Информационное управление в социальных системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:27, реферат

Краткое описание

Цель работы
Рассмотреть механизмы социального управления и основные принципы по которым оно выполняется. Также учесть тему противодействия информационно-психологическому воздействию.

Содержание

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ....................................................................................3
1. 1. Цель работы………………………………………………………………………………….3
1. 2. Задачи работы………………………………………………………………………………..4
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………...5
Введение…………………………………………………………………………………………..5
2. 1. СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ................................................................................................................................7
2. 1. 1. Социум и основы социального управления......................................................................7
2. 1. 1. 1. Специфика социальной организации.........................................................................7
2. 1. 1. 2. Классы, виды и формы управления социумом.........................................................8
2. 1. 1. 3. Процесс социального управления.............................................................................10
2. 1. 1. 4. Компоненты системы социального управления......................................................10
2. 1. 1. 5. Механизмы социального (государственного и муниципального)
управления……………………………………………………………………………..………11
2. 1. 1. 6. Принципы социального управления.........................................................................13
2. 1. 2. Государственное и муниципальное управление............................................................14
2. 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИУМЕ.....................................................................................................................................16
2. 2. 1. Психологические особенности восприятия человеком информации...........................16
2. 2. 2. Сущность внушающего воздействия на человека..........................................................17
2. 2. 3. Средства информационного воздействия на психику человека...................................20
2. 2. 3. 1. Сущность информационно–психологических средств воздействия.....................20
2. 2. 3. 2. Объекты информационно–психологического воздействия...................................20
2. 2. 3. 3. Классификация средств информационно–психологического воздействия..........21
2. 2. 4. Применение средств информационного воздействия на психику человека………...22
2. 2. 4. 1. Способы информационно–психологического воздействия...................................22
2. 2. 4. 2. Способы и приемы информационно–управляющего воздействия........................24
2. 3. ИНФОРМАЦИОННО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ……………………………………………………………………………………28
2. 3. 1. Массовое информационно–психологическое воздействие..........................................28
2. 3. 1. 1. Роль массового сознания в социальном управлении..............................................28
2. 3. 1. 2. Сущность информационного управления в социуме..............................................31
2. 3. 1. 3.Основы психологии массовой коммуникации.........................................................31
2. 3. 2. Способы и механизмы информационно–психологического управления социумом..34
2. 3. 2. 1. Манипулятивные технологии массового влияния..................................................34
2. 3. 2. 2. Пропаганда и массовое сознание..............................................................................35
2. 3. 2. 3. Информационно–психологические технологии, используемые при выборах в органы государственного и муниципального управления..................................................38
2. 3. 3. Противодействие информационно–психологическому воздействию..........................40
2. 3. 3. 1. Цели и задачи противодействия информационно–психологическому воздействию………...……………………………………………………………………......40
2. 3. 3. 2. Нейтрализация информационно–психологического воздействия.........................40
2. 3. 3. 3. Средства и система информационно–психологического противодействия ........41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………....43

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Информационное управление в социальных системах.DOC

— 406.50 Кб (Скачать файл)

Сигналы обратной связи могут быть близки к непрерывным (текущий курс валют) или быть дискретными, одномоментными (результаты выборов, референдумов). Обратную связь называют сильной, если все сигналы обратной связи без искажений и своевременно поступают в органы социального управления. Когда обратная связь охватывает не все структуры схемы, се называют неглубокой.

Благодаря обратной связи  система социального управления приобретает способность к саморегулированию, то есть к выполнению главной задачи управления в условиях различного роди негативных воздействий на систему.

Способность системы управления противостоять  внешним и внутренним угрозам  называется устойчивостью, при обеспечении которой сохраняется способность выполнять главную задачу управления. Потеря устойчивости системой социального управления может быть вызвана рядом причин: чрезмерными воздействиями извне, недостаточным быстродействием системы, неполноценной обратной связью в системе и др.

К главной задаче управления общество всегда относится неоднозначно (приближенно может быть разделено на три общности: одобрительное отношение и поддержка, категорическое неприятие и безразличное отношение). Система управления обществом может нормально функционировать только в асимметричном режиме работы, то есть когда поддержка главной задачи управления превышает ее неприятие (позитивная асимметрия).

Целесообразно различать асимметрию естественную, характеризующуюся отсутствием ограничений на передачу сигналов обратной связи, и искусственную, которая осуществляется за счет ограничений на передачу сигналов обратной связи.

