Информационные технологии в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:26, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования – образовательный прооцессв высшем учебном заведении.
Сложность, многоплановость и недостаточная разработанность оценки эффективности ИТ, наличие нерешенных и дискуссионных проблем, объективная необходимость их научного осмысления и комплексного анализа предопределили выбор темы, цель и содержание исследования
Цели и задачи исследования:
анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме управления информационными технологиями;
анализ способов и принципов формирования модели управления информационными технологиями;
практические рекомендации по применению разработанной методики и модели

Содержание

Введение 3
Глава1.Теоретические и организационные проблемы управления образовательным комплексом в рыночной экономике 5
1.1.Теоретические основы формирования системы управления в сфере образовательных услуг 5
1.2.Информационная среда ВУЗа, развитие средств телекоммуникаций 21
1.3.Информатизация учебного процесса 22
1.4.Информатизация административно-хозяйственной деятельности. 26
1.5.Информатизация научных исследований. 27
1.6.Дистанционное образование 28
Глава2.Моделирование и анализ системы управления информационными технологиями в образовательном комплексе 30
2.1.Классификация факторов, влияющих на процесс управления в системе образования 30
2.2.Анализ концепций управления информационными технологиями. 33
2.2.1.Маркетинговая концепция 33
2.2.2.Венчурнное финансирование 40
2.2.2.Концепция снижения энтропии. 45
2.3.Тенденции информатизации управленческих структур 48
Глава3.Теоретические основы организации управления информационными технологиями 57
3.1Принципы построения информационных систем в области управления образованием 57
3.2.Построение математической модели управления информационными технологиями в образовании 65
3.3.Анализ эффективности информационных технологий 71
Заключение 73
Литература 76

Вложенные файлы: 1 файл

diplom_informatika.doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

С внедрением НИТ связано  более широкое понимание управления обучением, осознаваемое не только как управление школой, но и как управление процессом обучення каждого учащегося. При этом субъектами управления выступают уже не только руководители школ, но и учитель, и сам ученик.

Речь идет о кибернетическом подходе к управлению обучением, когда под управлением понимается такое воз действие на объект (процесс), которое выбрано из множества возможных воздействий с учетом поставленной цели, состояния объекта (процесса), его характеристик и ведет к улучшению функционирования или развития данного объекта, то есть к приближению цели (А.Я. Лернер. Начала кибернетики.— М., 1967).

В рамках такого подхода  в общей структуре управления можно выделить отдельный уровень  — непосредственное управление процессом  усвоения учащимися учебного материала и формирования у них определенных интеллектуальных качеств. Это дает возможность объективно персонифицировать оценку с учетом личностных особенностей каждого учащегося.

Сделаем одно важное замечание, которое, с первого взгляда, как будто ограничивает наш подход к управлению качеством образования — ведущей мы будем рассматривать когнитивную (познавательную) область.

Структура управления качеством образования с использованием НИТ может быть представлена в виде следующей последовательности действий:

1. Формирование цели.

2. Конкретизация цели.

3. Создание педагогической системы контроля.

4. Создание психологической системы контроля.

5. Создание системы педагогического мониторинга.

6. Создание системы психологического мониторинга.

7. Характеристика (определение) начального состояния ученика:

а) педагогическая;

б) психологическая.

8. Выработка прогноза по ученику:

а) педагогическая траектория;

б) психологическая траектория.

9. Формулировка цели для ученика:

а) педагогическая;

б) психологическая.

10. Анализ полученных результатов процесса обучения.

11. Корректировка целеполагания и деятельности на всех уровнях:

а) внутришкольный;

б) муниципальный;

в) региональный;

г) федеральный.

1.2.Информационная среда  ВУЗа, развитие средств телекоммуникаций

Основой информационно-образовательной  среды ВУЗа является корпоративная  информационно-вычислительная сеть ВУЗа, предназначенная для практической реализации принципов информатизации высшей школы, развития информационных ресурсов общего пользования и интеграции распределенных информационно-вычислительных ресурсов абонентов.

Сеть обеспечивает:

    • удаленный доступ к ресурсам по сетям телекоммуникаций на основе единых международных стандартов (технологий хранения, обмена и обработки информации);
    • совершенствование управления и информатизации основных направлений деятельности ВУЗа;
    • создание условий внедрения новых информационных технологий в основные направления деятельности ВУЗа;
    • интеграцию информационных ресурсов ВУЗа на базе информационных серверов со стандартными средствами доступа клиентов на основе Web-технологии.

 
Развитие информационной среды должно происходить по следующим направлениям:

    • Развитие средств телекоммуникаций.
    • Расширение информационного пространства ВУЗа на основе WEB технологий.
    • Внедрение перспективных методов дистанционного обучения в вузовском и послевузовском образовании.
    • Создание и обеспечение удаленного доступа к базам данных различного назначения (электронному каталогу библиотеки, баз данных учебного и административного назначения, нормативных документов и др.).

