Информационные технологии в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:26, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования – образовательный прооцессв высшем учебном заведении.
Сложность, многоплановость и недостаточная разработанность оценки эффективности ИТ, наличие нерешенных и дискуссионных проблем, объективная необходимость их научного осмысления и комплексного анализа предопределили выбор темы, цель и содержание исследования
Цели и задачи исследования:
анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме управления информационными технологиями;
анализ способов и принципов формирования модели управления информационными технологиями;
практические рекомендации по применению разработанной методики и модели

Содержание

Введение 3
Глава1.Теоретические и организационные проблемы управления образовательным комплексом в рыночной экономике 5
1.1.Теоретические основы формирования системы управления в сфере образовательных услуг 5
1.2.Информационная среда ВУЗа, развитие средств телекоммуникаций 21
1.3.Информатизация учебного процесса 22
1.4.Информатизация административно-хозяйственной деятельности. 26
1.5.Информатизация научных исследований. 27
1.6.Дистанционное образование 28
Глава2.Моделирование и анализ системы управления информационными технологиями в образовательном комплексе 30
2.1.Классификация факторов, влияющих на процесс управления в системе образования 30
2.2.Анализ концепций управления информационными технологиями. 33
2.2.1.Маркетинговая концепция 33
2.2.2.Венчурнное финансирование 40
2.2.2.Концепция снижения энтропии. 45
2.3.Тенденции информатизации управленческих структур 48
Глава3.Теоретические основы организации управления информационными технологиями 57
3.1Принципы построения информационных систем в области управления образованием 57
3.2.Построение математической модели управления информационными технологиями в образовании 65
3.3.Анализ эффективности информационных технологий 71
Заключение 73
Литература 76

Вложенные файлы: 1 файл

diplom_informatika.doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Рис.1

Любой канал передачи информации подвержен воздействию  помех.

Очевидно, что именно система управления имеет возможность адекватно реагировать на внешние и внутренние воздействия, что придаёт ей способность к адаптации в изменяющихся условиях, делает её саморегулируемой.

В современной теории управления выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.

Для классификации факторов будем рассматривать только управляющую систему (субъект управления).

Управляющая система  получает информацию из внешней среды  и априорно поставленные перед ней (субъектом) цели управления.

Необходимо также классифицировать уровень управляющей системы, поскольку  от этого зависит конкретный перечень управляющих воздействий.

Рассмотрим управляющую  систему верхнего уровня (высшее и  факультетское руководство ВУЗа).

Эта система получает информацию из внешней среды ВУЗа, например:

    • правовое регулирование образовательного комплекса;
    • информации о состоянии сферы образовательных услуг;
    • директивные указания от вышестоящих организаций (актуально для филиалов).

Целями управляющей  системы верхнего уровня являются:

    • максимизация качества образовательных услуг при ограниченных ресурсах;
    • сохранение и дальнейшее развитие ВУЗа как самостоятельной организации.

 

Для осуществления процесса управления система верхнего уровня получает информацию о заданном состоянии. В реальной ситуации эта информация состоит из:

    • отчетной информации по факультетам, кафедрам;
    • укрупненных показателей качества работы ВУЗа;
    • финансово-экономической информации;

Имеется также информация о реальном состоянии ВУЗа, которая  по содержанию совпадает с информацией  о заданном состоянии, но отличается от нее количественно.

Различие между  информацией о реальном и заданном состоянии служит для формирования управляющего воздействия и представляет собой главный фактор, влияющий на процесс управления ВУЗом.

В теории управления определено понятие наблюдаемости системы. В принципе, это определяет насколько достоверна информация о структуре управляемой системы и достоверности информации, получаемой о состоянии системы. Систему управления образованием можно классифицировать как частично наблюдаемую по следующим соображениям:

    • в сфере предоставления образовательных услуг невозможно полностью учесть человеческий фактор;
    • часть информации поступает с тем или иным запаздыванием;
    • верхнее звено управления не имеет полной информации о состоянии нижестоящей как из принципа делегирования полномочий (кафедры, деканаты), так и в связи с малой значимостью некоторых подсистем управления (учебные группы).

Итак, достоверность и полнота поступающей информации является вторым фактором, влияющим на процесс управления.

С достоверностью информации тесно связано воздействие помех  на каналы передачи информации. Эти помехи носят чисто случайный характер (отметим, что ненаблюдаемость системы носит постоянный, детерминированный характер). Уровень помех в каналах передачи информации является третьим фактором, виляющим на процесс управления в ВУЗе.

