Информационное управление в социальных системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:27, реферат

Краткое описание

Цель работы
Рассмотреть механизмы социального управления и основные принципы по которым оно выполняется. Также учесть тему противодействия информационно-психологическому воздействию.

Содержание

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ....................................................................................3
1. 1. Цель работы………………………………………………………………………………….3
1. 2. Задачи работы………………………………………………………………………………..4
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………...5
Введение…………………………………………………………………………………………..5
2. 1. СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ................................................................................................................................7
2. 1. 1. Социум и основы социального управления......................................................................7
2. 1. 1. 1. Специфика социальной организации.........................................................................7
2. 1. 1. 2. Классы, виды и формы управления социумом.........................................................8
2. 1. 1. 3. Процесс социального управления.............................................................................10
2. 1. 1. 4. Компоненты системы социального управления......................................................10
2. 1. 1. 5. Механизмы социального (государственного и муниципального)
управления……………………………………………………………………………..………11
2. 1. 1. 6. Принципы социального управления.........................................................................13
2. 1. 2. Государственное и муниципальное управление............................................................14
2. 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИУМЕ.....................................................................................................................................16
2. 2. 1. Психологические особенности восприятия человеком информации...........................16
2. 2. 2. Сущность внушающего воздействия на человека..........................................................17
2. 2. 3. Средства информационного воздействия на психику человека...................................20
2. 2. 3. 1. Сущность информационно–психологических средств воздействия.....................20
2. 2. 3. 2. Объекты информационно–психологического воздействия...................................20
2. 2. 3. 3. Классификация средств информационно–психологического воздействия..........21
2. 2. 4. Применение средств информационного воздействия на психику человека………...22
2. 2. 4. 1. Способы информационно–психологического воздействия...................................22
2. 2. 4. 2. Способы и приемы информационно–управляющего воздействия........................24
2. 3. ИНФОРМАЦИОННО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ……………………………………………………………………………………28
2. 3. 1. Массовое информационно–психологическое воздействие..........................................28
2. 3. 1. 1. Роль массового сознания в социальном управлении..............................................28
2. 3. 1. 2. Сущность информационного управления в социуме..............................................31
2. 3. 1. 3.Основы психологии массовой коммуникации.........................................................31
2. 3. 2. Способы и механизмы информационно–психологического управления социумом..34
2. 3. 2. 1. Манипулятивные технологии массового влияния..................................................34
2. 3. 2. 2. Пропаганда и массовое сознание..............................................................................35
2. 3. 2. 3. Информационно–психологические технологии, используемые при выборах в органы государственного и муниципального управления..................................................38
2. 3. 3. Противодействие информационно–психологическому воздействию..........................40
2. 3. 3. 1. Цели и задачи противодействия информационно–психологическому воздействию………...……………………………………………………………………......40
2. 3. 3. 2. Нейтрализация информационно–психологического воздействия.........................40
2. 3. 3. 3. Средства и система информационно–психологического противодействия ........41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………....43

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Информационное управление в социальных системах.DOC

— 406.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, манипулирование  не в состоянии охватить все поле массового сознания. Сфера информационно–психологического воздействия на людей ограниченна (примерно на три четверти поддержка руководства социального управления зависит от общего положения в социуме). Контролируя идеологическое сознание, которое может перекрывать реальные условия существования людей, массовое сознание вопреки желанию политико–управленческих кругов сохраняет определенную независимость и неподвластность со стороны внешнего манипуляционного воздействия.

 

2. 3. 2. 2. Пропаганда и массовое сознание.

 

Информационно–психологическое воздействие направлено на мотивировку нового типа поведения получателя сообщения, т.е. подвести получателя сообщения к решению, выгодному для коммуникатора.

Пропаганда – разновидность информационно–психологического влияния на массовое сознание посредством коммуникации. Пропагандистская информация вложена в знаковые формы, которые призваны привлечь к ней внимание и закрепить ее в памяти. Выделяют несколько типов социальных сред, в которых проводится пропагандистское воздействие.

Монологическая коммуникативная  среда опирается на авторитет, где инородные сообщения априорно признаются лживыми. В этой среде нет проблемы привлечения внимания к сообщению и оценки его эффективности.

Для альтернативной коммуникативной среды, характерной для демократических государств, на первое место часто выходят опережающие сообщения (первая интерпретация происшедшего события привлечет самое широкое внимание). Здесь одной из самых опасных ошибок в информационно–психологических операциях является запаздывание с сообщением (особенно в кризисных ситуациях).

Агрессивная коммуникативная  среда активно защищается от воздействия (сообщение может восприниматься "в штыки" и коммуникаторы в ряде случаев вынуждены разрабатывать поддерживающие данное сообщение мероприятия и приемы).

