Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 15:38, реферат
Краткое описание
Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности, как педагога профессионального обучения так и его воспитанника. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, развитие методологии и методики исследовательской подготовки в школе, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Необходимо уделять внимание вопросу о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.
Содержание
Введение Глава 1. Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в высшей школе 1.1 Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе 1.2 Формирование готовности студентов ВУЗа к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения Глава 2. Практический пример организации научно-исследовательской работы в высшей школе 2.1 Системный подход к организации научной работы студентов в условиях высшей школы Заключение Список литературы
Синтез – соединение отдельных
сторон предмета в единое целое.
Индукция – умозаключение от
фактов к некоторой гипотезе
(общему утверждению).
Дедукция – умозаключение,
в котором вывод о некотором элементе
множества делается на основании знания
общих свойств всего множества.
Аналогия – метод, посредством
которого достигается знание о предметах
и явлениях на основании того, что они
имеют сходство с другими.
Гипотетический метод познания
предполагает разработку научной гипотезы
на основе изучения физической, химической
и т.п., сущности исследуемого явления,
формулирование гипотезы, составление
расчетной схемы алгоритма (модели), ее
изучение, анализ, разработка теоретических
положений.
Исторический метод познания
предполагает исследование возникновения,
формирования и развития объектов в хронологической
последовательности.
Идеализация - это мысленное
конструирование объектов, которые практически
неосуществимы.
Системные методы: исследование
операций, теория массового обслуживания,
теория управления, теория множеств и
др.
4) Элементы теории и
методологии научно-технического
творчества.
Творчество – мышление в его
высшей форме, выходящее за пределы известного,
а также деятельность, порождающая нечто
качественно новое.
В частности, научное творчество
связанно с познанием окружающего мира.
Научно-техническое творчество имеет
прикладные цели и направлено на удовлетворение
практических потребностей человека.
Одной из проблем творчества является
его мотивационная структура. Мотивации
(побуждения) связаны с потребностями,
которые делятся на три группы: биологические,
социальные и идеальные (подсознательные).
Наиболее важным для творчества видом
мышления является воображение. Творческая
личность обладает рядом особенностей
и прежде всего умением сосредоточить
внимание и долго удерживать его на каком-либо
вопросе или проблеме.
Общая схема решения научно-технических
задач:
1) анализ систем задач
и выбор конкретной задачи;
2) анализ технической
системы и разработка ее модели;
3) анализ и формулировка
условий технической задачи;
4) анализ и формулировка
условий изобретательской задачи;
5) поиск идей решения (принципа
действия);
6) синтез нового технического
решения.
На основе рассмотренного в
данном параграфе можно сделать вывод
о том, что научно-исследовательская работа
это сложный компонент учебной работы,
который включает в себя совокупность
мотивационной сферы студента, обеспечение
которой берет на себя педагог, методов
и форм научного познания, необходимых
для полноценного исследовательского
процесса. Сделан анализ методов познания.
Определена структура научного знания,
как последовательность этапов мышления
и рассмотрение их функций. Таким образом,
рассмотрев все компоненты научно-исследовательской
работы, можно переходить к рассмотрению
следующего параграфа.
1.2 Формирование
готовности студентов вуза к
научно-исследовательской деятельности
средствами проблемного обучения
В данном параграфе решается
проблема осознанности и необходимости
научно-исследовательской деятельности
для студентов, и её положительное влияние
на весь учебный процесс. Эта проблема
освещается постановкой таких задач, как
готовность студентов к научно-исследовательской
деятельности. Для этого необходимо, во-первых
раскрыть структуру готовности студентов
к научно-исследовательской деятельности,
во-вторых рассмотреть условия формирования
готовности студентов к научно-исследовательской
деятельности, а также выявить сущность
понятия научно-исследовательская деятельность.
Необходимо раскрыть возможности проблемного
обучения и его роль в научно-исследовательской
работе.
На современном этапе развития
системы высшего образования научно-исследовательская
деятельность студентов приобретает все
большее значение и превращается в один
из основных компонентов профессиональной
подготовки будущего учителя. Это, прежде
всего, обусловлено, тем, что эффективность
последней в значительной степени определяется
уровнем сформированности исследовательских
знаний, умений, развитием личностных
качеств, накоплением опыта творческой
исследовательской деятельности. Кроме
того, овладение учебными дисциплинами
также требует от студентов владения методами
научного познания и исследовательскими
умениями.
