Информационное управление в социальных системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:27, реферат

Краткое описание

Цель работы
Рассмотреть механизмы социального управления и основные принципы по которым оно выполняется. Также учесть тему противодействия информационно-психологическому воздействию.

Содержание

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ....................................................................................3
1. 1. Цель работы………………………………………………………………………………….3
1. 2. Задачи работы………………………………………………………………………………..4
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………...5
Введение…………………………………………………………………………………………..5
2. 1. СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ................................................................................................................................7
2. 1. 1. Социум и основы социального управления......................................................................7
2. 1. 1. 1. Специфика социальной организации.........................................................................7
2. 1. 1. 2. Классы, виды и формы управления социумом.........................................................8
2. 1. 1. 3. Процесс социального управления.............................................................................10
2. 1. 1. 4. Компоненты системы социального управления......................................................10
2. 1. 1. 5. Механизмы социального (государственного и муниципального)
управления……………………………………………………………………………..………11
2. 1. 1. 6. Принципы социального управления.........................................................................13
2. 1. 2. Государственное и муниципальное управление............................................................14
2. 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИУМЕ.....................................................................................................................................16
2. 2. 1. Психологические особенности восприятия человеком информации...........................16
2. 2. 2. Сущность внушающего воздействия на человека..........................................................17
2. 2. 3. Средства информационного воздействия на психику человека...................................20
2. 2. 3. 1. Сущность информационно–психологических средств воздействия.....................20
2. 2. 3. 2. Объекты информационно–психологического воздействия...................................20
2. 2. 3. 3. Классификация средств информационно–психологического воздействия..........21
2. 2. 4. Применение средств информационного воздействия на психику человека………...22
2. 2. 4. 1. Способы информационно–психологического воздействия...................................22
2. 2. 4. 2. Способы и приемы информационно–управляющего воздействия........................24
2. 3. ИНФОРМАЦИОННО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ……………………………………………………………………………………28
2. 3. 1. Массовое информационно–психологическое воздействие..........................................28
2. 3. 1. 1. Роль массового сознания в социальном управлении..............................................28
2. 3. 1. 2. Сущность информационного управления в социуме..............................................31
2. 3. 1. 3.Основы психологии массовой коммуникации.........................................................31
2. 3. 2. Способы и механизмы информационно–психологического управления социумом..34
2. 3. 2. 1. Манипулятивные технологии массового влияния..................................................34
2. 3. 2. 2. Пропаганда и массовое сознание..............................................................................35
2. 3. 2. 3. Информационно–психологические технологии, используемые при выборах в органы государственного и муниципального управления..................................................38
2. 3. 3. Противодействие информационно–психологическому воздействию..........................40
2. 3. 3. 1. Цели и задачи противодействия информационно–психологическому воздействию………...……………………………………………………………………......40
2. 3. 3. 2. Нейтрализация информационно–психологического воздействия.........................40
2. 3. 3. 3. Средства и система информационно–психологического противодействия ........41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………....43

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Информационное управление в социальных системах.DOC

— 406.50 Кб (Скачать файл)

– исследованы особенности влияния информационно–управляющих воздействий на базис и надстройку социума, т.е. установлены механизмы изменения общественно–политических и социально–экономических параметров общества, социальных и административно–территориальных образований через массовое информационно–психологическое воздействие на население.

По мнению психологов, критически усваивать информацию способны 15–25 % населения, а около 75 % людей обладают повышенной внушаемостью. Поэтому применение современных способов массовой информации обеспечивает управляемость обществом;

– возникла необходимость влияния на поведение масс, управления социумом в зависимости от целей правящей элиты, от состояния общества и государства.

Можно выделить следующие режимы в  государственном и муниципальном  информационном управлении:

– целенаправленное изменение общественного строя и общественно–политической ситуации в субъекте (государстве, регионе, муниципальном образовании);

– обеспечение выживаемости в чрезвычайных, критических ситуациях (война, кризис, большое стихийное бедствие) и восстановление устойчивого состояния субъекта;

– стабилизация и коррекция основных социально–экономических показателей (параметров) жизни населения субъекта при нормальном ходе событий;

– достаточно плавный, эволюционный переход в новое состояние при исчерпании возможностей существования в предыдущем состоянии субъекта.

– расширились возможности и возросла роль технических средств в производстве и передаче информации, особенно электронных средств массовой информации.

 

2. 3. 1. 3. Основы психологии массовой коммуникации.

 

Коммуникация в социальных системах означает передачу информации от человека к человеку, т.е. специфическую форму взаимодействия людей в процессах их деятельности, осуществляемую главным образом при помощи языка или других знаковых систем (процесс обмена данными между объектом и субъектом). Информационное воздействие является основой коммуникативных процессов. Компонентами моделей массовой коммуникации являются источники, каналы и получатели информации. Одним из принципиальных вопросов коммуникативной психологии является роль личности в процессе общения и передачи информации от человека к человеку.

