Информационные системы и экспертные работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 08:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы рассмотреть обработку информации в рамках информационной системы предприятия. Задачами данного исследования являются:
•Оценить эффективность использования информационной системы в управлении предприятием.
•Произвести анализ способов обработки информации.
•Обобщить методы работы со знаниями, включая экспертные системы и системы поддержки принятия решений.
•Рассмотреть методы обработки информации, обеспечивающих принятие эффективных управленческих решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА 5
1.1.Информационная система предприятия как инструмент управления 5
1.2. Инструментальные средства обработки информации 9
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 13
2.1. Общее представление об обработке данных 13
2.2. Основы баз данных. Понятия базы данных и системы управления базами данных 16
2.3. Модели баз данных 19
2.4. СУБД Microsoft Access 22
2.5. Технология создания баз данных 25
ГЛАВА 3. Экспертные системы 29
3.1. Понятие об экспертных системах 29
3.2. Состав и организация экспертных систем 31
3.3. Принципы разработки экспертных систем 32
3.4. Классификация экспертных систем 33
3.5. Системы поддержки принятия решений 34
3.6. Соотношение между экспертными системами и СППР 36
3.7. Классификация СППР 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Литература 43

Вложенные файлы: 1 файл

ИС и Экспертные системы.docx

— 144.98 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА 5

1.1.Информационная система предприятия как инструмент управления 5

1.2. Инструментальные средства обработки информации 9

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 13

2.1. Общее представление об обработке данных 13

2.2. Основы баз данных. Понятия базы данных и системы управления базами данных 16

2.3. Модели баз данных 19

2.4. СУБД Microsoft Access 22

2.5. Технология создания баз данных 25

ГЛАВА 3. Экспертные системы 29

3.1. Понятие об экспертных системах 29

3.2. Состав и организация экспертных систем 31

3.3. Принципы разработки экспертных систем 32

3.4. Классификация экспертных систем 33

3.5. Системы поддержки принятия решений 34

3.6.  Соотношение между экспертными системами и СППР 36

3.7. Классификация СППР 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

Литература 43

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Результаты научных исследований показывают, что информация и научные  знания в последние годы играют всё  большую роль в жизни общества. С появлением современных средств  вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса и преобразования общества, дальнейшего развития науки, образования, культуры, достижения нового уровня интеллектуального  и духовного развития человека и  общества. Самым приоритетным видом  деятельности сегодня является формирование информационного общества – общества, в котором процессы сбора, обработки, анализа, передачи информации, т.е. информационные и коммуникационные технологии, занимают основное место в различных сферах человеческой деятельности.

Со времени появления первых компьютеров прошло уже не одно десятилетие, превратившее их из технической диковины в уникальный инструмент, необходимый  каждому современному специалисту, преумножающий его способности, помогающий решать более сложные  поставленные задачи за меньший промежуток времени. Вместе с этим современные  компьютерные технологи позволяют  решать поставленные задачи с качеством  заметно более высоким по сравнению  с традиционными способами.

Объём информации увеличивается, по самым  скромным оценкам, в геометрической прогрессии, а принятие по-настоящему правильного решения зависит  прежде всего от полноты, достоверности, оперативности предоставления необходимых  информационных ресурсов и вместе с  этим их доступности для максимально  широкого круга заинтересованных лиц. Сегодня 

несомненно, возросла роль информационных систем (ИС). Поэтому цель нашей работы  рассмотреть обработку  информации в рамках информационной системы предприятия. Задачами данного  исследования являются:

  • Оценить эффективность использования информационной системы в управлении предприятием.
  • Произвести анализ способов обработки информации.
  • Обобщить  методы работы со знаниями, включая экспертные системы и системы поддержки принятия решений.
  • Рассмотреть методы обработки информации, обеспечивающих принятие эффективных управленческих решений.

Объект исследования: информационная система предприятия. Предмет исследования: эффективность использования информационных и экспертных систем  для управления предприятием.

