Информационное управление в социальных системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:27, реферат

Краткое описание

Цель работы
Рассмотреть механизмы социального управления и основные принципы по которым оно выполняется. Также учесть тему противодействия информационно-психологическому воздействию.

Содержание

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ....................................................................................3
1. 1. Цель работы………………………………………………………………………………….3
1. 2. Задачи работы………………………………………………………………………………..4
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………...5
Введение…………………………………………………………………………………………..5
2. 1. СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ................................................................................................................................7
2. 1. 1. Социум и основы социального управления......................................................................7
2. 1. 1. 1. Специфика социальной организации.........................................................................7
2. 1. 1. 2. Классы, виды и формы управления социумом.........................................................8
2. 1. 1. 3. Процесс социального управления.............................................................................10
2. 1. 1. 4. Компоненты системы социального управления......................................................10
2. 1. 1. 5. Механизмы социального (государственного и муниципального)
управления……………………………………………………………………………..………11
2. 1. 1. 6. Принципы социального управления.........................................................................13
2. 1. 2. Государственное и муниципальное управление............................................................14
2. 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИУМЕ.....................................................................................................................................16
2. 2. 1. Психологические особенности восприятия человеком информации...........................16
2. 2. 2. Сущность внушающего воздействия на человека..........................................................17
2. 2. 3. Средства информационного воздействия на психику человека...................................20
2. 2. 3. 1. Сущность информационно–психологических средств воздействия.....................20
2. 2. 3. 2. Объекты информационно–психологического воздействия...................................20
2. 2. 3. 3. Классификация средств информационно–психологического воздействия..........21
2. 2. 4. Применение средств информационного воздействия на психику человека………...22
2. 2. 4. 1. Способы информационно–психологического воздействия...................................22
2. 2. 4. 2. Способы и приемы информационно–управляющего воздействия........................24
2. 3. ИНФОРМАЦИОННО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ……………………………………………………………………………………28
2. 3. 1. Массовое информационно–психологическое воздействие..........................................28
2. 3. 1. 1. Роль массового сознания в социальном управлении..............................................28
2. 3. 1. 2. Сущность информационного управления в социуме..............................................31
2. 3. 1. 3.Основы психологии массовой коммуникации.........................................................31
2. 3. 2. Способы и механизмы информационно–психологического управления социумом..34
2. 3. 2. 1. Манипулятивные технологии массового влияния..................................................34
2. 3. 2. 2. Пропаганда и массовое сознание..............................................................................35
2. 3. 2. 3. Информационно–психологические технологии, используемые при выборах в органы государственного и муниципального управления..................................................38
2. 3. 3. Противодействие информационно–психологическому воздействию..........................40
2. 3. 3. 1. Цели и задачи противодействия информационно–психологическому воздействию………...……………………………………………………………………......40
2. 3. 3. 2. Нейтрализация информационно–психологического воздействия.........................40
2. 3. 3. 3. Средства и система информационно–психологического противодействия ........41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………....43

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Информационное управление в социальных системах.DOC

— 406.50 Кб (Скачать файл)

С помощью полублефа пытаются все запутать и затемнить. Различают следующие приемы полублефа:

– дезориентация – это передача не относящейся к делу истинной пли ложной информации с целью отвлечь от существа рассматриваемого вопроса;

– пустословие – это передача одновременно как истинной, так и ложной информации, не относящейся к существу вопроса;

– маскировка – это скрытие существенной формации с помощью несущественной информации;

– переформализация – это ложная информация, вносимая сознательно путем: искажения в процессе перевода с одного языка на другой; многократного повтора информации; чередования разнородной информации (с целью отвлечь внимание снизить уровень критичности мышления и т.д.)

Вышерассмотренные аспекты имеют  непосредственное отношение к безопасности информационного пространства социума и человека как его первичной ячейки. Для того чтобы противодействовать информационным угрозам в сфере социального управления, необходимо знать вышеописанные механизмы информационного воздействия на человека.

Рассмотренные выше способы и приемы информационно–управляющего воздействия представляют угрозу не только отдельно взятым лицам или группам лиц но также и массовому сознанию в сфере социального управления.

 

2. 3. ИНФОРМАЦИОННО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ.

2. 3. 1 Массовое информационно–психологическое воздействие.

2. 3. 1. 1. Роль массового сознания в социальном управлении.

 

Фигурантами социального управления одновременно выступают по крайней мере три компоненты: определенный общественный слой (руководящая группа), соответствующая ему социальная организация (аппарат управления) и отвечающее его установкам массовое сознание (система политических ориентации). Две первых компоненты связаны со способностью навязывать волю подвластным, а третья компонента представляет собой субъективную сторону власти, означающую подчинение (добровольное либо принудительное) подвластных этой воле.

