Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 15:38, реферат
Краткое описание
Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности, как педагога профессионального обучения так и его воспитанника. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, развитие методологии и методики исследовательской подготовки в школе, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Необходимо уделять внимание вопросу о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.
Содержание
Введение Глава 1. Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в высшей школе 1.1 Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе 1.2 Формирование готовности студентов ВУЗа к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения Глава 2. Практический пример организации научно-исследовательской работы в высшей школе 2.1 Системный подход к организации научной работы студентов в условиях высшей школы Заключение Список литературы
1. Долговицкая Т.А. Основные
виды исследовательской подготовки учителя
в современной высшей школе: сб. науч. тр.
молодых ученых. Калининград: Изд-во КГУ,
2004. Вып. 1 / Калинингр. гос. ун-т; ред. Т.Б.
Гребенюк, С.М. Конюшенко. C.10-14. Библиогр.:
с. 14 (5 назв.) 0,3 п.л.
2. Коточигова Е.В. Создание педагогических
ситуаций, способствующих личностному
и интеллектуальному развитию ребенка
// Психология педагогической ситуации
/ Под ред. М.М. Кашапова. Ярославль, Яросл.
гос. ун - т, 1996. С 86-92.
3 Никитина, Е.Ю. Научно-исследовательская
деятельность учащихся [Текст] / Е.Ю.
Никитина // Эвристическое образование:
материалы 9-й региональной конференции
– Ставрополь, 2006. – С. 87 -90 (0,25 п.)
4. Коточигова Е.В. Особенности
развития творческого педагогического
мышления // Психология педагогического
мышления: теория и эксперимент: сб. статей
/ Под ред. М.М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1998. С.115-
117.
5. Коточигова Е.В. Оценка мышления
педагога образовательного учреждения
// Ярославский психологический вестник.
Выпуск 2. Москва - Ярославль, Издательство
"Российское психологическое общество",
2000. С.85 - 88.
6. Коточигова Е.В. Креативность
как составляющая профессионально важных
качеств педагога // Повышение квалификации
педагогических кадров: Материалы межрегиональной
научно - практической конференции, посвященной
60 - летию ЯИРО / Под ред. Проф. Г.К. Селевко.
- Ярославль: ЯИРО, 2000. С.69-73.
7. Коточигова Е.В. Развитие фантазии
и креативности детей младшего
школьного возраста путем создания
загадок // Формирование и развитие креативности
и концептуального мышления дошкольника
и младшего школьника средствами искусства
и природы. Карачаевск, 2001. С.41 - 42.
8. Коточигова Е.В. Творческие
аспекты профессионального педагогического
мышления // Одаренные дети: теория и практика.
Материалы Российской конференции (Москва,
28 - 30 марта 2001 г.) Дополнительный выпуск./
Под ред. В.И. Панова. М.: - Ярославль: Психологический
Институт РАО - Ярославский Институт развития
образования. 2001 г.С.182 - 194.
11. Горовая В.И., Антонова Н.А.,
Харченко Л.Н. Творческая индивидуальность
учителя и её развитие в условиях повышения
профессиональной квалификации. - Ставрополь:
Сервисшкола, 2005.
12. Маркова А.К. Психология
труда учителя. - М.: Просвещение, 1993.
13. Пастарнак М.П. Педагогическое
творчество.
14. Педагогика и психология
высшей школы. - Ростов н/Д: Феникс,
2002.
15. Фокин Ю.Г. Преподавание
и воспитание в высшей школе:
Методология,
цели и содержание, творчество.
- М.: Академия, 2002.
17. Яковенко И.М. Педагогические
условия стимулирования развития творческого
потенциала студентов КГПУ // Материалы
научн-практич. конференции – г. Петропавловск-Камчатский,
Изд–во КГПУ, 2001. С.123 132.
18. Яковенко И.М. Педагогическая
практика как творческое пространство
для формирования профессиональных качеств
будущего педагога. //Сбор матер научн–практич.
конфер. преподавателей КГПУ “Проблемы
профессионального образования” – г.
Петропавловск- Камчатский, Изд-во КГПУ,
декабрь 2001.С.89-106.
19. Никитина, Е.Ю. Новые подходы
к преподаванию в ВУЗе [Текст]
/ Ю.А. Никитин, Е.Ю. Никитина // Технолого–экономическое
образование в ХХI веке: материалы 4-ой
международной конференции – Бийск, 2005.
– С. 43 -45 (0,19 п.)
20. Никитина, Е.Ю. Проблемная
лекция как способ активизации
познавательной деятельности студентов
[Текст] / Е.Ю. Никитина // Фундаментальные
науки и образование: материалы 1-й
всероссийской конференции– Бийск,
2006. – С. 184 -186. – Библиогр.: с. 186 (0,19 п.)