Искусственная асимметричность означает искажение информации, что, вообще говоря, противопоказано процессу управления и может применяться только в  исключительных случаях на сравнительно короткое время, в течение которого должны принять меры к уменьшению рассогласования и переходу к естественной асимметричности. В противном случае недовольство населения будет нарастать в скрытой форме, то есть реальная асимметричность будет уменьшаться, и система управления в конечном счете достигнет предела устойчивости. Подавление сигналов обратной связи чревато потерей представления о фактической обстановке в стране, а также не позволяет судить о корректности поставленных задач управления и правильности самого управления. Увеличение естественной позитивной асимметричности равноценно увеличению запаса устойчивости системы.

Инертность (быстродействие) системы социального управления характеризуется временем, которое проходит с момента появления сигнала обратной связи до начала регулирования, и определяется во многом скоростью поступления сообщений, и оперативностью принятая и реализации адекватных управленческих решений.

Вышеизложенные понятия являются атрибутами теории информации, это  красноречиво свидетельствует о значимости информационного аспекта социального управления.

 

2. 1. 1. 6. Принципы социального управления.

 

Существует следующая классификация  основных принципов социального  управления:

социально–политические:

– единство экономического и политического управления;

– сочетание государственного и общественного управления;

– развитие демократии и вовлечение широких масс в управление;

– формирование и учет общественного мнения;

– сопряжение общественных и личных, общегосударственных и местных интересов: демократическое и эффективное управление общественными процессами предполагает умение правильно оценивать многообразие интересов, находить меру соединения личных интересов с общими, определять степень их соподчинения, намечать пути преодоления возможных несовпадений между ними (проблема гармонизации интересов в условиях многонационального государства охватывает также национальные отношения).

организационно–административные:

– взаимосвязь общегосударственного (федерального), регионального и местного управления;

– объективность, полнота и оперативность информации: информационные процессы присущи всем системам управления (на основе рационального использования различных видов и источников информации органы управления получают точную картину о положении дел на местах, в центре и каждой сфере управления; всеобъемлющая и разносторонняя информация нужна как для органов власти и управления, так и для всех слоев общества);

– планирование и прогнозирование, основными требованиями которых являются единство политического, экономического и социального планирования и прогнозирования; соединение отраслевого и территориального планирования; непрерывность планирования; сочетание текущего и долгосрочного планирования, централизованного регионального и местного планирования;

– рациональная организация аппарата управления и управленческого труда, что предусматривает взаимосвязь территориального, производственно–отраслевого и функционального принципов в построении системы органов управления (обеспечение их стабильности и динамичности, сохранение объективно присущих общественных функций при создании новых органов и реорганизации старых, постоянное их упрощение и удешевление);

– сочетание коллегиальности, единоначалия и личной ответственности;

– проведение кадровой политики по признакам профессионализма, деловитости и высокого нравственного долга: практическое решение задач социального управления зависит, главным образом, от уровня профессионализма, деловитости, высокой нравственности и политической неангажированности управленческих кадров (важнейшими качествами управленческих кадров являются разумная самостоятельность, смелость ч решительность при осуществлении своих функций; умение ценить науку и совлекать специалистов в решение текущих и перспективных задач; постоянное изучение опыта; готовность к пресечению интеллигентского и бюрократического самомнения; выдержка и чуткое отношение к людям);

– гарантия законности: с помощью правовых и иных нормативных актов нормализовать функционирование общества и его подсистем (совершенствование законов предполагает обеспечение устойчивости и преемственности правовых норм; предупреждения вольного обращения с законами; верховенство конституции страны и законов при решении всех вопросов общественной жизни);

– контроль исполнения.

В масштабах общества социальное управление имеет многоуровневую структуру:

– Государственное управление – то есть управление делами государства, осуществляется государственными органами исполнительной власти и государственными служащими.

– Местное самоуправление – осуществляется органами власти муниципальных образований и муниципальными служащими.

– Общественное управление – внутриорганизационное управление делами общественных объединений.

– Негосударственное управление – то есть управление делами частных организаций (акционерных обществ, компаний, концернов и т. п.).

 

2. 1. 2. Государственное и муниципальное управление.

 

Как разновидность социального  управления, государственное управление обеспечивает организацию совместной деятельности своих граждан и осуществляет управление этой совместной деятельностью через соответствующие органы государственного аппарата и государственных служащих. Оно предусматривает выполнение совокупности логически увязанных действий – операций, которые нацелены на достижение как стратегических целей, так и обеспечивающих решение конкретных задач.

Государственное управление – это управление делами государства, основанное на законе и осуществляемое во исполнение закона. Это полновластная, непрерывная, постоянная, повседневная деятельность органов государства и государственных служащих.

Государственное управление состоит  в практической организации осуществления  функций государства, в проведении в жизнь законов. Государственное управление – это исполнительно–распорядительная деятельность, осуществляемая с использованием метода власти и подчинения.

