Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 15:38, реферат
Краткое описание
Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности, как педагога профессионального обучения так и его воспитанника. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, развитие методологии и методики исследовательской подготовки в школе, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Необходимо уделять внимание вопросу о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.
Содержание
Введение Глава 1. Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в высшей школе 1.1 Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе 1.2 Формирование готовности студентов ВУЗа к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения Глава 2. Практический пример организации научно-исследовательской работы в высшей школе 2.1 Системный подход к организации научной работы студентов в условиях высшей школы Заключение Список литературы
На основе сказанного в этом
параграфе дано представление о готовности
студентов к научно-исследовательской
деятельности. Определена структура готовности
студентов к научно-исследовательской
деятельности. Выявлены условия формирования
готовности студентов к научно-исследовательской
деятельности. Рассмотрены уровни сформированости
готовности студентов к научно-исследовательской
деятельности. Установлена роль проблемного
обучения в формировании готовности студентов
к научно-исследовательской деятельности.
Определено понятие «научно-исследовательская
деятельность».
Глава 2. Практический
пример организации научно-исследовательской
работы в высшей школе
В данной главе рассматривается
практический пример организации научно-исследовательской
работы в высшей школе. Все составляющие
звенья учебно-исследовательской и научно-исследовательской
работы студентов представляют собой
сложный и взаимосвязанный процесс, результативность
которого определяется системным подходом
к его организации. Рассматривается понятие
системного подхода, рассмотрение целей
и задач которые ставятся перед этой системой.
Необходимо решить проблему
осуществления системного подхода. Рассмотреть
структуру реализации системного подхода.
Раскрыть структуру системного подхода
– все составляющие от управляющих научной
работой до студентов, которые ею занимаются.
2.1 Системный подход
к организации научной работы
студентов в условиях высшей
школы
В параграфе решается ряд задач,
необходимых для всестороннего представления
о системном подходе. Рассмотреть понятие
и необходимость системного подхода к
организации научной работы студентов
в условиях высшей школы. Определить цели
и задачи, которые решаются системным
подходом. Решить проблему осуществления
системного подхода. Рассмотреть структуру
реализации системного подхода. Раскрыть
структуру системного подхода – все составляющие
от управляющих научной работой до студентов,
которые ею занимаются. Также рассмотреть
методы и формы научной работы, которые
используются в системном подходе.
Повышение роли человеческого
фактора в различных сферах жизни и деятельности
общества обусловливает усложнение требований,
предъявляемых к уровню профессионализма
выпускников высшей школы. Повсеместно
наблюдается спрос на высококвалифицированных
специалистов, способных творчески решать
сложные задачи, прогнозировать и моделировать
результаты собственной профессиональной
деятельности, искать пути и средства
самовыражения и самоутверждения в условиях
практической, самостоятельной работы.
Многие из разработчиков интересующей
нас проблемы отмечают низкий уровень
готовности будущих специалистов к творческому
выполнению профессиональных функций,
нестандартному решению производственных
вопросов. Недооценка научного подхода
к решению профессиональных задач, не
всегда должная готовность к научной работе
и владения ее методикой будущими педагогами
позволяет прийти к выводу о том, что в
подготовке педагогических кадров все
еще не полностью используется потенциал
научно-исследовательской деятельности.
Рефлексивный подход к изучению
состояния проблемы в теории и практике,
ее актуальность предопределяют необходимость
комплексного подхода к использованию
потенциала научной работы студентов
в их профессиональной подготовке.
Все составляющие звенья учебно-исследовательской
и научно-исследовательской работы студентов
представляют собой сложный и взаимосвязанный
процесс, результативность которого определяется
системным подходом к его организации.
Под системным подходом мы будем
понимать такую организацию научной работы,
при которой все ее компоненты находятся
во взаимообусловленности, постоянной
рефлексии и коррекции результатов, создании
условий, обеспечивающих достижение ее
результативности, формирование качеств
личности будущего специалиста, позволяющих
ему нестандартно решать профессиональные
задачи, владеть инновационными технологиями
и методикой научной деятельности.
Системный подход предусматривает
определение целей и задач научной работы,
создание концепции (основных направлений,
стратегии их реализации, программы и
методики) подготовки будущих педагогов
к научно-исследовательской деятельности;
определение структурных компонентов
этой системы; установление характера
взаимосвязи между ними; выявление уровней
и критериев оценки результативности
научной работы; выбор форм, методов, средств
реализации намеченной программы; приемов
рефлексирующей, диагностирующей и корректирующей
деятельности студентов в области научного
поиска.
Осуществление системного подхода
носит поэтапный характер. В организации
и проведении научной работы со студентами
большое значение придается мотивационному,
диагностическому, проективному, деятельному,
рефлексивному и коррекционному этапам.
Реализация системного подхода предполагает
поэтапное решение задач: выработка концептуальных
положений, создание материальной и научно-методической
базы; разработка графика научной работы
в соответствии со спецификой факультета
и границами учебного процесса; обеспечение
грамотным научным руководством студентов;
включение их в учебно-исследовательскую
и научно-исследовательскую деятельность
с учетом уровня их подготовленности и
опыта научной работы.
