Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 15:38, реферат
Краткое описание
Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности, как педагога профессионального обучения так и его воспитанника. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, развитие методологии и методики исследовательской подготовки в школе, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Необходимо уделять внимание вопросу о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.
Содержание
Введение Глава 1. Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в высшей школе 1.1 Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе 1.2 Формирование готовности студентов ВУЗа к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения Глава 2. Практический пример организации научно-исследовательской работы в высшей школе 2.1 Системный подход к организации научной работы студентов в условиях высшей школы Заключение Список литературы
Педагогические условия формирования
готовности к научно-исследовательской
деятельности средствами проблемного
обучения:
1) использование возможностей
проблемного обучения в формировании
готовности студентов к научно-исследовательской
деятельности;
2) активизацию научно-исследовательской
деятельности студентов на основе
создания и разрешения проблемных
ситуаций в учебном процессе;
3) взаимосвязь традиционного
и проблемного обучения.
Для экспериментального обоснования
эффективности обозначенных условий в
формировании готовности к научно-исследовательской
деятельности были созданы контрольная
и экспериментальная группы. В контрольной
группе обучение было традиционным, в
экспериментальной – с элементами проблемного.
Равноценность сформированных групп обосновывалась
посредством критерия хи-квадрат. Эксперимент
проводился на базе факультета технологии
и профессионально-педагогического образования
Бийского педагогического государственного
университета им. В.М. Шукшина в период
с 2004- 2007 гг. Всего в эксперименте участвовал
331 студент.
Для реализации первого условия
анализировали сущность проблемного обучения
на основании сравнительной характеристики
с традиционным обучением, что позволило
определить основные функции проблемного
обучения и его структуру.
К функциям проблемного обучения
относятся: формирование мотивации обучения;
усвоение системы знаний и способов умственной
деятельности; развитие познавательных
и творческих способностей; формирование
навыков применения системы логических
приемов или отдельных способов творческой
деятельности; формирование навыков применения
усвоенных знаний в новой ситуации; формирование
умений решать учебные проблемы; накопление
опыта творческой деятельности, овладение
методами научного исследования, решения
практических проблем.
При характеристике структуры
проблемного обучения было выявлено, что
в его основе лежит проблемная ситуации,
в основе которой, основой которой является
противоречие, составляющее содержательную
сторону проблемы. Оно возникает из-за
дисбаланса между теоретической и практической
информацией, избытком одной и недостатком
другой или наоборот. Проблемная ситуация
– это психологическое состояние студентов,
а условия появления проблемной ситуации
создает преподаватель. Логика разрешения
проблемной ситуации имитирует логику
научного познания.
На основании анализа сущности
проблемного обучения были определены
следующие его возможности в формировании
научно-исследовательской деятельности:
1) Поскольку научно-исследовательская
деятельность носит творческий (продуктивный)
характер, то целенаправленное ее
формирование может происходить
в процессе поисковой учебно-познавательной
деятельности, являющейся, в свою
очередь, ведущим видом деятельности
проблемного обучения.
2) Так как основанная
функция проблемного обучения
– развитие процессов теоретического
мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация,
абстракция, сравнение, аналогия), а
эти процессы составляют основу
умений научно-исследовательской
деятельности, то мы считаем возможным
средствами проблемного обучения
целенаправленно формировать готовность
студентов к научно-исследовательской
деятельности.
3) Поскольку главное в
проблемном обучении - создание проблемной
ситуации, а динамичность проблемной
ситуации обусловлена диалектическими
законами развития, то в рамках
разрешения проблемных ситуаций
возможно формировать у студентов представления
о логике научного познания и методологии
научного исследования, что способствует
формированию ориентационного и деятельностного
компонентов.
4) Так как проблемная
ситуация стимулирует познавательную
активность и повышает интерес
к процессу обучения, то посредством
применения проблемных ситуаций
возможно формирование мотивационного
компонента готовности студентов
к научно-исследовательской деятельности.
Выявленные возможности были
использованы в формирующем эксперименте
с целью формирования готовности студентов
к научно-исследовательской деятельности.
Для реализации второго из обозначенных
нами условий формирования научно-исследовательской
деятельности средствами проблемного
обучения проведено теоретическое исследование
возможностей проблемной ситуации в активизации
научно-исследовательской деятельности
и на его основании было выявлено, что
проблемная ситуация по своей психологической
структуре представляет собой довольно
сложное явление, включающее не только
предметно-содержательную сторону (известное
- данные условия задачи (вопросы, задания)
и неизвестное (искомое), т.е. усваиваемые
новые знания и способы деятельности),
но и мотивационную (познавательные потребности
студента), личностную (познавательные
возможности студента). Предметно-содержательная
сторона предполагает активную познавательную
деятельность субъекта по выявлению, осознанию
затруднений и формулированию противоречия.
