Использование наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 01:28, курсовая работа

Краткое описание

Одними из эффективных методов в работе с младшими школьниками являются наглядные методы обучения. Наглядность - это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся. Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету.

Содержание

Введение................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы использования наглядных методов в процессе обучения………...........................................................................7
Понятие и классификация методов обучения………………………….7
Специфика использования наглядных методов обучения в начальной школе…….…………………………………………………………………………...16
Глава 2. Описание опыта работы по использованию наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальной школе…………………………………..28
2.1. Использование мультимедийных средств на уроках информатики и ИКТ……………………………………………………………………………………28
2.2. Описание педагогического опыта по использованию наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в младших классах МОУ «ООШ п. Восточный»…………………………………………………………………………..39
Заключение…………………………………………………………………….49
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 1,014.57 Кб (Скачать файл)

С помощью наглядных методов, ученики могут убедиться в истинности полученных сведений, а убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка. Они обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

Наглядные методы используются с целью иллюстрации информации,  
данной учителем, но могут быть использованы и с элементами проблемного  
обучения, носить творческий характер. Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения. Однако, не следует отрицать при этом роль внимания. Как известно, внимание является функцией, обслуживающей все психические процессы. Без внимания невозможно осуществлять ни одну сознательную деятельность, без внимания не возникает мысль. Следовательно, без внимания невозможно нормально построить процесс обучения. Поэтому так важно научиться управлять вниманием учеников [39, с.79]. У младших школьников небольшая устойчивость внимания, им свойственно частое отвлечение. В связи с этим с первых уроков необходимо «воспитывать» внимание.

Без наглядных методов  нельзя представить работу учителя  начальных  
классов, так как известно, что у дошкольников и младших школьников преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, требующее  
наглядного предъявления информации. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний и развитию школьников. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления учащихся. Это правило относится не только к средним и старшим, но и к начальным классам.

Известно, что наиболее эффективный  способ преподавания - это наглядная  демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Способы сочетания слова и средств наглядности при всем их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведет учащихся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов. При другой форме сочетания, резко отличающейся от только что описанной, сведения о предметах и процессах учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства служат для подтверждения или конкретизации словесных сообщений. В этом случае, на уроке, посвященном той же теме, учитель сам рассказывает о ее физических свойствах и показывает эти свойства. 

Первая из упомянутых форм сочетания  является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для  развития наблюдательности школьников. Превосходство первой формы сказывается  особенно резко тогда, когда должен быть осуществлен тонкий анализ объекта, например, при изучении внутреннего строения листа. Поскольку применение другой формы сочетания требует меньше времени, можно прибегать к ней, когда производится сравнительно «грубый» анализ объектов.

Знание учителем форм сочетания  слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной  эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

В начальных классах формируются  не только представления учащихся  
об изучаемых объектах, но и понятия. Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов наглядности. Это требование  
комплексного подхода к использованию средств обучения связано со  
спецификой их функций [2;6;12;14;24;32].

В зависимости от дидактических  функций различаются следующие виды наглядности:

  • естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые и т.п.); ее функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений;
  • картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение;
  • объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии;
  • звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов;
  • символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно - обобщенным, символическим отображением реального мира;
  • смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм; функция - воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Анализ педагогической литературы по проблеме позволил нам выделить основные наглядные методы, используемые на уроках в начальной школе.

При формировании представлений  основное место отводится образной  
наглядности. Наиболее простой, распространенный и традиционный ее вид  
- печатные картины и иллюстративные таблицы, как демонстрационные, так  
и раздаточные.

Картина  как средство обучения известна с XIX века. В  
учебно-воспитательном процессе (на уроке и во внеклассной работе)  
применяется в виде настенных демонстрационных картин большого формата;  
в виде иллюстративного материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в лентах иллюстраций (открыток, вырезок) к эпидиаскопу; в виде рисунков в учебниках. Картины могут быть специально созданы к отдельным темам учебной программы, репродукции художественных полотен известных мастеров также могут служить полезным  
учебным пособием.

Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их  
систематическое применение в школе: художник изображает основные  
признаки предметов и явлений в более концентрированном виде, чем это  
встречается в жизни. Вынесение основного на передний план обеспечивает  
возможность четкого отделения главного от второстепенного.  
Изобразительные средства способствуют яркому, образному, полному  
восприятию картины, стимулируют речь ученика.

На уроках картины используются для решения различных учебных  задач: они могут быть источником новых знаний, материалом для обобщения,  
иллюстрацией рассказа учителя или ученика, средством мотивации.

Достоинства учебных картин - их большая информационная емкость,  
достигаемая художественностью изображения изучаемого объекта, отсутствие несущественных деталей, могущих отвлечь внимание детей, статичность.  
Крупное изображение позволяет длительно фиксировать внимание учащихся на изучаемом явлении, направлять его на существенное, главное. Используя  
учебные картины, учитель знакомит школьников также и с приемами работы,  
которые потом найдут место при самостоятельной деятельности учеников с  
раздаточным материалом не только печатного, но и предметного характера,  
то есть с помощью картин формирует общеучебные умения. В педагогическом плане существенно и то, что картины как своеобразные художественные произведения оказывают на учащихся сильное эмоциональное воздействие, тем самым усиливая восприятие учебного материала. В то же время работа с картинами является своеобразной базой для понимания живописи, что  
важно в воспитательном и развивающем планах [6, с.32].

