Информационные технологии в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:26, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования – образовательный прооцессв высшем учебном заведении.
Сложность, многоплановость и недостаточная разработанность оценки эффективности ИТ, наличие нерешенных и дискуссионных проблем, объективная необходимость их научного осмысления и комплексного анализа предопределили выбор темы, цель и содержание исследования
Цели и задачи исследования:
анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме управления информационными технологиями;
анализ способов и принципов формирования модели управления информационными технологиями;
практические рекомендации по применению разработанной методики и модели

Содержание

Введение 3
Глава1.Теоретические и организационные проблемы управления образовательным комплексом в рыночной экономике 5
1.1.Теоретические основы формирования системы управления в сфере образовательных услуг 5
1.2.Информационная среда ВУЗа, развитие средств телекоммуникаций 21
1.3.Информатизация учебного процесса 22
1.4.Информатизация административно-хозяйственной деятельности. 26
1.5.Информатизация научных исследований. 27
1.6.Дистанционное образование 28
Глава2.Моделирование и анализ системы управления информационными технологиями в образовательном комплексе 30
2.1.Классификация факторов, влияющих на процесс управления в системе образования 30
2.2.Анализ концепций управления информационными технологиями. 33
2.2.1.Маркетинговая концепция 33
2.2.2.Венчурнное финансирование 40
2.2.2.Концепция снижения энтропии. 45
2.3.Тенденции информатизации управленческих структур 48
Глава3.Теоретические основы организации управления информационными технологиями 57
3.1Принципы построения информационных систем в области управления образованием 57
3.2.Построение математической модели управления информационными технологиями в образовании 65
3.3.Анализ эффективности информационных технологий 71
Заключение 73
Литература 76

Вложенные файлы: 1 файл

diplom_informatika.doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

Внутренняя среда включает в себя администраторов, попечительский совет, преподавателей, сотрудников, обслуживающих  учебный процесс, добровольных помощников (бывших выпускники, родители учащихся)

Главные общности рыночной среды - это потребители и жертвователи. Например, к потребителям института  повышения квалификации относятся  учителя, администрация школ, безработные, проходящие переподготовку и т.д. К числу жертвователей относятся государственные органы, спонсоры, обеспечивающие финансирование обучения.

В практической деятельности учебные заведения привлекают внимание и интерес широкой публики. Поэтому  руководители проводят специальную  работу по приобщению общественности к своей деятельности, расширению своей популярности, имея в виду привлечь различные ее группы, вступить в более тесные отношения, сделать часть общественности своей рыночной средой (учащимися либо спонсорами). В соприкосновении с рыночной средой и общественностью учебные заведения формируют мнение окружающих по поводу своей деятельности. Д.Гарвин так определяет важность репутации учебного заведения:"Часто престиж учебного заведения более важен, чем его действительное качество. Престиж - это качество учебного заведения, признанное и замеченное, которое фактически определяет решение будущих студентов поступить, ученых и преподавателей - предложить свои услуги в работе, а федеральные службы – финансировать.

Развитие маркетинговых  структур связано с разработкой, внедрением и использованием различных средств управления. Эти средства имеют форму информационных, компьютерных и коммуникационных технологий. С помощью таких технологий производится передача, сбор, обработка и оценка необходимой информации, что является обоснованием для принятия оптимальных управленческих решений.

С точки зрения информационного  обеспечения маркетинговых систем важнейшим этапом является подготовка информации для принятия решения. Целенаправленная информация образует информационную систему, отражающую конкретность, уровень информации и характеризует степень удовлетворенности потребностей различных уровней системы управления.

Однако, маркетинговая  концепция больше пригодна для «административного»  управления информационными технологиями. Эта концепция не затрагивает сущность процессов, происходящих при переработке информации и направлена на реализацию информации с наибольшей эффективностью с точки зрения информационной службы. Стоит отметить, во-первых, объем реализуемой информации и ее полезность вовсе не обязательно дополняют друг друга, во-вторых, цели информационных служб могут не совпадать с целями вышестоящих систем.

Наконец, не ясно как определять стоимость информации. Если стоимость  информационных услуг можно рассчитать достаточно точно, то ценность информации как продукта вряд ли поддается какой-либо оценке. Отсутствие количественной оценки ценности продаваемой (перерабатываемой) информации делает весьма затруднительным эффективное управление информационными технологиями. Например, любая информационная служба заинтересована в росте объема продаж информации. Следствием этого является непрерывное наращивание программных и технических средств. Но способствует ли рост объема продаж информации росту эффективности работы все системы (ВУЗа)? Интуитивно ясно, что рано или поздно наступит снижение эффективности использования вычислительной техники, снизится и эффективность использования информации. Но определить количественные критерии эффективности управления информационными технологиями в маркетинговом подходе практически невозможно.

