Информационное управление в социальных системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:27, реферат

Краткое описание

Цель работы
Рассмотреть механизмы социального управления и основные принципы по которым оно выполняется. Также учесть тему противодействия информационно-психологическому воздействию.

Содержание

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ....................................................................................3
1. 1. Цель работы………………………………………………………………………………….3
1. 2. Задачи работы………………………………………………………………………………..4
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………...5
Введение…………………………………………………………………………………………..5
2. 1. СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ................................................................................................................................7
2. 1. 1. Социум и основы социального управления......................................................................7
2. 1. 1. 1. Специфика социальной организации.........................................................................7
2. 1. 1. 2. Классы, виды и формы управления социумом.........................................................8
2. 1. 1. 3. Процесс социального управления.............................................................................10
2. 1. 1. 4. Компоненты системы социального управления......................................................10
2. 1. 1. 5. Механизмы социального (государственного и муниципального)
управления……………………………………………………………………………..………11
2. 1. 1. 6. Принципы социального управления.........................................................................13
2. 1. 2. Государственное и муниципальное управление............................................................14
2. 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИУМЕ.....................................................................................................................................16
2. 2. 1. Психологические особенности восприятия человеком информации...........................16
2. 2. 2. Сущность внушающего воздействия на человека..........................................................17
2. 2. 3. Средства информационного воздействия на психику человека...................................20
2. 2. 3. 1. Сущность информационно–психологических средств воздействия.....................20
2. 2. 3. 2. Объекты информационно–психологического воздействия...................................20
2. 2. 3. 3. Классификация средств информационно–психологического воздействия..........21
2. 2. 4. Применение средств информационного воздействия на психику человека………...22
2. 2. 4. 1. Способы информационно–психологического воздействия...................................22
2. 2. 4. 2. Способы и приемы информационно–управляющего воздействия........................24
2. 3. ИНФОРМАЦИОННО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ……………………………………………………………………………………28
2. 3. 1. Массовое информационно–психологическое воздействие..........................................28
2. 3. 1. 1. Роль массового сознания в социальном управлении..............................................28
2. 3. 1. 2. Сущность информационного управления в социуме..............................................31
2. 3. 1. 3.Основы психологии массовой коммуникации.........................................................31
2. 3. 2. Способы и механизмы информационно–психологического управления социумом..34
2. 3. 2. 1. Манипулятивные технологии массового влияния..................................................34
2. 3. 2. 2. Пропаганда и массовое сознание..............................................................................35
2. 3. 2. 3. Информационно–психологические технологии, используемые при выборах в органы государственного и муниципального управления..................................................38
2. 3. 3. Противодействие информационно–психологическому воздействию..........................40
2. 3. 3. 1. Цели и задачи противодействия информационно–психологическому воздействию………...……………………………………………………………………......40
2. 3. 3. 2. Нейтрализация информационно–психологического воздействия.........................40
2. 3. 3. 3. Средства и система информационно–психологического противодействия ........41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………....43

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Информационное управление в социальных системах.DOC

— 406.50 Кб (Скачать файл)

Способ инфицирования использует психический вирус, обладающий следующими свойствами:

– психический вирус как информационная конструкция, оформленная в виде идеи, при активизации способен заражать объект;

– уровень агрессии вирусоносителя по отношению к объекту должен превышала некоторую пороговую величину;

– заражение должно снижать эффективность функционирования объекта, т.е. человека.

Внедрение психических инфекций осуществляется с помощью так называемых психологических комплексов, которые включают:

– психические комплексы, навязанные внешним источником (СМИ, собственное окружение и др.);

– психические комплексы, возникшие внутри объекта и из–за невозможности удовлетворения собственных потребностей (голод, холод, одиночество и т.п.);

– смешанные психические комплексы (первое и второе вместе).

СМИ – наиболее эффективное средство инфицирования. Они соответствующим образом могут перепрограммировать общественное сознание в угоду и по заказу определенных политических групп.

 

 

 

 

2. 2. 4. 2. Способы и приемы информационно–управляющего воздействия.

 

Информация может быть представлена как совокупность преобразованных  сообщений, выраженных в определенной форме и предназначенных для  передачи от источника воздействия к приемнику воздействия с помощью сигналов различной физической природы. Сообщениями могут быть печатные тексты, телевизионные изображения, речь, музыка, данные в ЭВМ и т.д., передаваемые по различным каналам передачи информации.

Отсюда информационно–управляющее воздействие можно определить как целенаправленный процесс информирования в канале передачи информации (цепи управления), а информирование – преобразование информации оригиналов в информацию образов.

На основании вышеизложенного  можно провес™ классификацию способов информационно–управляющего воздействия на основе таких понятий, как правда, обман, ложь, введение в заблуждение, которые являются основой процесса информирования человека.