2.2.Анализ концепций  управления информационными технологиями.

2.2.1.Маркетинговая концепция

Информационные технологии перестали быть явлением только науки  и техники, стали фактором экономического развития. Сейчас невозможно назвать  сектора хозяйства неохваченного информацией. В настоящее время сформировалось и выделилось в самостоятельную отрасль производство информационных продуктов и услуг для их дальнейшей продажи с использованием новых информационных технологий.

Маркетинг - это сложный  процесс приспособления фирмы к использованию наиболее выгодных рыночных возможностей.

Концепция маркетинга в  настоящее время распространилась новые, неохваченные ранее объекты, в том числе и на ИТ. По мере коммерциализации информационной деятельности возникает так называемый информационный маркетинг или маркетинг информационных продуктов и услуг. Информационный маркетинг определяют как деятельность, которая способствует эффективности встречи покупателя и продавца на рынке информации, где в качестве продавца выступает информационная служба, а качестве покупателя – потребитель информации.

При решении определенной проблемы данные, получаемые из окружающего  нас мира и фиксируемые различными приборами становятся информацией, которая на рынке выступает как  товар. Поэтому в теории и практике укоренилось употребление словосочетания «информация-товар». Если данные выступают как товар, то пользователь имеет дело с информационным продуктами - совокупностями данных, сформированными их производителями для дальнейшего распространения.

Новые информационные технологии, в отличие от традиционных, предлагают предоставление не только информационного  продукта, но и средств доступа  к нему.

Подобные возможности  связанны с понятием информационная услуга.

Информационная услуга - предоставление пользователю информационных продуктов, получаемых с помощью новых информационных технологий.

Основным товаром, создаваемым  и распространяемым при помощи новых  информационных технологий, является информационные продукты и услуги.

Изучение и прогнозирование рынка, его конъюнктуры, спроса потребителей и их отношение к свойствам товаров и услуг, требуют построения информационной системы. Информация - это ресурс, он превращается в товар, спрос на который непрерывно растет, поскольку процессы управления не возможны без обработки, передачи и хранения информации. Чем больше мы стремимся к дифференциации товаров и услуг с учетом конкуренции, тем более точной должна быть и соответствующая информация, отвечающая на конкретные вопросы, позволяющая приминать правильные решения в течение определенного времени.

В условиях ограниченности общественных ресурсов, выделяемых на цели образования, нехватки спонсорских  отчислений на введение новых программ, заметной тенденции к появлению  альтернативных учебных заведений  становится все более актуальным повышение эффективности использования средств, изучение потребностей различных групп населения, нахождение новых источников финансирования.

Альтернативные учебные  заведения явились результатом  выхода на арену образовательной  политики активных сил, преобразующих сегодня систему образования в своих интересах.

Во-первых, это формирующаяся  когорта российских предпринимателей Они, как правило, выступают спонсорами негосударственных учебных заведений  с ориентацией на подготовку в  области бизнеса и коммерции, с широкой эстетической и лингвистической базой на низших ступенях обучения.

Во-вторых, значительное воздействие на образование оказывают  процессы регионализации. Местные власти получили возможность в соответствии с Законом Российской Федерации об образовании на включение в программы обучения муниципального компонента, и программы, в основе которых сохраняется государственный стандарт, приобретают все более специфическое лицо.

В-третьих, масса общественных движений, национальных объединений, религиозных общин стремится к воспроизводству своих ценностей через систему образования. Возникли сотни национальных школ, школ с участием различных конфессий, которые пытаются восстановить культурные традиции и религиозные верования.

Наконец, педагоги в условиях крушения прежних ориентаций и неоправдавшихся надежд, на фоне общей социально-экономической нестабильности ищут свою, вселяющую оптимизм и уверенность «дорогу к Храму». Разумеется, среди так называемых авторских учебных заведений нередко вся новизна сводится к смене вывесок, но тем не менее именно с педагогами связаны многие будующие изменения в системе образования в целом.

Маркетинг помогает школам и ВУЗам занять свое место на рынке  образовательных услуг, культивируя особую миссию каждого учебного заведения.

Наконец, маркетинг реализуется  в маркетинговом комплексе, что  подразумевает составление проекта  программы, ценообразование, методы распространения  и систему продвижения. Это означает, что каждый из элементов комплекса  оказывает собственное влияние на поведение потребителей образовательных услуг. Например, даже при высокой цене обучения престижный вуз не останется без студентов. Решающим окажется высокое качество программ и устойчивая хорошая репутация этого вуза.