Все это дает предпосылки  рассматривать маркетинговую концепцию  как направленную на эффективную  реализацию информационных услуг, но при ранее выбранной структуре управления.

2.2.2.Венчурнное финансирование

 

Венчурные фирмы являются временными организационными структурами, создаваемыми для решения конкретных проблем. Данные организации характеризуются высокой активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью работников фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в успешной коммерческой реализации разработанных идей, технологий, изобретений с минимальными затратами.

Венчурные фирмы, небольшого, как правило, размера, заняты разработкой  научных идей и превращением их в  новые технологии и продукты. На современном этапе роль малого бизнеса в научных исследованиях и разработках существенно возросла.

Рисковые предприятия – своеобразная форма защиты талантов от потерь на стартовых участках инновационного процесса, когда новизна научной  или технической идеи мешает ее восприятию административными руководителями фирмы. Преимущества венчурного бизнеса: гибкость, подвижность, способность мобильно переориентироваться, изменять направления поиска, быстро улавливать и апробировать новые идеи. Стремление к прибыли, давление рынка и конкуренции, конкретно поставленная задача, жесткие сроки вынуждают разработчиков действовать результативно и быстро, интенсифицируют исследовательский процесс.

Наиболее известным  примером может служить корпорация IBM, которая в 1983 г. имела 15 «рисковых» проектов. По ним разрабатывалась и выпускалась на рынок такая продукция, как телекоммуникационное оборудование, новые виды дисплеев и персональные компьютеры, создание и выпуск которых — наиболее успешный проект внутренних венчуров IBM. Через год после начала практической реализации этого проекта продукция была направлена на рынок, а еще через два года объем ее продаж составил 2,5 млрд. долл. К этому моменту внутренний венчур превратился в крупнейшее производственное подразделение корпорации.

Для успеха инновации  как основы бизнеса нужны «всего»  три составляющих:

  • конкурентноспособность самой инновации;
  • «знание» как её коммерциализовать (бизнес ноу-хау);
  • финансирование для осуществления продуманной рыночной стратегии.

Рассмотрим некоторые  аспекты применения венчурных технологий в высшем образовании.

Прежде всего, отметим, что для реализации венчурного проекта  необходимы несколько составляющих:

    1. наличие персонала, способного выдвинуть и реализовать идею;
    2. наличие финансовых средств.

При этом часто упускают из вида, что для успешной реализации венчурного проекта необходима еще  одна составляющая:

    1. готовность руководства вышестоящего подразделения к осуществлению венчурного проекта.

Представляется, что эта  составляющая весьма актуальна для  условий России.

Для реализации венчурных  проектов российские ВУЗы, безусловно, обладают необходимыми человеческими  ресурсами, поскольку в настоящее  время здесь сосредоточено до 70% научных работников. Что касается готовности руковдства к реализации венчурных проектов, то при наличии внешнего источника финансирования руководители ВУЗов, как правило, поддерживают подбные проекты. Гораздо сложнее вопрос, если предполагается использовать внутренние источники финансирования: обычно свободные финансовые ресурсы ВУЗов весьма незначительны, поэтому на уровне Вуза в целом имеет смысл рассматривать только внешние источники финансирования.

Венчурные проекты, только под другими наименованиями (временные творческие коллективы, центры НТТМ при ВУЗах и др.), были достаточно широко распространены в ВУЗовской среде в период «перестройки». Источником финансирования выступала тогда промышленность. В настоящее время, когда промышленность только начинает восстанавливать свой финансовый потенциал, внешнее финансирование возможно только в ряде отраслевых ВУЗов (например, технических ВУЗах нефтегазового и энергетического профиля, характерный пример – МЭИ). 

Однако, в последнее  время возрождается сотрудничество гуманитарных ВУЗов с предприятиями в области реструктуризации и антикризисного управления.

Так или иначе, ВУЗы являются неплохим полигоном для реализации венчурных проектов.

Участие в реализации таких проектов дает ВУЗам не только получить дополнительные источники финасирования, но и позволяет соврешенствовать образовательный процесс вследствии:

    • повышения квалификации научного персонала ВУЗа;
    • участие в реализации проектов сткдентов (возрождение ранеее существовавшен НИРС);
    • целевой подготовки выпускников ВУЗа;
    • роста престижа и статуса ВУЗа.