Общественно–политическое сознание включает элитарное и массовое. Элитарное сознание в форме идеологии и пропаганды устанавливает причинно–следственные связи между различными социальными и политическими явлениями. С помощью различных институтов (религия, воспитание, образование, средства массовой информации и др.) элитарное сознание проецируется на население и в результате формируется массовое сознание.

Массовое общественно–политическое сознание концентрирует и осмысливает политический опыт конкретного социума, формирует отношение к политическим институтам, стереотипы легитимности власти, мотивы и границы активизации политической деятельности.

Таким образом, массовое политическое сознание во многом является проекцией  элитарного и формируется под влиянием соответствующей идеологии (консервативной, либеральной, социалистической и др.).

Политическая деятельность в социуме  строится с учетом внутренних социально–психологических состояний массового сознания и ориентируется на спектр идейно–психологических характеристик членов этого социума.

Только с учетом полной и достоверной картины массового сознания политическое руководство социума в состоянии успешно решать задачи социального управления.

Известно, что массовое сознание одновременно ориентируется на общее и отдельное восприятие действительности, которое проявляется в совокупности оценок реальности. Управленческая деятельность обязательно должна учитывать обе эти социально–психологические тенденции.

Социальное управление должно формировать  и поддерживать в сознании граждан  одобрение политической власти, т.е. побуждать людей признавать ее в целом. Эффективное социальное управление строится на превалировании идеологического сознания над практическим (нельзя давать практическому сознанию, сталкивающемуся на уровне конкретных проблем с недовольством и возмущением существующими порядками, подрывать основы идеологического сознания). Следует свести воедино идеологические и практические установки индивидов в интересах социума. Поэтому руководство социума стремится:

– представить в выгодном свете свою политическую систему;

– объясняет свою деятельность посредством исторических экскурсов, статистических выкладок и т.п.;

– поощряет действия граждан, ориентированные в створе политической пинт руководства;

– мобилизует настроения и действия масс (праздники, торжества, развлечения, дни города и т.п.).

Необходимое массовое сознание вырабатывается в:

– политической идеологии, которая решающим образом влияет на легитимность политической власти, дает людям основополагающие представления о ее принципах и целях, отражает основные идейные и моральные ценности социума, определяет систему обязательств граждан в процессе общественной деятельности. При этом эффективность идеологии зависит от ее экспрессивного и инструментального потенциалов. Экспрессивный потенциал определяется способностью отразить и выразить основные чувства, мысли и желания людей, объяснить им их положение, указать пути перемен к лучшему. Инструментальный потенциал заложен в способности заставить людей поверить в цели и программы, направленные на удовлетворение их потребностей, мобилизовать их волю и энергию на проведение необходимых изменений в социуме. С использованием этих потенциалов социальное руководство устанавливает идейно–психологическую связь с гражданами, распространяет свое влияние в обществе, добивается поддержки своего политического режима и политического курса.

– политических институтах, идейно–психологическое приобщение к которым массового сознания становится главным условием устойчивости власти. Типичным примером в этом отношении являются политические партии, одна из главных задач которых есть выявление и согласование массовых взглядов и мобилизация массового сознания Политические партии формируют свой образ согласно массового сознания и видоизменяют этот образ вслед за изменением массового сознания

– политических руководителях, играющих значительную роль в жизни социума. Их личностные характеристики, качества и свойства во многом определяют характер и содержание социального управления, что привлекает повышенный интерес к их персонам. Поскольку доступ в выборные органы власти требует массовой поддержки, кандидаты на социальное руководство заботятся о своем имидже в самых широких слоях и группах общества. В отличие от политических идей и политических институтов отношение к политическим руководителям одновременно личное (профессиональные и нравственные качества) и безличное (политические права и обязанности). Поэтому они стараются связать социальные ожидания со своими деловыми и человеческими качествами средствами пропаганды. В условиях конкуренции за политические посты возможна и контрпропаганда.

Наряду с вышеизложенным массовое сознание отличается сознательным и бессознательным отражением и пониманием общественно–политической действительности. С одной стороны, рост образованности, культуры и информированности граждан способствует более глубокому и полному постижению ими своего социального бытия. В то же время усиление противоречивости общественной жизни, диспропорции уровней образования, культуры в различных слоях населения образуют препятствия, затрудняющие адекватное осмысление индивидами общественно–политической жизни.

Таким образом, наряду с возрастанием сознательного отношения к существующим социальным условиям растет и бессознательное отношение к ним людей. Социальное управление использует обе эти стороны человеческого сознания.

Стратегия социального развития очевидно требует повышения общественного  сознания людей, постоянного информирования их по вопросам государственного и  муниципального управления, адекватного  ориентирования в социуме. Но это  не всегда ведет к необходимым для социального руководства результатам. Поэтому практикуется иерархическое информирование населения, многоуровневое социальное просвещение, когда политико–управленческие круги приобщаются к разнообразным информационным источникам наиболее полно, а массы допускаются к этим источникам ограниченно.