Научная работа, как важное
звено подготовки конкурентоспособного
специалиста, должна занимать ведущее
место в условиях высшего образования.
Задача высшей школы состоит
в том, чтобы сократить период адаптации
студентов к учебно-исследовательской
и научной работе. Решение этой задачи
возможно в том случае, если с первых дней
пребывания в высшей школе студент будет
активно участвовать в разнообразных
формах научной работы, проводимых кафедрами,
факультетами.
Успешность и результативность
научной работы в первую очередь определяется
созданием органов управления, студенческого
актива, который призван определить цель,
задачи, основные направления научной
деятельности, задачи, формы, методы и
средства их реализации.
Таким органом выступает научно-методический
совет (НМС), в состав которого входят по
одному представителю от студентов и преподавателей
от каждого факультета. В свою очередь
на каждом факультете создан совет, объединяющий
в себе представителей от каждого курса
для организации и координации научной
работы с учетом специфики курса, уровня
подготовки и опыта
научной работы студентов. НМС
заседает один раз в месяц по заранее составленному
плану, который составляется в конце мая
каждого учебного года.
Научно-методический совет
определяет содержание работы по годам
обучения и по направлениям работы. Главная
его цель: обеспечение условий для формирования
личности будущего специалиста, способного
и готового к научно-исследовательской
деятельности. Научно-методический совет
координирует научную работу факультетов,
курсов, планирует общеуниверситетские
мероприятия, направленные на формирование
положительной мотивации и позитивного
отношения студентов к научной работе.
Студенческий актив свои усилия
сосредотачивает на общеуниверситетских
мероприятиях, призванных убедить студентов
в возможностях научной работы, в их профессиональном
обогащении, повышении уровня их профессионализма
конкурентоспособности. В последнее время
большой интерес у студентов, аспирантов
и преподавателей имеют брей-ринги. Брей-ринги
проводятся ежегодно (конец ноября – начало
декабря). Команды составляются из студентов
различных факультетов, аспирантов и преподавателей.
Их цель: широкая пропаганда знаний, компетентности,
интеллектуальной культуры, умения пользоваться
знанием как средством творческой адаптации.
Принимая участие в них, студенты убеждаются
в том, что без знаний, широкого научного
кругозора, информационной культуры и
овладения методикой научной работы нельзя
стать настоящим профессионалом, конкурентоспособным
специалистом. В здоровой конкурентной
борьбе будущие специалисты учатся формулировать
свои идеи, отстаивать их перед большой
аудиторией, доказательно и в нестандартной
форме показывать их преимущество перед
представителями конкурирующих сторон
и обосновывать способы решения научных
проблем.
В практике работы НМС по управлению
и организации научной работы студентов
используются разнообразные формы. Причем
они дифференцируются с учетом содержания
работы, специфики факультета, курса обучения,
уровня подготовленности и опыта научно-исследовательской
деятельности студентов.
Большое значение придается
проведению вузовских предметных олимпиад
и конкурсов. Их цель: проверить уровень
знаний и способности решать нестандартные
задачи профессиональной направленности.
Конкурсы на лучшую научную работу проводятся
в разнообразных формах выражения научного
результата: реферат, научная статья, макеты,
плакаты, компьютерные программы, творческие
работы. Требования по их проведению определены
в «Положении», где четко определены задачи
конкурса, его содержание, сроки, критерии
оценки и формы поощрения победителей.
Для объективной оценки результатов конкурсных
работ из специалистов предметных кафедр
создаются комиссии экспертов по таким
направлениям: литературно-языковедческие,
естественно-математические, художественно-графически,
психолого-педагогические. Конкурсные
работы, занявшие призовые места рекомендуются
на итоговую научно-практическую студенческую
научную конференцию, которая проводится
ежегодно в апреле. Лучшие работы публикуются
в сборнике студенческих работ.
Широкое признание получили
научные семинары, руководят которыми
ведущиеспециалисты, доктора наук, профессора.
На кафедре педагогики Криворожского
педагогического университета постоянно
действует семинар молодых педагогов-исследователей.
В нем принимают участие аспиранты и студенты.
Цель семинара состоит в овладении методикой
и технологией научного исследования,
приобретение навыков общения и коммуникативной
культуры. На заседаниях семинара студенты
и аспиранты поочередно выступают с докладами,
вместе с руководителем семинара активно
обсуждают подходы, методики, технологии
решения интересующих научных проблем,
первые научные результаты и теоретические
обобщения. Молодые исследователи учатся
работать с научной литературой, составлять
методику исследования, анализировать
собранные данные, делать выводы, оценивать
находки и решения других исследователей.
Семинары выступают хорошей
школой подготовки аспирантов и студентов
к научно-исследовательской работе. Собранные
материалы в ходе изучения и анализа научной
литературы по избранной проблеме, отработка
методики и технологии исследования создают
основу для участия студентов в научных
конференциях. Подготовка к участию в
этих конференциях служит хорошей школой
научной работы студентов. Тематика конференций
определяется на основе опросов студентов,
изучения их научных интересов, которые
систематически проводятся студенческим
активом факультетов и обобщаются НМС.