 

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

1.1.Информационная система предприятия как инструмент управления

 

Информационной системой (ИС) называют систему, предназначенную для сбора, обработки и распространения информации. Цель функционирования ИС - информационное обслуживание или обеспечение основной деятельности системы информационного обмена. Функционирование ИС предполагает наличие исходных, промежуточных и конечных информационных продуктов, технологических процессов и ресурсов. Необходимой составляющей ИС является подсистема управления, обеспечивающая ее эффективное функционирование (необходимое разнообразие, объем и качество выходных информационных продуктов). В отличие от системы обмена в ИС не включены как поставщики (источники), так и потребители (приемники) информации ИС объединяет элементы, только преобразующие информацию, т. е. ввода, обработки, хранения, поиска, вывода и распространения информации соответствии с общей теорией систем, информационную систему можно определить как совокупность информационных элементов ввода, обработки, переработки, хранения, поиска, вывода и распространения информации, находящихся в отношениях и связях между собой и составляющих определенную целостность, единство. Если рассматривать ИС как подсистему ОС, то вторую часть этого определения целесообразно расшифровать указанием роли и места ИС как подсистемы более общей системы (ОС), которые и обеспечивают ее "целостность" и "единство".

ИС - это взаимосвязанная совокупность элементов ввода, обработки, переработки, хранения, поиска, вывода и распространения  информации, цель функционирования которой  состоит в информационном обеспечении  эффективной деятельности организационной  системы, подсистемой которой она  является. Как система ИС естественно  обладает основными свойствами систем, такими как иерархичность, централизация  и децентрализация, целостность  и независимость.

Выделение ИС из системы обмена, как  самостоятельной системы является следствием организационного обособления  основной и информационной деятельности. Существующие автоматизированные документальные и фактографические информационно-поисковые системы (ИПС), АСУ, банки данных (БД), отделы научно-технической информации (ОНТИ), системы НТИ в целом организационно обособлены. Возникает вопрос, как рассматривать поставщиков и потребителей этих систем: как элементы собственно систем или как элементы внешней среды? Этот вопрос в настоящее время решается по-разному. Рассматривают даже внешних и внутренних потребителей этих систем, внешних и внутренних поставщиков информации.

Если считать, что потребители  информации являются элементами систем НТИ, АСУ, БД и т. д., то необходимо предположить, что данные системы могут управлять  их информационными потребностями. В действительности это не так. Системы  могут только изучать эти потребности  и приспосабливаться к ним. Функции  управления по отношению к потребителям реализует система более высокого уровня - система информационного  обмена. Для системы существенно  взаимодействие ее элементов для  достижения общей цели. Если этого  взаимодействия нет, то нет и системы. С другой стороны, потребители ОНТИ, БТИ (бюро технической информации), АСУ, БД и т. д. организационно не принадлежат  этим системам. Возникает вопрос: как  можно эффективно управлять функционированием  системы, имеющей элементы, организационно не принадлежащие ей? Ответ может  быть только один - рассматривать эти  элементы как элементы внешней среды. То же можно сказать и в отношении  поставщиков информации.

При организационном обособлении  ИС может решать две группы задач. Первая группа связана с чисто  информационным обеспечением основной деятельности: отбор необходимых  сообщений, их обработка, хранение, поиск  и выдача субъекту основной деятельности с заранее заданной полнотой, точностью  и оперативностью в наиболее приемлемой для СОД форме. Вторая группа задач  связана с обработкой полученной информации/данных в соответствии с  теми или иными алгоритмами или  программами с целью подготовки решений задач, стоящих перед  субъектом основной деятельности (так  называемых "пользовательских" задач  или задач блоков 2 и 4). Для решения  таких задач ИС должна обладать необходимой  информацией о предметной области  СОД, стоящих перед ним проблемах, она должна уметь использовать существующие модели решения задач субъекта основной деятельности или самостоятельно строить  такие модели. Для решения таких  задач ИС должна обладать определенным искусственным или естественным интеллектом. С развитием вычислительной техники и ее программного обеспечения, упрощением технологии работы с ВТ задачи второй группы все чаще выполняют  сами субъекты основной деятельности. Однако существует определенный спектр задач второй группы любой из сфер основной деятельности, решение которых  целесообразно возлагать на ИС. Задачи первой группы - это задачи информатизации общества "вширь". Задачи второй группы - задачи информатизации общества "вглубь".

Для решения поставленных задач  ИС должна выполнить следующие функции:

- отбор сообщений из внутренней  и внешней среды, необходимых  для реализации основной деятельности;

- ввод информации в ИС;

- хранение информации в памяти  ИС, ее актуализация и поддержание  целостности; 

- обработка, поиск и выдача  информации в соответствии с  заданными СОД требованиями. Обработка  может включать и подготовку  вариантов решения пользовательских  прикладных задач по соответствующим  алгоритмам/программам.

