Информационные технологии в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:26, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования – образовательный прооцессв высшем учебном заведении.
Сложность, многоплановость и недостаточная разработанность оценки эффективности ИТ, наличие нерешенных и дискуссионных проблем, объективная необходимость их научного осмысления и комплексного анализа предопределили выбор темы, цель и содержание исследования
Цели и задачи исследования:
анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме управления информационными технологиями;
анализ способов и принципов формирования модели управления информационными технологиями;
практические рекомендации по применению разработанной методики и модели

Содержание

Введение 3
Глава1.Теоретические и организационные проблемы управления образовательным комплексом в рыночной экономике 5
1.1.Теоретические основы формирования системы управления в сфере образовательных услуг 5
1.2.Информационная среда ВУЗа, развитие средств телекоммуникаций 21
1.3.Информатизация учебного процесса 22
1.4.Информатизация административно-хозяйственной деятельности. 26
1.5.Информатизация научных исследований. 27
1.6.Дистанционное образование 28
Глава2.Моделирование и анализ системы управления информационными технологиями в образовательном комплексе 30
2.1.Классификация факторов, влияющих на процесс управления в системе образования 30
2.2.Анализ концепций управления информационными технологиями. 33
2.2.1.Маркетинговая концепция 33
2.2.2.Венчурнное финансирование 40
2.2.2.Концепция снижения энтропии. 45
2.3.Тенденции информатизации управленческих структур 48
Глава3.Теоретические основы организации управления информационными технологиями 57
3.1Принципы построения информационных систем в области управления образованием 57
3.2.Построение математической модели управления информационными технологиями в образовании 65
3.3.Анализ эффективности информационных технологий 71
Заключение 73
Литература 76

Вложенные файлы: 1 файл

diplom_informatika.doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, внутреннее свойство информационной системы – снижение энтропии входной информации – определяет эффективность информационных технологий как таковых, без учета характера перерабатываемой информации.

Как наглядный пример можно привести информационную системы  для анализа статистических данных: на вход системы подается большое количество разрозненной информации, но в результате преобразований с использованием информационных технологий получается информационный результат во много раз меньшего физического объема.

Важным преимуществом энтропийного подхода является возможность количественной оценки эффективности использования информационных технологий. А возможность количественной оценки качества информационных технологий является необходимой предпосылкой для оптимального управления ими.

Остается решить вопрос о том, что является количественной оценкой эффективности использования  информационных технологий.

Основной задачей ВУЗа является повышение качества предоставления образовательных услуг и их содержания. Критерием качество обучения в ВУЗе в общем случае является оценка успеваемости студентов. Разумеется, на оценку успеваемости влияет множество факторов, часто весьма субъективного порядка, но это не является предметом данной работы.

Можно высказать предположение, что чем выше уровень знаний студентов (=средний балл), тем с большей эффективностью ВУЗ оказывает образовательные услуги. Используя энтропийный подход, можно интерпретировать это предположение как снижение энтропии знаний студентов при росте среднего балла.

Таким образом, мы получаем количественный критерий оценки эффективности использования информационных технологий, что является необходимым условием эффективного управления информационными технологиями в ВУЗе.

Согласно теории управления, оценку эффективности использования информационных технологий следует назвать параметром оптимизации.

Параметр оптимизации  должен соответствовать следующим  требованиям:

  • параметр должен измеряться при любом изменении (комбинации) состояний управляемой системы;
  • параметр должен быть статистически эффективным, то есть измеряться с наибольшей точностью;
  • параметр должен быть информационным, то есть всесторонне характеризовать состояние системы;
  • параметр должен иметь физический смысл, то есть должна быть возможность достижения полезных результатов при соответствующих условиях процесса;
  • параметр должен быть однозначным, то есть должно минимизироваться или максимизироваться только одно свойство (параметр).

Можно убедится, что средний  балл удовлетворяет всем вышеперечисленным  условиям.

Имея количественный критерий оптимальности управления, остается построить модель, где реализуется данный критерий оптимальности. При этом необходимо учитывать, что выбранный критерий оптимальности влияет множество иных факторов, что должно быть отражено в модели управления информационными технологиями.