1.3.Информатизация учебного  процесса

Информатизация учебного процесса является приоритетной задачей, обеспечивающей качественно новый  уровень подготовки специалистов всех направлений. При этом под информатизацией  следует понимать не только использование ПЭВМ, но и широкое внедрение современных технических средств обучения, в том числе мультимедийных.

В условиях жестких финансовых ограничений целесообразно сосредоточить  усилия на организации компьютерных классов коллективного пользования с централизованным техническим обслуживанием. Классы должны комплектоваться с учетом специфики преподаваемых дисциплин. Особое внимание следует уделять приобретению периферийных устройств, отвечающих требованиям учебного процесса, и лицензионных программных продуктов.

Для реализации Концепции  информатизации в учебном процессе приоритетными являются следующие  основные направления:

    • разработка и внедрение научно-методического и учебно-методического обеспечения для обучения новым информационным технологиям;
    • разработка и внедрение технологической базы для создания компьютерных курсов учебного назначения;
    • разработка и внедрение эффективных средств компьютерного обучения;
    • сертификация и оценка качества программных средств, придание им коммерческих свойств.

Для реализации этих направлений необходимо:

    • продолжая разработку, приобретение и внедрение обучающих и контролирующих программ, использовать в ряде случаев в учебном процессе электронные (компьютерные) учебники;
    • внедрять при создании методического обеспечения различных учебных курсов гипертекстовые мультимедиа технологии, принятые при публикации документов на WWW в Интернет, создавая тем самым основы для создания систем дистанционного образования;
    • распространять литературу и учебные пособия в электронном виде;
    • для повышения качества и придания коммерческой пригодности обучающим программам и электронным учебникам, создавать творческие коллективы разработчиков, включающих методистов-постановщиков задач и программистов.
    • для сокращения сроков подготовки и привлечения к разработке компьютерных обучающих программ непрофессиональных пользователей ЭВМ внедрять специализированные инструментальные средства и наполняемые оболочки для создания гипертекстовых систем;
    • для пропаганды достижений в области НИТ, использования мультимедиа технологий в учебном процессе, при проведении конференций, семинаров и других мероприятий, организовать и укомплектовать демонстрационный зал общевузовского пользования.
    • вернуться к широкомасштабному использованию учебного телевидения, расширяя его возможности за счет современных достижений в области компьютерных технологий и машинной графики.

При разработке учебных  программ одним из первых вопросов является вопрос предназначения создаваемого программного средства: будет ли оно обучающим, справочным, контролирующим и т.п. Естественно, для каждого из упомянутых типов программ приходится подбирать свои способы и формы представления знаний, организации пользовательского интерфейса, методов подачи материала, контроля знаний и др. В настоящей работе автор на основе собственного опыта разработок учебных программ предприняли попытку изложить собственное видение подходов к разработке учебных программ типа лекция (компьютерный конспект лекций) и многофункциональных учебных программ (представление знаний, тренинг, контроль усвоения знаний и др., - работающие с единой базой знаний). Основное внимание уделяется вопросам формализации знаний и вопросам (в том числе - дидактическим) подачи учебного материала.

Разработка учебных  программ типа лекции все еще оказывается  нечастым явлением в сфере разработки учебных средств. Попытка разработки системы такого вида была продиктована следующими соображениями - в ВУЗах накоплен очень большой учебно-научный потенциал в написании учебных пособий и монографий. В представлении учебного материала в этих монографиях также отработаны свои дидактические приемы и методы. Представляется весьма интересной разработка компьютерных версий таких монографий с максимальным сохранением авторского стиля подачи материала;

- учитывая  современные проблемы с публикацией учебников и монографий, а также доступа студентов к учебной литературе, было бы естественно создать компьютерную версию учебника, которая могла бы легко копироваться и в которую несложно было бы вносить всевозможные изменения и дополнения;

- применение компьютеров в учебном процессе стало настолько широким, что для многих студентов использование компьютерных учебных программ является более доступным приемом в обучении, нежели даже чтение учебной литературы;

- во многих  зарубежных университетах использование компьютерных учебных программ является более доступным способом обмена учебными пособиями, нежели адаптация печатных монографий.

1.4.Информатизация административно-хозяйственной  деятельности.

