Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 08:23, курсовая работа
Цель нашей работы рассмотреть обработку информации в рамках информационной системы предприятия. Задачами данного исследования являются:
•Оценить эффективность использования информационной системы в управлении предприятием.
•Произвести анализ способов обработки информации.
•Обобщить методы работы со знаниями, включая экспертные системы и системы поддержки принятия решений.
•Рассмотреть методы обработки информации, обеспечивающих принятие эффективных управленческих решений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА 5
1.1.Информационная система предприятия как инструмент управления 5
1.2. Инструментальные средства обработки информации 9
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 13
2.1. Общее представление об обработке данных 13
2.2. Основы баз данных. Понятия базы данных и системы управления базами данных 16
2.3. Модели баз данных 19
2.4. СУБД Microsoft Access 22
2.5. Технология создания баз данных 25
ГЛАВА 3. Экспертные системы 29
3.1. Понятие об экспертных системах 29
3.2. Состав и организация экспертных систем 31
3.3. Принципы разработки экспертных систем 32
3.4. Классификация экспертных систем 33
3.5. Системы поддержки принятия решений 34
3.6. Соотношение между экспертными системами и СППР 36
3.7. Классификация СППР 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Литература 43
- длина (количество цифр или букв);
- точность для числовых данных.
Для описания объекта в базе данных используется набор полей, в каждом из которых записано значение какого-либо атрибута, описывающего объект. Такой набор полей записывается в виде строки, называемой также записью.
Таких однотипных записей может быть достаточно много (тысячи и даже миллионы). В совокупности однотипные записи вместе с оглавлениями столбцов образуют таблицы базы данных.
В каждом столбце таблицы базы данных расположены значения одного и того же атрибута для различных однотипных объектов, принадлежащих описываемой предметной области.
В случае, если типов объектов много, для их описания используется набор таблиц. Поскольку объекты предметной области взаимосвязаны, то связанными оказываются и описания этих объектов, представленные в виде записей в различных таблицах.
|
| |||
|
|
Рис.2.2. Поля, записи и столбцы в таблице
Любая база данных создается на основании модели данных.
Модель данных представляет собой совокупность структур данных, ограничений целостности базы данных и операций по обработке данных.
В настоящее время в базах данных используются в основном следующие модели данных:
- иерархическая модель данных;
- сетевая модель данных;
- реляционная модель данных.
В иерархической модели
данных объекты базы данных связаны
между собой иерархическими отношениями,
образующими ориентированный
К основным понятиям иерархической структуры относятся: уровень, элемент (узел), связь.
Узел – это совокупность атрибутов данных, описывающих некоторый объект. На схеме иерархического дерева узлы представляются вершинами графа. Каждый узел на более низком уровне связан только с одним узлом, находящимся на более высоком уровне. Иерархическое дерево имеет только одну вершину (корень дерева) и не подчиненную другим вершинам. Зависимые (подчиненные узлы) находятся на втором, третьем и т.д. уровнях.
К каждой записи базы данных существует только один путь от корневой записи.
В сетевой структуре используются те же основные понятия, что и в иерархической модели – уровень, узел, связь. Однако в этой модели каждый элемент может быть связан с любым другим элементом.
Достоинством обоих типов
К недостаткам следует отнести сложность поиска, необходимость знания пользователем множества деталей настройки и типов связей между элементами базы данных, проблемы с обеспечением целостности и единственности данных.
Базы данных указанных типов
использовались в основном в 60-70-х
годах 20-го века и затем были вытеснены
реляционными моделями данных. В настоящее
время иерархическая и
Реляционная модель данных
В реляционной модели данные представлены в виде набора таблиц. Структура базы данных определяется установлением связей между таблицами с помощью так называемых индексов или ключей.
Каждая реляционная таблица представляет собой двумерный массив и обладает следующими свойствами:
- каждый элемент таблицы – один элемент данных;
- все столбцы в таблице
- каждый столбец имеет
- одинаковые строки в таблице отсутствуют;
- порядок следования строк и
столбцов может быть
Пример реляционной таблицы (информация о товарах):
№ п/п |
Товар |
№ накладной |
Дата выдачи |
К-во, штук |
Поставщик |
Покупатель |
1 |
Видеоплаты |
2231 |
10.10.04 |
1000 |
ООО «Кристалл |
ООО«Комп» |
2 |
Мониторы |
2232 |
12.10.04 |
20 |
ООО «Украина» |
ООО«Комп» |
3 |
Процессоры |
1234 |
12.10.04 |
2000 |
ООО «Украина» |
ООО«Комп» |
Поле (столбец), каждое значение которого однозначно определяет соответствующую запись (строку, кортеж), называется простым ключом или просто ключом (ключевым полем). В показанном выше примере ключом является порядковый номер записи. В качестве ключа могут служить такие показатели, как номер приказа или номер накладной (на одном и том же предприятии). Если записи однозначно определяются не одним полем, а несколькими, то набор этих полей образует составной ключ. Например, в качестве сосавного ключа может быть использована фамилия, имя и отчество сотрудника вместе с адресом (такой набор уникален для каждого человека).