Научно-исследовательская деятельность
студентов позволяет наиболее полно проявить
индивидуальность, творческие способности,
готовность к самореализации личности.
Важно отметить, что процесс исследования
индивидуален и является ценностью как
в образовательном, так и в личностном
смысле.
В связи с этим, будущий специалист
должен быть готов к осуществлению научно-исследовательской
деятельности. А в свою очередь, готовность
к научно-исследовательской деятельности
позволит в дальнейшем в профессионально-педагогической
работе и на научном уровне решать воспитательно-образовательные
задачи.
В педагогической науке рассматривался
вопрос готовности студентов к научно-исследовательской
деятельности, однако на современном этапе
развития общества необходимо переосмыслить
имеющийся педагогический опыт с целью
выявления новых, оптимальных путей формирования
их готовности к научно-исследовательской
деятельности, которые бы эффективно работали
в современной социокультурной ситуации.
Недостаточно раскрыты возможности
проблемного обучения в формировании
готовности студентов к научно-исследовательской
деятельности; мало исследованы вопросы
о сущности и структуре готовности к научно-исследовательской
деятельности; не в полной мере разработаны
условия для формирования готовности
студентов к научно-исследовательской
деятельности.
У большинства студентов представления
о научно-исследовательской деятельности
достаточно общие и неполные, кроме того,
умения, соответствующие научно-исследовательской
деятельности, практически отсутствуют
или присутствуют фрагментарно. Большинство
студентов не осознает социальной и личностной
значимости научно-исследовательской
деятельности, 30 % студентов имеют низкий
уровень сформированности готовности
к научно-исследовательской деятельности,
70 % - средний уровень.
Недостатки теории и практики,
а также состояние готовности студентов
вуза к научно-исследовательской деятельности
порождают противоречия:
1) между потребностью
общества в педагоге, способном
осуществлять исследовательский
подход к организации учебно-воспитательного
процесса в школе и низком
уровне готовности студентов
к осуществлению научно-исследовательской
деятельности;
2) между необходимостью
формирования готовности студентов
к научно-исследовательской деятельности
средствами проблемного обучения
и неразработанностью педагогических
условий его реализации.
Формирование готовности студентов
к научно-исследовательской деятельности
средствами проблемного обучения будет
успешным, если:
3) реализуются возможности
проблемного обучения, способствующие
формированию у студентов познавательного
интереса, самостоятельности, творческой
активности, стремления овладеть
исследовательскими умениями и
навыками, составляющими основу
научно-исследовательской деятельности;
4) обеспечивается формирование
мотивации научно-исследовательской
деятельности студентов посредством
структурирования и целенаправленного
отбора учебного материала для
создания проблемных ситуаций, организации
субъект-субъектных отношений преподавателя
и студентов, основанных на принципах
взаимного доверия, соучастия, равноправного
партнерства, диалога;
5) осуществляется активизация
научно-исследовательской деятельности
студентов на основе создания
и разрешения проблемных ситуаций,
способствующих «включенности»
студентов в активную мыслительную
деятельность, направленную на расширение
диапазона знаний о научном
исследовании, на развитие логических
форм мышления (анализа, синтеза, сравнения,
обобщения и др.), приобретение
первоначального опыта научно-исследовательской
деятельности;
6) предусматривается включение
студентов в деятельность по
овладению исследовательскими умениями
и навыками на основе оптимального
сочетания традиционного и проблемного
обучения.
Для выявления сущности понятия
«готовность студентов к научно-исследовательской
деятельности» обобщены различные точки
зрения на ключевые понятия - «научно-исследовательская
деятельность», «готовность».
Сущность понятия научно-исследовательская
деятельность выявлялась на основе философского
и психолого-педагогического анализа
категории деятельность и представления
о логике и этапах научного исследования.
Это позволило сформулировать рабочее
определение научно-исследовательской
деятельности: научно-исследовательская
деятельностью студентов - это деятельность,
связанная с поиском ответа на творческую,
исследовательскую задачу с заранее неизвестным
решением. Она включает в себя следующие
этапы: постановку проблемы; изучение
теории, посвященной данной проблематике;
подбор методик исследования и практическое
овладение ими; сбор собственного материала,
его анализ и обобщение, собственные выводы.
