Информационные системы и экспертные работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 08:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы рассмотреть обработку информации в рамках информационной системы предприятия. Задачами данного исследования являются:
•Оценить эффективность использования информационной системы в управлении предприятием.
•Произвести анализ способов обработки информации.
•Обобщить методы работы со знаниями, включая экспертные системы и системы поддержки принятия решений.
•Рассмотреть методы обработки информации, обеспечивающих принятие эффективных управленческих решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА 5
1.1.Информационная система предприятия как инструмент управления 5
1.2. Инструментальные средства обработки информации 9
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 13
2.1. Общее представление об обработке данных 13
2.2. Основы баз данных. Понятия базы данных и системы управления базами данных 16
2.3. Модели баз данных 19
2.4. СУБД Microsoft Access 22
2.5. Технология создания баз данных 25
ГЛАВА 3. Экспертные системы 29
3.1. Понятие об экспертных системах 29
3.2. Состав и организация экспертных систем 31
3.3. Принципы разработки экспертных систем 32
3.4. Классификация экспертных систем 33
3.5. Системы поддержки принятия решений 34
3.6. Соотношение между экспертными системами и СППР 36
3.7. Классификация СППР 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Литература 43

Вложенные файлы: 1 файл

ИС и Экспертные системы.docx

— 144.98 Кб (Скачать файл)

3.5. Системы поддержки принятия решений

 

Проблемы принятия решений пронизывают  всю человеческую практику (и общественную, и личную), и поэтому отличаются большим разнообразием. В зависимости  от выбираемого основания классификации  выделяют следующие типы задач принятия решений: 

а) хорошо структурированные, плохо  структурированные и неструктурированные; 

б) уникальные и повторяющиеся; 

в) статические и динамические;

г) в условиях определенности и  в условиях неопределенности ( в  частности, при риске, при противодействии); 

д) с фиксированным (заданным) набором (множеством) вариантов решений (стратегий, альтернатив) и с формируемым  в процессе принятия решений; 

е) с одним критерием (показателем  качества или эффективности, целевой  функцией) и с многими (несколькими) критериями,

Поддержка принятия решений заключается  в помощи лицу, принимающему решение (ЛПР) в процессе принятия решений. Она  включает:

- первичную переработку и анализ  исходной ситуации;

- помощь ЛПР при анализе объективной  составляющей, т.е. в понимании  и оценке сложившейся ситуации  и ограничений, накладываемых  внешней средой;

- выявлении предпочтений ЛПР,  т.е. в выявлении и ранжировании  приоритетов, учёте неопределённости  в оценках ЛПР и формировании  его предпочтений;

- генерации возможных решений,  т.е. формирование списка альтернатив, 

оценке  возможных альтернатив, исходя из предпочтений ЛТР и ограничений, накладываемых  внешней средой,

- анализе последствий принимаемых  решений, - выборе лучшего, с точки  зрения ЛПР варианта.

По сути, системы поддержки принятия решений (СППР) существуют очень давно (хотя они так не назывались): это  военные советы, коллегии министерств, всевозможные совещания и т.п. Первой реализованной на компьютерах СППР является ситуационная комната, предложенная и реализованная С. Биром в  Чили для управления в масштабах  национальной экономики. Сейчас ситуационная комната – обычное явление  в военных кругах и в крупных  компаниях.

Существуют различные определения  СППР. Одним из наиболее общих определений  является следующее: "Системы поддержки  принятия решений являются человеко-машинными  объектами, которые позволяют лицам, принимающим решения, использовать данные, знания, объективные и субъективные модели для анализа и решения  слабоструктурированных и неструктурированных  проблем". В этом определении подчеркивается предназначение СППР для решения  слабоструктурированных и неструктурированных  задач. Согласно классификации Г. Саймона  к слабоструктурированным относятся  задачи, которые содержат как количественные так и качественные оценки проблемы, причем качественные имеют тенденцию  доминировать. Неструктурированные  проблемы имеют лишь качественное описание.

Другие авторы включают в сферу  действия СППР и решение хорошо структурированных  задач, т.е., сферу действия экспертных систем. Разработчики программных продуктов  склонны считать средства OLAP – (Online Analysis Processing) - оперативного анализа  полноценными СППР, хотя теоретики  и пользователи в настоящее время  считают средства OLAP только частью СППР.