Существует несколько концепций  психологии массовой коммуникации:

Поведенческая концепция состоит в том, что поведение человека рассматривается как совокупность реакций его организма на стимулы внешней среды.

Информационная концепция рассматривает поведение человека адекватно его знаниям, которые трактуются как информированность человека, т.е. его реакция есть результат оценки информации.

Образная концепция рассматривает поведение человека как совокупность реакции на восприятие мира как целого, а не как сумму частей.

Психоаналитическая концепция рассматривает поведение человека как совокупность подсознательных реакций, для которых характерны влечения, инстинкты, желания, запрещенные на уровне сознания.

Концепция иллюзий и  манипуляций заключается в том, что в человеке заложена способность самообманываться. В этом случае иллюзии (зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и вкусовые) создаются искусственно, манипулятивно.

В процессах массовых коммуникаций выделяют следующие составляющие:

– коммуникатор;

– сообщение (информация);

– канал передачи;

– аудитория.

Существенное значение имеет статус коммуникатора, особенно такое его  свойство, как кредитность (убедительность), так как «кредитный» коммуникатор воспринимается как компетентный и надежный источник информации. Однако эффект кредитности источника сохраняется лишь в течение определенного времени (примерно месяца), ибо его влияние может ослабевать, по мере того как источник забывается или больше не ассоциируется со своим сообщением. При этом влияние «некредитного» лица может наоборот возрастать со временем (если само сообщение запомнилось лучше, чем его причина. Подобный процесс убеждения с отложенным воздействием называется «эффектом спящего».

Статус компетентности коммуникатора  можно повысить (высказывая суждения, с которыми аудитория согласна; быть представленным в качестве человека, осведомленного в данном вопросе; уверенно излагая сообщение). Рост доверия отмечается также, если аудитория уверена, что коммуникатор не пытается манипулировать ею.

Если коммуникатор смотрит прямо  в аудиторию, а не упирается взглядом в пол, его речь воспринимаются как  сообщение, которому можно верить. Ощущение правдивости и надежности возрастает, когда коммуникатор излагает быстро. Кроме того, привлекательность коммуникатора может существенно повлиять на восприятие его аргументов (прямой способ убеждения) или вызвать позитивные ассоциации при последующем столкновении с доводами коммуникатора (периферийный способ).

Привлекательность включает аспекты  обаяния и подобия. Если выбор основывается на личных оценках, наибольшим влиянием пользуется тот, кто схож с аудиторией. Когда же речь идет о фактах, то подтверждение нашего мнения со стороны непохожего на нас человека порождает большую уверенность (считается, что суждения непохожего человека более независимы).

При отсутствии личностного  интереса, человек принимает решение  на основании того, нравится или  не нравится ему коммуникатор (возрастает значимость манеры подачи сообщения). Близость аудитории и коммуникатора увеличивает силу информационного воздействия

В случае, когда человек заинтересован  в сообщении, он уделяет большее  внимание его содержанию, чем коммуникатору. Поэтому существенно не только то, кто излагает аудитории, но и то, что именно он доводит до массового сознания – содержание сообщения.

В частности рекомендуется использовать аргументы одновременно рассудочные  и эмоциональные. Высокообразованная аудитория с аналитическим складом ума более к рассудочным аргументам. Неинтеллектуальная аудитория чаще оказывается под воздействием эмоциональных аргументов (импонирует коммуникатор и т.п.). Эмоциональное сообщение становится более убедительным, если оно ассоциируются с позитивными чувствами (эффект хорошего настроения). В этом случае повышается убедительность (в плохом настроении люди дольше колеблются перед принятием решения и менее восприимчивы к слабым аргументам). Если аргументы коммуникатора недостаточно сильны, следует привести аудиторию в хорошее настроение, и она положительно отнесется к вашему сообщению, не слишком над ним задумываясь.

Негативные сообщения более  действенны, если коммуникатор не только пытается убедить людей в опасности и вероятности нежелательных последствий, но и предлагает эффективную стратегию защиты.

Значительное расхождение мнений очевидно приводит к дискомфорту, который подталкивает к изменению мнения (эффект диссонанса).

Только кредитный источник (его  трудно опровергнуть) будет вызывать значительное изменение позиции в случае, когда защищается мнение, сильно отличающееся от мнения реципиента. Влияние больших или, напротив, малых расхождений зависит от того, заслуживает ли коммуникатор доверия.

Очевидная правдоподобность коммуникатора  может произвести необходимый эффект на высоком уровне в борьбе за радикальную  позицию (если вы — кредитный источник и аудитория не очень заинтересована данной проблемой, вы смело можете высказывать самые крайние взгляды).

Апелляция к контраргументам не всегда бывает результативной (изложение контраргументов может смутить аудиторию и ослабить позиции коммуникатора и его сообщение может выглядеть более честным и обезоруживающим, если он признает аргументы оппонентов).