Отсюда к способам информационно–управляющего воздействия на сознание, подсознание человека можно отнести: трансинформирование; псевдоинформирование; дезинформирование; метадезинформирование.

Трансинформирование – правдивое информирование, при котором информация от источника воздействия (индуктора) передается к приемнику воздействия (реципиенту) без искажения. К разновидностям данного способа относятся:

Паратрансформирование – правдивое информирование, основанное на способности памяти фиксировать и воспроизводить аналоги, которые несут дополнительную информацию без ее кодирования (жесты, мимика и т.д.).

Метатрансформирование – повторное, правдивое информирование.

Псевдоинформирование – полуправдивое, полуложное информирование, при котором в определенных пропорциях присутствуют как правда, так и ложь, логически взаимосвязанные между собой.

Псевдоинформирование  осуществляется путем увеличения или  уменьшения объема информации. Избыточное целенаправленное информирование позволяет создавать ложное представление о наличии чего–либо. Обобщенное информирование создает расплывчатые (неясные) образы. Кажущееся информирование связано с повторением чужого оригинала, при чем оригинал каждый раз меняется на равнозначный.

Дезинформирование заключается в намеренном предоставлении объекту такой информации, которая вводит его в заблуждение относительно истинного положения дел. Оно включает в себя использование заведомо ложных данных и сведений, и для него характерны следующие свойства:

– дезинформация преобразуется в искусственный слух, соответствующий подсознательным желаниям объекта;

– если этот слух станет популярным, то даже сильная, хорошо разрекламированная объективная информация не способна уменьшить его влияние на объект (сила дезинформационного поля намного сильнее информационного поля);

– существует минимальное время после выхода дезинформационного пучка, в течение которого можно сбить распространение дезинформации (если это время упущено, то даже сильно аргументированные опровержения не способны ликвидировать последствия распространения дезинформации);

– существуют такие формы и типы искусственных слухов, которые могут из дезинформационного поля преобразоваться в реальность (дезинформация может воплощаться в жизнь);

– чем сложнее и недоступнее по форме и содержанию дезинформация, тем сильнее ее дезинформационное поле и меньше скорость распространения.

Фактически дезинформирование  есть ложное информирование, при котором  на основе лжи убеждают человека в  том, что существует нечто желаемое, но не существующее.

Ложное информирование, связанное с созданием ложных оригиналов, называется симуляционным дезинформированием.

Ложное информирование, связанное с сокрытием истинных оригиналов, называется дессимуляционным дезинформированием.

Комбинация ложных и  скрытых оригиналов называется конфузионным дезинформированием. Информирование, которое в одних случаях приводит к превратному, в других – неудачному, в–третьих – необоснованному толкованию (объяснению) информации, называют парадезинформированием.

Метадезинформирование представляет собой обманное информирование, при котором ложь представляется как правда.

Обман – метадезинформирование, представляющее дезинформирование как трансинформирование (обман – это представление лжи как правды).

Измышление чужого высказывания, издание под чужим именем статьи, брошюры, книги и т.д. являются примерами  симуляционного метадезинформирования.

Очернение (опорочивание) автора путем пропуска места в  статье, противоречащего утверждениям автора, является дессимуляционным метадезинформированием. Например, для того, чтобы опорочить автора статьи из нее приводится цитата: «воровство – дело похвальное», совершается диссимуляционное метадезинформирование, если вся фраза имела вид: «воровство – дело похвальное, по мнению преступников».

Искажение чужого высказывания является простым конфузионным метадезинформированием, извращение же его в противоположном смысле двойным конфузионным метадезинформированием.

Создание (имитация) ложной цели является симуляционным дезинформирование, а размножение ложных целей – симуляционным метадезинформированием.

Сущность способа навязывания  идеи состоит в навязывании объекту ложных ориентиров. Этот способ можно реализовать путем навязывания (рекламы) той или иной теории, концепции развития, методики действий. Навязав вероятному противнику неверное направление (или заведомо недостижимую цель), можно значительно ослабить его.

Ложная цель, поставленная перед противником, является действенным  механизмом омертвления финансовых и материальных ресурсов. Неверная методика действий приводит к «консервации»  перспективной идеи и тем самым  отбросить противника в той или иной отрасли на годы (и даже десятилетия). Психологической обработке легча всего поддаются руководители коллективов, которые, как правило, мало разбираются в конкретике и осуществляют общее руководство. Однако это не лишает их амбиций идеолога, каждое слово которого коллектив должен воспринимать как руководство к действию.

Особую роль в организации обмана играет конформизм – способность индивида подстраиваться под желание социальной группы (пассивное принятие существующего порядка или господствующего мнения, отсутствие собственной позиции, некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления).