При дальнейшем рассмотрении мы будем  придерживаться наиболее широкого понимания  СППР как инструмента для решения  любых классов задач, возникающих  в производственно-экономических  системах.

3.6. Соотношение между экспертными системами и СППР

 

Есть значительное сходство между  экспертными системами и системами  поддержки принятия решений. Наиболее общее, что их объединяет, это то, что оба этих подхода призваны находить решение в проблемных ситуациях. Вторым объединяющим моментом является то, что в современных системах управления при обоих подходах стараются  интегрировать и использовать все  имеющиеся в производственно-экономических  системах данные (с помощью интеллектуального  извлечения данных и т.п. технологий).

Но между СППР и экспертными  системами существуют и не менее  важные различия. Первое принципиальное различие между ними в том, что  в экспертных системах основной упор делается на оценке состояния управляемой  системы и на выводе некоторого решения  исходя из полученной оценки. В СППР основной упор делается на моделировании  самих процессов получения решения. В некотором зачаточном состоянии  эти элементы присутствуют и в  экспертных системах, но в СППР они  занимают гораздо более важное место. К тому же использование новейших интеллектуальных достижений, таких  как нечеткая логика, нейросетевые технологии и методы ранжирования нечисловых данных привели к качественному  скачку в уровне СППР и значительному  расширению круга задач, которые  они способны решать.

Второе важное различие заключается  в том, что экспертные системы  хотя и призваны решать проблемы с  высоким уровнем неопределенности, но все же решаемые задачи являются в значительной мере типизированными. СППР же направлены на решение задач  любой сложности, в том числе  и таких, которые являются новыми и обладают высокой степенью неопределенности как в постановке самой задачи, так и в ее решении. Закономерно, что при решении такого класса задач во главу угла ставится уже  сам человеческий интеллект, а не задача, поскольку такой подход является значительно более гибким и позволяет  решать более качественно и более  широкий круг задач.

Но СППР не заменяют экспертных систем, они, если можно так выразиться, продолжают линию на интеллектуализацию процессов  управления, но на качественно ином уровне. На практике экспертные системы  являются важной составной частью СППР, причем в случае анализа типизированных ситуаций экспертная система может  рассматриваться как СППР.

Заметим, что компьютер сам по себе не является разумным. Видимость  интеллектуальности ему придают  программы, разработанные человеком. Компьютер настолько умен, насколько  интеллектуальна вложенная в  него программа. Вначале компьютеризации, когда мощность компьютеров была на порядки ниже, чем сейчас, ограничивающим фактором при взаимодействии человек-компьютер  была мощность компьютера. В это  время требовалось проведение большого числа однотипных операций, программы  были сравнительно несложными и понятными  с точки зрения идеологии, и не требовали высокой квалификации программистов и пользователей. Побеждал более быстрый компьютер.

В настоящее время ситуация изменилась коренным образом. Как правило, скорости компьютера хватает для проведения любых разумно организованных расчетов. В этом случае резко повышаются требования к самой программе, к принципам  ее организации. Если в программу  не вложены эффективные алгоритмы  переработки информации, то, какова бы ни была  скорость работы компьютера, ничего стоящего на выходе он не выдаст (шум на входе – шум на выходе). Поэтому развитие компьютерных СППР определяется  прежде всего теми интеллектуальными методами, которые  развивает человек. (Примечательно, что  на Западе эти интеллектуальные методы сразу же воплощаются в  программные продукты, тогда как  у нас между интеллектуальными  разработками и программными продуктами непроходимая стена).

Можно выделить следующие интеллектуальные направления, определяющие уровень  СППР:

- математические методы оптимизации;

- основанные на экспертных оценках  методы ранжирования приоритетов;

- методы имитационного моделирования;

- принципиально новые с точки  зрения традиционной идеологии  методы нечеткой логики и нейросетевые  технологии.

3.7. Классификация СППР

 

Создание СППР на все случаи жизни, по-видимому, невозможно, во всяком случае, на современном этапе развития компьютерных и информационных технологий. По характеру  решаемых проблем все СППР можно  разбить как минимум на три  группы:

- универсальные;

- специализированные для решения  проблем с ясно выраженными  целями и результатами;

- специализированные для решения  проблем с высоким уровнем  неопределенности.