Когда аудитория уже заранее  согласна с сообщением, незнакома  с контраргументами и вряд ли будет  позднее рассматривать противоположную  точку зрения, наиболее эффективна односторонняя аргументация. Если аудитория знакома или позже ознакомится с противоположными взглядами, коммуникатору следует сделать свое сообщение с двусторонней аргументацией.

В первичном выступлении уместно  представить аудитории идеи, которые благоприятно повлияют на то, как будет восприниматься и интерпретироваться вторичное сообщение. Эффект первичности заключается в том, что при прочих равных условиях воздействие информации, представленной раньше, обычно сильнее.

Эффект вторичности: последняя по времени поступления информация иногда оказывает наибольшее влияние.

Повысить эффективность информационно–психологического воздействия может использование возвратной коммуникации, под которой понимается использование исключительно тех сообщений, которые уже записаны в памяти аудитории. Их следует подкрепить новой аргументацией, но не вводить совершенно новую информацию.

Социум обладает некоторым набором символов–мифов, значимых для него, что обуславливает вариант воздействия, который аудитория будет принимать без раздумий.

Информационно–психологические материалы, созданные в соответствии с мифологической системой социума, действуют на людей как бы изнутри их мировоззрения, что облегчает процесс восприятия этих материалов.

Необходимо также соблюдать иерархию сообщений, когда на уровне социальных потребностей задается одна норма, а уровень биологических потребностей выдвигает другую.

Кроме того вводимые сообщения должны укладываться в определенный сюжет (перекладывание современных событий на известный сказочный сюжет существенным образом усиливает их воздействие).

Значительное внимание уделяется  также выбору коммуникативного канала, по которому может быть запущено сообщение.

Наиболее эффективной зачастую оказывается ставка на уже существующие каналы информирования населения, доказавшие свою эффективность.

Распространена двухступенчатая  модель: на первом этапе информация передается через заданные каналы воздействия, а на втором – через наиболее активных людей, называемых лидерами мнения (межличностное общение обладает большей эффективностью, чем непосредственное влияние массовой коммуникации).

Понятие аудитории – одно из центральных для информационно–психологических воздействий, ибо на индивида более эффективно можно воздействовать через его групповые характеристики (пол, возраст, социальное положение и т.д.), а не через его индивидуальные особенности.

Для коммуникатора важно не только четкое определение своей аудитории, но также и точное определение  идеалов, интересов этой аудитории  и, свойственных ей каналов коммуникации.

Информационно–психологические технологии сориентированы как на внешнюю аудиторию, так и на внутреннюю аудиторию, под которой понимаются собственные сотрудники. Последний тип аудитории имеет особое значение.

 

2. 3. 2. Способы и механизмы информационно–психологического управления социумом.

2. 3. 2. 1. Манипулятивные технологии массового влияния.

 

Выявлены определенные закономерности манипулятивного информационного  воздействия на массовое сознание, среди которых можно выделить следующие:

– Закон многонаправленности исходит из того, что массовое сознание получает информацию как из официальных, так и из неофициальных источников (сокрытие информации по официальному каналу еще не означает, что ее нельзя будет получить иными путями).

– Закон многосложности основан на том, что сообщение содержит не только факт, но и его интерпретацию (заимствование факта вместе с чужим сообщением несет в себе и его интерпретацию, которую массовое сознание может даже не замечать),

– Закон активной роли аудитории утверждает, что в информационном мире сообщение формируется как источником, так и потребителем информации (иногда даже парадоксальным образом роль потребителя информации может быть выше, чем роль источника).

– Закон информационного усиления говорит о том, что коммуникатор искривляет информационное пространство в сторону обсуждаемого объекта, меняя его приоритетность (усиливая) для массового сознания.

Существует инструментарий порождения единства интерпретации ситуации социумом (за счет коммуникативных потоков, в частности это проявляется в восприятии событий через призму СМИ). Можно привести некий набор факторов, способствующих к обращению к мнению другого лица:

– человек не в состоянии самостоятельно оценивать обилие происходящих событий;

– сообщения СМИ приводят факт вместе с его интерпретацией (далеко не каждый человек может отделить факт от интерпретации);

– эту интерпретацию за человека делает тот, кто является для него наиболее авторитетным (журналист, эксперт, политик и др.);

– статус слушателя (зрителя) зачастую не позволяет ему приобрести статус свидетеля, у которого может быть сформировано свое собственное мнение вне вводимой интерпретации;

– в большинстве случаев читатель (зритель) далее не заинтересован в альтернативных мнениях, поскольку тогда процесс выбора интерпретации возлагается на него;

– аудитории СМИ предъявляют людей, которые недосягаемы обывателю в реальной жизни («звезды», лауреаты и др.);

– как более мощный аппарат по порождению сообщений СМИ заполняют информационное пространство полностью, не позволяя реально конкурировать с ним отдельному человеку, которому приходится выбирать между уже готовыми интерпретациями событий.

Информация о работе Информационное управление в социальных системах