В большинстве учебных  заведений сотрудники не понимают, что им необходимо заниматься маркетингом. Часто бытует неправильное представление о нем. Одни, например, считают, что главное - это вводить новые курсы, специализации, не проявляя при этом ни малейшего интереса к тому, насколько курс удовлетворяет студентов, пригодны ли они для дальнейшего использования. Другие считают главным наладить учебный процесс так, чтобы он функционировал, как часы, проявляя такую малую заботу о впечатлении студентов по поводу этого процесса. Третьи все усилия направляют ни у«сличение продаж, т.е. увеличивают расходы на рекламу, содействие сбыту. Стимулирование покупателей очень важно, однако, эти усилия сведутся на нет, если не будет обращаться внимание на базисные проблемы - качество программ.

'Эти ориентации на продукт, производительность или продажи мало связаны с маркетингом, поскольку последний предполагает использование не отдельных целей, а взаимосвязанного комплекса.

Социально-ориентированный  маркетинг предполагает, что главная  задача учебного заведения - определять нужды, потребности и интересы их клиентов, приспосабливать организацию к тому, чтобы удовлетворять их, что сохраняет или увеличивает благополучие потребителей и общества и обеспечивает долгосрочные выгоды.

В зависимости от степени  социальной ориентированности учебные заведения могут быть отнесены к нереагирующим учреждениям /бюрократизация отношений, подмена личного мнения безликой политикой, созданием строгой иерархической структуры/; нерегулярно реагирующим и реагирующим /нацеленным ни нужды, запросы слушателей"

Кроме неправильных представлений  о маркетинге, бытует также негативное мнение и нем, как занятии недостойном, ставящим учебные заведения в  унизительное положение, неприемлемом с этической точки зрения.

В настоящее время  школы и ВУЗы стоят перед дилеммой: с одны- стороны. их руководители плохо представляют себе, что такое маркетинг, а с другой стороны, они  нуждаются в эффективной маркетинговой программе, чтобы найти свое место в складывающемся рынке.

Ключевыми понятиями, ядром концепции маркетинга являются нужды, потребности, спрос и предложение.

Движущий стимул маркетинга находится в человеческих нуждах и потребностях. Человеческая нужда — состояние нехватки чего-либо основополагающего для жизни /еды, одежды, жилья, связи с другими людьми и др./ Нужды не создаются обществом, они лежат в природе и условиях жизни человека.

Человеческие потребности - это желания специфического удовлетворения этих более глубоких нужд. Одна и та же нужда выражается в самых разных потребностях, меняющихся под воздействием общественного и технического прогресса, вкусов и желаний

В отличие от нужды, которая  имманентна человеку, потребность может  быть сформирована. Предоставление образовательных услуг приводит к созданию устойчивой связи между нуждой в средствах существования и способами получить их с помощью профессиональной деятельности.                

Спрос - это потребность, поддержанная платежеспособностью. Мало иметь потребность стать бухгалтером, надо иметь возможность оплатить бухгалтерские курсы.

Учебные заведения подчас путают потребности и нужды. Ученик, который перешел ц соседнюю школу, будет иметь новую потребность, а нужда останется та же самая. Школы и вузы, которые много  лет совершенствуют традиционные курсы, забывают, что нужды остаются, а потребности меняются.         

Удовлетворение потребностей осуществляется путем обмена. Важный момент в развертывании маркетинговой работы - анализ  обменных потоков, т.е. выяснение того, что хочет другой участник, и что администрация  ' учебного заведения может предложить.

Однако в ближайшие  годы в связи с падением рождаемости  будут актуальны эти проблемы и для них.

Профтехучилища уже  несколько лет назад были поставлены в условия, когда нужно было привлекать подростков не только возможностью получения специальности, но и перспективой спортивных занятий в хорошо оборудованных тренажерами залах, и стажировками на престижных предприятиях, и материальными льготами, и возможностью закончить первую ступень вуза в организуемом на базе ПТУ техническом лицее и т.д.

Попытки найти приемлемые условия называются обсуждением условий обмена.

Введение платных образовательных  услуг в теперешней экономической  ситуации потребует очень детальной  системы скидок в цене, внесение чести одлаты трудом, иначе говоря, обсуждение условий обмена станет нормой. Это позволит получить желаемое образование не только детям состоятельных родителей, но и остальным при соблюдении определенных условий обмени.

Маркетинговая среда  учебного заведения может быть рассмотрена  как совокупность  следующих компонентов: макросреда, конкурирующая среда, общественная среда, рыночная среда и внутренняя среда.

Информация о работе Информационные технологии в образовании