Универсальные СППР в настоящее  время широко используются в мире бизнеса. Как правило, они имеют  стандартный интерфейс для общения  с пользователем, разработанный  в рамках какой-либо идеологии (основные идеологии рассмотрены нами выше). Задача пользователя таких систем заключается  в настройке универсальной программной  оболочки на нужную предметную область  путем ввода информации  об анализируемых  объектах, иерархии правил и предпочтений, а также основных правилах игры (в  рамках идеологии данного программного продукта) в рассматриваемой предметной области. Если быть последовательным, то универсальные СППР необходимо разбить  еще на три класса:

- универсальные, для решения  широкого круга задач, возникающих  в обществе и  организациях  различного типа;

- универсальные, для решения  широкого круга проблем, возникающих  в производственно-экономических  системах;

- универсальные для решения  проблем в одной или ряде  близко связанных экономических  областей. Эти СППР можно рассматривать  и как специализированные, но  используемые большим числом  субъектов.

Как уже выше было сказано, абсолютно  универсальных СППР не существует;

Универсальные СППР второго класса широко используются в развитых странах. Это и уже рассмотренные выше разработки фирмы Gensym, комплекс программ фирм KBSI и Metasoftware, программный продукт Metacube фирмы Informix и ряд других. Эти  СППР не предназначены для решения  задач с высоким уровнем неопределенности, помимо этого, требуется длительная и дорогостоящая адаптация этих программных продуктов для использования  в наших экономических условиях. Немаловажным является и то обстоятельство, что большинство этих программных  пакетов не поддерживает работу на русском языке, вследствие чего осложняется  их работа с русскоязычными документами.

Универсальные СППР третьего класса наиболее широко распространены, в  том числе и на постсоветском  пространстве. Это прежде всего пакеты для финансового анализа и  анализа тенденций на финансовых рынках ряда западных и отечественных фирм, бухгалтерские аналитические программы и т.д.

Рассмотрим принципы создания СППР для систем  с относительно высоким  уровнем определенности относительно целей, результатов и методов  их достижения. К ним в первую очередь относятся различные  технические системы и технологические  процессы.

При создании  СППР такого типа необходимо интегрировать в единое целое  традиционные алгоритмические методы управления сложными объектами и  методы интеллектуальных технологий. При этом алгоритмические методы используются для анализа тех  ситуаций или элементов ситуаций, которые могут быть представлены в четкой формализованной форме. Методы искусственного интеллекта используются для решения тех задач или  элементов задач, когда достаточно высокий уровень формализации (определяется практическими требованиями к системе) невозможен.

Возникающие в процессе управления сложными техническими и технологическими системами задачи можно разбить  на следующие классы:

- мониторинг или оценка обстановки;

- прогноз поведения системы  в обычном (штатном) режиме;

- прогноз развития аварийных  ситуаций;

- выработка возможных решений;

- выбор наиболее удовлетворительного  решения.

Как правило, интеллектуальные составляющие СППР наделяются развитой иерархической  структурой, что позволяет реализовать  планирование поведения в сложных  ситуациях, а также адаптацию  и обучение СППР в целом. Создается  как минимум три уровня иерархии: уровень стратегий, уровень задач  и уровень отдельных компонент  или модулей системы.

На уровне стратегий определяется очередность выполнения различных  задач, а также вырабатываются решения  в случае возникновения непредвиденных ситуаций, которые невозможно решить на нижних уровнях управления (иерархия уровней управления, предложенная С. Биром). На уровне задач определяется, какие компоненты должны решить ту или иную задачу. На самом нижнем уровне происходит управление работами модулей, которые решают ту или иную подзадачу. Число уровней управления может быть и больше, а связи  между ними носить более сложный  характер.

Роль механизма управления иерархической  системой задач в СППР этого класса выполняет так называемый интеллектуальный монитор, который является средством  интеграции различных элементов  управления.

Важной частью интеллектуального  монитора является ядро, которое выполняет  низкоуровневое управление работой  системы в целом. При создании ядра необходимо обеспечить его эффективное  и предсказуемое функционирование. Основными функциями ядра являются реализация взаимодействия между компонентами системы при помощи механизма  передачи сообщений и диспетчеризация  работ в системе с целью  обеспечения режима реального времени.

Информация о работе Информационные системы и экспертные работы