Это способствует формированию в массовом сознании бессознательных политических взглядов, слепой политической веры, что  позволяет руководителям скрывать от людей факты манипулирования их сознанием, их включения против своей воли в сомнительные политические акции.

К характеристикам массового сознания относятся также догматическое и критическое отношение к действительности, что также учитывается в социальном управлении.

Догматизация социальных норм есть неотъемлемое условие устойчивого функционирования социальной системы, что требует информационно–психологического формирования массового сознания посредством соответствующего дозирования притока новой информации. С этой целью массовое сознание: стереотипизируется (люди оперируют сковывающими сознание привычными образами и представлениями), автоматизируется (мышление и его продукты не подвергаются контролю сознания), авторитаризируется (авторитет вместо аргументов признается основным критерием истины) и рутинизируется (сомнения не питают мышление). Это побуждает людей строго придерживаться официальной позиции, отказываться от критического ее анализа.

С другой стороны, критическое отношение  к действительности позволяет ослабить догматическое восприятие жизни. Здесь критика выступает необходимым атрибутом сосуществования индивида и социума, стимулом социального развития.

Перед руководителями постоянно стоит  актуальный вопрос о соотношении  критики и догматизма в политической деятельности.

В массовом сознании сочетается традиционное и инновационное отношение к действительности. Традиционное отношение использует достаточно апробированные, глубоко укоренившиеся и автоматически действующие формы приобщения людей к социальным процессам (привычки, традиции, обычаи). Опираясь на такие массовые представления, создаваемые на протяжении истории социума, легче подчинять людей (особенно молодежь) действующему порядку.

Вместе с тем возникает необходимость  в модификации, адаптации к новым  социальным реальностям сложившихся традиционных представлений. Переход от традиционного мышления к инновационному необычайно труден из–за социальной инерции и психологической консервативности.

Массовому сознанию свойственны активные и пассивные проявления. Имеющая место политизация общественной жизни способствует вовлечению людей в политический процесс и росту их политической активности.

Социум заинтересован предоставлять  гражданам широкую инициативу в  процессе принятия и реализации политических решений, так как общество, состоящее из политически активных членов, может претендовать на устойчивое развитие. Вместе с тем ограниченность демократии, приоритет узкокорыстных интересов руководства способствует появлению индифферентности, равнодушия, самоустранению граждан от общественно–политической деятельности. Проникновение в массовое сознание подобных идейно–психологических состояний представляет угрозу социуму и может в соответствующих условиях трансформироваться в открытую враждебность к системе социального управления.

Массовое сознание может адекватно или неадекватно отражать действительность. Система информационно–психологического воздействия на массовое сознание должна учитывать это противоречие, избавлять людей от возможных заблуждений или удерживать их в рамках иллюзорной картины в зависимости от конкретных целей и складывающейся ситуации в процессе социального управления.

Жесткая централизация и неразвитая демократия затрудняют поступление  точной информации и формируют неадекватное действительности массовое сознание.

Несостоятельность власти (особенно в кризисные периоды) также может привести к различным формам искажения действительности.

Кроме того, массовое сознание имеет конфронтационное и компромиссное отношение к действительности. Основой гражданского согласия является компромисс – атрибут демократического государства. Как свидетельствует опыт, Закон в демократическом государстве, да и само это государство основаны на компромиссе, примиряющем различные стремления наиболее влиятельных социальных групп.

Вместе с тем и конфликты – нормальное явление в жизни правового государства и гражданского общества. Поэтому весьма важна выработка культуры поиска согласия, правил и процедур конфликтного поведения.

Учет основных состояний массового  сознания (общих и отдельных, сознательных и бессознательных, критических и догматических, активных и пассивных, правдивых и ложных, конфронтационных и компромиссных) определяет способы информационно–психологического воздействия на население и достижения социальной власти. При управлении массовым сознанием необходимо учитывать как отдельные личностные характеристики, так и вышеизложенные характеристики массового сознания в целом.

 

2. 3. 1 .2. Сущность информационного управления в социуме.

 

Под управлением в  социуме понимается способ воздействия, побуждающий группы людей к упорядоченному поведению и выполнению требуемых действий, соблюдению социально–экономических законов.

Целью управления является побуждение отдельного человека, группы людей или общества выполнять поставленную задачу или программу.

Информационное управление – такое управление, когда управляющее воздействие носит информационный характер, т.е. субъекту управления дается информационная картина, ориентируясь на которую, он выбирает заданную линию поведения.

Существенное возрастание роли государственного и муниципального информационного управления обусловлено следующими факторами:

– достигли высокого уровня знания о воздействии информации на психику человека;

Информация о работе Информационное управление в социальных системах