В частности, среди них могут быть следующие приемы пропаганды:

– выверенная дозировка негатива и позитива (сообщение выглядит более правдоподобным);

– контроль и навязывание сравнения (так как все познается в сравнении, этот процесс надо контролировать);

– селективный подбор фактов (усиливающих или ослабляющих воздействие высказывания);

– целенаправленная подмена источника (в интересах пропаганды происходит подмена источника сообщения другим);

– целенаправленная смена канала (допустим, переход с официальных каналов на неофициальные – слухи для распространения нужных сообщений);

– целенаправленная подмена получателя (запланированная утечка информации, когда получатель принимает сообщение, якобы ему не предназначавшееся);

– целенаправленное изменение сообщения (изменение статуса описываемого в сообщении события и т.п.).

– целенаправленное использование шума (шум, который в стандартной схеме служит лишь источником помех, в данном случае становится главным источником информации);

– целенаправленное использование преувеличения (гиперболизация фактов). Эффективность пропаганды может быть существенно увеличена с использованием следующих дополнительных приемов:

– акцентирование внимания на совпадении интересов коммуникатора с аудиторией (возникающее при этом хорошее отношение переносится аудиторией на само сообщение);

– привлечение чужого авторитета для выдачи нужного сообщения (кредитность источника порождает доверие к его сообщению);

– представление сообщения в качестве мнения большинства, а позиции оппонента – как мнение меньшинства (присоединение к большинству – доминанта социальной психологии);

– представление предлагаемого решения, устремленным в будущее (прогрессивным), а альтернативного решения консервативным;

– выделение негативных характеристик оппонента (навязывание аудитории мысли о том, плохой человек не может говорить правильные вещи).

Задачи пропаганды можно разделить  на стратегические и тактические.

Стратегические  задачи пропаганды, выполняемые как новостными, так и художественными коммуникациями, преследуют создание новой социальной идентичности, защиты информационного пространства социума от вторжения чуждой информации (информационная система вбирает только те события, которые соответствуют модели социума).

Тактические задачи пропаганды, в большей степени выполняемые новостными коммуникациями, способствуют решению конкретных проблем социального управления, организации поддержки инициатив власти, текущему информированию населения о краткосрочных событиях.

Как стратегические, так и тактические  функции пропаганды служат для выработки единых моделей интерпретации действительности в социуме. Виды решения этих задач пропаганды можно классифицировать следующим образом – научная, массовая и практическая пропаганда.

Научная пропаганда – воздействие на массовое сознание с помощью абстрактно–научных теорий и концепций, объясняющих и обосновывающих развитие и функционирование социума. Она реализуется в процессе гуманитарного образования (преподавания общественных дисциплин и политического обучения граждан) и постоянного обновления теорий и концепций (приведение их в соответствие с меняющейся действительностью, использование новейших приемов и средств внесения их в сознание людей с учетом растущего уровня их образования и культуры).

В чистом виде научная пропаганда ориентирована на интеллектуально развитую и гуманитарно–образованную аудиторию. Отсюда, для самых широких масс теории и концепции следует подавать в научно–популярной форме (с учетом зрелости их мышления и познавательных возможностей, приспосабливая научные знания к обывателю, к его повседневным представлениям и психологическим ощущениям).

Массовая пропаганда – влияние на массовое сознание посредством образных суждений и наглядных представлений и проводится через систему воспитания, профессионального образования, массовых коммуникаций, общественной рекламы (монументы и мемориальные комплексы, выставки и музеи, рекорды и достижения), производственной рекламы (экспозиции потребительских товаров и услуг), массовой культуры (кино, радио, эстрада, живопись, музыка, беллетристика), массового общения (праздники, развлечения, гуляния, церемонии, ритуалы).

Система воспитания открывает начальный  и важнейший этап политической социализации будущих граждан (усваивания политических норм социума и с определенными модификациями передача их следующим поколениям). Важнейшим социальным институтом выступает здесь семья, в которой представлены все черты, типичные для данного социума или социального слоя, и в которой формируются основные представления о власти и авторитете, закладываются особенности политического сознания, политической культуры, политических убеждений и предпочтений граждан.

Массовые коммуникации – средства массовой информации. Они часто используются социальное управление для убеждения своих граждан (в некоторых социумах пропаганда выступает главной функцией средств информации), оказывают мощное психологическое воздействие на массовое сознание.

Символы могущества и величия государства (памятники, архитектурные ансамбли, мемориальные комплексы) выступают базовым средством формирования массового сознания и психологии принятия существующего образа жизни социума.

Различные ведомства и органы социального управления широко используют рекламу престижной продукции в своей пропагандистской деятельности (коммерческая реклама в силу ее внешней нейтральности скрытно достигает социально–политические цели). Естественная потребность людей в потребительских благах рекламой используется не только как средство сбыта товаров и услуг, но и для одобрения существующего в социуме образа жизни.

Такие каналы идеологического влияния, какими являются массовые шоу, кинематограф, театр, эстрада, живопись и литература, во многом нацелены на приспособление к своим нуждам мышления людей, приобщение их к своим программам, ослабление их способности к противодействию информационно–психологическому влиянию.

