение, 1997. – 319с.
    3. Kenny N. and Jonson R. Target First Certificate. – Mass Media,1997.
    4. Hutchinson T. Life Lines Intermediate. – Oxford: OUP, 1997.

 

 

 

 

 

Приложение 1

Учебно-методические материалы для обсуждения глобальных проблем современности в XI классах средней школы

1.Terrorism

Have you heard anything about terrorism? What do you think it is? Is it dangerous for people? Why?

          1. Look at the picture and, in small groups,

discuss the following.

  • What does this picture depict? Where did it happen? Why do you think so?
  • Do you agree with the phrase “one man’s terrorist is another man’s freedom fighter?”

Who might say it? Why?

2. Read the following extracts and discuss with your partner: Who are terrorists? What do they want? Use the following:

I think that                                               I shouldn’t say so

I believe                                                  I disagree with you

On the one hand, on the other hand        I don’t think so

I fully agree with                                    Generally speaking

As far as I can see                                   it’s out of the question

I suppose so                                            I doubt

3*. Read all extracts again and complete the matching exercise. The words on the left all appear in 4 passages. Deduce the meaning of any words you do not know from the context.

1 coerce (v)                a extreme force in action or feeling, especially that causes

                            damage, unrest etc.

2 intimidate (v)        b to make an unwilling person do something by force, threat

3 violence (n)      c a person taking direct part in fighting

4 combatant (n)       d to frighten, especially by making threats

4*. Discuss the meanings of the following idioms connected with war and fighting. Fill each of the blanks in sentences below with one suitable idiom.

  • look daggers at someone – look at somebody in a very angry hateful way
  • be up in arms - angry and protesting loudly
  • wave a magic wand – find an easy way to solve a problem
  • to have an axe to grind - has a strong point and wants to persuade everyone he is correct

1. The village people are ……………over the plan to build a motorway very near their homes.

2. Joe can be very boring sometimes. He always seems to …………………….

3. She was ……………………….at me last night. I wonder what I’ve done to upset her.

4. I want ………………………………and make things better.

 

 

 

 

 

 

 

2. Ecology

1. Are there any ecological problems in your country? What are they? Make a list of all problems you know and compare it with that of your partner’s.

Installing “Water Ozonization System "Sluda"

2. Look at the picture and discuss in pairs.

    • What do you think it is?
    • Where can it be used? How?
    • Can it be dangerous for

people?

3. Tell your partner’s point of view to the class.


 

4. Read the passage about new boiler “Sluda”, which helps to reduce the level of air pollution.

Do you think it is useful? Why? Do you know any other modern inventions which can help to reduce pollution? What are they? What is their appointment?

5. In groups of four discuss the advantages and disadvantages of each of the following solutions to the problem. Think about a big city in your country, or a city like London or Los Angeles.

  • Increase tax on petrol
  • Close the city centre to traffic
  • Create special roads for bicycles
  • Build bigger car parks
  • Use electric cars

6. Make up a poster about one of the ecological problems. Choose a problem and find out more information about it. Add these things to your poster:

  • the title
  • a picture or photograph
  • slogan

Prepare a presentation about the problem.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Hunger

  1. Look at the table. Can you explain what the figures show?

OPEN-ENDED QUESTION: WHAT IN YOUR OPINION IS POVERTY? WHICH PEOPLE WOULD YOU CALL POOR?

General Opinion

Sum up the information and explain the main reasons of poverty according to this table.

2. You are going to read the passage from the article “International Hunger Facts”. After reading it decide which of this statements are true (T) or false (F).

About 24,000 people die every day from hunger or hunger-related causes. This is down from 35,000 ten years ago, and 41,000 twenty years ago. Three-fourths of the deaths are children under the age of five. Today 10% of children in developing countries die before the age of five. This is down from 28% fifty years ago. The fact is that famine and wars cause just 10% of hunger deaths, although these tend to be the ones you hear about most often. The majority of hunger deaths are caused by chronic malnutrition. Families simply cannot get enough to eat. This in turn is caused by extreme poverty.

A About 24,000 people die every day from hunger-related causes. T/F

B More than 50% of children under the age of five die in developing countries. T/F

C The only reason of hunger deaths is war. T/F

D People have enough to eat, and they don’t know such problem as malnutrition. T/F

3. Imagine that you are volunteers who want to help poor countries. In pairs decide which ways to help the poorer countries of the world are desirable or undesirable. Give reasons for your opinion.

  • building good roads
  • ensuring political stability
  • sending food parcels, clothing, etc.
  • sending gifts of money
  • offering loans to be repaid
  • setting up small businesses

Информация о работе Глобальные проблемы современности и их обсуждение на уроках иностранного языка (в старших классах средней школы)