Существующая техника управления включает в себя следующие основные принципы:

1) выбор целей для каждого  из уровней управления (как правило,  принято выделять три уровня  управления – стратегический, оперативный  и текущий);

2) разработка наборов показателей  для каждой из целей или  подцелей, характеризующих деятельность  предприятия на качественном  или количественном уровнях;

3) разработка методик получения  показателей из информации о  деятельности предприятия;

4) расчет (оценка) оптимальных значений  показателей, при этом используются  методы моделирования и прогнозирования;

5) расчет (оценка) допустимых отклонений  показателей от нормальных значений  и разработка возможных мер  по их коррекции (управление).

В соответствии с таким подходом под ИСП понимается прежде всего  система показателей, характеризующих  деятельность предприятия, вместе с  набором исходных данных о деятельности предприятия, и методик (правил, инструкций, программ и т.п.), с использованием которых из совокупности данных получают значения показателей.

На рис.1.1. приведена общая схема использования информационной системы и системы показателей в управлении фирмой.

В соответствии с типами целей функционирования предприятия создаются три набора показателей его деятельности: для  стратегического, оперативного и текущего уровней. Цели и, соответственно, показатели всех трех уровней взаимосвязаны. Вследствие этого можно оценить, например, успешность достижения стратегических целей на основании знания оперативных показателей  деятельности. И, наоборот, при планировании стратегических целей можно оценить  требования к показателям оперативной  деятельности. Для такого рода оценок существуют методы пересчета. При этом пересчет показателей текущей деятельности в оперативные и наоборот  производится на основании стандартных формул и является точным и однозначным. Это связано с тем, что показатели этих уровней деятельности являются количественными и примерно одинаковы  по содержанию (в основном идет суммирование по времени, ассортименту и т.п.).

Пересчет показателей оперативной  деятельности в стратегические не может  быть реализован так просто. Это  связано с тем, что, во-первых, смысл  показателей этих уровней различен, а, во-вторых, стратегические показатели

зачастую  не имеют четкого количественного  выражения (например, конкурентоспособность, инновационный потенциал, качество труда и т.п.).

1.2. Инструментальные средства обработки информации

 

На  рис.1.1. наряду с типами программ, используемых на разных уровнях ИСП, показаны и методы обработки информации, которые можно назвать также инструментальными средствами по отношению к информации. Охарактеризованы основные классы этих средств.

В настоящее время существует целый  арсенал средств и методов  для обработки данных и знаний. Как правило, обработка информации не сводится к использованию того или иного отдельно взятого метода, а представляет собой многоуровневую и многоэтапную систему различных  взаимосвязанных и взаимообусловливающих  методов. В зависимости от уровня сложности все методы обработки информации, используемые на уровне экономической или социально-экономической системы, можно представить следующей приблизительной последовательностью:

1) Базы данных, точнее, записи базы  данных – максимально простое  и однородное представление информации  в виде набора классов объектов  и стандартизованных связей между  однотипными объектами. Используется  преимущественно для представления  первичной информации о хозяйственной  деятельности фирм.

2) OLTP (On-Line Transaction Processing) – оперативная обработка транзакций (близко к нашему понятию хозяйственных операций) или выполнение транзакций в режиме реального времени. С точки зрения обработки информации суть транзакции сводится к изменению записей (значений параметров объектов) базы данных.

3)  Data Warehousing (хранилище данных) – упорядоченные и систематизированные данные, организованные в виде, удобном для последующего анализа, определения связей между различными классами данных, обнаружения закономерностей, прогнозирования и т.п. Идеологию хранилищ данных можно рассматривать как развитие классических баз данных с целью более быстрого и полного извлечения аналитической информации (знаний) из имеющихся данных.

4) OLAP (On-Line Analysis Processing) – системы оперативной аналитической обработки данных, представленных в хранилищах данных. Такой анализ проводится на основе использования многомерной модели базы данных (многомерных кубов). Преимущества – гибкость и возможность оперативного анализа взаимосвязей между любым набором параметров, содержащихся в базе данных.

Информация о работе Информационные системы и экспертные работы