Важное место в организации  лжи и обмана играют слухи, которые  бывают искусственными и естественными. В свою очередь, естественные слухи делятся на объективно и субъективно–обусловленные.

Субъективно–обусловленный слух имеет под собой явную причину и нередко превращается в реальность.

Объективно–обусловленный слух чаще всего является массовым ожиданием, желаемой иллюзией и подсознательно организуется всем обществом (этот слух возникает по системе ценной реакции).

Искусственный слух организуется отдельными заинтересованными в нем людьми, и в дальнейшем он подчиняется  тем же законам, что и объективно–обусловленный слух.

Самым эффективным приемом распространения слухов является прием «слух о слухе».

На практике распространены приемы, направленные на распространение слухов с последующим их опровержением. При этом опровержение, как правило, идет со значительным опозданием и занимает небольшой объем, так что в итоге оно не вызывает эффекта.

Существует множество приемов  организации лжи и обмана:

Специальные формы изложения материала, когда текст и материал строится таким образом, чтобы в итоге, у воспринимающего его создалось отрицательное впечатление о нужном объекте.

Приемы одностороннего и избирательного освещения информации, когда искусственно создается имидж политикам, искусственно навязывается политическая информация

Прием искусственно–организованных писем и жалоб частенько используется в социальном управлении.

Прием недостоверных  и заказных социологических исследований, когда проведение некоторых социологических опросов оплачивается политическими лидерами, лидерами социальных групп и др. (очевидно, что эти лидеры, их позиция, согласно данным исследований будут иметь наибольший рейтинг).

Ссылка на некомпетентные источники, выгодные обманщику.

Представление материалов прошлого как настоящих, когда показывают видеоматериалы, которые никакого отношения к настоящему не имеют, или когда видеоматериал, отснятый в одном месте, могут преподать как снятый в другом.

Представления догадок в форме фактов, когда журналисты, телевидение умело строят свои догадки и предположения так, что в итоге они воспринимаются как факты.

Подготовка  заказных материалов, т.е. создание определенного (отрицательного или положительного) имиджа политика, бизнесмена и т.д. в рекламе, телепередачах, статьях, подготовленных в заказном порядке.

Прием лживой шарманки, когда ложная информация многократно повторяется в СМИ.

Прием спекуляции на ссылках на авторитет и несуществующие источники.

Прием манипуляции  цифрами и фактами, скрывающий истинное положение в социальном управлении.

Прием, рассчитанный на эффекты драматизирующего воздействия, когда запугивают мифами, придуманными сценариями, разыгрыванием различных моделей развития события и т.п. с целью нейтрализации способности человека логически мыслить и рационально оценивать представляемую ему информацию, нагнетая при этом различного рода страхи, создавая состояние депрессии, эмоционального дискомфорта в обществе.

Прием политического  авантюризма, когда политики–авантюристы пренебрегают закономерностями развития, реальным соотношением сил и средств, лгут и обманывают сознательно.

Прием политической демагогии, т.е. фальсификации фактов, которая внешне выглядит правдоподобной, но по существу является искусно подтасованной аргументацией.

Приемы создания политических мифов, когда политики трансформируют свои программы и выступления в мифы, устанавливая вымышленные причинные связи между реальными объектами, порождая ложные объекты, легенды, соединяя действительность с вымыслом, внося вымышленное в политические отношения.

Приемы с  применением технических средств используются для организации дезинформации с помощью телевидения, радио, телекоммуникационных сетей (типа Интернет), с помощью телевизионного монтажа и т.п.

Парадезинформирование есть распространение предполагаемой информации.

Приписывание отсутствующих намерений  и замыслов называют симуляционным парадезинформированием.

Неудачное информирование, которое приводит к нераспознаванию чужих замыслов, мыслей, намерений, называют дессимуляционным парадезинформированием.

Для реализации псевдоинформирования используются приемы полуправды и полублефа.

Полуправда – это смешение существенной истинной информации с существенной ложной информацией. Существует три приема реализации полуправды:

Иррациональная  полуправда – бессистемное смешение истинной информации с ложной (трудно определить истинную информацию и легко принять ложную информацию за истинную).

Рациональная  полуправда – это логическое упорядоченное смешение истины с ложью на основе той или иной рациональной ошибки (целенаправленное введение терминологической путаницы, подмена понятий, извращение смысла сказанного и т.д.).

Диалектическая  полуправда – это такое упорядоченное смешение истины с ложью, когда сам факт смешения признается в качестве особого и вполне допустимого «диалектического» противоречия.

Введение в заблуждение относительно действительных обстоятельств (заведомое  преувеличение, приукрашивание, рассчитанное на легковерие воспринимающей стороны) называется блефом.

Информация о работе Информационное управление в социальных системах