Напомним, суть процесса социального управления заключается в выполнении комплекса операций, ориентированных на достижение государственных и муниципальных целей, которые описываются на языке, отображающем желаемые состояния элементов иерархической структуры системы управления: государства, отрасли, региона и муниципального образования.

Политическая власть практически  может осуществляться разными индивидуальными способами. Тот или иной конкретней способ отправления власти представляет собой важные характеристики политической системы.

Государственные образования можно  классифицировать по таким признакам  как – форма правления, тип политического режима и вид структуры государства.

Управление выражается в выполнении функций государства через организационные структуры, представленные законодательными, исполнительными и судебными органами.

Системы государственного управления можно разделить по характеру взаимоотношений, использованию форм собственности, воздействию на управляемый объект, срокам исполнения решений, способу учета интересов объектов управления; выделяется также антикризисное государственное управление.

Управление в Российской Федерации (РФ) организовано иерархически. Низший уровень иерархической структуры – органы местного самоуправления (муниципальная власть) – решает вопросы местного значения, обладая наряду с этим отдельными государственными полномочиями.

Местное самоуправление является одной из форм проявления фундаментального свойства развивающихся социальных систем – способности к самоорганизации. Форма его реализации определяется историческими и культурными традициями, в т.ч. этнопсихологической спецификой развития. Главная роль местного самоуправления в государстве заключается в том, что, являясь по существу основным механизмом взаимодействия, оно обеспечивает согласование интересов общества и государства.

Утрата баланса интересов между  государством и местным сообществом  приводит к кризисам власти. Индикатором безопасности в этом случае является критический объем полномочий (минимальный и максимальный), который местное сообщество готово реализовать добровольно в инициативном порядке, действуя в собственных интересах. Современные местные сообщества в состоянии реализовать вполне определенный объем полномочий – объем, обеспеченный ресурсами (материальными и социальными). В случае превышения этого объема часть общественно–необходимых дел в государстве просто не будет выполняться. Если же местные сообщества отстраняются от решения собственных вопросов, то действия государства не будут оптимальными с точки зрения удовлетворения потребностей местного сообщества, а его мотивация к участию в работе снизится. Выработка критериев количественной оценки доли местного самоуправления в государстве связана с применением принципа субсидиарности, в соответствии с которым права и интересы личности имеют приоритет перед правами любой общности, а права и интересы ранее образованной и близкой к личности общности имеют определенный приоритет перед правами и интересами общности более высокого уровня. В соответствии с принципом субсидиарности местное сообщество должно иметь приоритет по отношению к региональным структурам и государству. С другой стороны, органы местного самоуправления осуществляют роль проводника интересов государства по отношению к населению.

В действительности получила достаточно широкое распространение практика наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Таким образом, местное сообщество может проявлять как свойства, присущие государству, так и свойства, присущие обществу.

В современном общественном сознании понятия муниципальная власть и  муниципальное управление ассоциируются  с определенным уровнем управления (в системе управления социально–экономическим развитием страны); системой управления социально–экономическим развитием территории муниципального образования; институтом гражданского общества; механизмом согласования интересов общества и государства.

Государственное управление и местное самоуправление осуществляются на постоянной и возмездной основе (первое – от имени государства и за счет федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, второе – от имени соответствующего органа муниципального образования и за счет средств местного бюджета).

В них много общего: подзаконность, непрерывность, исполнительность и  распорядительство, метод власти и подчинения в отношениях с объектами управления, формы выражения управленческих актов (действий) – постановления, распоряжения, приказы. Но органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

Местные сообщества и государство  в процессе жизнедеятельности вступают во взаимодействие посредством, с одной стороны, органов государственной власти, а с другой – органов самоуправления. Местное сообщество в отношении к государству представляется в роли защитника корпоративных интересов. Для обеспечения эффективной защиты этих интересов необходимо, чтобы отношения между местным сообществом и государством строились на основе принципов партнерства. Поэтому наличие в действующей Конституции России 12–ой статьи, устанавливающей отсутствие непосредственной (административной) связи между органами местного самоуправления и органами государственной власти, отвечает объективной реальности и способствует развитию местного самоуправления.

При этом, важно обеспечить эффективную  реализацию прав граждан на местное  самоуправление, координацию деятельности муниципальных образований Российской Федерации и обеспечение взаимодействия с федеральными органами государственной власти и международными организациями органов местного самоуправления.

 

2. 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИУМЕ.

2. 2. 1. Психологические особенности восприятия человеком информации.

Информация о работе Информационное управление в социальных системах