Чтобы связать две таблицы в базе данных, необходимо ключ из первой таблицы включить (в качестве дополнительного поля) также и во вторую таблицу, или, наоборот, ключ из второй таблицы добавить в первую.
Ключи являются принципиально необходимыми элементами баз данных, отличающих их от таблиц (создаваемых, например, средствами Excel). С помощью ключей организуются связи между таблицами, обработка данных, запросы, модификация таблиц, быстрое создание новых, более удобных для решения текущих задач таблиц и многое другое.
Ключи используются во всех реляционных СУБД, к наиболее распространенным из которых относятся Oracle, Informix, Access.
Одной из наиболее простых и доступных СУБД является Microsoft Access. Рассмотрим типичные элементы базы данных на примере этой СУБД. При этом многие важные элементы, используемые в более развитых базах данных, окажутся опущенными (в частности, администрирование, работа в сети, безопасность и т.д.), но тем не менее, приведенных данных достаточно для того, чтобы познакомиться с деятельностью обычного пользователя СУБД.
Система управления базами данных Microsoft Access входит в состав Microsoft Office и работает в среде Windows.
Access всех версий для хранения и работы с данными использует реляционную модель данных. Основными элементами Access являются: таблицы баз данных, запросы, формы, отчеты, модули и макросы.
При открытии или создании базы данных Microsoft Access открывается окно базы данных с набором закладок, каждая из которых содержит один из шести объектов, указанных в списке.
Таблицы баз данных создаются пользователем для хранения данных, относящихся к объектам предметной области. Таблицы представляют собой основной объект хранения данных. Например, одна таблица может содержать данные о товарах, другая - о производителях, третья – о поставщиках этих товаров и т.д. Эти отдельные таблицы связываются воедино. Комбинация всех таблиц и их взаимных связей составляет «фундамент» базы данных.
Запросы создаются пользователем для выборки необходимых данных из одной или нескольких взаимосвязанных таблиц.
Формы предназначены для введения, просмотра и редактирования взаимосвязанных данных в базе в удобном виде.
Отчеты предназначены для
Макросы – это небольшие программы,
созданные пользователем с
Модули – это более сложные чем макросы программы, созданные на языке программирования Visual BASIC. Обычно они используются как самостоятельные приложения, предназначенные для:
- автоматизации многих стандартных задач управления базами данных;
-
разработки пользовательских
- обработки данных, расположенных на других компьютерах;
-
реализации функций, не
Таблицы предназначены для ввода, хранения и редактирования данных. Однако, таблицы в Access больше, чем просто хранилище записей данных. Помимо собственно данных, таблицы Access содержат:
-
информацию о внешнем виде
таблицы (шрифте для
-
информацию о свойствах
- информацию о свойствах полей.
Под структурой таблицы понимают ее состав (количество, порядок следования, типы и свойства полей).
Поля как объекты базы данных, к которым в процессе работы происходит обращение и над которыми могут выполняться различные операции, обладают определенными свойствами. К свойствам полей относят:
- имя, которое в пределах базы должно быть уникальным;
- тип данных. В зависимости от значения свойства поля «тип данных» Microsoft Access выделяет для хранения информации различное место, по-разному эти данные интерпретирует, допускает над данными различных типов разные операции;
- размер поля - максимальное число символов, которое может в нем поместиться. Для числовых полей и полей некоторых других данных размер поля (длина) определяется их типом.
С организационной точки зрения в работе с любой базой данных выделяют два различных режима: проектировочный и эксплуатационный.
Первый режим предназначен для разработчика (проектировщика) базы данных, который имеет право создавать в ней новые объекты (например, новые таблицы), задавать их структуру, определять и менять свойства полей, устанавливать связи. Такой специалист как разработчик базы имеет к ней полный доступ. У одной базы может быть один, два или несколько разработчиков.
Второй режим предназначен для пользователей. Пользователь базы - это лицо, которое наполняет базу информацией, обрабатывает данные с помощью запросов, получает результаты работы с базой в виде результирующих таблиц и отчетов. У одной базы могут быть миллионы пользователей, и, конечно, доступ к структуре базы данных для них закрыт.
Важно отметить, что при
одновременной работе с базой
данных никакой монополизации базы
не происходит. Пользователь, работающий
с базой, блокирует только ту запись,
с которой он в данный момент работает.
Как только он завершает работу с
записью, она становится доступной
для использования другими
Объекты базы, а именно: таблицы, запросы, формы и отчеты, - можно создавать разными способами: автоматически, вручную, с помощью Мастера.
Эти способы отличаются друг от друга уровнем «автоматизации», и, естественно, первый способ — это автоматизация высшего уровня, которая достигается либо «Импортом таблиц», либо «Связью с таблицами».
Информация о работе Информационные системы и экспертные работы