 

2.3.Тенденции информатизации  управленческих структур

Информатизация управления - устойчивый процесс, объективно существующий и, несмотря на все сложности, развивающийся  на протяжении многих последних лет. Есть люди, принимающие те или иные управленческие решения, есть информационно-коммуникационная инфраструктура системы управления, есть множество объектов, которые нуждаются в управлении. Все это пронизано движением информационных потоков.

Сложившаяся система  госуправления и имеющиеся нормативно-правовые акты регламентируют эти потоки, уменьшая хаотичность функционирования управленческих структур. При этом, иерархичность государственного управления дополняется девиационностью управления частнопредпринимательского. Демонополизируются производства и источники информации. Наличие государственных и республиканских границ, властных и ведомственных барьеров - естественным образом ограничивают распространение информации.

Несмотря на определенную хаотичность и неустойчивость, процессы информатизации управленческих структур, в том числе образовательных, идут своим чередом. Формируется законодательная база. На инженерном уровне идет освоение новых информационных технологий, внедрение международных стандартов, постепенное втягивание отечественных производителей информационных средств в жесткую рыночную конкуренцию. Появляются несомненные успехи в формировании отечественного программно-технического базиса информационных технологий. Формируются новые приемы и методы использования информационных технологий в управлении. В той или иной степени развивается программно-технический базис информатизации. Несомненным успехом является развитие Internet в России. Если раньше отмечалось, что экспоненциально растет число подключений к Internet, то в 1996 году был отмечен экспоненциальный рост числа провайдеров Internet в России. В стране интенсивно формируется базисный программно-технический и коммуникационный фундамент инфраструктуры нашего общества.

Однако пока можно  констатировать, что накопленный российский технологический потенциал в области создания информационных технологий используется недостаточно.

В части программного обеспечения разработка больших  чисто российских программных комплексов практически прекращена, под напором  появившихся на нашем рынке импортных программных продуктов. Импортные операционные системы, системы управления базами данных, сетевые и коммуникационные программные среды, электронные таблицы и текстовые редакторы, операционные системы - покрыли первоочередные потребности пользователей информационных систем.

Сейчас импортные базовые  программные средства обеспечивают основные потребности пользователей  информационных систем. Возможности  этих средств, естественно, фетишизируются. Поэтому, на разработку прикладных программных средств при внедрении информационных технологий денег выделяется несравнимо меньше, чем на закупку базовых.

Такая расстановка приоритетов  в закупке и разработке программных  и технических средств определяется следующими причинами: умалением отечественного опыта создания сложных информационных систем; недооценкой имеющихся в России фундаментальных теоретических наработок; естественным начальным незнанием зарубежных методов проектирования; фетишизацией зарубежных базовых программно-технических сред; живучестью затратной экономической психологии руководителей; отсутствием соответствующей нормативно-правовой базы.

На рынке чисто информационных продуктов (массивов информации, баз  данных) для отечественного производителя  сейчас достаточно благоприятная обстановка. Это определяется, прежде всего, проблемной привязанностью процессов создания и распространения информации на территории России, естественными трудностями преодоления иностранцами языкового барьера.

В области проектирования больших информационных систем в традиционном российском понимании последнее время имеется явный "провал". Это относится и к области образования. Вместе с тем, в настоящее время проходит процесс создания единой информационной образовательной среды на основе сетевых технологий.

Принципиально новым для системы образования не только в России, но и всего мира, является процесс создания распределенной информационной среды управленцев, педагогов и учащихся.

В России формируется  новая информационная инфраструктура, что требует кардинальной реформы  методов и средств управления объектами хозяйствования. Модернизации, адаптации к современным рыночным условиям подвергаются практически  все традиционно принятые типы управленческих структур. Важную роль в этом играют процессы внедрения информационных коммуникаций, средств распределенной обработки данных и прочих факторов, составляющих феномен процесса информатизации.

В нашей стране успешно  создаются федеральные и региональные образовательные сети, которые успешно интегрируются в формируемую мировую информационную среду.

Однако до сих пор  сохраняется неопределенность целей  управления, хаотичность происходящих в организационных системах информационно-управленческих процессов.

Можно обосновать качественное влияние общесистемных условий  использования и обработки информации на уровень устойчивости управления функционированием такого рода систем.