21. Никитина, Е.Ю. Применение
технологии проблемного обучения
при организации образовательного
процесса в высшей школе [Текст]
/ Е.Ю. Никитина // Гуманизация образования
в контексте системного подхода: материалы
4-й всероссийской конференции – Бийск,
2007. – С. 266-269 (0,19 п.)
22. Никитина, Е.Ю. Научно-исследовательская
деятельность учащихся [Текст] / Е.Ю.
Никитина // Эвристическое образование:
материалы 9-й региональной конференции
– Ставрополь, 2006. – С. 87 -90 (0,25 п.)
23. Рябова Т.А. Подготовка
к научно-педагогическим исследованиям
в вузе / Т.А. Рябова // Педагогическое
образование в Калининградской
области: история, перспективы развития
и сотрудничества: материалы междунар.
науч.-практ. конф., посвященной 20-летию
образования пед. фак., 19-20 дек. 2003 г. / Калинингр.
гос. ун-т; ред. Е.И. Мычко, С.Г. Шпилевая,
Е.В. Шахторина [и др.]. Калининград: Изд-во
КГУ, 2004. (Актуальные проблемы подготовки
специалистов педагогического профиля).
C. 41-43. Библиогр.: с. 43 (3 назв.) 0,2 п.л.
24. Долговицкая Т.А. Основные
виды исследовательской подготовки учителя
в современной высшей школе / Т.А. Долговицкая
// Проблемы педагогики средней и высшей
школы: сб. науч. тр. молодых ученых. Калининград:
Изд-во КГУ, 2004. Вып. 1 / Калинингр. гос. ун-т;
ред. Т.Б. Гребенюк, С.М. Конюшенко. (Проблемы
обучения и воспитания школьников и студентов).
C.10-14. Библиогр.: с. 14 (5 назв.) 0,3 п.л.
Факторы, обуславливающие актуализацию
или тормозящие процесс научно-исследовательской
деятельности студентов в вузе
Содержание
Введение
1. Общие положения
2. Основные задачи научно-исследовательской
деятельности студентов в вузах
3. Факторы, тормозящие процесс
научно-исследовательской деятельности
студентов в вузе
4. Меры, принимаемые для
решения существующих в вузе
проблем научно-исследовательской
деятельности
Заключение
Список литературы
Введение
Наука только тогда наука, когда
она не регулирует и не связывает себя
вопросом о непосредственной пользе[2] (В.В. Вересаев)
К научно-исследовательской
деятельности, дополняющей учебный процесс,
относится научная работа студентов, предполагающая
их самостоятельную деятельность вне
рамок учебных программ и планов обучения.
Научно-исследовательская работа
студентов является одной из важнейших
форм учебного процесса. Занимаясь, научно-исследовательской
деятельностью студент развивает самостоятельность
суждений, умение отстаивать свою точку
зрения, а также творческое мышление.
Научные лаборатории, кружки
и семинары позволяют студенту начать
свою научно-исследовательскую работу.
Научно исследовательская работа студентов
является важным фактором при подготовке
молодого специалиста и учёного, потому,
что сам студент приобретает навыки, которые
пригодятся ему в течение всей жизни и
в частности в профессиональной деятельности.
На мой взгляд, важным в научно-исследовательской
работе является участие преподавателей.
С их стороны должно быть оказано необходимое
содействие и внимание к работе студентов.
Важно проявить интерес у студентов к
научной деятельности. Немало важным также
является и поощрение студентов за научно-исследовательскую
работу. Студенты должны чувствовать стимул
к научной работе и ее полезность.
1. Общие положения
Научная (научно-исследовательская)
деятельность - деятельность, направленная
на получение и применение новых знаний.[3]
К научно-исследовательской
деятельности (Далее НИД), дополняющей
учебный процесс, относится научная работа
студентов, предполагающая их самостоятельную
деятельность вне рамок учебных программ
и планов обучения. НАУЧНАЯ (научно-исследовательская) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- деятельность,
направленная на получение и применение
новых знаний
В современных условиях существенно
возрастает роль научных знаний во всех
сферах общественной жизни, повышается
внимание к проблемам развития Академии
наук, ее модернизации. Новые научные знания
в учреждениях высшей школы, выступают
как важный сектор науки и прогресса в
стране.
Говоря об особенностях научной
деятельности, необходимо различать индивидуальную
научную деятельность - как процесс
научной работы отдельного исследователя
- и коллективную научную деятельность - как деятельность
всего сообщества ученых, работающих в
данной отрасли науки, или как работу научного
коллектива исследовательского института,
научных групп, научных школ и т.д.[4]
2. Основные задачи
научно-исследовательской деятельности
студентов в вузах
Основная цель научно-исследовательской
деятельности студентов - это получение
углубленных знаний в определенных направлениях
науки и техники, а также получение практических
навыков в будущей профессии.