«Дни города», государственные  и религиозные праздники, развлечения, гулянья, церемонии и другие формы массового времяпрепровождения людей также несут прямую или косвенную идеологическую нагрузку. Этой же цели служат вывешивание флагов и транспарантов, исполнение гимнов, проведение митингов, собраний, парадов, торжественных встреч, праздничных шествий, церемоний, награждений, поздравлений, посвящений, объявление траура и т.д. Подобные способы заполнения досуга и свободного времени граждан сказываются на их политических предпочтениях и отвлекают их от повседневных проблем.

Практическая пропаганда – воздействие на массовое сознание путем изменения общественного бытия, создания и поддержания образа и качества жизни и деятельности людей в социуме.

В отличие от научной и массовой пропаганды, где управление совершается  через прямое воздействие на сознание, практическая пропаганда осуществляется опосредованно, т.е. через изменение объективных условий, которые в свою очередь влияют на изменение сознания (идейно–психологическое влияние на человека совершается путем контролирования его образа действий).

Следует заметить, что научная и  массовая пропаганда (воздействующие через особые трансляционные системы) формируют опосредованное, идеологическое сознание, а практическая пропаганда (влияющая через реальные условия жизни людей) образует непосредственное, практическое сознание.

Всякая общественно–политическая деятельность является способом информационно–психологического воздействия на массовое сознание. Как только социальное управление касается сознания масс, оно незамедлительно становится средством внесения в это сознание соответствующих мнений и представлений, проектируемых посредством массовой пропаганды.

В конечном счете научная и массовая пропаганда должны проверяться практической пропагандой, так как практический опыт масс, закрепляемый в их психологии, выступает основой формирования общественно–политических взглядов населения. Вместе с тем, в кризисных условиях (дефицит материальных средств, ресурсов общества, необходимых для сохранения или повышения уровня жизни населения) центр тяжести в пропагандистской деятельности следует перенести с практических методов на идеологические.

Снятие информационного прессинга  со стороны государственных и  муниципальных органов власти, более справедливое распределение информации и культуры ограничивают манипулятивные возможности. Плюрализм (появление, взаимодействие и противодействие в таких условиях различных, в том числе противоположных, позиций) стимулирует познавательный интерес, преодолевает познавательные барьеры, препятствует искажению, деформации взглядов, помогает избавлению от накопившихся мифов, утопий и догм в массовом сознании. В этом случае формируется демократический менталитет с его многозначностью, динамичностью и адекватностью мнений. Усвоение определенных навыков и правил политического мышления, помогающих лучшему пониманию тонких приемов манипулирования массовым сознанием, правильному восприятию и осмыслению социальными субъектами политической пропаганды, противодействию ей.

У индивида появляется внутренняя потребность  в препарации и декамуфлировании пропагандистского материала. Формируется что–то вроде антиманипуляционного экрана, включающего критический стереотип к источникам информации, аргументированное отношение к устному и наглядному пропагандистскому материалу, отрицание информащш, противоречащей логике, знаниям и опыту индивида (ничего не принимать на веру, тщательно проверять содержание политической информации, разгадывать планы и методы пропаганды, не попадаться в ее ловушки, правильно ориентироваться в широком и разнообразном потоке внутренней и внешней информации, не идти на поводу у модных идейных и культурных течений, не поддаваться влиянию распространенных взглядов, со знанием дела относиться к политическим теориям и программам).

 

2. 3. 2. 3. Информационно–психологические технологии, используемые при выборах в органы государственного и муниципального управления.

 

Современные избирательные технологии во многом базируются на способах массового информационно–психологического воздействия. Накопленный опыт в этой сфере (позволяющий видеть ее именно как информационную технологию воздействия на массовое сознание), позволяет выделить следующие факторы:

– общий объект воздействия, который в обоих случаях можно определить как массовое сознание:

– процесс воздействия, определяемый как информационные технологии, поскольку введение нового типа поведения обеспечивается чисто коммуникативно;

– работа в альтернативной коммуникативной среде, требующей учета сообщений оппонента.

Избирательные технологии являются периодически действующими средствами массового информационно–психологического воздействия, целью которых является изменение общественного сознания в сфере государственной и муниципальной политики. В них можно выделить некоторые стереотипы, согласно которым граждане частенько голосуют:

– за человека, а не за партию;

– за идею, а не за идеологию;

– за будущее, а не за прошлое;

– за образ социальный, а не политический;

– за яркую личность, а не за посредственность;

– за судьбу, а не за обыденность;

– за победителя, а не за неудачника;

– за ценности подлинные, а не мнимые.

Исходя из перечисленных особенностей формируются стратегии проведения избирательных кампаний. Центральное место в них обычно занимает какое–либо лицо или партия – кандидат, который должен соответствовать потребностям электората (вышеназванные характеристики начинают акцентирование подаваться в рамках интенсивных коммуникаций для воздействия на аудиторию).

Информация о работе Информационное управление в социальных системах