В частности, из общей  теории подобных систем вытекает, что  чрезмерное наведение порядка в управлении такой системой приводит к ее хаотической деградации, нарушению условий устойчивости, потере управления. К таким же последствиям приводит стремление к достижению информационной замкнутости организационной системы. В чрезмерно замкнутой и упорядоченной системе как бы "накапливается неустойчивость", приводящая к неравновесным катаклизмам. Негативное влияние на устойчивость управления организационной системой оказывает рост скорости "наведения в системе порядка".

Для обеспечения устойчивого функционирования требуется принципиальная информационная и аналитическая открытость системы, повышающая уровень интеллектуальности и совершенствования поведения системы. С другой стороны, повышение информационной открытости системы снижает уровень понимания целей управления, и, следовательно, понижается целенаправленность ее функционирования.

Достижение устойчивости управления предполагает наличие цели управления. Процесс информатизации управления (образованием, в частности) протекает хаотично. Исследования показывают, что это достаточно противоречивый тезис. В организационной системе экспликация цели принципиально недостижима, а решение отдельных задач информатизации характеризуется повышенной чувствительностью результата решения к небольшим изменениям исходных данных.

Общесистемные исследования показывают, что для априорного обеспечения  сходимости информационно поддерживаемых процессов к нечетко заданным целям, их информационная инфраструктура должна строиться с учетом специальных  требований к форме организации управления процессами представления и обработки информации. Эти требования определяют условия взаимосвязи отдельных элементов информации, компактности представления информационных массивов, порядка установления соответствия между методами и средствами обработки данных, соотношения наиболее целесообразных размеров затрат на информационные и методические разработки.

Попробуем представить  анонсированные выше условия и требования, обеспечивающие устойчивость и целенаправленность процессов управления российской информатизацией, в виде наращиваемого ряда принципов устойчивой информатизации.

Рассмотрим актуальность принципов устойчивой информатизации на примере разработки информационных технологий для органов управления различного уровня.

В большинстве проектов, концепций и предложений по вопросам внедрения информационных технологий и систем основное внимание уделяется конструкторско-техническим и организационным принципам проектирования. Они касаются таких практических вопросов, как: совместимость программно-технической среды, соблюдение международных стандартов, выбор информационных источников, регламентация информационного обмена и обработки данных, развитие широкого спектра направлений научно-практических работ и пр.

В любой информационной технологии существенными являются два момента: программно-технический базис и методы его использования.

Нужно органическое понимание, что методы использования базовой  программно-технической среды намного  сложнее и дороже этой среды.

Что говорит опыт последних лет работы государственных органов по использованию информационных технологий? Это, прежде всего, стихийный и достаточно неустойчивый характер информационного развития с преобладающим интересом к базовой программно-технической среде. Имеется актуальная потребность в общесистемных качественных принципах, обязывающих в управленческих структурах поддерживать:

    • уверенность руководителей в оптимальности выбора приоритетов в разработке информационных технологий;
    • наиболее эффективное использование информационных технологий;
    • доверие руководителей к гарантиям последующего гармоничного совершенствования информационных технологий.

В связи с вышеизложенным, разработка принципов, обеспечивающих устойчивое развитие процессов информатизации и внедрения информационных технологий во все сферы управленческой деятельности, представляется достаточно актуальной задачей. В этой связи вслед за предлагается следующая модификация принципов устойчивой информатизации управления образованием:

Принцип информационной и аналитической открытости.

Организационная система  должна быть максимально открыта  для получения информации из всего  спектра имеющихся внешних источников и для наращивания возможностей (методов и средств) ее аналитической  обработки.

Позитивную роль на устойчивость оказывают величины объема и скорости получения информации. Их желательно максимизировать, так как они "компенсируют" возможную неустойчивость, исходящую из внутренней информационной неопределенности.

Введение предварительной  структуризации поступающей информации должно проводиться под непосредственным содержательным контролем лиц, принимающих решения.

Принцип прогнозирования.

В организационной системе  должны быть заложены информационно-аналитические  механизмы прогнозирования внешней  по отношению к ней ситуации, а также - ее собственного поведения.

Прогнозирование лежит  в основе упреждающих управляющих  воздействий на процесс информатизации. Прогнозированию подлежит исполнимость принципов.

При недостаточности  внешних источников информации прогнозирование  должно опираться на групповые экспертные процедуры.

Принцип умеренной  жесткости управления.

Информация о работе Информационные технологии в образовании