Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 08:23, курсовая работа
Цель нашей работы рассмотреть обработку информации в рамках информационной системы предприятия. Задачами данного исследования являются:
•Оценить эффективность использования информационной системы в управлении предприятием.
•Произвести анализ способов обработки информации.
•Обобщить методы работы со знаниями, включая экспертные системы и системы поддержки принятия решений.
•Рассмотреть методы обработки информации, обеспечивающих принятие эффективных управленческих решений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА 5
1.1.Информационная система предприятия как инструмент управления 5
1.2. Инструментальные средства обработки информации 9
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 13
2.1. Общее представление об обработке данных 13
2.2. Основы баз данных. Понятия базы данных и системы управления базами данных 16
2.3. Модели баз данных 19
2.4. СУБД Microsoft Access 22
2.5. Технология создания баз данных 25
ГЛАВА 3. Экспертные системы 29
3.1. Понятие об экспертных системах 29
3.2. Состав и организация экспертных систем 31
3.3. Принципы разработки экспертных систем 32
3.4. Классификация экспертных систем 33
3.5. Системы поддержки принятия решений 34
3.6. Соотношение между экспертными системами и СППР 36
3.7. Классификация СППР 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Литература 43
Импорт таблиц может осуществляться как из другой базы СУБД Access, так и из базы, созданной в другой системе. В зависимости от обстоятельств из импортируемой таблицы может поступить структура: поля, их названия, свойства, а может быть и содержимое базы. Если что-либо импортировалось не так, как надо, то необходимые изменения (например, в свойства) могут быть внесены вручную.
Вручную можно создавать базу данных, используя режимы «Таблицы» и «Конструктор».
Более универсальный «ручной»
метод предоставляет режим «
Опытные разработчики чаще пользуются «полуавтоматическим» способом, предполагающим работу с «Мастером таблиц». Мастер таблиц ускоряет создание базы данных. Он задает вопросы и, руководствуясь полученными ответами, создает автоматически структуру таблицы. Этот режим могут использовать и начинающие пользователи, если они овладели терминологией СУБД.
Запросы
Запросы - специальные объекты, предназначенные для выборки данных из таблиц базы, а также для выполнения вычислений и других операций с базовыми таблицами, включая их преобразование. В результате запроса образуется результирующая таблица.
Важным условием реализации запросов, является установление связей между таблицами, точнее, полями различных таблиц. С помощью таких связей и реализуются запросы, обращенные сразу к нескольким таблицам базы данных.
Существует несколько типов запросов: запросы на выборку, запросы по образцу, запросы с параметром, запросы с вычисляемым полем, запросы на изменения, итоговые запросы.
Для создания запросов к базам данных существует специальный язык запросов SQL (Strutured Qvery Langauge - структурированный язык запросов). В Access нет особой необходимости его изучать, поскольку существует Мастер создания запросов. Тем не менее, для создания сложных запросов необходимо знание SQL.
Формы
Формы - это объекты, с помощью
которых в базу вносят новые данные,
отыскивают, просматривают и редактируют
имеющиеся. Формы представляют собой
некоторые специальные
Данные в таблицу можно
- ввод данных при
использовании форм можно
- разные пользователи имеют разные права доступа к информации, хранящейся в таблице. Для исключения элементарного «взаимодействия» между этими пользователями, каждому из них предоставляют свои (разные) формы, хотя данные из этих форм могут поступать и в одну таблицу;
- ввод данных в таблицу с помощью формы прост и потому позволяет сократить число ошибок при вводе. К тому же с помощью элементов управления форм можно настроить на автоматическую первичную проверку вводимых данных;
- форма может точно повторять
форму бумажного документа, с
которого вводят данные
в базу, что позволяет
снизить утомляемость
- наконец, в одной форме можно
отображать данные из
Отчеты
Отчеты - это формы «наоборот». С их помощью данные из базы выводятся на печать в «регламентированном», четко определенном, удобном для пользователя виде. Кроме привлекательного вида отчеты позволяют комбинировать данные из нескольких таблиц, а также упорядочивать записи таблицы на основании данных других таблиц.
Отчеты позволяют получить результаты запросов в наглядной форме в виде распечатки на принтере. Таким образом, целью получения отчета является получение бумажного документа.