Комплексный подход к организации
научной работы предусматривает систематическую
работу по развитию творческих способностей
студентов, вооружению их методикой научного
исследования, повышение их умственной
культуры. Процесс подготовки студентов
к научной работе будет результативным,
если Студенты будут вовлечены в разнообразные
формы научно-исследовательской деятельности.
Становление творческой личности будет
проходить успешно, если мотивировать
познавательную и научную деятельность
студентов; создавать творческие группы
с учетом научных интересов, способностей,
возможностей и опыта научной работы студентов;
обеспечить научно-исследовательскую
базу; вооружать их методикой научной
работы; создавать ситуации успеха при
внедрении в практику научных результатов;
поощрять творческую деятельность и самостоятельность
исследователей при решении научных проблем.
На этапе создания творческой
лаборатории решались следующие вопросы:
разрабатываются положение о творческой
лаборатории; составлялся план работы
лаборатории и состав творческих групп,
определялись научные проблемы для разработки
и пути решения их. Содержание работы творческой
лаборатории охватывает актуальные педагогические
проблемы для общеобразовательной и высшей
школы. Формы и содержание работы творческих
групп определяется с учетом специфики
курса обучения студентов. На младших
курсах основной упор делался на развитие
положительной мотивации студентов, устойчивого
интереса к научно-исследовательской
деятельности.
Результативность научной работы
в подготовке студентов к будущей профессиональной
деятельности во многом определяется
своевременным стимулированием (моральным
и материальным). В университете продумана
целая система поощрений студентов за
успехи в научно-исследовательской деятельности.
Приказ о награждении готовится по докладной
НМС, в которой дается мотивированное
обоснование каждой кандидатуры, поданной
активом групп. За победу в предметной
олимпиаде, конкурсе научных работ, лучшую
статью или доклад, сообщение на научной
конференции студенты получают денежную
премию, грамоту, благодарность. Награды
вручаются на общем университетском мероприятии.
Приказ зачитывает председатель НМС, а
вручает грамоты, дипломы, премии и объявляет
благодарности ректор или проректор по
научной работе университета. Результаты
научной работы широко освещаются на страницах
периодической печати университета, города
и области. Гласность не только утверждает
в правильности выбранного пути, но и способствует
вовлечению в разнообразные формы научной
работы новых студентов. По итогам года
ректор издает приказ о поощрении особо
отличившихся в области научных исследований
студентов и их научных руководителей.
В последнее время стал более
заметным и такой фактор научной работы
как позитивное ее воздействие на качество
учебной работы. К окончанию университета
многие студенты имеют опыт исследовательской
работы, владеют методикой научной работы.
Такие студенты при защите квалификационных
работ рекомендуются в аспирантуру. Комплексный
подход к организации научной работы студентов
в университете способствует качественному
выполнению социального заказа, позволяет
удовлетворить потребность общества в
высококвалифицированных педагогических
кадрах.
Рассмотрение данного параграфа
помогло определить понятие и необходимость
системного подхода к организации научной
работы студентов в условиях высшей школы.
Выявились цели и задачи, которые решаются
системным подходом. Рассмотрели проблему
осуществления системного подхода. Определили
структуру реализации системного подхода.
Расскрыли структуру системного подхода
– все составляющие от управляющих научной
работой до студентов, которые ею занимаются.
Также рассмотрели методы и формы научной
работы, которые используются в системном
подходе.
Заключение
На основе рассмотренного в
данной работе можно сделать вывод о том,
что научно-исследовательская работа
это сложный компонент учебной работы,
который включает в себя совокупность
мотивационной сферы студента, обеспечение
которой берет на себя педагог, методов
и форм научного познания, необходимых
для полноценного исследовательского
процесса. Сделан анализ методов познания. Определена сущность
готовности студентов к научно-исследовательской
деятельности, выявлены ее компоненты
(мотивационный, ориентационный, деятельностный,
рефлексивный), уточнено их содержание.
Выявлены возможности проблемного обучения
в формировании готовности студентов
к научно-исследовательской деятельности:
ориентация на потенциальные возможности
личности; формирование осознания студентами
ценности и смысла научно-исследовательской
деятельности; превращение студента в
субъекта исследовательской деятельности
в процессе поиска путей разрешения проблемных
ситуаций; создание образовательной среды,
направленной на развитие познавательного
интереса и самостоятельности студентов;
организация субъект-субъектных отношений
между преподавателем и студентами. Определено
понятие и необходимость системного подхода
к организации научной работы студентов
в условиях высшей школы. Выявились цели
и задачи, которые решаются системным
подходом. Рассмотрели проблему осуществления
системного подхода. Определили структуру
реализации системного подхода. Раскрыли
структуру системного подхода – все составляющие
от управляющих научной работой до студентов,
которые ею занимаются.