Так как проблемная ситуация
стимулирует познавательные потребности
студента, то в процессе создания и разрешения
проблемных ситуаций мы обеспечивали
условия для формирования познавательного
интереса к научно-исследовательской
деятельности и потребности в ней.
В ходе совместного анализа
проблемной ситуации мы акцентировали
внимание студентов на их деятельности,
тем самым формируя представления о логике
научного познания и тех мыслительных
процессах, которые ими задействованы.
Такого рода совместная деятельность
преподавателя и студента в ходе разрешения
проблемной ситуации способствует активизации
ориентировочного компонента научно-исследовательской
деятельности.
В процессе разрешения противоречий,
лежащих в основе проблемной ситуации,
студенты усваивают такие приемы логического
мышления, как умение анализировать, выделять
главные и второстепенные признаки явлений,
процессов, устанавливать причинно-следственные
связи между ними, выбирать то или иное
суждение из нескольких возможных, делать
заключение, оценивать его правильность,
осуществлять перенос усвоенных знаний
и способов деятельности в новые условия.
Перечисленные процессы теоретического
мышления составляют основу умений научно-исследовательской
деятельности. Следовательно, работа в
условиях проблемной ситуации позволяет
активизировать деятельностный компонент
готовности студентов к научно-исследовательской
деятельности.
Предоставление возможности
студентам самостоятельного анализа собственной
деятельности на базе сформированных
представлений о ней позволяет активизировать
рефлексивный компонент научно-исследовательской
деятельности.
Алгоритм создания проблемной
ситуации включает в себя шесть этапов:
поисковый, аналитический, подготовительный,
определяющий, разрешающий, заключительный.
Поисковый этап предполагает
первичный отбор содержания учебного
материала на наличие общенаучных противоречий,
аналитический – выявление вопросов,
на базе которых возможно создание проблемных
ситуаций, подготовительный этап – создание
противоречий и формулирование проблем
для внедрения в учебный процесс, определяющий
– планирование предполагаемой деятельности
студентов с целью создания условий для
формирования деятельностного компонента
(развития теоретического мышления), разрешающий
– прогнозирование возможностей разрешения
проблемных ситуаций, методологический
– организация анализа деятельности студентов
на заключительном этапе занятия с целью
формирования рефлексивного и ориентационного
компонента готовности студентов к научно-исследовательской
деятельности.
На основании специфики разных
форм организации занятий (лекционное,
практическое) и их возможностей в организации
учебного процесса для проблемного изложения
с целью активизации научно-исследовательской
деятельности была проведена классификация
проблемных ситуаций:
1) проблемные ситуации, созданные
преподавателем при изучении
нового материала, результатом которых
является новое знание, сообщаемое преподавателем;
2) проблемные ситуации, возникающие
при изучении нового материала
и основанные на реальных противоречиях
науки (могут иметь и не иметь
разрешения). Они способствуют активизации
ориентационного и мотивационного
компонента научно-исследовательской
деятельности, так как в процессе
их создания и разрешения формируются
представления о логике научного
познания, умения научно-исследовательской
деятельности, стимулируются познавательные
потребности и интерес студентов
к научно-исследовательской деятельности;
3) проблемные ситуации, возникающие
в ходе рассуждения студентов.
Результатом таких ситуаций является
формирование процессов теоретического
мышления, (анализ, обобщение, синтез, конкретизация,
абстагирование и др.), на базе которых
осуществляется формирование умений научно-исследовательской
деятельности, следовательно, активизируется
деятельностный компонент готовности
студентов к научно-исследовательской
деятельности.
Выделенные проблемные ситуации
способствуют активизации научно-исследовательской
деятельности.
Для разработки третьего условия
формирования научно-исследовательской
деятельности был проведен анализ недостатков
и достоинств традиционного обучения
и тех направлений, по которым в настоящее
время внедряются в вузы элементы проблемного
обучения.