Таблицы различаются по назначению и оформлению. Основу одних из  
них составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой (таблицы  
с изображениями животных, растений:«Грибы», «Береза и ель», «Птицы» и т. п.).

Другие таблицы представляют собой сочетание цифрового, текстового  
или графического материала с одним, либо несколькими рисунками или без  
них. К ним относятся, например, таблицы по обучению грамоте, по русскому  
языку, для составления и решения задач, к урокам внеклассного чтения. Одни таблицы используются в качестве иллюстраций при объяснении нового  
материала, другие - как источник дополнительной информации для  
уточнения, расширения знаний учащихся, как материал для организации  
тренировочных упражнений. Они предназначены для длительного пользования. При наличии в них фотографий многие иллюстрации могут выполнять не менее важные обучающие функции, чем наглядные демонстрационные пособия.

Натуральные объекты. К ним относятся живые растения, объекты неживой природы (образцы полезных ископаемых). Натуральные объекты дают  
возможность обеспечить точное представление о величине, форме, объеме  
рассматриваемого предмета. Природные объекты доступны восприятию не  
только зрением, но и при помощи других органов чувств: осязания, обоняния. Наблюдение за живыми объектами в их среде обитания помогает установить особенности их жизни. Использование натуральных наглядных пособий обеспечивает получение верных и полных представлений, понятий об изучаемых растениях и животных. Натуральные объекты применяются в  
качестве демонстрационного и раздаточного материала.

Однако следует сказать, что не всегда школа по тем или  иным причинам может располагать  живыми растениями и животными. Поэтому  для  
учебных целей создаются специальные натуральные наглядные пособия в  
виде гербариев, коллекций, раздаточного природного материала, муляжей,  
макетов, препаратов и др. [20, с.153].

Коллекции. Это собрания однородных предметов, объединенных родовым признаком. В начальных классах используются коллекции полезных ископаемых, тканей, семян, почв и т. д. Коллекции используются, как  
правило, на уроках природоведения, труда при изучении соответствующих  
тем как источник знаний и при организации самостоятельной работы  
исследовательского характера.

Модели, макеты, муляжи - это трехмерные изображения предмета  
(его части или группы предметов) в уменьшенном или увеличенном виде. В  
начальной школе используются глобус, компас и некоторые технические модели - часовой циферблат, термометр и т. д. Модели используются как  
демонстрационные пособия при объяснении учебного материала и проверке  
знаний учащихся. На уроках труда, например,  как образцы при выполнении заданий, как основа для технических модификаций (модель машины с  
заменой кузова).

Рассмотренные выше средства обучения принято было относить к  
демонстрационным, так как они выступали преимущественно в роли  
иллюстраций к объяснению (рассказу) учителя. Однако, требование жизни - 
готовить школьников к самостоятельному труду - привело к существенному увеличению доли самостоятельной деятельности учащихся и соответственно изменило, расширило функции всех средств обучения, включая демонстрационные. В современной школе и картины, и таблицы, и коллекции нередко выступают как материал для самостоятельного индивидуального наблюдения, как средство организации самостоятельной познавательной учебной деятельности ученика.

Раздаточные материалы, предназначенные для индивидуального пользования, широко применяются в учебном процессе. К ним относятся счетные  
палочки, модели натуральных объектов (монеты, геометрические фигуры),  
применяемые на уроках математики, разрезная азбука и слоги к урокам обучения грамоте, гербарные листы дикорастущих и культурных растений, образцы полезных ископаемых (для природоведения), образцы готовых изделий и инструкционные карточки для уроков труда, индивидуальные модели  
из природного материала (листья, ветки, цветы, грибы и пр.) к урокам  
изобразительного искусства.

Достаточно свободная  структура дидактических материалов позволяет  
создавать из них варианты, соответствующие учебным целям конкретного урока. С помощью дидактических материалов учителю легче организовать дифференцированные занятия, занятия со слабоуспевающими учениками [19, с.93].

С появлением в школе мультимедийной системы, компьютерных программ, документ-камеры педагоги с удовольствием используют современные ТСО на уроках и во внеурочное время. Они постоянно совершенствуются; в школы поступают новые, апробированные ТСО. Внедрение новых технических средств в учебный процесс начальной школы расширяет возможности наглядных методов обучения.

Существуют различные  виды ТСО:

  • информационные;
  • программированного обучения;
  • контроля знаний;
  • тренажеры;
  • комбинированные.

К ним относятся:

  • кинопроекторы;
  • диапроекторы;
  • видеомагнитофоны;
  • телевизионные комплексы;
  • компьютеры;
  • мультимедийная система;
  • документ - камера.

Информация о работе Использование наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальных классах