В начале 80-х годов в исследованиях
по искусственному интеллекту сформировалось
самостоятельное направление, получившее
название «экспертные системы». По
своей сути экспертные системы представляют
собой компьютерные программы, предназначенные
для решения не полностью алгоритмизированных
задач. На первых этапах основная цель,
которая ставилась перед
Значение экспертных систем определяется следующими обстоятельствами:
- технология экспертных систем
существенно расширяет круг
- технология экспертных систем
позволяет значительно
- объединение технологии
Специалисты предсказывают, что экспертные системы уже в недалеком будущем будут играть важную роль в бизнесе и производстве, в частности, использоваться во всех фазах проектирования, разработки, производства, распределения, продажи и оказания услуг.
Экспертные системы
Известные специалисты в области искусственного интеллекта А.Ньюэлл и М. Саймон считают, что задача является неформализованной, если она обладает хотя бы одной из нижеперечисленных характеристик:
- задача не может быть задана в числовой форме;
- цели не могут быть выражены в терминах точно определенной целевой функции;
- не существует
- алгоритмическое решение в
принципе существует, но его нельзя
использовать из-за
- исходные данные частично
- знания о проблемной области, к которой относится задача, частично ошибочны, неполны, неоднозначны либо противоречивы;
- пространство решений обладает
большой размерностью, т.е., перебор
вариантов при получении
данные и знания динамически изменяются в процессе получения решения.
Как правило, экспертные системы включают в себя следующие основные компоненты:
- систему вывода решений (
- область рабочей памяти, называемой также базой данных;
- базы знаний;
- компоненты приобретения
- подсистема связи с внешним миром;
- подсистема моделирования
- объяснительный компонент:
- диалоговый компонент.
База данных (рабочая память) предназначена для хранения исходных и промежуточных данных решаемой в текущий момент задачи.
База знаний в экспертных системах предназначена для хранения долгосрочных данных, описывающих рассматриваемую область (в отличие от текущих данных), и правил, описывающих правила преобразования данных в этой области.
Система вывода решений (решатель), используя исходные данные из рабочей памяти и знания из базы данных, формирует такую последовательность правил, которые, будучи применены к исходным данным, приводят к решению задачи.
Компоненты приобретения знаний автоматизируют
процесс наполнения экспертной системы
знаниями в процессе диалога экспертной
системы с экспертом-
Подсистема связи с внешним миром необходима в так называемых динамических экспертных системах, осуществляющих, например, управление технологическими процессами через систему показаний датчиков. В этом случае необходима очень быстрая реакция на происходящие события (время реакции много меньше одной секунды). Естественно, что за такие короткие промежутки времени система не может осуществить диалог с экспертом-человеком и ее выводы опираются на показания датчиков.
Для динамических экспертных систем
также характерна подсистема моделирования
внешнего окружения. Она необходима
в тех случаях, когда внешняя
обстановка существенно (критерий существенности
определяется необходимой точностью
решения) меняется за период, на который
получается решение экспертной системой.
В этом случае в систему получения
решения подставляются
Диалоговый компонент
В разработке экспертных систем должны
участвовать представители
- эксперт в проблемной области, задачи которой будет решать экспертная система;
- инженер по знаниям –
- программист по разработке инструментальных (программных) средств, предназначенных для ускорения разработки экспертных систем.
При этом задача эксперта определить знания (данные и правила), характеризующие проблемную область и обеспечить полноту и правильность введенных в экспертную систему знаний.
Инженер по знаниям помогает эксперту
выявить и структурировать
Программист при необходимости
разрабатывает программный
По назначению различают специализированные экспертные системы и экспертные системы, разрабатываемые на базе программных оболочек (shells).
Специализированные экспертные системы характерны для первоначальных этапов развития экспертных систем, когда отсутствовала стандартизация программного обеспечения в целом. В настоящее время их разработка целесообразна либо в случае уникальности, когда невозможно использовать стандартные средства, либо, наоборот, достаточной простоты предметной области и вследствие высокой стоимости программных оболочек.
В настоящее время разработка экспертных систем в основном осуществляется путем разработки программных комплексов, называемых оболочками, способными реализовать широкий круг задач, и последующей разработки приложений к данному программному комплексу для решения узкоспециализированных задач. Реально количество приложений к одной программной оболочке, может составлять сотни и тысячи специализированных экспертных систем из самых различных областей знания.
Информация о работе Информационные системы и экспертные работы