Информационные системы и экспертные работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 08:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы рассмотреть обработку информации в рамках информационной системы предприятия. Задачами данного исследования являются:
•Оценить эффективность использования информационной системы в управлении предприятием.
•Произвести анализ способов обработки информации.
•Обобщить методы работы со знаниями, включая экспертные системы и системы поддержки принятия решений.
•Рассмотреть методы обработки информации, обеспечивающих принятие эффективных управленческих решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА 5
1.1.Информационная система предприятия как инструмент управления 5
1.2. Инструментальные средства обработки информации 9
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 13
2.1. Общее представление об обработке данных 13
2.2. Основы баз данных. Понятия базы данных и системы управления базами данных 16
2.3. Модели баз данных 19
2.4. СУБД Microsoft Access 22
2.5. Технология создания баз данных 25
ГЛАВА 3. Экспертные системы 29
3.1. Понятие об экспертных системах 29
3.2. Состав и организация экспертных систем 31
3.3. Принципы разработки экспертных систем 32
3.4. Классификация экспертных систем 33
3.5. Системы поддержки принятия решений 34
3.6. Соотношение между экспертными системами и СППР 36
3.7. Классификация СППР 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Литература 43

Вложенные файлы: 1 файл

ИС и Экспертные системы.docx

— 144.98 Кб (Скачать файл)

5) Data Mining (наиболее близкий смысловой эквивалент – извлечение знаний) - представляет собой набор самых различных методов, предназначенных для извлечения новых знаний из баз и хранилищ данных, а в развитых вариантах и из других типов и источников представления информации.

6) Интеллектуальные методы обработки  информации: нейросетевые технологии, генетические алгоритмы, методы  группового учета аргументов, называемые  также методами искусственного  интеллекта – позволяют решение  ряда важных классов задач,  удовлетворительное решение которых  с помощью средств классической  математики невозможно.

  

                                                                                                                                                                                   

 

Контроллинг


 

 

 

 

 

                                                             - Методы пересчета

                      Управленческий учет

 

 

 

 

 

 

 

                     - Методы пересчета

             

Стратегические  цели

Среднесрочные цели

Текущая (оперативная) деятельность

Стратегические  показатели

Производственные  и финансовые показатели

Показатели текущей деятельности

Отклонения стратегических показателей

Отклонения произв. и финанс. показателей

Отклонения показателей текущей  деятельности

Выбор решения

Выбор решения

Выбор решения


 

 

 

                                                             

                                                                                                                 

                                                                     

 

 

                                                                                                                                                 

 

 

                                                                

                                                      

                                                        - Методы пересчета       

                                                     

 

 

 

 

 

Рис.1.1. Общая схема работы с показателями в информационной системе предприятия

 

7) Обработка текстов – включает  в себя представление текстовой  информации в «концентрированном»  виде, более удобном для выполнения  определенного круга задач, в  частности, схематизации знаний, последующего компьютерного поиска  нужной информации и др.

8) Инженерия знаний – суть  метода заключается  в использовании  баз знаний, в которых, с одной  стороны, информация представлена  в гораздо более удобном для  последующего анализа виде, чем  в базах данных, а, с другой, допускает использование однотипных  преобразований с помощью компьютера. Базы знаний широко используются  в экспертных системах (составляя,  по сути, их ядро), системах поддержки  принятия решений, а в последние  годы – и в системах обработки  экономической информации.

9) Моделирование, экспертные системы  и системы поддержки принятия решений .

10) Различные методы коллективного  обсуждения и решения проблем,  в частности, работа коллектива  экспертов, различные варианты  мозгового штурма, организационно-деятельностные  игры и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

2.1. Общее представление об обработке  данных

 

Информационная система предприятия  предназначена для работы с двумя  основными видами информации: данными  и знаниями.

Напомним, что под данными понимают сведения о конкретных значениях  каких-либо параметров. Например, адрес  поставщика, количество товара, перечень комплектующих, услуг и т.д. Как  правило, данные о какой-либо предметной области сводятся вместе в форме  таблиц. Такие таблицы могут быть достаточно большими и содержать  десятки тысяч и даже миллионы записей. Наборы таблиц, в которых  собрана информация о деятельности социально-экономического объекта (предприятия, учреждения, вуза, общественной организации  и т.д.) составляют основу современных  баз данных. Системы компьютерной поддержки таких баз данных называются системами управления базами данных (СУБД).

Знания – это сведения о закономерностях  какой-либо предметной области. Они  представляют собой отношения между  данными или другими знаниями и представляются в виде выводов, обобщений, формул, правил, схем, моделей, в том числе и мысленных  и др. Знания о какой-либо предметной области могут быть собраны вместе в базе знаний. Такая база знаний вместе с правилами вывода новых  знаний в зависимости от ее масштабов, особенностей работы со знаниями и  назначения называется экспертной системой, советующей информационной системой или  системой поддержки принятия решений.

Существует определенная взаимосвязь  между способом представления информации и ее видом. Например, схемы и тексты однозначно относятся к знаниям. Но для числового и символьного (небольшой текст, не обязательно  имеющий общепринятый смысл) представлений  эта зависимость более размыта, и отнесение такого рода информации к данным или знаниям зависит  от схемы, в которой она используется.

С практической точки зрения из всего  многообразия видов информации и  методов работы с нею целесообразно  выделить следующие три случая:

- данные и методы работы с  ними;

- методы извлечения знаний из  данных;

- знания и получение новых  знаний.