Для обеспечения эффективного функционирования ВУЗа необходимо развитие информационной инфраструктуры административно-хозяйственной деятельности и организационно-управленческой сферы на основе НИТ. На вузовском уровне должны быть разработаны взаимоувязанные компьютерные системы, обеспечивающие автоматизацию функций управления учебным процессом по всей цепочке "кафедра - деканат - учебно-методическое управление - ректорат". При этом следует выделить основные направления информатизации:

    • управление и планирование учебного процесса (формирование и учет выполнения учебного плана, учет педагогической нагрузки, расписание занятий);
    • управление финансами (бюджетное финансирование, заработная плата, стипендии, гранты и хозяйственные договоры);
    • управление кадровыми ресурсами (учет кадров, исполнение штатного расписания);
    • управление материальными ресурсами (складской учет, библиотечный фонд); 
    • управление организационной сферой (автоматизированный документооборот).

Построение единой информационной вычислительной сети института создает  предпосылки для создания интегрированной  информационной базы и обеспечения доступа к ней АРМ, подсистем АСУ ВУЗ, отдельных пользователей сети. Для решения задач информатизации организационной деятельности на современном уровне необходимо:

    • разработать модель организационной деятельности института и проект интегрированной распределенной базы данных;
    • модернизировать существующие АРМ и подсистемы АСУ ВУЗ;
    • учитывать требования сетевой технологии при создании новых систем автоматизации управленческой деятельностью.

1.5.Информатизация научных  исследований.

Современный подход к  проведению научных исследований предполагает широкое применение средств вычислительной техники на всех этапах - начиная  от обработки информации и вплоть до обработки и анализа полученных результатов. Владение компьютером, хотя бы на уровне непрофессионального пользователя, становится необходимым навыком ученого, работающего в области естественных или технических наук, и желательным для всех остальных.

Особую ценность приобретает  возможность проведения машинных (компьютерных) экспериментов и машинного моделирования. Комплексный подход к проблеме подводит к необходимости создания автоматизированных систем научных исследований (АСНИ), реализующих современные информационные технологии.

Среди других направлений  следует развивать:

    • создание новых технологий и методов автоматизированного проектирования объектов различного назначения;
    • использование мировой информационной инфраструктуры (сети баз данных и знаний, телеконференции научного назначения, информационные серверы), организация эффективной информационной поддержки научных исследований.

Для повышения квалификации исследователей в области НИТ, кроме  существующего курса компьютерной подготовки аспирантов, необходимо регулярно  проводить курсы, семинарские занятия  по новым информационным технологиям, применению ЭВМ в научных исследованиях. 
Целесообразным представляется организация постоянно действующего семинара по проблемам НИТ, машинного моделирования и САПР.

Наряду с выполнением  научных разработок по традиционной для ВУЗа тематике, необходимо активнее развивать научные направления, связанные с новыми информационными технологиями - методы автоматизированного проектирования, геоинформационные системы, мультимедиа технологии и т.п.

1.6.Дистанционное образование

Есть основания утверждать, что использование информационных технологий в образовании не только ликвидирует объективные трудности, стоящие перед потенциальными студентами (нежелание или невозможность прерывать трудовую деятельность и менять место жительства, желание обучаться на родном языке или, наоборот, совершенствовать знание иностранного языка и т.д.), но и имеет ряд существенных преимуществ перед очным и тем более заочным обучением. Сам по себе принцип "обучение в любое время в любом месте" позволяет студентам не только оставаться в привычной" для них обстановке и сохранять привычный ритм жизни, но и вырабатывать индивидуальный график обучения.

В настоящее время  исследованиям в области создания и развития рынка образовательных  продуктов и услуг на основе дистанционного образования придается большое значение. Достаточно сказать, что более 20 ведущих университетов США и Канады, включая знаменитые Колумбийский, Джорджтаунский, Принстонский, Техаса, Британской Колумбии, Калифорнии, Вашингтона, Иельский и ряд других университетов, объединили свои усилия по разработке технологии информационных порталов в рамках единой группы разработчиков.

Если в 1999 г. в США  только 16% промышленных компаний с количеством  работников более 1000 человек приступили к разработке и использованию  собственных корпоративных порталов, то в 2001 г. уже более 80% промышленных компаний США заявили о своем намерении немедленно использовать технологию порталов для своей коммерческой деятельности в сети Интернет. Обобщая сказанное, представляется, что технология образовательных порталов будет играть важную роль для тех университетов мира, которые:

    • заинтересованы в распространении своей инновационной продукции на коммерческой основе;
    • строят или собираются строить системы образования на базе всемирной компьютерной сети Интернет и новейших компьютерных систем виртуального обучения;
    • участвуют в формировании единого образовательного пространства

 

Глава2.ирование и анализ системы управления информационными  технологиями в образовательном  комплексе

2.1.Классификация факторов, влияющих на процесс управления в системе образования

Вначале рассмотрим структурную схему  управления в системе образования.

Информация о работе Информационные технологии в образовании