Основными задачами организации
и развития системы научно - исследовательской
деятельности студентов в вузах на современном
этапе являются:
а) обеспечение диалектического
соединения учебного процесса и подготовки
студентов к творческой научной и педагогической
деятельности;
б) формирование среды, благотворной
для проявления и реализации личностного
творческого потенциала представителей
студенческой молодежи;
в) превращение научно-исследовательской
работы студентов в массовую и высоко
результативную деятельность;
г) поиск талантливой молодежи,
обладающей способностями и интересом
к научной и педагогической деятельности;
д) воспитание и развитие у студентов
личностных и профессиональных качеств,
необходимых для успешного осуществления
научной и научно - педагогической деятельности;
е) рационализация свободного
времени студенческой молодежи, отвлечение
ее от приобретения вредных привычек и
антиобщественных устремлений.[5]
Научная (научно-исследовательская)
деятельность - деятельность, направленная
на получение и применение новых знаний.
Факторы, обуславливающие актуализация
научно-исследовательской деятельности
студентов в вузе. Причинами, по которым
студенты занимаются научно-исследовательской
деятельностью, являются:
Причинами, по которым студенты
занимаются научно-исследовательской
деятельностью, можно представить в виде
следующей схемы:
Схема № 1
В случае научной деятельности
внутренним побуждением к ней является
удовольствие, удовлетворение, получаемое
от самого процесса работы, стремление
к интеллектуальному успеху, желание решать
и находить проблемы, давать работу уму.
Основой научной деятельности
человека является его мотивационная
сфера как совокупность мотивов личности
и важнейшая характеристика ее пригодности
к научному труду.
К видам поощрения студентов
за успехи в учебе и научно-исследовательской
деятельности можно отнеси:
1. Зачет результатов научно-исследовательской
работы студентов;
2. Предоставление рекомендаций
для дальнейшего обучения и стажировок;
3. Предоставление возможности
окончания вуза за более короткий срок;
4. Досрочные сдачи экзаменов
и зачетов;
5. Участие в специальных занятиях
для наиболее способных и талантливых
студентов.[6]
3. Факторы, тормозящие
процесс научно-исследовательской
деятельности студентов в вузе
Научно-исследовательской работой
в вузе занимается только треть студентов.
Научные исследования носят необязательный
характер, которое реализуется в свободное
от основной работы время. Это отношение
формируется несколькими обстоятельствами.
Участие студентов в проведении
научных исследований для предприятий
и организаций, во всероссийских студенческих
научных мероприятиях, в конкурсах грантов
является скорее исключением из правил.
Наиболее значимыми для студентов
проблемами НИРС в вузе являются:
1. Недостаточность финансирования
научных исследований;
4. Отсутствие социальных
льгот как поощрения за научную
деятельность;
5. Отсутствие возможности
внедрения студенческих научных
разработок в производство;
6. Отсутствие регулярных
научных контактов с российскими
и зарубежными вузами, стажировок
в российских и зарубежных
вузах;
7. Отсутствие возможности
публикаций студенческих
работ; [7]
Преобладает внутренняя мотивация,
т.е. человек включен деятельность ради
нее самой, а не ради других целей, по отношению
к которым она является средством их достижения.
4. Меры, принимаемые
для решения существующих в
вузе проблем научно-исследовательской
деятельности
Например, к мерам, необходимым
для решения существующих в
вузе проблем научно-исследовательской
деятельности, можно отнести следующие:
Меры, необходимые для решения
существующих в вузе проблем научно-исследовательской
деятельности, можно представить в виде
схемы 2.
В целях активизации и повышения
результативности системы научно-исследовательской
деятельности студентов необходимо расширение
применения наиболее действенных видов
учебного, материального и морального
стимулирования студентов, научно-педагогического,
научного и иного персонала вуза.[8]
Схема № 2
Заключение
Таким образом, в ходе моей работы
можно сделать вывод о нижеследующем.
Научно-исследовательской деятельностью
в вузах занимается малый процент студентов.
Необходимо уделить внимание большинству
и привлечь как можно больше студентов
к научной работе, потому что талантливые
и способные студенты не успевшие заинтересоваться
научно-исследовательской работой могут
уйти в ряды большинства.
На мой взгляд, проблема не участия
студентов в научной деятельности обуславливается
многими факторами. Например, не информированностью,
нехваткой времени, к тому же нет четкой
цели для занятия научной работой, за исключением
ради ее самой, но ведущим фактором неучастия
в научной деятельности, я полагаю, считается
лень студентов, ведь многие из них талантливы
по-своему.