На рис.2.1 показана схема обработки  информации в ИСП и даны общепринятые названия этапов и методов обработки. Последовательность обработки информации на этой схеме увязана с ее движением  в системе управления предприятием, приведенной на схеме 1.1. На нижнем уровне ИСП находится система работы с данными или другое ее название – система обработки транзакций (OLTP – Online Transaction Processing). Данные о деятельности предприятия и его окружении поступают в базу данных или в программные продукты для обработки данных, включая бухгалтерские и иные программы, с помощью которых можно осуществлять учетную деятельность. Между учетными программами и базой данных возможен двусторонний обмен информацией. С одной стороны, база данных может пополняться из учетных программ, с другой стороны, учетные программы могут использовать информацию, содержащуюся в базе данных.

Непосредственное использование  информации из базы данных для высших уровней обработки информации, оперирующих  в основном знаниями, не совсем удобно (см. об этом детальнее в следующих  разделах), поэтому «очищенная» (упорядоченная  и согласованная) информация из базы данных передается для хранения и  дальнейшего использования в  хранилище данных (Data Warehousing). В свою очередь, информация из хранилища данных может быть использована для моделирования, прогнозирования, различного рода анализа, а также в программных продуктах для финансового управления, бизнес-планирования, управления проектами и др.

Такой анализ данных может быть проведен в двух направлениях.

Первый случай – это когда  мы имеем множество характеристик  предметной области, но для упрощения  анализируем лишь определенные ее аспекты  или разрезы. Такого рода анализ носит  название OLAP-анализа (Online Analysis Processing).

Хранилище данных


(Data Warehousing)

Работа со знаниями

 

 

 

 

 

                                                                                 

Моделирование,

прогнозирование, анализ

Экспертные  системы,

Система поддержки принятия решений

Принятие  решений

                           OLTP-система                  «Очистка данных»    

База  данных

Бухгалтерия,

учетная деятельность

 

 

Данные

Финансовый  анализ, управление проектами и др.


 

 

 

 

 

 

 

 

 


            Data   Mining                                                                   OLAP

 

 

                                                                                            



 

 

                                                                                         

                                                                                                        

 

 

 

Рис.2.1. Виды информации на предприятии и инструментарий

 

При переходе на уровень знаний информация используется не в своем первоначальном виде, так, как она содержится в  хранилище данных, а подвергается  существенной переработке. В результате такой переработки из данных получаются знания, а сам процесс называется интеллектуальной обработкой данных или  извлечением знаний (Data Mining).

В последующем эти первичные  знания наряду с другими знаниями используются уже в системах обработки  знаний, включая экспертные системы, информационные советующие системы  и системы поддержки принятия решений. Конечный этап – использование  знаний для принятия решений.

2.2. Основы баз данных. Понятия базы данных и системы управления базами данных

 

Базой данных называется структурированная  совокупность данных, относящаяся к  определенной предметной области, и  используемая совместно различными пользователями в рамках некоторой  единой информационной системы.

Структурированная – это значит упорядоченная с помощью четко  определенного набора правил. Например, мы делим предметную область на объекты  и их характеристики. Объекты записываются в одной колонке таблицы, а  характеристики – в последующих  колонках. При этом в каждой колонке  представлены характеристики строго определенного  типа – дата, стоимость, вес и  т.п.

Под предметной областью в данном случае понимается часть реального  мира, подлежащая изучению с целью  организации таких функций управления в этой области, как учет, контроль, и передача данных в другие модули и звенья управления (планирование, анализ, системы поддержки принятия решений и т.д.). Например, для экономиста предметной областью являются все явления, факты и процессы в сфере экономики  и финансов.

Пользователями баз данных в  общем случае могут быть различные  прикладные программы, программные  комплексы, а также люди – специалисты  в данной предметной области, выступающие  в роли потребителей или источников данных, называемые конечными пользователями.

Для создания, поддержки и использования  баз данных используется специальный  программный инструментарий – системы  управления базами данных (СУБД).

СУБД – это комплекс программных  и языковых средств, необходимых  для создания баз данных, поддержания  их в актуальном состоянии и организации  поиска в них необходимой информации. Такой комплекс в общем случае содержит некоторое центральное  ядро, представляющее собой отдельную  программу, например, FoxPro, Access и др. Помимо собственно СУБД для ее работы необходима сетевая операционная система, например, UNIX, Linux, Windows XP и т.д.

База данных, организованная с использованием какой-либо СУБД является центральным  элементом любой корпоративной  информационной системы.

Базы данных предназначены для  описания однородных объектов, описывающих  какую-либо предметную область. Объекты  в базах данных принято также  называть сущностями. Как правило, объекты  предметной области делятся на классы, и каждый класс объектов описывается  с помощью набора одинаковых параметров или атрибутов.

Атрибут – это информационное отображение  свойств объекта. Каждый объект характеризуется  некоторым набором атрибутов, называемых также реквизитами.

Существуют следующие основные структурные элементы базы данных, перечисленные  по мере их укрупнения: поле, запись, столбец, таблица, совокупность взаимосвязанных таблиц.

Поле – элементарная единица  организации данных, которая соответствует  неделимой единице информации –  реквизиту или атрибуту. На практике поле соответствует отдельной ячейке в таблице, в которой записано значение (в численном или текстовом  виде) атрибута некоторого объекта.

Для описания поля используются следующие  характеристики:

- имя (в заголовке таблицы);

- тип, например, символьный, числовой, календарный (аналогично Excel);

Информация о работе Информационные системы и экспертные работы