Структура научно-исследовательской
деятельности представляет собой совокупность
взаимосвязанных и взаимообуславливающих
компонентов: мотив - совокупность социально
обусловленных и личностных потребностей,
направленных на предмет исследования;
цель - получение объективно нового знания
о реальности и формирование способов
действия по овладению этим знанием; объект
- выделенный для изучения фрагмент материальной
или духовной действительности; предмет
- совокупность устанавливаемых свойств
объекта; процесс – последовательность
действий, протекающих в соответствии
с логикой научного исследования; продукт
- объективно новое знание о действительности.
На основании анализа понятия
«готовность», представлений сущности
научно-исследовательской деятельности
нами было сформулировано определение
готовности студентов к научно-исследовательской
деятельности, которая рассматривается
нами как личностное образование, определяющее
состояние личности субъекта и включающее
мотивационно-ценностное отношение к
этой деятельности, систему методологических
знаний, исследовательских умений, позволяющих
продуктивно их использовать при решении
возникающих профессионально-педагогических
задач.
На основании согласования
структуры готовности и структуры научно-исследовательской
деятельности определены следующие компоненты
готовности студентов к научно-исследовательской
деятельности: мотивационный, характеризующийся
осознанием значимости знаний о научно-исследовательской
деятельности, наличием положительного
мотива к занятию научно-исследовательской
деятельностью, личностного смысла в научно-исследовательской
деятельности, удовлетворенностью собственной
научно-исследовательской деятельностью;
ориентационный, включающий в себя представления
о логике и этапах научного познания, структуре
научного исследования, этапах научно-исследовательской
деятельности, экспериментальных основах
изучения физических явлений, способах
получения и обработки результатов; деятельностный,
определяющийся умениями планировать
и реализовывать собственную исследовательскую
деятельность, работать с литературой,
анализировать, выделять главное, видеть
проблему исследования, выявлять противоречия,
формулировать гипотезы, осуществлять
подбор соответствующих средств (приборы)
для проведения исследования, делать выводы;
рефлексивный, предполагающий способность
к самоанализу, объективной самооценке,
самокритике, готовность к преодолению
трудностей, выявлению и устранению их
причин
В соответствии с определенными
компонентами разработаны одноименные
критерии: мотивационный, ориентационный,
деятельностный, рефлексивный, а также
параметры сформированности готовности
студентов к научно-исследовательской
деятельности:
Уровни сформированности готовности
студентов к научно-исследовательской
деятельности:
1) высокий уровень характеризуется
пониманием значимости научно-исследовательской
деятельности, интересом к изучаемой
дисциплине и научно-исследовательской
деятельности, удовлетворенностью
от изучения дисциплины и собственной
научно-исследовательской деятельности,
владением базовыми знаниями
относительно изучаемой дисциплины,
умением анализировать, систематизировать,
обобщать, структурировать, работать
с литературой, владением логикой
научного исследования, способностью
самостоятельно спланировать собственную
исследовательскую работу и реализовать
ее, высокой познавательной активностью,
адекватной самооценкой, способностью
анализировать собственную деятельность
и выявлять способы и пути саморазвития);
2) средний уровень характеризуется
пониманием личностной значимости
научно-исследовательской деятельности,
поверхностным представлением о
научно-исследовательской деятельности,
несформированностью навыков научно-исследовательской
деятельности, неустойчивым интересом
к изучаемой дисциплине, неполным владением
базовыми знаниями и умениями, не всегда
адекватной самооценкой, стремлением
к самообразованию, но не всегда адекватным
оцениванием собственной деятельности);
3) низкий уровень характеризуется
неустойчивым интересом к изучаемой
дисциплине, непониманием социальной
и личностной значимости научно-исследовательской
деятельности, малым представлением
о научно-исследовательской деятельности,
неумением работать с литературой,
видеть проблему, выделять противоречие,
неспособностью самостоятельно
выстроить логику исследования,
недостаточной удовлетворенностью
собственной деятельностью, неспособностью
к творческому решению задач, незначительной
рефлексией своей деятельности, не всегда
адекватной самооценкой, фрагментарным
самоанализом, отсутствием стремления
к саморазвитию и самосовершенствованию).
Установлено, что у 70 % студентов
низкий уровень сформированности готовности
к научно-исследовательской деятельности,
а у 30 % - средний уровень. Полученный результат
свидетельствует о недостаточной подготовленности
студентов к научно-исследовательской
деятельности и дает основания для разработки
условий формирования готовности к научно-исследовательской
деятельности средствами проблемного
обучения.