Нами был рассмотрен аспект использования венчурных  технологий в рамках всего ВУЗа в  целом.

Но, как будет показано ниже, венчурные проекты могут  оказаться эффективными и во внутриВУЗовской  среде. Речь идет о реализации венчурных проектов внутри подразделений ВУЗа.

Рассмотрим перспективы  и эффекивность таких проетков в  области использования информационных технологий. Информационные технологии являются типичной областью венчурного финансирования. Это обусловлено как высокой скоростью развития материальной базы, так и революционными преобразованиями в этой области в целом

Помимо этого, информационные технологии характеризуются высоким  уровнем неопределенности (на этапе  зарождения практически невозможно предсказать дальнейшее развитие). Более того, можно сказать, что на сегодняшний день нельзя выделить ни одно из направлений развития как наиболее перспективное. Все оценки о перспективности, какого либо направления весьма субъективны (что, по мнению одного эксперта обладает значительным потенциалом, то, по мнению другого - бесперспективно и т.п.).

В этих условиях неизбежно  встает вопрос о эффективности капиталовложений в информационные технологии. Если рассмотреть только технический  аспект внедрения информационных технологий, например, использование сети Интернет в ВУЗе, одномоментное внедрение Интернет в рамках всего ВУЗа может оказаться излишне дорогостоящим (закупка дорогой техники в больших количествах) или низкими эксплуатационными параметрами (выбор не лучшего поставщика услуг Интернет). В этом случае целесообразно создание небольшого подразделения внутри ВУЗа, с предоставлением ему относительной самостоятельности и достаточного финансирования для апробации и выбора наилучшего решения. Нетрудно видеть, что такой подход является типичным примером венчурного финансирования.

Если рассматривать  использование информационных технологий в сфере управления образованием в ВУЗе, то здесь использование  венчурных технологий выглядит весьма актуальным. Внедрение и использование информационных технологий является довольно дорогостоящим процессом и любые ошибки или недоработки бдут финансово довольно ощутимы. Можно выделить следующие «рисковые» аспекты использования информационных технологий в управлении образованием:

    1. внедрение информационных технологий на уровне отдельных кафедр и факультетов и оценка их эффективности;
    2. отработка новых информационных технологий;
    3. техническая реализация обеспечения информационных технологий.

Во всех этих случаях  целесообразно создание небольших групп для реализации и апробации выдвигаемых проектов с высоким удельным финансовым и материальным обеспечением и внедрение в практику наиболее эффективного проекта в дальнейшем.

2.2.2.Концепция снижения  энтропии.

 

Теория информации как  самостоятельная научная дисциплина была основана американским ученым К.Шенноном в конце 40-х годов 20-го века. Предложенная им теория основывалась на фундаментальном понятии количественной меры неопределенности – энтропии – и связанного с нею понятия – количества информации. Термин “информация” замечателен тем, что, существующему с давних пор бытовому понятию, К.Шенноном был придан математически точный смысл. Неопределенно-бытовой смысл этого термина уже научного. Это приводило и приводит ко многим недоразумениям и спекуляциям. Интересно и то, что К.Шеннон как создатель теории информации – по существу, раздела математики, был не чистым математиком, а инженером.

Базисным понятием всей теории информации является понятие  энтропии. Энтропия – мера неопределенности некоторой ситуации.

Шеннон сформулировал  энтропию как меру хаоса в противовес количеству информации как меры упорядоченности  структур.

Результатом использования любой информационной технологии является снижение энтропии. В самом общем смысле работа информационной системы сводится к переработке большого количества исходной информации и получения на выходе некоторого нового информационного продукта, в котором при меньшем физическом объеме информации сохранена вся ценность входной информации.

 Для любой системы ценность имеет то, что определяет ее дальнейшую судьбу – существование, поведение, развитие. Этот критерий можно применить и к информации: например, если закодировать расположение элементов системы и отделить ту часть, которая определяет перспективу системы, то ее можно назвать “полезной информацией” и оценивать полезность степенью влияния на перспективу. Такой подход вытекает из единства энтропии и информации и не требует сторонней оценки и участия в ней надсистемы. Таким образом, информация выражает свойства организации. Особенно ценна та информация, которая образовавшись в результате случайного взаимодействия или привнесенная извне, способна к самосохранению и самопрограммированию, т.е. увеличению влияния на перспективу системы.

Информация о работе Информационные технологии в образовании