Существует предположение о
необходимости взаимосвязи проблемного
и традиционного обучения для формирования
готовности студентов к научно-исследовательской
деятельности. Такое предположение основывается
на следующем:
1) поскольку научно-исследовательская
деятельность требует как необходимых
знаний, так и умений навыков
исследовательской действий, то
целенаправленное ее формирование
может происходить и в процессе
усвоения «готовых истин» (традиционное
обучения), и в процессе поисковой
учебно-познавательной деятельности
(проблемное обучение);
2) поскольку главное в
проблемном обучении – создание
проблемных ситуаций, а основной
задачей традиционного обучения
является вооружение студентов
системой знаний, умений и навыков,
то мы считаем необходимым
и возможным управлять созданием
проблемных ситуаций на основе
имеющихся знаний;
3) разрешение учебных
проблем, вытекающих из проблемных
ситуаций, можно осуществить, владея
опорными знаниями и методами
познавательной деятельности, которые,
в свою очередь, формируются в
процессе разрешения этих проблем
и составляют основу деятельностного
компонента готовности студентов к научно-исследовательской
деятельности.
4) сочетание методов проблемного
и традиционного обучения,
позволяет наилучшим образом
учесть специфику различных разделов
учебного материала; обеспечивает
органическое единство репродуктивной
и продуктивной познавательной деятельности
студентов; вызывает и сохраняет у студентов
познавательный интерес к научно-исследовательской
деятельности в течение всего срока обучения;
позволяет обучаемым лучше раскрыть свои
возможности и способности; позволяет
формировать умения анализировать, обобщать,
выдвигать гипотезы, выстраивать логику
рассуждений, формулировать выводы, видеть
противоречия и др.; способствует выявлению
наиболее рациональных для себя приемов
овладения знаниями и способами деятельности;
создает условия для формирования представлений
о процессе теоретического мышления и
логике научного познания.
В качестве условий, существенно
влияющих на взаимодействие (сочетание)
проблемного и традиционного обучения,
выделены следующие:
1) уровень знаний обучаемых
о научно-исследовательской деятельности
и фактические знания по изучаемой
дисциплине;
2) уровень развития и
подготовленности обучаемых (насколько
они
3) задачи обучения, выдвигаемые
преподавателем на каждом определенном
этапе организации научно-исследовательской
деятельности в рамках учебного
процесса;
4) содержание и логика
учебного материала (чисто описательный
фактологический материал;
вывод какого-либо закона на основе опытных
фактов; решение какой-либо глобальной
научной проблемы, стоящей перед человечеством»,
итогом которого явилась фундаментальная
теория; теоретический вывод какого-либо
закона или закономерности; опытные факты,
подтверждающие или противоречащие известным
теориям и т.д.);
5) лимит времени, отведенного
на изучение данной учебной
дисциплины.
Формирование готовности к
научно-исследовательской деятельности
на основе взаимосвязи традиционного
и проблемного обучения при различных
формах организации занятий в вузе
Первое направление (через лекционные
занятия)
Цель: формирование представлений
и практических предпосылок научно-исследовательской
деятельности.
Задачи: формирование представлений
о процессах теоретического мышления,
знакомство с логикой научного познания,
определение этапов научного исследования.Второе
(через практические занятия)
Цель: применение теоретических
знаний, накопление реального опыта научно-исследовательской
деятельности.
Задачи: формирование умений
анализировать, выявлять противоречия,
видеть проблему, выстраивать логику рассуждений,
выдвигать гипотезы, обосновывать результаты
исследования, делать выводы, проводить
самоанализ; осуществлять самооценку.Третье
(через лабораторные работы)
Цель: развитие индивидуальных
навыков научно-исследовательской деятельности.
Задачи: формирование представлений
о целостном научном исследовании, формирование
умения осуществлять научно-исследовательскую
деятельность в рамках собственных микро–исследований.
В рамках обозначенных направлений
раскрываются возможности разных форм
организации учебной деятельности студентов
в плане формирования компонентов готовности
студентов к научно-исследовательской
деятельности посредством взаимосвязи
проблемного и традиционного обучения.
Согласно направлениям осуществления
взаимосвязи традиционного и проблемного
обучения создана система чисто информативных
лекций и лекций с элементами проблемного
обучения, а также система практических
занятий с использованием проблемных
ситуаций и проблемных задач, система
семинарских занятий по формированию
представлений студентов о научно-исследовательской
деятельности. Содержание семинарских
занятий включает вопросы методологического
характера, определялась специфика и социальная
значимость научного исследования на
примере эволюции физических представлений
о мире. Для лабораторных занятий по разным
разделам общей физики разработаны экспериментальные
задачи.